Аннотация. В данной статье поднимается актуальный вопрос интеграции культурологических аспектов в уроки истории. На сегодняшний день в учебных планах и учебниках по предмету «История» можно заметить тенденцию к отделению культурных процессов от других: до сих пор изучение культуры представлено в отдельных темах и параграфах. Авторы данной статьи предлагают применить интегрированный подход, при котором изучение культурных аспектов идет совместно с политическими, экономическими, социальными и другими процессами для синхронизации получаемых учащимися знаний.

Ключевые слова: культура, аспект, образовательный процесс, культурология, урок, история.

Изучение культурологических аспектов в школе на уроках истории является неотъемлемой частью образовательного процесса. Культурологический подход к изучению истории предполагает не только знакомство с историческими фактами, но и понимание культурных контекстов, в которых эти факты происходили. Это позволяет ученикам не только запомнить даты и события, но и понять, как они связаны с культурной жизнью общества того времени, посмотреть на исторические события через призму восприятия современников, создать эмоциональную привязку с историческими явлениями. В своей статье «Проблемы изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста» М.В. Короткова пишет: «Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегративный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета» [8, c. 41].

Для полноты понимания важности культурологических аспектов в школьном историческом образовании следует привести определения данного термина:

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ, -и, ж. Наука о духовной культуре народа [15].
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ – гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. К., в отличие от философии культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель К. – реконструкция культурного универсума (картины мира), определяющего целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи [3].

Итак, как видно из определений, культурологические аспекты направлены главным образом на выстраивание культурного контекста исторических событий для лучшего их восприятия. Зачастую, к культурологии прибегают на уроках истории как раз для усиления эмоционального впечатления от изучаемых фактов, поскольку это работает в пользу мотивации учащихся, заставляя их осознавать свою принадлежность к историческому прошлому и культурному наследию.

Кроме того, культурологическая наука занимается изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию. Всё это в совокупности перекликается с целями, поставленными во ФГОС.

Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования:
«Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать:
История России. Всеобщая история:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; <...>
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества» [17].

Помимо ФГОС, совсем скоро современный учитель истории сможет опираться в своей работе на историко-культурный стандарт, направленный на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Данный проект разрабатывается по поручению президента с 2014 года, на март 2024 года не принят, но его разработка продолжается.

В концептуальных основах историко-культурного стандарта в пункте 2 мы видим, что данный проект предлагает уделять гораздо больше времени на освещение духовной и культурной жизни России – «...Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины» [6].

Также у учителя истории есть Федеральная рабочая программа, где прописано количество часов на изучение той или иной темы. Например, в 8 классе на изучение культурных аспектов в рамках курса «Всеобщая история» из 23 часов выделено 3 часа, а в «Истории России» из 45 часов, выделяется всего 6. Остальное время уходит на изучение политической истории [16].

Сценарии уроков по изучению культуры на уроках истории

Далее мы бы хотели привести примеры, как можно использовать интегративный подход к изучению вопросов культуры в рамках урочных и внеурочных занятий.

Пример 1
Урок в 8 классе по теме «Внешняя политика Екатерины II: южное направление». В течение всего урока мы будем обращаться к творчеству И.К. Айвазовского. Урок начинается с введения в тему «Внешняя политика Екатерины I», где рассказываем о направлениях ведения внешней политики – южном и западном. Данный урок будет посвящен именно южному направлению.

Далее переходим к иммерсивному приему: на слайде презентации демонстрируется картина И. К. Айвазовского «Черное море» и включается звук волн. Так мы погружаем учащихся в тему, даем психологическую разрядку в начале урока и привлекаем культурологический аспект – живопись. Здесь учитель говорит: «Вот и камень преткновения всей внешней политики второй половины XVIII века, а затем и XIX – Черное море. И.К. Айвазовский, знаменитый русский маринист, в своих работах не раз обращался к этому месту, оно явилось вдохновением практически всех его работ. Почему все же России так нужен был выход к Черному морю?» Дети высказывают свои предположения.

Затем переходим к первому заданию. Учащимся необходимо с помощью учебника заполнить пропуски в таблице на слайде по теме «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.». Так школьники сами изучают данную подтему, внимательно изучают один пункт параграфа и обращают внимание на основные детали. На выполнение данного задания отводится не более 5 минут.

Далее переходим к работе с картой русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Здесь можно вызвать к доске одного учащегося и задать вопросы – покажите черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы), найдите город, где был заключен мирный договор по итогу этой войны (Кючук-Кайнарджа). Могут быть даны и другие задания. На данный этап выделяется не более 3 минут.

Вернемся к культурным аспектам. Демонстрируется картина И.К. Айвазовского «Чесменский бой». Можно, не давая названия картины, попросить детей подумать, что изображено на данной картине и как она может называться. Чесменский бой – одно из важнейших сражений этой войны.

Затем идет небольшая лекционная часть от учителя, где он рассказывает о Георгиевском трактате и русско-грузинских отношениях. Здесь важно сделать отдельный акцент на термине «протекторат».

Вновь возвращаемся к культурным аспектам, показываем картину И.К. Айвазовского «Вид Константинополя при лунном освещении», можно включить звук города и опять провести иммерсивную часть: «И вот мы возвращаемся к «берегам Босфора, в город Стамбул, где турецкий султан вновь затевает войну с Россией».

Далее идет работа с текстом учебника. С его помощью учащимся нужно правильно сопоставить основные события русско-турецкой войны 1787-1791 гг. с их датами, которые даны на слайде. Оптимальное время на выполнение данного задания – 5 минут. Отдельно можно попросить учащихся выполнить данное задание в тетради, таким образом у них останется конспект, который можно будет использовать после урока. Здесь уже нужно давать больше времени на выполнение задания – не меньше 8 минут. После чего идет небольшая лекционная часть от учителя, где он рассказывает о Ясском мирном договоре. 

Если остается достаточно времени, целесообразно выделить время урока на ознакомление с основными героями тех войн Ф.Ф. Ушаковым, Г.А. Потемкиным, А.В. Суворовым и А.Г. Орловым. Рассказать о том, кто в каких сражениях участвовал, чем выделился и почему некоторые из них получили прозвища.

Также в течение урока можно показать небольшие фильмы или отрывки, например, посвященные Чесменскому сражению или одному из героев русско-турецких войн конца XVIII века.

В заключительном этапе проводится рефлексия на усмотрение учителя – небольшой блиц по пройденной теме, психологическая игра с сопоставлением себя с картинкой и т.д.

Пример 2
Занятие в 8 классе по теме «Культурное пространство Российской империи в XVIII веке». Название – «По стопам великого мастера». Данный сценарий может быть адаптирован как для урочной, так и для внеурочной деятельности.

В начале занятия даем историческую справку о главном герое – Варфоломее Варфоломеевиче Растрелли: родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашен Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом. Значимые работы – Петергофский дворец, Екатерининский дворец, Эрмитаж, Смольный собор, которые демонстрируем на слайдах презентации. На лекционный этап отводится не более 8 минут от урока.

Далее переходим к основному заданию. Учитель говорит – «Сегодня я хочу предложить вам почувствовать себя подмастерьями этого великого архитектора. Тем более, что он как раз оставил для вас письмо:

«Дорогие мои operai!
Я так занят работой над своим новым архитектурным творением, что совершенно не могу найти времени на доработку моих предыдущих чертежей. Я прошу вас помочь мне доделать несколько деталей Зимнего дворца в Петербурге. Задания передаю через своего помощника.
Буду высочайше вам признателен!
Ваш maestro».

Затем происходит деление класса на 4 группы. В оставшуюся часть урока рекомендуется называть детей подмастерья, а их группы – мастерские, для погружения в ролевую игру. Разделившись на команды, дети в случайном порядке разбираю папки с документами. В этих папках даны распечатки с текстами, фотографиями, чертежами детали, которая им досталась. По итогу прочтения и изучения данной информации, учащимся в команде нужно: 1) соорудить доставшуюся деталь; 2) написать текст, с описанием детали, на каких еще зданиях ее можно увидеть и почему именно ее нужно добавить на фасад Зимнего дворца. В распоряжении учащихся для сооружения модели архитектурной детали может быть пластилин/палочки/макароны/клей и др. Примеры деталей: пилястра, большое окно, амуры/маски/атланты/кариатиды, волюта. Оптимальное время на выполнение данного задания - 20-25 минут.

По истечении отведенного времени, каждая мастерская выступает с презентацией получившихся деталей. После чего, учитель делает вывод, что каждая деталь дополняет другую, и стиль елизаветинское барокко как раз выделяется своей пышностью, роскошью и сочетанием большого количества архитектурных деталей в одном месте.

В конце урока проводится рефлексия в виде вопросов: смогли бы вы продолжить заниматься архитектурным дизайном в будущем? Насколько легко или тяжело вам сегодня было на уроке? Почему?

Пример 3
Внеурочная деятельность в 9 классе по теме «Культурное пространство Российской империи в первой половине XIX века». Название – «За кулисами картин».

Цель проекта – популяризация творчества художников XIX века в России с помощью современных медиа ресурсов. Главным инструментом и площадкой, где будет происходить реализация, станет социальная сеть: учащимся необходимо будет создать канал с материалами, освещающими жизнь и творчество российских художников.

Для проведения внеурочной деятельности рекомендуется поделить класс на команды по 5-7 человек (на 4-5 команд), а далее определить ключевого художника для каждой группы путём жеребьевки. Подобрать художников может учитель, в предложенном образце – Иван Айвазовский, Василий Суриков, Иван Крамской и Карл Брюллов.

После организационных моментов, учащимся в группах необходимо выбрать период жизни данного художника; выделить основные моменты в творчестве в выбранный период; на основе подобранного материала составить контент-план публикаций; сформировать портрет целевой аудитории и общий контент-план телеграмм-канала на месяц, подобрать форматы постов и механизмы популяризации и привлечения аудитории. Работая как внутри сформированных групп, так и между ними, учащиеся смогут развить компетенцию кооперации.

Потенциал данного проекта – работающий на постоянной основе информационный источник, который сможет рассказать о жизни и работах известных художников, показать аудитории, как они отражали в своих работах исторические явления и факты того времени.

Пример 4
Урок в 8 классе по теме «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева». При изучении восстания Емельяна Пугачёва, как правило, используют литературный подход: отрывки и ссылки на произведение Александра Пушкина «Капитанская дочка», но мы предлагаем рассмотреть сценарий с другим культурологическим аспектом.

На первом слайде презентации демонстрируется три портрета: прижизненный портрет Емельяна Пугачева – гравюра де Мальи, прижизненный портрет Е. Пугачева неизвестного автора и парадный портрет Петра III кисти А. Антропова, где подписан только последний. После того, как учащиеся рассмотрели изображения, учитель говорит: «Как вы думаете, что общего между этими мужчинами? И почему, если крестьянину в 1773 году попросить указать на портрет Петра III, он укажет на две первых картины?» Эти вопросы подразумевают под собой начало эвристической беседы, в ходе которой учитель наталкивает детей на ответ «мужчина на первых картинах выдавал себя за императора Петра III», от которого мы приходим к термину «самозванчество» и теме урока.

Далее следует лекционная часть от учителя, где он рассказывает о Емельяне Пугачёве и причинах восстания, после чего дети работают с текстом учебника и самостоятельно выводят состав восставших. Затем учащиеся работают с историческими источниками – манифестами Пугачёва, составляют таблицу с этапами восстания. После завершения таблицы идёт работа с картой: учитель просит показать район восстания и его ход на карте. Затем следует лекционная часть от учителя, в которой рассказывается о последствиях восстания и причинах поражения Емельяна Пугачёва.

Когда основная часть урока пройдена, учитель предлагает построить исторические параллели с помощью культурологического аспекта: на слайде представляются портрет Лжедмитрия I неизвестного автора, картина «Княжна Тараканова» К. Флавицкого и уже знакомый учащимся прижизненный портрет Емельяна Пугачёва неизвестного автора. Здесь снова всплывает термин «самозванчество», и учитель предлагает вспомнить каждую из исторических личностей на слайде.

В заключительном этапе проводится рефлексия на усмотрение учителя – небольшой блиц по теме, синквейн или опрос на самый запоминающийся факт.

Некоторые идеи для проведения уроков истории с использованием культурологических аспектов мы можем найти в серии учебно-методических пособий «Школа историка: Все начинается с исторических источников», в выпусках 2 и 3, посвященные изучению истории и помощью произведений художественных произведений и кино [18].

Заключение

Почему все же важно уделять время изучению культурологических аспектов в школе? Культура – это то, что поможет нам оживить историю, придать ей человеческие качества. С помощью литературы, архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры и многих других видов искусства можно на осязаемых примерах показать ученику пути развития человеческого общества. Помимо этого, в культурные аспекты включают научное развитие человечества, а это может послужить нам связующим компонентом с другими предметными областями – математикой, физикой, химией и другими, что может стать мотивацией учащихся к самостоятельному изучению исторической науки. Данную статью мы закончим цитатой из статьи Абдулаева Э.Н. «О некоторых приемах изучения культуры»: «Важно сформировать у школьников представление, что произведения культуры могут быть не слишком точны в деталях, но при этом удивительно зримо и ярко передавать дух времени, накал страстей, мироощущение и миропонимание людей прошлого» [1, с. 10].

Список литературы:

  1. Абдулаев Э.Н. О некоторых приемах изучения истории культуры // Преподавание истории в школе. №5. С. 8-12.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003 г. 384 с.
  3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь // Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.
  4. Закиров О.А., Купалов Г.С. Познавательный интерес школьников к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. №8. С. 57-63.
  5. Иоффе А.Н. Художественная литература в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. №5. С. 3-13.
  6. Историко-культурный стандарт. (дата обращения: 26.03.2024)
  7. Карачевцев И.А. Чему учит история? О значении историко-антропологического подхода к преподаванию истории России в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. №3. С. 33-35.
  8. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. №5. С. 40-57.
  9. Короткова М.В. Использование игровых технологий в педагогических практиках музея и школы // Наука и школа. №2. С. 60-67.
  10. Короткова М.В. Методика изучения повседневной культуры в музее и школе. М.: МПГУ, 2020. 340 с.
  11. Короткова М.В. Новый образ методики преподавания истории в условиях информационных и визуальных вызовов XXI века // Преподавание истории в школе. №1. С. 9-12
  12. Оджо А.А. Методические возможности организации визуализированного обучения отечественной истории в VIII классе на материале культуры XIX века // Преподавание истории в школе. №1. С. 13-16.
  13. Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе. 2007 №7 С. 24-28.
  14. Стрелова О.Ю. Современный урок истории // Преподавание истории и обществознания в школе. №10. С. 28-32.
  15. Толковый словарь Ожегова [сайт]. (дата обращения 10.03.2024)
  16. Федеральная рабочая программа основного общего образования по истории. (дата обращения: 26.03.2024)
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (дата обращения: 26.03.2024)
  18. Школа историка. Все начинается с исторических источников. История в искусстве. Выпуск 2: Учебно-методическое пособие / Т.М. Апостолова, А.А. Сорокин, А.В. Половникова, А.А. Козлова, Н.Н. Маслова, С.И. Чипурных. М.: Книгодел, 2023. 76 с.

Studying cultural aspects on history lessons

Gilyarovskaya K.K.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Gudakova T.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kozlova Anna Alexandrovna,
Expert of the Centre for Public History of the Moscow City University, Candidate of Sciences in History

Abstract. In this article, the authors raise the issue of integrating cultural aspects into history lessons. At present, in curricula and textbooks for the subject «History», there is a tendency to separate cultural processes from others: until now, the study of culture has been presented in separate topics and paragraphs. The authors of this article propose to apply an integrated approach, under which the study of cultural aspects goes hand in hand with political, economic, social and other processes in order to synchronize the knowledge acquired by students.
Keywords: culture, aspect, educational process, cultural studies, lesson, history.

References:

  1. Abdulayev E.N. On some techniques for studying the history of culture // Teaching history at school. 2010 №5.: 8-12.
  2. Vyazemsky E.E., Strelova O.Yu. Theory and methods of teaching history / Study. For students. higher educational institutions. Moscow: Humanitarian Publishing Center «VLADOS», 2003. 384 p.
  3. Gitzanov A.A. The latest philosophical dictionary // Mn.: Ed. V.M. Skakun, 1998. 896 p.
  4. Zakirov O.A., Kupalov G.S. Students' cognitive interest in history // Teaching history and civics in school. 2019. №8.: 57-63.
  5. Ioffe A.N. Literature in the teaching of history and civics // Teaching history at school. 2016. №5.: 3-13.
  6. Historical and cultural standard. (date of the address: 26.03.2024)
  7. Karachevtsev I.A. What does history teach us? About the meaning of the historical and anthropological approach to teaching the history of Russia in school // Teaching history and civics in school. 2014. №3.: 33-35.
  8. Korotkova M.V. The problem of studying culture in the school course of history: the view of a methodologist // Teaching history at school. 2010. №5.: 40-57.
  9. Korotkova M.V. Use of gaming technologies in museum and school educational practices // Science and School. 2020. №2.: 60-67.
  10. Korotkova M.V. Methodology for studying everyday culture in a museum and school. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2020. 340 p.
  11. Korotkova M.V. A new image of the methodology for teaching history in the context of information and visual challenges of the 21st century // Teaching history at school. 2018. №1.: 9-12.
  12. Ozho A.A. Methodological possibilities of organizing visualized learning of domestic history in grade 8 based on the culture of the 19th century // Teaching history at school. 2018. №1.: 13-16.
  13. Ryabtsev Yu.S. School domestic history and Russian culture // Teaching history at school. 2007 №7.: 24-28.
  14. Strelova O.Yu. Modern history lesson // Teaching history and civics in school. 2015. №10.: 28-32.
  15. Explanatory dictionary of Ogiegov [website]. (date of the address: 10.03.2024)
  16. Federal working program of basic general education in history. (date of the address: 26.03.2024)
  17. Federal state educational standard of basic general education. (date of the address: 26.03.2024)
  18. School of the Historian. Everything starts with historical sources. History in art. Issue 2: A teaching manual / T.M. Apostolova, A.A. Sorokin, A.V. Polovnikova, A.A. Kozlova, N.N. Maslova, S.I. Chipurnykh. Moscow: Knigodel, 2023. 76 р.