Аннотация. В современном мире происходит процесс интеграции учебных дисциплин, выражением данного процесса являются межпредметные связи. В данной статье представлен урок, проводимый с применением игровых технологий, позволяющий задействовать межпредметные связи на примере изучения исполнения бюджета города Москвы. В ходе урока учащиеся закрепят и продемонстрируют знания в области экономики и обществознания.

Ключевые слова: межпредметные связи, город Москва, учащиеся, исследование, бюджет, учитель.

Стремительное развитие науки порождает актуальность реализации в обучении межпредметных связей, ведь для изучения новых проблем требуется комплексный анализ ситуации с применением знаний из различных видов наук. Я.А. Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [4]. Именно поэтому в современных реалиях межпредметные связи становятся необходимыми в образовании, это формирует у учащихся не частные, а обобщенные умения. Для этого учебная программа выстраивает такую образовательную траекторию, в которой изучение определенной дисциплины опирается на знания, изучаемые в других дисциплинах. Примерами предметов, которые изучаются во взаимосвязи, являются: история и обществознание, математика и химия/физика, русский язык и литература, обществознание и экономика, литература и история и т.д.

Учителю для преодоления трудности применения межпредметных связей в обучении требуется заинтересованность учащихся в учебном процессе каждого предмета. Существуют различные способы вовлечения учеников в образовательный процесс, одним из эффективных методов является игровой метод [2], [5], [6]. Он предполагает продуктивное взаимодействие ученика и учителя, что позволяет лучше усвоить новый материал. Одной из целей данного метода является создание определенных условий, при которых ученик проявляет широкий спектр навыков: коммуникативных, познавательных, критических, аналитических. Проведение урока в классической форме не всегда позволяет раскрыть в полной мере способности каждого ученика. Интерактивные же методы, такие как игра, позволяют задействовать практически всех учеников. Совместная работа в процессе изучения новой темы предоставляет возможность каждому ученику внести особый индивидуальный вклад, происходит анализ, обмен мнениями, знаниями, а также идеями. Вместе с тем создание игры является достаточно трудоемким процессом, при этом методических разработок не так много – среди них можно отметить, в частности, работы Б.В. Корнейчука [5] и Л.Г. Лабскера, [6], поэтому создание новых методических разработок в данной области является актуальным.

Примером применения игрового интерактивного метода является урок в форме мини-исследования. В процессе исследования учащиеся собирают, анализируют данные, формулируют свое мнение (доводы), а также приводят аргументы и защищают свою позицию. Мини-исследование в обучении чаще всего применяется в работе с текстами, в которых используются реальные статистические данные. Их анализ требует больших умственных и физических усилий, поэтому необходима помощь учителя, как наставника, который лишь направляет учеников на истинные ответы. В исследовании представлена разработанная методика урока обществознания для школьников 9-11 классов, в ходе которой учащиеся совместно с учителем проведут мини-исследование. Темой исследования является анализ исполнения бюджета города Москвы с помощью портала «Открытый бюджет города Москвы». Учащиеся познакомятся с интерфейсом сайта, проанализируют исполнение бюджета города Москвы, сравнят доходные и расходные части бюджета. Следует отметить, что в таком занятии используется не только игровые методы, но и элементы бриколажа – такого отношения к образовательному процессу, в ходе которого учитель обращается не к учебникам по предмету, а использует иные материалы. Развитие бриколажа в педагогической практике в первую очередь связывают с активным развитием цифровых технологий [11], позволяющих использовать для обучения социальные сети, материалы сайтов, аудио- и видеоматериалы, тем самым позволяя педагогам создавать новые образовательные продукты, способствующие эффективному усвоению информации обучающимися. Отмечается, что такой подход помогает развивать дивергентное мышление, взглянуть на проблему с различных сторон [7].

В ходе изучения данной темы учащимся понадобится вспомнить знания из курса экономики и обществознания – уже имеющиеся, а также приобретенные знания пригодятся им в ходе выполнения практических заданий. Память усвоенного ранее материала станет основным стимулом работы на данном этапе, так как психологические механизмы деятельности имеют мотивационное значение. По окончании данного исследования учащиеся выявят проблемные области в управлении финансами и смогут предложить рекомендации по их улучшению.

Изучаемая в ходе исследования платформа представляет собой не только обширную базу данных о бюджете Москвы, но и обучающий бесплатный сервис. Любой человек может узнать новую для себя информацию в доступной форме (таблицы, схемы, систематическое изложение материала). После каждой изучаемой темы, а их всего девять, предлагается небольшой тест на закрепление изученного материала (см. рисунок 1).

Рис. 1. Начальная страница сайта Открытый бюджет города Москвы. Обучающий сервис [8]

Обучающимся в школе будет полезен данный сайт. Во-первых, на сайте содержатся необходимые теоретические данные для изучения экономики и обществознания. Во-вторых, анализ сайта позволит учащимся повысить свой уровень финансовой грамотности, позволит узнать о том, как устроена бюджетная система Москвы, какие существуют проблемные области в распределении доходов, какие сферы являются приоритетными и финансируются больше. Одной из функций данного портала является возможность узнать исполнение бюджета на конкретную дату. Для этого в графе «Этап» необходимо выбрать «Исполнение на дату», выбрать год и ввести интересующее нас число, сайт сразу же отображает все параметры (см. рисунок 2).

Рис. 2. Представление параметров бюджета столицы на сайте «Открытый бюджет города Москвы» [8]

Для того, чтобы сравнить, как изменялся план бюджета Москвы, на портале представлена функция просмотра проекта бюджета. Для этого в графе «Этап» необходимо выбрать «Проект закона о бюджете» и указать стартовый год, платформа покажет данные этого года и два последующих (см. рисунок 3).

Рис. 3. Проект бюджета города на сайте «Открытый бюджет города Москвы» [8]

После ознакомления учащихся с интерфейсом сервиса «Открытый бюджет города Москвы» им будет предложено мини-исследование данных об исполнении бюджета столицы. В зависимости от заданий они будут работать:

  • совместно с учителем,
  • самостоятельно,
  • в небольших группах.

Каждое задание направлено на выработку определенных навыков и умений, а также на развитие умственных способностей – формирование критического, аналитического мышлений, коммуникационных навыков. Далее представим содержание заданий.

Задание 1. Анализ динамики бюджета города Москвы.

Обучающиеся делятся на группы по 4 человека, им выдается раздаточный материал – таблица (см. таблицу 1). Задание состоит в анализе динамики исполнения бюджета города Москвы за 2015-2023 годы и формулировании двух выводов:
1) о сходствах;
2) о различиях.

Таблица 1. Доходы бюджета города Москвы (источник: составлено авторами на основании данных Открытого бюджета Москвы [9]) 

Год

Доходы, всего, млрд. р.

Налоговые доходы, млрд. р.

Неналоговые доходы, млрд. р.

Безвозмездные поступления, млрд. р.

2015

1665

1397,5

192

75,5

2016

1852,6

1566,3

208,4

77,9

2017

2097

1795,8

254,1

47,1

2018

2376,6

2044,3

255,5

76,8

2019

2630,9

2281,6

276,6

72,7

2020

2869

2326,1

254,2

288,7

2021

3335,7

2908,8

289,1

137,7

2022

3654,4

3196,2

364,9

93,4

2023

4211,0

3750,0

382,7

78,3

В ходе выполнения данного задания обучающиеся смогут развить аналитические способности, учатся коммуницировать внутри группы и отстаивать свою точку зрения, а также знакомятся с изменениями в бюджете города. Следует отметить, что данное задание также позволит им узнать размер городских доходов и понять, какую важную роль играют налоги в доходах столицы, что покажет важность своевременной и полной уплаты обязательных платежей в бюджет и положительно повлияет на формирование их налоговой культуры [12].

Задание 2. Обучающимся индивидуально необходимо на скорость найти верные ответы и записать их на лист.

Пример формулировки задания для обучающихся: «Используя портал «Открытый бюджет города Москвы», напишите соотношение доходов и расходов на даты: 17 июля 2027 года; 15 августа 2019 года; 19 мая 2022 года; 30 ноября 2023 года и на текущую дату.

Данное задание развивает реакцию, а также умение быстро ориентироваться в большом потоке информации.

Задание 3. Обучающимся необходимо сравнить доходы и расходы бюджета города за несколько лет (например, за 2021, 2022 и 2023 год) и сделать выводы о размере дефицита или профицита бюджета, сформулировать причины появления дефицита/профицита бюджета и публично представить свою точку зрения перед классом.

Данное задание стимулирует учащихся находить информацию в разных открытых источниках, систематизировать и анализировать ее, искать причинно-следственные связи. Они сами становятся в определенном смысле бриколёрами – теми, кто самостоятельно создает новый продукт (в данном случае – интеллектуальный) [1].

Задание 4. Используя интернет и портал, проанализируйте Закон №33 от 22.11.2023 «О бюджете города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» и сделайте выводы, основываясь на наблюдениях и своем жизненном опыте.

Данное задание развивает критическое мышление, так как необходимо анализировать и строить логические цепочки в сжатые сроки, также обучающиеся учатся сопоставлять факты, строить умозаключения и публично выступать.

Задание 5. Учитель запускает на интерактивной доске портал и вместе с учениками «по руке» отвечает на вопросы, представленные на слайде. Школьникам необходимо попробовать ответить на вопросы по теме «Бюджет и его составляющие».

Примеры вопросов [8]:

Бюджет – это…

  • форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
  • золотовалютный резерв государства;
  • финансы всех граждан и организаций, находящихся на территории государства;
  • государственные доходы, которые фиксируются в виде финансового документа.

Что предполагает принцип сбалансированности бюджета?

  • доходы бюджета, уменьшенные на величину привлеченных источников финансирования дефицита бюджета, должны быть равны расходам;
  • доходы бюджета должны превышать расходы;
  • доходы совместно с привлеченными источниками финансирования дефицита бюджета должны быть равны расходам;
  • расходы бюджета не могут быть больше доходов.

Какой размер предельного дефицита у бюджета города Москвы?

  • 10% от общего годового объема утвержденных доходов;
  • 15% от общего годового объема утвержденных доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
  • бюджет нельзя планировать с дефицитом;
  • 15% от общего годового объема утвержденных доходов.

Данное задание направлено на закрепление изученного материала, устранение проблемных мест в новой теме.

Изученные раннее темы по экономике и обществознанию позволят ученикам лучше ориентироваться в таблицах, графиках, а также в понятийном аппарате, использованном на сайте. Развивающая функция межпредметных связей позволит выработать на данной игре системное мышление, творческие способности. Через анализ таблиц, ответы на вопросы учителя, а также самостоятельную работу над заданием происходит развитие навыков мышления. Творческие способности реализуются в самом процессе выполнения заданий, в качестве креативного подхода в решении вопроса. Следует отметить, что в ходе игры учащиеся приобретут много знаний и об экономике своего родного города, его финансовых возможностях и инвестиционном потенциале [3], задумаются о масштабах денежных потоков столицы, и, возможно, захотят активно участвовать в улучшении жизни мегаполиса.

В статье представлен пример того, как можно эффективно применять межпредметные связи в изучении новой темы. Обществознание и экономика взаимодополняющие предметы, именно поэтому использование знаний одного предмета в изучении другого позволит разнообразить образовательную деятельность, систематизировать знания. А применение инновационных педагогических методов - игровых методик (таких как мини-исследование) и бриколажа позволит повысить интерес к изучаемой теме. Межпредметные связи при целенаправленном осуществлении перестраивают образовательный процесс и выступают на данном этапе, как современный дидактический принцип [10].

Список литературы:

  1. Бриколаж как альтернативный подход к образованию / Ю.Н. Кожубаев, Е.Н. Овчинникова, В.В. Беляев, М.А. Коробицына // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2023. Т. 1. С. 214-216.
  2. Держай Г.Ю., Пазенко Е.А. Деловая игра как метод активного обучения на уроках обществознания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. С. 75-78.
  3. Евдокимова Ю.В., Шинкарева О.В. Инвестиционный потенциал Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2022. №1(55). С. 9-14.
  4. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Педагогика, 1995. 234 с.
  5. Корнейчук Б.В. Экономика. Деловые игры. М.: Магистр, 2021. 208 с.
  6. Лабскер Л.Г., Ященко Н.А. Теория игр в экономике, финансах и бизнесе: учебник. М.: КноРус, 2021. 526 с.
  7. Неборский Е.В. Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7, №2(27) (дата обращения: 04.04.2024).
  8. Открытый бюджет города Москвы. Обучающий сервис (дата обращения: 04.04.2024).
  9. Портал Правительства Москвы «Открытый бюджет города Москвы» (mos.ru) (дата обращения: 04.04.2024).
  10. Формирование и развитие метапредметных компетенций на основе цифровых сервисов в сфере общего образования / С.В. Весманов, А.А. Терехов, Д.С. Весманов, В.В. Источников // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2023. №1(35). С. 118-131.
  11. Формирование новых компетенций для общественного сектора цифровой экономики: монография / В.В. Строев, М.Л. Левицкий, О.А. Ломовцева [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2021. 180 с.
  12. Шинкарева О.В., Павлова М.Н. Уроки налоговой грамотности для школьников как способ формирования налоговой культуры граждан России // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2022. №2(32). С. 99-106.

The game as a tool for involving students in the process of studying economics and social studies on the example of analyzing the execution of the budget of the city of Moscow

Selezneva A.S.,
student of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Kuzmina A.V.,
student of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Abstract. In the modern world, the process of integration of educational disciplines is taking place, the expression of this process is interdisciplinary connections. This article presents a lesson conducted using gaming technologies, which allows you to use interdisciplinary communications on the example of studying the execution of the budget of the city of Moscow. During the lesson, students will consolidate and demonstrate knowledge in the field of economics and social studies.
Keywords: intercommunication, Moscow, students, research, budget, teacher.

References:

  1. Bricolage as an alternative approach to education / Yu.N. Kozhubaev, E.N. Ovchinnikova, V.V. Belyaev, M.A. Korobitsyna // Modern education: content, technology, quality. 2023. Vol. 1.: 214-216.
  2. Dergay G.Yu., Pazenko E.A. Business game as a method of active training in social studies // Problems of modern pedagogical education. 2020. №69-4.: 75-78.
  3. Evdokimova Yu.V., Shinkareva O.V. Investment Potential of Moscow // Bulletin of the University of the Government of Moscow. 2022. №1(55).: 9-14.
  4. Komensky Ya.A. Great didactics. Moscow: Pedagogy, 1995. 234 p.
  5. Korneychuk B.V. Economics. Business games. Moscow: Master, 2021. 208 p.
  6. Labsker L.G., Yashchenko N.A. Theory of games in economics, finance and business: textbook. Moscow: KnoRus, 2021. 526 p.
  7. Neborsky E.V. Education of the future: key pedagogical innovations and trends in the development of the educational environment // Internet journal Science. Vol. 7, №2(27) (date of the address: 04.04.2024).
  8. Open budget of the city of Moscow. Training service (date of the address: 04.2024).
  9. Moscow Government Portal «Open Budget of the City of Moscow» (mos.ru) (date of the address: 04.2024).
  10. The formation and development of meta-subject competencies based on digital services in the field of general education / S.V. Vesmanov, A.A. Terekhov, D.S. Vesmanov, V.V. Istochnikov // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Economics. 2023. №1(35).: 118-131.
  11. Formation of new competencies for the public sector of the digital economy: monograph / V.V. Stroev, M.L. Levitsky, O.A. Lomovtseva [and others]. Moscow: Moscow City University, 2021. 180 p.
  12. Shinkareva O.V., Pavlova M.N. Tax literacy lessons for schoolchildren as a way to form a tax culture of Russian citizens // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Economics. 2022. №2(32).: 99-106.