Аннотация. В статье рассматривается авторский подход к формированию произносительных навыков младших школьников на уроках английского языка с использованием метода драматизации. В основной части статьи детализируется система требований к формированию произносительных навыков и фонетическая сторона речи. Излагаются результаты проведенного исследования с позиции возможности интеграции метода драматизации в процесс формирования произносительных навыков на уроке английского языка для младших школьников (приведены данные опроса учеников и педагогов начальных классов). Заключение подчеркивает эффективность метода драматизации и необходимость учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Использование данного подхода позволяет учащимся достичь лучшего произношения и повысить свою языковую компетенцию.

Ключевые слова: английский язык, драматизация, произносительные навыки, начальная школа.

Английский язык является одним из наиболее распространенных языков на планете. Его знают миллионы людей во всем мире, и он используется в качестве языка международной коммуникации, деловых переговоров, научных исследований, технических спецификаций, развлекательных программ и многих других областей. Учитывая его широкое распространение и популярность, правильное произношение является ключевым элементом общения на английском языке. Правильное произношение и интонация должны формироваться именно на начальном этапе изучения иностранного языка. Если были проигнорированы какие-либо неправильные привычки произнесения определенных звуков, то в большинстве случаев их невозможно будет исправить на последующих этапах обучения.

Как известно, необходимость формирования произносительных и интонационных навыков находит отражение в нормативных документах. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) и Федеральные рабочие программы начального общего образования по английскому языку включают в себя требования по обучению произношению и интонации, одним из обязательных пунктов является способность различать на слух и правильно произносить слова и фразы. В данной статье мы рассмотрим драматизацию в качестве эффективного метода для формирования произносительных навыков младших школьников.

Система требований к формированию произносительных навыков

Обучение иноязычному речевому общению включает в себя множество аспектов, одним из которых является фонетический. При проектировании учебного процесса по иностранному языку следует уделять особое внимание формированию произносительных навыков на начальном этапе обучения. «Опытные учителя хорошо знают, что сформировать навык легче, чем скорректировать то, что некорректно сформировано ранее. От фонетических неточностей, которым не уделялось должное внимание на начальном этапе, зачастую так и не удается избавиться в дальнейшем» [8, с. 122].

Предлагаем рассмотреть несколько определений, которые помогают раскрыть смысл фонетической стороны речи (см. таблицу 1). 

Таблица 1. Определения, помогающие раскрыть смысл фонетической стороны речи

Автор

Определение

Собственное обобщающее  определение

Гез Н.И., 1982 [9, с. 156]

Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка – совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

Фонетический аспект обучения –  это формирование произносительных навыков, которые обеспечивают правильное восприятие и воспроизведение звуков, звукосочетаний, ударения, ритма, интонации и пауз изучаемого языка. Во избежании фонетических неточностей данный навык формируется на начальном этапе обучения.

Любимова Н.А., 1985 [12, с. 35]

Фонетические навыки – это автоматизированные слуховые и речемоторные операции, обеспечивающие как восприятие, так и реализацию единиц разных уровней фонологического компонента данного языка в соответствии с его системой и нормой.

Азимов Э.Г., 2009 [1, с. 228]

Произносительные навыки – способность совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы. Формируются на начальном этапе овладения иностранным языком и нуждаются в регулярной поддержке.

Определения известных ученых и собственный сформулированный вывод, позволяют говорить о важности формирования фонетических навыков в начальной школе, поскольку своевременное выявление и корректировка произносительных ошибок у детей способствует более эффективному формированию их речевых навыков, а также имеют большое значение для успешного языкового развития детей и создания у них качественной базы для овладения языком.

Обратившись к системе требований ФГОС начального общего образования, мы можем выявить цели и компоненты фонетической стороны речи, которые иллюстрируют необходимость формирования произносительных навыков. Одним из требований к предметным результатам по учебному предмету «Иностранный язык» является овладение фонетическими навыками (различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить изученные звуки иностранного языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах; соблюдать особенности интонации в повествовательных и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов) [13, с. 36].

Драматизация для формирования произносительных навыков в начальной школе

С древних времен театрализация считалась эффективным способом передачи знаний и опыта. Со временем театральное искусство стало не только школой эстетического и нравственного воспитания, но и средством обучения. Театральные действия оказывают влияние как на эмоциональный мир ребёнка, так и имеют направленность на его интеллектуальную деятельность. С точки зрения методики преподавания иностранного языка театрализацию рассматривают также под понятием драматизация.

В методике драматизация используется достаточно часто при обучении иноязычному общению. «Драматизация как методический прием для обучения говорению впервые была применена английскими педагогами Питером Слейдом (1954) и Брайаном Уэйем (1967), которые считаются родоначальниками использования драматизации в обучении языку» [11, с. 178]. В целом, использование данного метода на протяжении долгих лет подчеркивает благотворное влияние драматизации на процесс обучения иностранному языку.

«Под термином «драматизация» мы понимаем вхождение ученика в ту или иную роль и проигрывание этой роли на иностранном языке» [7, c. 177]. «Драматизация – это методический метод/приём, который позволяет обучать английскому языку без ограничений рамками школьного предмета, и он применим на всех уровнях обучения и во всех видах аудиторий» [14, с. 13]. Данные определения дают нам представление о драматизации, но не раскрывают потенциал использования драматизации при формировании именно произносительных навыков. Однако, Е.Е. Соловьева и С.И. Абакумов в своих работах отмечают, что «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слов, интонации, жеста, мимики, позы, группировки». Обратим внимание на слово «интонация». Именно интонация относится к фонетической стороне речи, поэтому уже можно сделать вывод о том, что метод драматизации подходит для формирования произносительных навыков.

Основываясь на данных терминах, было сформулировано собственное определение данного понятия:

Драматизация – это метод обучения, основанный на разыгрывании учащимися различных ролей и ситуаций на примерах художественных произведений, связанных с изучаемым материалом. Этот метод способствует развитию коммуникативных умений, творческого мышления, фантазии и является одним из наиболее эффективных методов для формирования произносительных навыков учащихся.

Драматизации является эффективным методом обучения фонетике, поскольку позволяет учащимся не только запомнить правила чтения, но и автоматизировать навыки интонирования, расстановки ударения и паузации, а также закрепить на практике связь между фонетическим оформлением речи и определенной коммуникативной задачей на примерах художественных произведений. При этом уточним, что в данном контексте понимаем драматизацию как метод и как прием, что зависит от характера и масштаба ее использования в учебном процессе. Так, драматизацию можно рассматривать как метод для организации целостного урока или серии уроков по английскому языку, либо как приём для тактической фокусировки в ходе работы над произносительными навыками в рамках соответствующих тренировочных упражнений.

Сформулированное определение помогает рассмотреть драматизацию не только с психологической точки зрения, но и с позиции лингводидактики. Лингводидактическое понимание драматизации подчеркивает важность интеграции языковой практики с элементами драматизации для улучшения усвоения фонетического аспекта иностранного языка.

Трудности формирования произносительных навыков в начальной школе и возможности включения драматизации в процесс обучения иностранному языку

В современном образовательном контексте использование инновационных и актуальных методик или приёмов для формирования произносительных навыков младших школьников должно рассматриваться как важное педагогическое направление с целью обеспечения эффективного и качественного обучения. Однако на этапе формирования произносительных и интонационных навыков в начальной школе могут возникнуть определенные трудности, которые станут препятствием на пути к результативному обучению фонетической стороне речи.

Из перечня компонентов УМК «Звёздный английский» нами было принято решение взять для анализа учебник в двух частях [3], [4]. Выбор учебника обуславливается приоритетностью как средства обучения в рамках учебного процесса.

Мы приведём анализ некоторых модулей, чтобы проиллюстрировать задания для формирования фонетических навыков и указать на отсутсвие драматизации (см. таблицу 2).

Таблица 2. Анализ УМК «Starlight»

Компонент

Модуль

Упражнение на формирование произносительных навыков

Выводы относительно упражнения/эффективности + применение драматизации (есть/нет)

Учебник «Starlight» Ч.1

Starter unit

Раздел «Phonics»
• [3, с. 16] номера 1-2 направлены  на отработку гласных звуков [æ]; [ʌ]; [i:]; [ɔ:].
№1: прочитайте слова / предложения про себя, затем вслух.
№2: заполните пропуски, используя a, u, ea, ee и произнесите слова своему другу.

• данные упражнения не имеют коммуникативной направленности; звуки отрабатываются механическим путем повторения произнесения;  драматизация не используется.
• данные упражнения не имеют коммуникативной направленности; направлены на распознавание звуков в словах; звуки отрабатываются механическим путем повторения произнесения; драматизация не используется.

Модуль 4: Who was it?

Раздел «Phonics»
• [3, с. 108] номера 1-4 направлены на отработку гласного звука: [е] и согласного звука: [ıə]; отработка буквосочетаний: -ice, -ick, -ide, -ight, -in.
№1: прочитайте слова / предложения про себя, затем вслух.
№2:  прочитайте и заполните предложения, написав слова по транскрипции.
№3: прочитайте слова / предложения про себя, затем другу -ice, -ick, -ide, -ight, -in.
№4: соедините фразы, чтобы получилась бессмысленная рифма. Затем выберите одну рифму и продемонстрируйте её своему другу. Сможет ли он/она угадать рифму?

• данные упражнения не имеют коммуникативной направленности; звуки отрабатываются механическим путем повторения произнесения; направлены на распознавание звуков в словах; драматизация не используется.
Примечание: № 4 знакомит учащихся с фонетическим понятием «рифма». 

Учебник «Starlight» Ч.2

Модуль 5: The Country Code

Раздел «Phonics»
• [4, с. 18] номера 1-3 направлены на отработку и повторение гласных звуков: [ʌ], [ɒ], [ı], [æ], [eə], [u:], [aı], [ɔ:], [eı].
№1: прочитайте историю и соедините выделенные в тексте слова с верными звуками.
№2: разыграйте историю по ролям, представьте себя в роли животного.
№3: напиши продолжение истории с новыми животными.

• данные упражнения имеют коммуникативную направленность; звуки не отрабатываются путем повторения произнесения; направлены на распознавание звуков в словах; драматизация используется, однако отсутствует направленность на формирование произносительных и интонационных навыков.
Примечание: упражнение №2 представляет собой ролевую игру, которая является частью драматизации. Однако в задании не сказано какие именно звуки стоит отрабатывать. Более того, в задании не сказано, что при разыгрывании диалога надо уделять внимание произношению и/или интонации.
Задание №3 не имеет направленности на формирование фонетических навыков.

Модуль 9: The Fairy Garden

Раздел «Phonics»
• [4, с. 94] номера 1-4 не имеют направленности на конкретные звуки, однако мы можем сделать вывод, что цель повторение изученных звуков.
№1: прочитайте текст про себя, затем вслух.
№2:  найдите слова из текста в соответствии с транскрипцией.
№3: какая мораль истории?
№4: напиши продолжение истории с новыми животными.

• задание 3 имеет коммуникативную направленность; звуки не отрабатываются путем повторения произнесения; направлены на распознавание звуков в словах; драматизация не используется.
Примечание: задание №4 вообще не имеет направленности на формирование фонетических навыков. Задание 3 имеет коммуникативную направленность, но нет связи с фонетической стороной речи.

Модуль 10: Port Fairy

Раздел «Phonics»
• [4, с. 110] номера 1-3 не имеют направленности на конкретные звуки, однако мы можем сделать вывод, что цель повторение изученных звуков.
№1: прочитайте текст и заполните пропуски словами в соответствии с транскрипцией.
№2: прочитайте историю ещё раз и ответьте на вопросы.
№3: работа в парах. Студент А – хозяин собаки. Студент Б – репортер, который хочет узнать всю возможную информацию о собаке. Разыграйте интервью.

• некоторые из упражнений имеют коммуникативную направленность; не отрабатываются конкретные звуки и буквосочетания; направлены на распознавание звуков в словах; драматизация используется.
Примечание: задание 2 не имеет связи с фонетической стороной речи, но имеет коммуникативную направленность. Задание является ярким примером неформальной драматизации, однако не хватает уточнения в задании на формирование произносительных навыков (например, используйте в своей речи 5-7 слов с конкретным звуком; используйте конкретную интонацию).

 

В ходе проведённого анализа учебника «Starlight» в 2-ух частях (см. таблицу 2), мы делаем ряд выводов. Анализ учебника также позволяет выделить моменты, которые могут оказаться препятствиями на пути формирования фонетических навыков. Во-первых, однотипность упражнений может снизить интерес и мотивацию к изучению фонетической стороны речи со стороны обучающихся младшей школы. Во-вторых, формулировка заданий часто не предполагает формирования произносительных навыков, а именно нет указания на использование слов с конкретными звуками в ходе коммуникации. В-третьих, задания на формирование интонационных навыков, навыков ударения и паузации отсутствуют вовсе. Подробный анализ УМК «Starlight» позволяет выявить препятствия исключительно с теоретической точки зрения.

С целью подтверждения возможности интеграции драматизации в процесс обучения фонетической стороне английской речи был также проведён опрос учеников и учителей начальной школы. Предлагаем ознакомиться с примерами вопросов.

В опросе приняли участие 19 учеников, отвечавших на следующие вопросы (примеры):

  • Как Вы оцениваете своё произношение на английском языке?

Рис. 1. Результаты опроса

 Диаграмма показывает (см. рисунок 1), что большинство учеников младших классов имеют трудности с английским произношением. Более того, по мнению респондентов, учитель зачастую не корректирует ошибки, связанные с фонетической стороной речи. Именно это доказывает актуальность проблемы формирования произносительных навыков.

  • Выберите все элементы, которые Вы бы хотели видеть на уроках английского языка для формирования произносительных навыков.

Рис. 2. Результаты опроса

  • В предыдущем вопросе Вы познакомились с примерами использования драматизации. Как Вы думаете, использование вышеперечисленных приемов в ходе урока АЯ могло бы повысить Ваш интерес к изучению языка?

Рис. 3. Результаты опроса

Анализ результатов двух диаграмм (см. рисунок 2, 3) подтверждает факт того, что драматизация способна стать эффективным приёмом или же методом для формирования произносительных навыков младших школьников. Первая диаграмма (см. рисунок 2) помогает нам определиться с приоритетными приёмами, которые нужно включить в технологию использования драматизации в соответствии с интересами учеников начальной школы.

В опросе приняли участие 7 учителей начальных классов (АЯ), отвечавших на следующие вопросы (примеры):

  • Какие элементы драматизации Вы используете в своей работе для формирования произносительных навыков?

Рис. 4. Результат опроса

На основании полученных данных (см. рисунок 4) можно сделать вывод, что большинство учителей не применяют драматизацию в ходе урока.

  • Что препятствует применению драматизации в ходе Ваших уроков?

Рис. 5. Результаты опроса

Анализ диаграммы (см. рисунок 5) позволяет сделать вывод, что большинство учителей сталкивается со всеми перечисленными препятствиями.

По данным опроса можно сделать ряд выводов. Драматизация не используется на уроках английского языка при обучении произношению, несмотря на интерес обучающихся к ролевым играм и импровизации. Более того, по мнению респондентов, учитель зачастую не корректирует ошибки, связанные с фонетической стороной речи. Именно это доказывает актуальность проблемы формирования произносительных навыков. Большинство учителей заинтересовало формирование произносительных навыков посредством драматизации (87%), и они изъявили желание получить готовую технологию (100%). Данные опроса подчеркивают актуальность выбранной темы.

Анализ ответов респондентов и УМК «Starlight» позволяет сформировать полный список трудностей при формировании произносительных навыков:

  • однообразие упражнений, которое приводит к низкой мотивации и недостаточной практике;
  • отсутствие объяснения правил интонации и ударения со стороны учителей;
  • недостаточное количество упражнений на формирование произносительных навыков;
  • отсутствие коммуникативного подхода при формировании произносительных навыков;
  • недостаток времени для формирования произносительных навыков;
  • отсутствие удобной готовой технологии.

Таким образом, мы можем сделать общий вывод на основании полного анализа опросов и УМК. Проблема формирования фонетических навыков является актуальной среди учеников и учителей начальной школы. Приведённый ряд трудностей возникает из-за отсутствия готовой технологии, направленной на достижение высокого результата в рамках обучения фонетической стороне речи. Кроме того, важным для данного исследования является интерес со стороны учеников к различным типам драматизации, а также желание учителей получить готовую технологию для формирования произносительных навыков.

Примеры внедрения драматизации в ход урока

Использование драматизации может быть различным: от простых ролевых игр до сложных театральных постановок. В процессе обучения иностранному языку используются следующие типы драматизации: пантомима, импровизация, неформальная и формальная драматизация [10, c. 58]. Тип пантомима не рассматривается в конкретной работе, так как он предполагает невербальное общение, что не может сформировать произносительные навыки.

Примером формальной драматизации может быть постановка специально разработанных сценариев со строгим акцентом на правильное произношение. В качестве конкретного примера приведём театральную постановку по сюжету известного комедийного мюзикла «My fair lady», где непосредственно поднимается тема важности чистого и красивого произношения, а в качестве отрицательного примера мы знакомимся с простонародным акцентом кокни. Таким образом, приём драматизации способен также сформировать фонетической навык путём погружения в сюжет, связанный с обучением чистому английскому произношению. Неформальная драматизация может включать в себя разнообразные ситуации, в том числе неожиданные ролевые игры или импровизированные театральные постановки. В обоих случаях, важно обеспечить поддерживающую среду для учащихся, чтобы они чувствовали себя комфортно в экспериментировании и применении своих произносительных навыков.

Однако, независимо от типа, драматизация всегда предполагает активное участие обучающихся в процессе обучения английскому языку. Они должны не только выучить свою роль, но и научиться правильно произносить слова и фразы на английском языке, использовать верное логическое ударение и эмоциональную окраску.

Рассмотрим несколько примеров того, как драматизация может быть использована в обучении английскому языку:

  1. Ролевые игры и сценки

Ученики могут играть роли персонажей в подготовленных маленьких сценках или ролевых играх, где они должны использовать английский язык для общения. Например, они могут сыграть диалог между продавцом и покупателем, заказать еду в кафе или сыграть сценку, основанную на тексте, который они изучают в классе. Важно отметить, что критерии оценивания должны включать фонетическую сторону речи (интонации, произношение, паузация). Данный приём характерен для многих УМК, например, Spotlight и Starlight.

  1. Импровизация

Учащимся могут быть даны базовые ситуации, а они должны придумать диалоги/полилоги и разыграть их во время урока без специальной подготовки и готового текста. Это позволяет учащимся быть более творческими, развивать свои навыки составления фраз на английском языке и применять их в спонтанной речи.

  1. Театральные постановки и пьесы

Учитель может организовать постановку небольшой театральной пьесы или мини-спектакля на английском языке. Ученики могут занимать разные роли, запоминать текст и демонстрировать свои навыки актерского мастерства. Это помогает учащимся развивать произношение, интонацию и мимику, расширить социокультурный кругозор, одновременно применяя их навыки в английском языке.

  1. Создание собственных спектаклей или ролевых игр

Учащиеся могут разработать свои собственные спектакли или ролевые игры, используя английский язык. Они могут сотрудничать, писать сценарии, учить текст диалогов и создавать декорации. Это развивает их творческое мышление, кооперацию и навыки коммуникации на английском языке.

Таким образом, метод драматизации позволяет не только сформировать произносительные и интонационные навыки, но и повысить мотивацию к изучению языков, расширить социокультурный кругозор и подготовить обучающихся к публичным выступлениям, что играет важную роль на всех этапах обучения.

Заключение

Формирование произносительных навыков школьников на уроках английского языка на основе драматизации является эффективным подходом, который позволяет учащимся активно и интенсивно участвовать в процессе обучения. Он способствует развитию не только произносительных навыков, но и коммуникативных навыков в целом. Однако, для достижения лучших результатов необходимо комбинировать использование метода драматизации с другими методами обучения и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Благодаря использованию метода драматизации на уроках английского языка, учащиеся могут достичь лучшего произношения и повысить свою языковую компетенцию. Этот подход делает процесс обучения более интересным и эмоционально насыщенным, что содействует более эффективному усвоению материала.

Список литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения яз.). М.: Икар, 2009. 447 с.
  2. Актуальные проблемы обучения английскому языку в школах г. Москвы: проектирование решений в системе «школа-вуз»: Материалы II учебно-исследовательской конференции. М.: МГПУ, 2020. 99 с. (дата обращения: 20.03.2024).
  3. Английский язык. 4 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений и шк. С углубл. Изучением англ. яз. В 2 ч. Ч. 1 / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова [и др.]. М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. 136 с.: ил. (Звездный английский).
  4. Английский язык. 4 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений и шк. С углубл. Изучением англ. яз. В 2 ч. Ч. 2 / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова [и др.]. М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. 136 с.: ил. (Звездный английский).
  5. Английский язык. Книга для учителя. 4 класс: пособие для общеобразоват. организаций и шк. С углубл. изучением англ. яз. В 2 ч. Ч. 1 / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова [и др.]. 4-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. 156 с.: ил. (Звёздный английский).
  6. Белянко Е.А. Использования приема драматизации при обучении иностранному языку М.: Иностранные языки в школе, 2010. 234 с.
  7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. 8-е издание, исправленное и дополненное. М.: Академия, 2015. 368 с.
  8. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов [и др.]. М.: Высш. школа, 1982. 373 с.
  9. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, 2008.179 с.
  10. Курдюмова Ю.В. К вопросу использования драматизации в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. №15. С. 177-181 (дата обращения: 20.03.2024).
  11. Любимова Н.А. Фонетическая интерференция: учеб. пособие. Л. : ЛГУ, 1985. 55 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021г. №286 (с изменениями и дополнениями от: 18 июля, 8 ноября 2022 г) (дата обращения: 20.03.2024).
  13. Maley A., Duff А. Drama Techniques in Language Learning M.: Просвещение, 1981. 96 с.

Development of pronunciation skills of elementary school students through dramatization (English language)

Baranenkova A.V.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Goncharova Victoria Anatolyevna,
Associate Professor, the Department of Methodology of Teaching English and Business Communication, Institute of Foreign Languages, Moscow City University,  Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. This article explores an original approach to developing pronunciation skills of elementary school students in English language classes using the method of dramatization. The main part of the article delves into the system of requirements for developing pronunciation skills and the phonetic aspect of speech. Additionally, research has been conducted in the field of dramatization for enhancing pronunciation skills with the possibility of implementation during lessons (survey data from elementary school students and teachers is provided). The conclusion emphasizes the effectiveness of the dramatization method and the need to consider the individual characteristics of each student. The use of this approach enables students to achieve better pronunciation and enhance their language competence.
Keywords: English language, dramatization, pronunciation skills, elementary school.

References:

  1. Azimov E.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts: (theory and practice of language teaching). Moscow: Ikar, 2009. 447 p.
  2. The current problems of teaching English in Moscow schools: designing solutions in the school-university system: Materials of the II educational and research conference. Moscow: MCU, 2020. 99 p. (date of the address: 03.2024).
  3. English language. 4th grade: textbook for general education institutions and schools With deep Studying English language in 2 parts. Part 1 / K.M. Baranova, J. Dooley, V.V. Kopylova [and others]. Moscow: Express Publishing, 2021. 136 p.: ill. (Starlight).
  4. English language. 4th grade: textbook for general education institutions and schools With deep Studying English language in 2 parts. Part 2 / K.M. Baranova, J. Dooley, V.V. Kopylova [and others]. Moscow: Express Publishing, 2021. 136 p.: ill. (Starlight).
  5. English language. Book for teachers. 4th grade: manual for general education. organizations and schools with depth studying English language in 2 parts. Part 1 / K.M. Baranova, J. Dooley, V.V. Kopylova [and others]. 4th ed. Moscow: Express Publishing, 2021. 156 pp.: ill. (Stellar English).
  6. Belyanko E.A. Using the technique of dramatization in teaching a foreign language / Moscow: Foreign languages at school, 2010. 234 p.
  7. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages. Lingvodidactics and methodology: textbook for students of higher education institutions. 8th edition, corrected and expanded. Moscow: Academy, 2015. 368 p.
  8. Gez N.I. Methods of teaching foreign languages in secondary school: textbook / N.I. Gez, M.V. Lyakhovitsky, A.A. Mirolyubov [and others]. Moscow: High school, 1982. 373 p.
  9. Konysheva A.V. Game method in teaching a foreign language. St. Petersburg: KARO, 2008. 179 p.
  10. Kurdyumova Yu.V. On the issue of using dramatization in teaching a foreign language in secondary school. // Bulletin of the Buryat State University. 2009. №15.: 177-181 (date of the address: 03.2024).
  11. Lyubimova N.A. Phonetic interference: textbook. Manual. Leningrad: Leningrad State University, 1985. 55 p.
  12. Federal State Educational Standard for Primary General Education // Approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation on May 31, 2021. №286 (as amended on July 18, November 8, 2022) (date of the address: 03.2024).
  13. Maley A., Duff А. Drama Techniques in Language Learning. Moscow: Prosveshcheniye, 1981. 96 p.