Аннотация. В статье рассматривается блогинг как современный инструмент популяризации контента инклюзивной тематики. Обосновывается актуальность и новизна обозначенной темы, описана проблематика и пути ее реализации в современном информационном пространстве.

Ключевые слова: блогинг, инклюзивный блогинг, информационно-коммуникационные технологии, образование, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, информационное пространство.

Новейшие информационные технологии в совокупности с повсеместным использованием возможностей глобальной сети Интернет формируют высокий уровень информатизации современного общества. В течение нескольких последних лет данная область стала все глубже включаться и в образовательное пространство: появились разнообразные образовательные подкасты; многие ученые, педагоги и отдельные личности стали вести свои блоги. Благодаря этому происходит формирование нового информационного уровня взаимодействия педагога и обучающегося, специалиста и родителей.

Под понятием «блог» мы понимаем специальную площадку в сети Интернет для распространения контента на конкретную тематику. Он может быть представлен в различных форматах: посты, опросы, документы, изображения и другие мультимедиа. Основной характерной особенностью всех блогов является наличие коротких записей временной значимости, которые отсортированы в хронологическом порядке. В статье А.А. Толстых, Е.Д. Кузнецовой, С.С. Поддубного обозначаются виды образовательных блогов (блог учителя (преподавателя), блог сетевого сообщества, блог – «школьная/студенческая газета», блог класса (группы)) и указывается, что они значительно повышают эффективность взаимодействия педагога и обучающихся, усиливают интерес к образовательному контенту за счет нестандартных средств информационно-коммуникационных технологий, развивают информационную культуру обучающихся и делают осуществление образовательного процесса более удобным [6]. Однако следует также подчеркнуть, что данная информация будет полезная не только для обучающихся, но и для их родителей.

В отечественной науке доказано, что первостепенным институтом социализации детей является семья, где активно происходит развитие и становление личности (отечественные – Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Е.Л. Горлова, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, В.В. Селина и др. и зарубежные исследователи – Г. Доман, В. Сатир, Ю. Хямяляйнен, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Перечисленные авторы отмечают, что именно высокий уровень педагогической компетентности родителей играет решающую роль, потому что он помогает не допускать ошибок в воспитании собственных детей. Именно поэтому образовательный блогинг будет как никогда актуален и для родителей как один из современных инструментов формирования родительских компетенций. Ведение блога позволяет создать внутри всех участников образовательного процесса единое информационно-образовательное пространство. Первостепенное значение здесь имеет тот факт, что использование блога возможно любым пользователем, вне зависимости от того, где бы он ни находился. Блог дает возможность обмена информацией между всеми заинтересованными участниками образовательного процесса и возможность оперативного получения ответов на интересующие вопросы.

Все мы знаем, что наше общество очень разное: существуют различные социальные группы, имеющие различные интересы, ценности и потребности. Одной из таких социальных групп являются люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их семьи, друзья и близкие. Всех объединяет одно – интерес к инклюзивному пространству. В связи с этим не удивительно, что в информационном пространстве появился инклюзивный блогинг. Под данным понятием мы подразумеваем тематическое онлайн-пространство на различные инклюзивные тематики, в том числе для реализации возможностей и талантов людей с инвалидностью.

Безусловно, социальные сети не заменят живого общения, однако трансляция положительного решения проблемных ситуаций, успешности развития жизненных ситуаций детей, взрослых с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, а также их семей через блогинг может положительно сказаться на изменении жизни других семей, которые столкнулись с подобными жизненными обстоятельствами, став определенным ресурсом для них.

В чем же заключаются особенности инклюзивного блогинга? Рассмотрим их далее.

Просветительство: в блоге можно публиковать информацию о различных аспектах инклюзивности, таких как равноправие, доступность, понимание и принятие различий. Это поможет распространять знания об инклюзии и бороться с предубеждениями и стереотипами.

Поддержка: блог может стать местом общения и взаимопомощи для людей с инвалидностью, их близких и всех, кому интересна или важна инклюзия. Он поможет людям чувствовать поддержку и надежду на будущее.

Обучение: блог может предлагать образовательные материалы и рекомендации по инклюзивному образованию для педагогов, родителей, воспитателей и всех, кто взаимодействует с детьми и взрослыми, имеющими различные особенности в развитии.

В настоящее время в интернет-пространстве представлено некоторое количество инклюзивных блогов. Рассмотрим более подробно данное тематическое направление.

Онлайн-пространств в наше время существует достаточное количество, однако для людей с инвалидностью их не так много. На сегодняшний день известно об одном едином информационном онлайн-пространстве «Особый взгляд» для людей с разными возможностями зрения, где обсуждаются вопросы инклюзии и доступной среды, представлены культурные и спортивные события для людей с нарушением зрения, их дальнейшая самореализация, трудоустройство, информации о сохранении зрения и разнообразные технологические разработки для незрячих людей.

Инклюзивные блогинги только-только начинают набирать популярность и являются достаточно редким явлением. Команду подобных блогов представляют люди с инвалидностью и без нее. И здесь мы говорим не о некоммерческой организации или благотворительном фонде, а о совместной безвозмездной деятельности ради общей идеи. А идея заключается в том, чтобы продвигать инклюзию как позитивный тренд, а инвалидность как возможный ресурс для новых совершений.

Мы бы хотели рассказать об одном интересном инклюзивном блоге, ставшим масштабным проектом – «Смотрители без конечности». Данный проект создала команда из Самары по обучению блогеров с инвалидностью. Авторы делятся с нами информацией о том, как стать частью их сообщества, не стесняться заявлять о себе в интернете и отправиться в увлекательное путешествие. Команда состоит из трех блогеров: Ольги, Алексея и Дарьи. Инвалидность имеется только у Ольги и Алексея. Стоит отметить, что до создания проекта все участники команды вели свои личные страницы в социальных сетях. Данный проект был создан для того, чтобы с юмором рассказывать об инвалидности и о реальных возможностях людей с различными нарушениями. Со временем их стали все чаще приглашать делиться личным опытом на различных площадках страны и сотрудничать с программами социальных инвестиций.

Совместно с организацией СИБУР они стали развивать проект «Город возможностей». Это совершенно новое сообщество инклюзивных авторов с обучающими курсами и поддерживающей средой для начинающих. Как рассказывает команда, название у проекта не самое простое, изначально организаторы планировали делиться опытом со своей аудиторией, а в будущем создать постоянно работающую и позитивную среду, где каждый бы смог почувствовать себя частью большого и важного дела. Со всеми интересующимися видео и статьями о блогинге можно ознакомиться в сообществе «Город возможностей», для этого необходимо стать его участником.

Организаторы проекта делятся со своей аудиторией тем, что популярным спросом у них пользуются эфиры о развитии личного бренда с деятелями в сфере инклюзии, об эффективных коллаборациях, а также об эстетике инвалидности и просят этому уделить особое внимание. В рамках данного проекта возможно отправиться в блог-тур [2]. Для этого новым участникам «Города возможностей» необходимо регулярно выполнять задания, выигрывать призы, рекламу и экспертную поддержку своего блога. Все люди добавляются в общий чат, где царит доброжелательная атмосфера, а лучшие участники по итогам года отправляются в блог-тур, место проведения которого из года в год меняется. В прошлом году победители отправлялись в Москву, а в этом их ждет незабываемое путешествие в Сочи. Чтобы стать участником проекта, необходимо заполнить анкету.

Команда также сообщает нам о том, что благоприятная среда в чате для них очень важна, поэтому всем нам рекомендует не бояться, а как можно быстрее регистрироваться в проекте.

География, возраст участников и темы, которые они освещают разнообразны. Одни могут рассказывать про кулинарию, другие про книги, третьи формируют личный бренд, четвертые – вообще популяризируют настольные игры, в общем, ограничений в тематике и возможностях никаких нет. Единственное, важно только помнить, что блог должен соприкасаться с инклюзией и вести его должен инклюзивный коллектив или человек с инвалидностью, а развиваемая тема имела инклюзивный контекст.

В качестве основной площадки для начинающих блогеров ими была выбрана социальная сеть «Вконтакте». По мнению организаторов, данная площадка одна из самых популярных и доступных в нашей стране, в том числе для блогеров с нарушением зрения. Для удобства контент дублируется в двух форматах: видео и аудио. Это позволяет каждому пользователю с легкостью овладеть материалами курса в доступной для себя форме.

В информационном пространстве блогеры делятся своим опытом с теми, кто хотел бы начать свое дело. Одна из участниц команды говорит, что, прежде чем заводить блог, необходимо обязательно определиться с целью. Со временем она может изменяться, но нужно четко понимать, зачем это тебе это нужно. Одни что-то продают, другие формируют определённый взгляд на мир, третьи делятся своими наблюдениями, четвертые запускают проекты на базе блога, а кто-то организовывает мероприятия для читателей. Выбор колоссальный! Но основной целью любого блога является создание лояльной аудитории, которая будет его с интересом читать.

Команда инклюзивного проекта поделилась, что начинать создание блога нужно с оформления страницы. Не важно, будет ли это отдельная страница блога или личная. Заходя туда, человек сразу должен понимать, кто перед ним и чем он может быть для него полезен. Незрячим блогерам на первых порах не стоит пренебрегать визуальной составляющей, можно облегчить жизнь и привлекать знакомых для создания необходимого количества фотоконтента, который следует регулярно обновлять, но необходимо заранее изучить хотя бы основные правила создания визуального контента.

При создании контента незрячим блогерам важно не бояться просить о помощи. Все это нужно лишь для того, чтобы лента социальных сетей была как можно разнообразней.

Вместе с этим команда инклюзивного блога рекомендует не забывать о регулярности публикации нового контента. Как пример, можно обратиться за помощью к знакомым и попросить давать обратную связь. А также предложить им подписаться и рассказывать своей аудитории. Создав систему рубрик в блоге, подписчикам будет удобнее наблюдать за информацией. Личная жизнь она на то и личная, что если вы не хотите, то освещать ее в блоге не обязательно. Ваш блог может быть тематическим, однако на странице должна прослеживаться индивидуальность и ваш собственный стиль.

Инклюзивный блог благоприятно сказывается не только на человеке с сохранным развитием, помогая ему структурировать мысли, навести порядок в жизни и в делах, но и на человеке с инвалидностью, помогая ему обрести новый и современный инструмент просвещения общества по теме правильного взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Стоит заметить, что в этой связи инклюзивный блогинг можно рассматривать как направление, обусловленное развитием инклюзивного мировоззрения нашего общества.

Большинство инклюзивных блогов зачастую ведут родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря данному направлению появляется возможность расширения профессиональных компетенций, в том числе и людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, когда они овладевают навыками написания материала, съемками, вообще созданием всего материала для блогинга –  это и есть то новое и современное направление для нашего общества, которым могут овладеть люди с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря технологиям дистанционного обучения инклюзивный блогинг пользуется высоким спросом. Он позволяет значительно повысить уровень компетентности родителей в вопросах образования и является одним из современных и эффективных инструментов современного образовательного пространства. Именно такой подход отвечает требованиям времени и создает основу образовательной системы будущего.

Список литературы:

  1. Волкова И.П., Писаренко Е.Н. Социально-психологические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в процессе социальной адаптации инвалидов по зрению // Вестник психофизиологии. 2017. №4. С. 73-82.
  2. «Город возможностей». Как стать блогером и отправиться в инклюзивный блог-тур // Информационный портал «Особый взгляд» (дата обращения: 01.03.2024).
  3. Гришаева С.А. Использование цифровых технологий для формирования инклюзивной культуры в обществе / С.А. Гришаева, Т.А. Береговская, О.Н. Гатилова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Ялта, 19-21 мая 2022 года / Под научной редакцией Ю.В. Богинской. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2022. С. 54-57.
  4. Ефимов Е.Г., Хорошунова Е.Е. Социальные сети как фактор формирования образовательной среды людей с инвалидностью // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. №3(29). С. 127-132.
  5. Миносянц Н.Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3 (дата обращения: 01.03.2024).
  6. Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С. Виды и особенности использования образовательных блогов // Территория науки. 2017. №6. C. 23-28.

Inclusive blogging as a tool of the modern educational space

Goldberg M.Y.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Tarasenkova A.V.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research Supervisor:
Mironova Angelina Valerievna,
Senior Lecturer of the Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University

Abstract. The article is about blogging as a modern tool for popularization of inclusive content. The relevance and novelty of the designated topic are substantiated, the problems and ways of its implementation in the modern informational environment are described.
Keywords: blogging, inclusive blogging, ICT, education, limited health opportunities, disability, informational environment.

References:

  1. Volkova I.P., Pisarenko E.N. Socio-psychological aspects of the use of information and communication technologies in the process of social adaptation of visually impaired // Bulletin of Psychophysiology. 2017. №4.: 73-82.
  2. «City of Opportunity». How to become a blogger and go on an inclusive blog tour // Information portal «Special Look» (date of the address: 01.03.2024).
  3. Grishaeva S.A. The use of digital technologies for the formation of an inclusive culture in society / S.A. Grishaeva, T.A. Beregovskaya, O.N. Gatilova // Socio-pedagogical support for people with disabilities: theory and practice : A collection of articles based on the materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Yalta, May 19-21, 2022 / Under the scientific editorship of Yu.V. Boginskaya. Simferopol: Limited Liability Company «Publishing House Printing House «Arial», 2022.: 54-57.
  4. Efimov E.G., Khoroshunova E.E. Social networks as a factor in the formation of the educational environment of people with disabilities // Sign: problematic field of media education. 2018. №3(29).: 127-132.
  5. Minosyants N.G. Virtual information environment as a modern resource for improving parental competence // Modern problems of science and education. 2016. №3 (date of the address: 01.03.2024).
  6. Tolstykh A.A., Kuznetsova E.D., Poddubny S.S. Types and features of the use of educational blogs // Territory of Science. 2017. №: 23-28.