Научный руководитель: Арапова Полина Иосифовна, МГПУ, доцент, к.п.н.

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам семьи и родительским отношениям, даны определения семьи, описаны ее главные функции, а также оптимальные родительские отношения в семье. Большое внимание в статье посвящено прошедшим в Москве и Баку Педагогическим чтениям по гуманной педагогике, рассмотрены несколько мастер-классов по формированию родительского отношения.

Ключевые слова: семья, родительские отношения, Педагогические чтения по гуманной педагогике, мастер-класс.

Формирование родительского отношения к ребенку в семье – актуальная социально-педагогическая проблема, не теряющая своей значимости, более того, в связи с огромным количеством разводов и ростом неполных семей приобретающая все более острое социальное звучание.

Обратимся к определению феномена «семья»: существует несколько его определений. Так, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, «Семья – это объединение людей сплоченных общими интересами или группа живущих вместе близких родственников» [5]. В Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой «Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью» [4; 134].

Как отмечает педагог П. И. Арапова, «современная семья пытается адаптироваться к меняющимся условиям социума, к сожалению, часто в ущерб детям. Высокая занятость родителей с целью повышения материального благосостояния семьи приводит к резкому сокращению свободного времени, необходимого для саморазвития взрослых, общения с детьми по поводу их интересов, организации совместной деятельности. Именно в современном обществе, когда период детства все удлиняется, на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, за становление ребенка как субъекта жизненного пути, как человека, который способен самостоятельно выстраивать жизнь в соответствии с ценностными ориентирами [2; 30].

Главные характеристики семьи связаны со взаимными действиями по отношению к друг другу: взаимная любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимное уважение и т.д. Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и др. Одной из важнейших функций семьи является репродуктивная функция. Появление одного или нескольких детей в семье предлагает освоение нового вида отношений – родительства. Задача семьи не просто воспроизвести на свет потомство, продолжить род, но и воспитать хорошего человека, гражданина свой страны.

Воспитание в семье должно строиться на положительном примере, который показывают своим детям родители. Как относиться друг к другу в семье, к людям старшего поколения – это те отношения, которые присваиваются детьми и влияют на становление будущей личности. Как известно, невозможно вырастить хорошую, добрую и отзывчивую личность в негативной среде. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Супружеская любовь, верность, взаимная преданность и помощь – это тончайшие корни, питающего дерева материнской и отцовской мудрости» [6; 10].
Важнейшим этапом в жизни ребенка являются школьные годы. За 9 или 11 лет, учась в школе, ребенок проходит 3 возрастные периода, возрастные кризисы. Важнейшей составляющей этого периода жизни является учебная деятельность, деятельность, которая формирует готовность к принятию учебной задачи, основы учебной самоорганизации и рефлексии.

Как выстроить родительское отношение к младшему школьнику на основании сотрудничества, а не жесткого контроля? Родительские отношения понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка его поступков.

Оптимальные родительские отношения, по мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, состоят в следующем:

  • родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему;
  • стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы;
  • родитель старается во всем помочь ребенку и сочувствует ему;
  • поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных;
  • доверяет своему ребенку и старается встать на его сторону в спорных вопросах;
  • испытывает чувство гордости за своего ребенка [3: с. 306-307].

В этом году в Москве и Баку проходили Педагогические чтения по гуманной педагогике, которые были посвящены теме «Семья – лоно человеческой культуры». В общей сложности на Чтениях присутствовало около 1000 человек из 9 стран, это были педагоги и учащиеся, из России, Азербайджана, Белоруссии, Украины, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии и Казахстана. Мне посчастливилось быть участников мастер-классов на Чтениях как в Москве, так и в Баку, поэтому хотелось проанализировать те позитивные стороны, которые помогают родителям выстраивать отношения с детьми разного возраста на основании любви и сотрудничества.

Огромный вклад в развитие идей гуманной педагогики и их влиянии на семью был представлен на лекциях ведущих педагогов. Так, в Москве М.В. Богуславский, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия), в своём докладе «Семья как лоно воспитания ценностей человеческой культуры» выделил три модели семейного воспитания: традиционный тип, выстроенный на субъект-объектных отношениях, где задача взрослых – передать свой опыт и ценности детям; модель ХХ века, выстроенная субъект-субъектных отношениях, где главный тезис: ребенок – субъект своего взросления, а, следовательно, нормы совместно обсуждаются и проговариваются; третья модель активно осмысливается в трудах Ш.А. Амонашвили, в ней центром семейного воспитания становится духовность как пространство взаимодействия членов семьи.

На встрече руководителей региональных центров и делегаций выступил Ш.А. Амонашвили, заведующий лабораторией гуманной педагогики МГПУ, профессор, академик РАО, почетный президент Международного центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, Рыцарь Детства (Москва, Россия).

Одной из важных составляющих прошедших Чтений является проведение мастер-классов и лабораторий, на которых педагоги делились собственным опытом взаимодействия с детьми и родителями, в общей сложности на Чтениях в Москве и в Баку было проведено около пятидесяти мастер-классов и лабораторий. Описать весь полученный опыт в небольшой статье не представляется возможным, поэтому мною были выбраны только 4 мастер-класса и лаборатории.

Первый мастер-класс, о котором я хотела рассказать, проводила учительница начальных классов московской школы. На мастер-классе был получен ответ на один из главных вопросов «Зачем педагогам формировать родительское отношение к ребенку?»: «Для того, чтобы педагог и родитель были на «одной волне». На мастер-классе педагог поделилась своими собственными маленькими секретами успешного взаимодействия с родителями:

  • постоянная разъяснительная работа с родителями;
  • открытые уроки для родителей;
  • приглашение родителей для участия в образовательном процессе в качестве учителя (уроки мам и пап);
  • совместное проведение выставок, концертов и экскурсий;
  • переписка с родителями об успехах ребенка;
  • участие родителей в издании личных газет учащихся.

Основной мыслью мастер-класса была идея о том, что родители первоклассников открыты для взаимодействия и проявляют неподдельный интерес к школьной жизни своего ребенка. Педагогу необходимо все время поддерживать этот интерес и не дать ему угаснуть.

Следующая лаборатория называлась «Взращивание внимания к прекрасному в повседневности – от осознания красоты к красоте общения, красоте поступка». Эту лабораторию проводили коллеги из Казахстана. Историю, о которой они рассказали, была история девочки, которой родители подарили книгу «Прекрасные птицы фламинго», казахской писательницы и педагога. После ее прочтения у девочки родилась мечта о сохранении и защите этих прекрасных птиц на Земле. Первым шагом к этой мечте была встреча с писательницей, автором сказки. Дальше мечта воплотилась в исследовательский проект и в первую научную работу по сохранению популяции фламинго. Это история не только о том, как маленькая девочка шла к своей мечте, а о том, как родители помогли ей воплотить в жизнь свою мечту, как поддерживали ее и сделали все возможное, чтобы эта мечта осуществилась. Педагогам важно настроить родителей на то, что никто кроме них самих не знает мечту своих детей, и прежде всего родители могут помочь ее воплотить.

На одном из мастер-классов, который проходил на Международных Чтениях в Баку, учитель из Эстонии предложил метод по сближению учителей со своими учениками, который он применил и в собственной семье, этот метод называется "Коробочка вашей жизни". Необходимо создать коробочку любых форм и размеров и положить туда вещи, которые ассоциируются с желаниями, мечтами и делами, которые хочется совершить. Таких вещей в коробочке может быть большое количество, все зависит от внутренних желаний человека. Единственное условие – создание этой коробочки должно проходить совершенно искренне. Рассказ и просмотр вещей из этих коробочек вне зависимости, где применялся этот метод: в классе или дома, позволит раскрыть свои чувства и желания.

И еще один мастер-класс был проведен учительницей из Латвии, цель его – выстраивание диалога с ребенком в ситуации неуспеха. Для этого она организовала проигрывание сценки по картине Ф. Решетникова "Опять двойка". Добровольцы, которые были вызваны на сцену, должны были сыграть роль одного персонажа, выразив его чувства. Родители эмоционально включились в диалог, они увидели, как выражают отношение к отрицательным отметкам детей, многим захотелось проиграть собаку, чтобы радостно встречать пришедшего из школы ребенка независимо от отметок.

Идейным вдохновителем этих Чтений является президент фонда «Гуманная педагогика» Шалва Александрович Амонашвили. В своей книге «Баллада о воспитании» он рассказывает о том, как надо относиться к собственным детям и как сформировать свое родительское отношение, чтобы воспитать хорошего человека. Ищущий родитель может найти практически любой ответ о взаимоотношениях со своим ребенком. В книге изложены мудрые мысли о воспитании, для меня важны следующие: «.... духовная и естественная природа Ребенка не терпит никакого насилия, какими благими намерениями ни было оно оправдано»; «Воспитывая тебя (Ребенка прим. автора), воспитываемся сами»; «Мы можем знать все теории о воспитании, но их применение без родительского чувства не всегда порадует нас своими последствиями» [1].

И, подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что формирование родительского отношения – это сложная многоступенчатая задача, которая под силу педагогу, готовому к диалогу с родителями и детьми.

Forming of parent relation to the child of a primary school age

A.V. Shadeyko,
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. The present paper is devoted to the family and parent relation, to give definition of family, major function of family, next optimal parent relation in the family. Then follows the article is devoted to the Pedagogical readings on gumannoy pedagogy in Moscow and Baku, describe several master-classes of forming of parent relation.

Keywords: family, parent relation, Pedagogical readings on gumannoy pedagogy, master-class.