Аннотация. В статье рассматривается образовательно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения, условия её формирования и значение для развития детей, инструмент ECERS-R.

Ключевые слова: дошкольное образование, развивающая среда, ECERS-R.

Современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» каждого человека. До сих пор сущность работы с дошкольниками заключалась в трансляции им знаний, умений и навыков, которые понадобятся в будущем. Постепенно начали отходить в прошлое догмы традиционного обучения и воспитания дошкольников.

Система дошкольного образования должна обеспечивать предоставление приоритета сегодняшним развивающим, воспитательным и учебным заданиям перед перспективными, отказ от взгляда на дошкольное заведение как на школу для маленьких, переориентацию на социальное развитие ребенка, воспитание его индивидуального лица. Задача дошкольного образования - создать надлежащие условия для реализации ребенком своего естественного потенциала (физического, психологического, социального).

Сегодня одним из основных направлений государственной образовательной политики признана модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. В ее основу положена приоритетность дошкольного звена в единой национальной системе непрерывного образования, а основной задачей определено своевременное становление и полноценное развитие жизненно-компетентной личности с раннего детства.

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования, является создание образовательной среды, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.


Образовательная среда дошкольной образовательной организации воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Развивающая образовательная среда дошкольной образовательной организации состоит из следующих компонентов:

  • взаимодействие участников педагогического процесса;
  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • содержание дошкольного образования.

Актуальность создания специальной образовательно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения определяется спецификой возраста детей. Так, именно в этом возрастном периоде происходит овладение детьми морально-духовными ценностями, а также их принятие как руководства к действию. При этом образовательно-развивающая среда является совокупностью социально-психологической, педагогической, информационной, технической и других подсистем, которые формируют духовность детей. Можно определить образовательную среду как совокупность духовно-материальных условий ее функционирования, обеспечивающих развитие и реализацию духовного потенциала ребенка.

В настоящее время существует социальный заказ на широкий спектр образовательных и развивающих услуг. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является важным условием в системе дошкольного образования, которое характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, большинство из которых имеет комплексный характер.

К образовательно-развивающей среде ставят определенные требования. Это качественность, развивающий характер и комфортность. Поэтому модель образовательного пространства предполагает наличие базиса среды для всех видов деятельности ребенка; разнообразия элементов среды; свободы выбора деятельности и перехода от одной к другой; гибкости и открытости по отношению к деятельности и взаимодействию как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого; «стимулирование свободы» и творчества.

Важным компонентом образовательно-развивающей среды, благоприятной для возникновения и развития самостоятельной деятельности, является социальное окружение, то есть наличие круга общения с детьми и взрослыми. Заметим, что основным субъектом образовательного процесса является ребенок.

В работе с дошкольниками продолжается поиск компонентов среды, которые помогали полноценному становлению личности. Основой образовательно-развивающей среды для становления такой личности является обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось право на активность, доверие, ошибку и доброжелательное отношение. Ребенок может развиваться как представитель человечества и как его равноправный член только под влиянием речи людей, которые его окружают. Доверительные отношения, личные контакты со взрослыми имеют положительное влияние на содержание и уровень положительной деятельности дошкольников, поскольку в процессе такой деятельности постепенно закладываются базовые качества личности (самостоятельность, ответственность, креативность, самообладание, справедливость, благоразумие, человечность и т.д.), необходимые для самовыражения и самореализации ребенка в его свободном бытии [3, с. 143].

Итак, образовательно-развивающая среда для ребенка является важным условием эффективной подготовки его к будущей самостоятельной жизни. Она должна быть организована так, чтобы побудить ребенка к выполнению активных действий в соответствии с его жизненным ритмом, физическими и психическими возможностями. Образовательная среда дошкольного учебного заведения выполняет, прежде всего, важную интегрирующую функцию, с одной стороны, и функцию формирования определенного уровня образования и социального заказа. Образовательное пространство является фактором организации взаимодействия личности и других объектов образования дошкольного учреждения, содержательным источником, базой и предпосылкой социализации индивида. В процессе социализации индивид «черпает» из образовательного пространства ресурсы для формирования и развития [2, с.15].

При моделировании необходимых компонентов образовательно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений целесообразно учитывать такие психологические аспекты:

  1. факторами формирования образовательной среды выступают компоненты жизненного пространства личности как специфического физического окружения, социокультурных обстоятельств, определяющих общий уклад и ритм жизнедеятельности;
  2. образовательная среда должна быть открытой системой и обеспечивать диалогичность всех контактов ребенка;
  3. обязательным является создание пространства полного выражения индивидуальных возможностей дошкольников.

Таким образом, создание образовательно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях - многоплановый процесс, который является результатом усилий и действий администрации. Методика обустройства этой среды требует глубокого педагогического исследования.

Основными условиями формирования образовательной развивающей среды дошкольных образовательных учреждений являются:

  1. создание условий для свободной самостоятельной деятельности ребенка;
  2. создание творческого комфортного взаимодействия среди дошкольников, во время общения с воспитателями, с родителями;
  3. использование различных методов и средств активизации деятельности, обеспечение личностно-ориентированного развития ребенка;
  4. рациональное обустройство предметно-игровой среды;
  5. обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось право на активность, доверие, ошибку [4, с.9].

На наш взгляд, оформление группы дошкольной образовательной организации следует рассматривать как средство обучения, при этом все элементы развивающей среды функциональны, играют важную роль и предназначены для содействия образовательному процессу.
Среда может реализовываться в разделении группы на центры (модули, блоки) активности. В условиях дошкольной образовательной организации различные виды образовательной среды дополняются предметно-развивающей средой, что может быть представлено в виде взаимосвязанных составляющих единого комплекса и вместе с тем достаточно самостоятельных структур, оформленных в центры, блоки и др. по принципу ведущих форм и факторов развития воспитанников.

Немаловажную роль играет организация внешней территории дошкольной образовательной организации. Она должна способствовать хорошему самочувствию детей, давать возможность изучать окружающую среду, природные явления и стимулировать детскую активность.

Одним из инструментов оценивания качества образования в дошкольных образовательных организациях являются шкалы ECERS-R. С помощью ECERS-R оценивается образовательная среда, которая, во-первых, определяет предметно-пространственную среду, во-вторых, использование предметно-пространственной среды и, в-третьих, характер взаимодействия педагога и ребенка. Данная шкала состоит из 7 шкал, каждая из которых имеет субшкалы, показатели и индикаторы. Предусмотрены следующие шкалы: предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды детской активности, взаимодействие, структурирование образовательной деятельности, родители и персонал. Таким образом шкала охватывает весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Каждый показатель выражается в виде семибалльной шкалы с дескрипторами 1 (неудовлетворительно), 3 (минимально), 5 (хорошо), 7 (отлично) и промежуточными баллами 2, 4, 6. Каждый дескриптор содержит подпункты, например, 1.1., 3.1., 3.2., 3.3. и т.д.

При невыполнении одного дескриптора, эксперт уменьшает балл в сторону промежуточного. Например, в дескрипторе 3 не выполняется подпункт 3.2., значит ставится балл – 2. Если же не выполняется половина дескриптора, то эксперт уменьшает балл в два раза. Например, дескриптор 5 состоит из подпунктов 5.1., 5.2., 5.3., 5.4. В ходе экспертизы выявляется, что не выполняются дескрипторы 5.3 и 5.4. значит выставляется балл 3 [5, с.17].

Под доступностью образовательной среды понимается возможность использования предметов мебели, оборудования и т.д. Дети должны иметь реальную возможность использовать материалы во время пребывания в группе. В качестве примера, мы приведем экспертную оценку, проведенную с использованием инструмента ECERS-R по шкале «Предметно-пространственная среда», в которую входит показатель «Кубики». В дескрипторе 1 по данному показателю оценивается количество доступных кубиков; в дескрипторе 3 - доступность достаточного количества кубиков и дополнений к ним, чтобы два ребенка могли строить разные сооружения, использование свободного места на полу для игр в кубики и доступность кубиков и дополнений к ним для ежедневного использования. В дескрипторе 5 оценивается доступность и наличие достаточного места для кубиков и дополнений к ним, чтобы три ребенка одновременно могли играть с ними, сортировка кубиков и дополнений к ним по видам, наличие специального места для игр в кубики в стороне от мест активного передвижения детей с подходящим местом для строительства и доступность места для игры в кубики в значительной части дня. В дескрипторе 7 оценивается ежедневная доступность по крайней мере двух видов кубиков и различных дополнений к ним, хранение кубиков и дополнений к ним на открытых стеллажах с этикетками, возможность играть в кубики вне помещения [5, с.74].

В ходе проведения оценки, было выявлено, что в дошкольных образовательных учреждениях есть в наличии некоторое количество кубиков и места для игр с ними. Отсутствуют дополнения к ним. По данному показателю дошкольными образовательными организациями был получен минимальный балл. Это связано с тем, что разнообразие кубиков минимально, они не доступны детям в течение дня и в группах отсутствует специальная зона, отведенная для игр с ними.

Говоря об общении педагога с ребенком, хочется отметить, что взаимодействие между взрослым и ребенком всегда несет в себе воспитательное и образовательное воздействие. Дети получают информацию о правилах поведения, о каких-либо явлениях, учебных моментах, узнают ответы на свои вопросы. Общение должно носить доброжелательный характер. Педагогу необходимо выстраивать объективное отношение к каждому ребенку, проявлять интерес к его жизни. В ECERS-R шкала «Присмотр и уход за детьми», включает в себя показатель «Встреча/прощание», с помощью которого можно оценить взаимодействие взрослых и ребенка.

В дескрипторе 1 оценивается пренебрегается ли встреча детей, организация прощания с детьми, отсутствие возможности привести ребенка в групповое помещение родителями. В дескрипторе 3 оценивается благожелательное отношение к большинству детей при встрече, прощание с детьми организовано хорошо, у родителей есть возможность привести детей в групповое помещение. В дескрипторе 5 оценивается личное приветствие каждого ребенка, доброжелательное отбытие из группы и доброжелательное приветствие персоналом родителей. В дескрипторе 7 оценивается организация помощи детям во включении в различные виды деятельности по приходу в групповое помещение, увлеченность детей до самого ухода (нет длительных перерывов в деятельности, есть возможность завершить игру в удобный момент), использование времени встречи и прощания для обмена информацией с родителями [5, с.48].

По данному показателю дошкольные образовательные учреждения могут получить балл-5. Редко организуется включение детей в различные виды деятельности по прибытию в групповое помещение, присутствуют длительные перерывы в деятельности детей.
Исследования показывают, что повышение качества дошкольного образования зависит от взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми и со средой. Проведение независимых диагностик позволяет выявить положительные качества дошкольного образования, проблемные зоны и определить план дальнейших действий повышения качества дошкольного образования.

 Creation of educational and developing environment as a resources of formation of cognitive activity of preschool children
S.S. Seidova,
undergraduate, 2nd course GAOU VO MGPU, Moscow

Annotation. The paper considers educational and developing environment of pre-school educational institutions, conditions of its formation and importance for children's development

Keywords: pre-school education, educational and developing environment,
ECERS-R


  1. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г. Ю. Беляев. - М .: ИЦКПС, 2000. - 288 с.
  2. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии, 1993. - №1. - С. 14-23
  3. Крутой К. Л. Образовательное пространство дошкольного учебного заведения: Монография: В 2-х ч. - Ч. 1 / К.Л. Крутой. - М .: Просвещение, 2009 - 302 с
  4. Михайлова И. В. Пути формирования духовных свойств личности / И. В. Михайлова / / Педагогика, 2009. - M 4. - С. 8-13
  5. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. - М.: Национальное образование, 2016
  1. Belyaev G.Y. Pedagogicheskaya charakteristika obrazovatelnoy sredi v razlichnih tipah obrazovatelnih ychrezhdeniy / G. Y. Belyaev. - М .: ICKPS, 2000. - 288 с.
  2. Kovalev G. А. Psichicheskoe razvitie rebenka i zhiznennaya sreda / G. А. Kovalev // Voprosi psichologii, 1993. - №1. - С. 14-23
  3. Krytoi К. L. Obrazovatelnoe prostranstvo doshkolnogo obrazovatelnogo ychrezhdeniya: Monographiya: V 2-х ch. - Ch. 1 / К.L. Krytoi. - М .: Prosvescheniye, 2009 - 302 с
  4. Mihailov I. V. Puti formirovaniya dychovnich svoistv lichnosti / I. V. Mihailov / / Pedagogika, 2009. - M 4. - С. 8-13
  5. Harms T., Clifford R.M., Cryer D. Shkali dlya kompleksnoy ocenki kachestva obrazovaniia v doshkolnih obrazovatelnih organizaciah.-M.: Nacionalnoe obrazovanie, 2016