Аннотация. В статье проанализирована специфика межличностных отношений подростков со сверстниками. Рассматриваются компоненты структуры межличностных отношений, групповое взаимодействие, виды дружбы и их развитие от легких приятельских отношений до глубоких дружеских.

Ключевые слова: межличностные отношения подростков, компоненты межличностных отношений, знакомство, приятельство, товарищество, дружба, виды дружбы.

Проблема межличностных отношений подростков со сверстниками, их специфичность, механизм формирования и развития не теряет своей актуальности. Подростковый возраст — время интенсивного интимно-личностного общения ребёнка. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников. Через разнообразные ситуации в школе, дома, на улице подростки осваивают нормы поведения в обществе, определяют взаимоотношения равноправия и уважения к друг другу.

Предметом теоретического исследования являются межличностные отношения подростков со сверстниками. В этом возрасте отношения развиваются достаточно быстро и как они будут складываться, какой опыт для себя вынесут, является основой для дальнейшего развития личности подростка. Также важно понимать какие компоненты содержат данные взаимоотношения, через какие стадии развития они проходят и есть ли особенность. В данном направлении работали с А.А. Бодалев, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.И. Донцов, Е.П. Ильин и др.

Основная цель нашего исследования выявить специфику межличностных отношений подростков со сверстниками в имеющихся работах, выполненные в данном направлении.

Я.Л. Коломинский установил в межличностных отношениях три важных компонента в структуре отношений, которые будут влиять на его взаимоотношения в дальнейшем: когнитивный, эмоциональный и образный. «В качестве внутренней психологической инстанции межличностного отражения выступает межличностное отношение, которое рассматривается как взаимная (или невзаимная) эмоциональная, образная и когнитивная «представленность» одной личности во внутреннем мире другого, возникающая в результате социальной перцепции, совместной деятельности и т.д. общение в предлагаемой системе понятий представляет собой, то наблюдаемое поведение, в процессе которого проявляются и развиваются межличностные отношения.» [4, с.51].

Когнитивный компонент отношений включает в себя познавательные психические процессы. С их помощью подросток познает психологические особенности другого.

Эмоциональный компонент проявляется через положительные или отрицательные переживания, симпатии и антипатии, сочувствие и сопереживание.

Образный компонент занимает ведущую роль в межличностных отношениях, он регулирует взаимоотношения невербальными средствами.

А.А. Бодалев рассматривал проблему межличностных отношений через первое впечатление. Складывается оно при общем восприятии человека человеком через наглядно-образное отражение [1, с.115].

Первое – облик человека. В него входят признаки пола, тип конституции, возрастные признаки и детали оформления внешности.

Второе – индивидуально неповторимый стиль выразительного поведения, который является типичным для данного человека (мимика лица, манера говорить, походка, жестикуляция), индивидуально-своеобразная манера при выполнении какой-либо деятельности (учеба, отдых, работа).

Третье – совместная деятельность в различных ситуациях.

А.А. Бодалев выделяет другие не менее важные компоненты межличностных отношений: эмпатию, рефлексию, аттракцию.
Эмпатия – способ проникнуть, прочувствовать эмоциональные состояния другого человека. Рефлексия – способ понимания подростком своей позиции и позиции товарища, учителей, родителей, желание понять их мотивы, планы. Чем глубже и полнее человек представляет другого, тем шире и разнообразнее его дружеские отношения. Аттракция – устойчивое положительное чувство по отношению к другому человеку. С собеседником лучше строится разговор, если оппонент относится к нему с симпатией и дружественно.

Согласно взгляду А.В. Петровского важно понимать, как складываются межличностные отношения в малых группах. Он предложил концепцию уровней развития групповой сплоченности (деятельностные опосредованные межличностные отношения в группе – ДОМОГ) «…различные виды совместной деятельности, расширяя рамки ролевой и личностной активности, влияют на развитие коллективных отношений в силу трех основных причин: во-первых, достаточно высокого уровня развития самосознания старшеклассников, во-вторых, обогащения видов и форм совместной деятельности и, в-третьих, усиления ее социальной значимости.» [7, с.127].

Первый слой внешний – это личные отношения субъектов, эмоционально связанные между собой общностью интересов, симпатиях и антипатиях (опосредованно личное пространство).

Второй слой – взаимодействие членов группы совместной деятельностью и общими целями (ценностно-ориентационное единство).

Третий слой – ядро. Групповая активность, которая основана на нормах и ценностях группы, где возможно несовпадение личных интересов во благо достижения более значимой общей цели. В этом взаимодействии общее отношение к труду, окружающим, миру.
Направление перцептивного аспекта в группе в той или иной мере влияет на групповую деятельность и на межличностные отношения.

А.И. Донцов выявил совокупность детерминант межличностного восприятия:

  • эффективность совместной деятельности;
  • уровень развития отношения к другому человеку и форма организации совместной деятельности;
  • переменные группового и личностного характера.

«Важным фактором, определяющим, будет ли человек вести себя кооперативно, т.е. учитывать намерения и интересы другой стороны, является то, как он воспринимает намерения партнера по взаимодействию. Акт «доверия» испытуемым осуществляется в том случае, если он исходит из предположения, что действия другого направлены на повышение его благополучия или во всяком случае не наносят ему ущерба» [2, с. 16].

Таким образом, первый пункт межличностных отношений обусловлен восприятием друг друга и его закономерностями.

Второй пункт – эмоциональное отношение, внутреннее расположение к другому, независимо от достоинств и недостатков друг друга, здесь можно добавить и рациональный уровень.

Третий пункт – обращение людей друг к другу как форма проявления внутреннего отношения. Следует учитывать, что отношение, как внутреннее содержание, и обращение, как внешняя форма его выражения, не всегда совпадают.

Межличностные отношения по Н.Н. Обозову – это к каким взаимоотношения готов человек. Он установил такие типы: знакомство, приятельство, товарищество, дружба, любовные, супружеские, родственные, деструктивные [6, с.26].

К межличностным отношениям подростков относятся типы отношения:

  • знакомство;
  • приятельство;
  • товарищество;
  • дружба.

Данную классификацию можно рассматривать по нескольким параметрам: готовность человека идти на контакт, избирательность в выборе товарища и самое важное глубина вовлеченности личности в отношения. Интерперсональные отношения зарождаются (знакомство), закрепляются (приятельство), после чего могут продолжаться длительное время (товарищество и дружба). Прекращение отношений идет в «обратном» порядке: дружеские, товарищеские, приятельские и ослабление взаимоотношений до полного разрыва. Как долго будут продолжаться эти стадии во временном промежутке зависит от норм общества, культуры человека.

Специфика формирования (динамика, механизм регулирования (эмпатия), условия их развития) межличностных отношений зависит от готовности подростков общаться.

Знакомство – бывает случайным или вынужденным, которое не предполагает дальнейшее поддержания контакта. Будет ли знакомство поддерживаться дальше зависит от психологических и характерологических особенностей подростка, общих интересов, социального положения [3, с.236].

В приятельских отношениях проявляется заинтересованность, единство взглядов, оказание некоторых приятных друг другу незначительных услуг. Приятели встречаются редко, обмениваются мнениями, взаимно доброжелательны. Они легко расстаются, если вынуждают обстоятельства, и в дальнейшем не поддерживают связи. У приятелей нет заинтересованности достижения совместных значимых целей как у товарищеских.

В основе товарищества лежит потребность в общении, в выполнении общего дела, совершенствовании личных качеств, желании помочь товарищу. Мотив в таких отношениях – общность интересов и взглядов, уважение.

Дружба среди подростков основываются на избирательности и доброжелательности. У подростков высокая потребность в общении, а наличие друга особенно важно – это придает уверенность в собственных силах и полезность. Через друга подросток получает оценку своих поступков, личных качеств. Желание иметь друга и умение дружить признак эмоциональной зрелости, преодоление собственного эгоизма, принятие другого.

К подростковому периоду у детей уже установились определенные привычки, склонности, каждый имеет свои индивидуальные особенности, сложился характер, что накладывает отпечаток на взаимодействие подростка со сверстниками.

Но, как бы не развивалась личность, независимо от специфических особенностей, подросток приобщается к сверстникам, открывает для себя их значимость и важность, и выбирает друга по душе – это основной шаг в жизни подростка. В межличностных отношениях он тщательно анализирует свои поступки и отношение других к себе, так дружба формирует ценные человеческие качества: уважение, внимание, чуткость, доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Проанализировав материалы исследований, становится понятно, что на данный момент проблема межличностных отношений подростков со сверстниками изучалась давно и достаточно хорошо, но в современную жизнь приходят новые технологии, новые средства коммуникации. Огромное влияние на межличностное общение произвел интернет, он уникален, демократичен и интерактивен. Границы общения расширяются в пространстве и во времени, и в чем специфика «других» межличностных отношений требует дальнейшего исследования, так как близкие, дружеские отношения для подростка остаются значимой сферой для его формирования, как субъекта познания и общения.

Specifics of the interpersonal relations of teenagers with peers

G.G. Mukhametzyanova,
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. In article the specifics of the interpersonal relations of teenagers with peers are analysed. Components of structure of the interpersonal relations, group interaction, types of friendship and their development from the easy friendly relations to deep friendly are considered.

Keywords: interpersonal relations of teenagers, components of the interpersonal relations, acquaintance, priyatelstvo, association, friendship, types of friendship.


  1. Бодалев А.А., Личность и общение: избранные труды. // М.: Просвещение, 2003. – 274 с.
  2. Донцов А.И., Психологическое единства коллектива. // М.: Изд-во «Знание», 1982. – 46 с.
  3. Ильин Е.П., Психология общения и межличностных отношений. // СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
  4. Коломинский Я.Л., Социальная психология взаимоотношений в малых группах // М.: АСТ, 2010. – 304 с.
  5. Обозов Н.Н., Межличностные отношения. // Л.: ЛГУ, 1979.
  6. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.В.Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; / под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  1. Bodalev A.A., Personality and communication: selected works. // M.: Education, 2003. - 274 p.
  2. Dontsov A.I., Psychological unity of the team. // M.: publishing House "Knowledge", 1982. - 46 p.
  3. Ilyin E. P., Psychology of communication and interpersonal relations. // SPb.: Peter, 2009. - 576 p.
  4. Kolominsky Y. L., Social psychology of relationships in small groups / / M.: AST, 2010. - 304 p.
  5. Obozov N.N., Interpersonal relationships. // L.: LSU, 1979.
  6. Social psychology: a study guide for students. ped. in-tov / A.V. Petrovsky, V. V. Abramenkova, M. E. Zelenova.; / edited by A.V. Petrovsky. - M.: Education, 1987. - 224 p.