Код уникальной десятичной классификации: УДК: 373.24

Аннотация. В статье обсуждаются актуальные проблемы влияния цифровых технологий на когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к изучению вопроса использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста, приводятся возможные преимущества и указываются потенциальные риски чрезмерной цифровой активности для развития познавательных способностей дошкольников.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая активность, цифровые устройства, когнитивное развитие, дети дошкольного возраста.

В современный век информации человек начинает свое знакомство с такими устройствами как компьютер, планшет, смартфон уже в раннем детстве. Исследователи (Л.Ф. Обухова, Г.В. Солдатова, В.Н. Шляпников, С. Тиссерон, Е.О. Смирнова, М.В. Белоусова и другие) называют ряд объективных причин, по которым цифровые технологии стали доступны детям уже с младенческого возраста:

  • создание сенсорного экрана, который значительно упростил процесс использования компьютерных устройств;
  • поведенческие паттерны родителей и других взрослых, которые сами испытывают потребность обращаться к своим устройствам, и подают соответствующий пример подрастающему поколению;
  • привлекательность цифрового устройства для ребенка делает его незаменимым «помощником родителя», ведь он является универсальным средством для утешения, отвлечения и развития ребенка;
  • развитие индустрии развлекательного и обучающего контента для детей всех возрастов: существуют приложения для смартфонов, адресованные детям раннего возраста, от 0 до 3 лет.

Использование цифровых устройств детьми разных возрастов является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых С. Тиссерон, Р. Пацлаф, М. Шпитцер, Г.В. Солдатова, В.Н. Шляпников, Л.И. Эльконинова, Е.О. Смирнова, М.В. Тендрякова, Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева, Е.А. Куликова, Н.В. Белинова, B. Hoffman, Z. Genc и другие. Изучаются виды активности ребенка в этой сфере, вопросы кибербезопасности и интернет-рисков, значение цифровых технологий для развития и обучения детей и многое другое.

Особое внимание исследователи уделяют характеру взаимодействия дошкольников с цифровыми технологиями. Так, в ходе недавнего исследования Фонда Развития Интернет получены результаты, свидетельствующие о том, что детям дошкольного возраста гораздо проще осваивать планшет, чем персональный компьютер, поскольку он удобнее в обращении (отсутствие мышки, клавиатуры и т.д.). Благодаря простоте интерфейса и многофункциональности, цифровые устройства становятся любимой игрушкой ребенка, при этом превалирующим видом активности для дошкольников является игра. Что касается Интернета, социальных сетей и онлайн-общения, то большинство детей дошкольного возраста находят их скучными и неинтересными [3, с. 82].

Большой интерес вызывает вопрос, в какой степени цифровые технологии оказывают влияние на когнитивное развитие детей. Существует как минимум два подхода к решению этого вопроса. Согласно первой точке зрения (С. Тиссерон, Р. Пацлаф, М. Шпитцер, Л.И. Эльконинова, Е.О. Смирнова, М.В. Тендрякова и др.), влияние цифровых технологий на когнитивное развитие детей негативно. Эксперты считают, что компьютер становится не средством получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Компьютерный экран все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими взрослыми (Е.О. Смирнова). Избыточное использование цифровых технологий, особенно в детском возрасте, считают авторы, ввиду пластичности мозга, может привести к таким серьезным последствиям, как развитие так называемой «цифровой деменции» или «цифрового слабоумия», которая характеризуется, прежде всего, ограничением использования собственных умственных способностей, поскольку часть действий выполняет компьютер (М. Шпитцер). Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, призывают не допускать внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь детей вообще и дошкольников в особенности. При этом специалисты относят к цифровым технологиям не только компьютеры, планшеты и смартфоны, но и телевизоры, и рекомендуют педагогическому и родительскому сообществам относиться к ним с такой же осторожностью. Их основной аргумент – у детей остается меньше времени на творческие игры, исследование окружающего мира и другую деятельность, способствующую гармоничному развитию.

На основе такого понимания проблемы французским ученым С. Тиссероном была разработана программа рекомендаций для родителей и педагогов «3/6/9/12: скажем «нет» компьютерной зависимости». Эта программа включает в себя основные правила использования цифровых технологий детьми: ограничение времени, проводимого ребенком перед экраном компьютера и телевизора, возрастной порог знакомства с сетью Интернет и социальными сетями, виды цифровой активности, которые могут быть доступны и полезны детям в зависимости от их возраста [7, с. 23].

Что касается дошкольников, основным видом цифровой активности для них является игра, изучению которой исследователи уделяют пристальное внимание. Специалисты приходят к мнению, что виртуальная игра не является аналогом традиционной игры, а собственно компьютер как культурный предмет не является игрушкой — это сложно устроенный «прибор/орудие», который вклинился в пространство между игроком и игрой (Л.И. Эльконинова, И.С. Григорьев).

Помимо прочего, психологи опасаются скрытых рисков при чрезмерном увлечении виртуальными играми. Е.К. Ягловской было проведено исследование среди дошкольников. Было установлено, что у детей, увлекающихся такими видами игр как квесты и аркады, показатели развития воображения значимо ниже, чем у их сверстников, не играющих в компьютерные игры вообще. Любители аркад продемонстрировали самые низкие показатели уровня развития воображения [4, с. 65].

Одним из очевидных рисков чрезмерной цифровой активности ребенка может стать развитие компьютерной и интернет-зависимости, которая проявляется в отсутствии интереса к реальному миру и предпочтению ему мира виртуального, цифрового. Современные исследования доказывают (Г.В. Солдатова, Е.П. Рассказова), что чаще всего с этой проблемой сталкиваются подростки в возрасте от 14 лет, однако примерно 13% детей от 7 до 10 лет также склонны к интернет-зависимости. Эта проблема имеет тенденцию становиться все младше, ведь возраст приобщения к сетевой культуре снижается, а вместе с ним и возраст детей, страдающих интернет-зависимостью. Кроме того, у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не развиты механизмы самоконтроля, и они просто не в состоянии контролировать количество времени, проведенного за онлайн-игрой.

Однако, существует и другой подход к решению проблемы использования детьми-дошкольниками цифровых устройств (Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева, Е.А. Куликова, Н.В. Белинова, B. Hoffman, Z. Genc и др.). Согласно этому подходу, компьютер может стать обогащающим элементом развивающей предметной среды, он «способствует развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности» [1, с. 10].

В нашей стране существуют нормативно-правовые документы, которые рекомендуют использование информационно-коммуникационных технологий на любой ступени образования, в том числе и в дошкольном образовании. К таким документам относятся: закон № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» и ряд распоряжений правительства, подзаконные и иные акты. ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям ДОО: среда должна быть максимально насыщенной, что означает оснащение оборудованием и совмещение в едином развивающем пространстве традиционных игр, игрушек и современных технологий. В профессиональном стандарте педагога указано, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В дискуссию о пользе и вреде современных технологий для здоровья детей включилось и медицинское сообщество. Коллективом авторов «Научного центра здоровья детей» проведены исследования по изучению состояния здоровья детей 6-7-летнего возраста в ситуации регулярного использования планшетов в рамках образовательного процесса в детском саду. Это обследование зафиксировало «отсутствие возбуждающего влияния развивающих игровых занятий с использованием электронного планшета на центральную нервную систему воспитанников», а также установило, что «рациональное использование электронных средств обучения способствует активации умственной деятельности детей, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность» [2, с. 55].

Практикующие педагоги и специалисты в области дошкольного образования, высказывают мнение, что демонстрация аудио- и визуальных материалов повышает эффективность восприятия новой информации за счет высокой интерактивности, а также возможности работать с разными типами материалов (видеофильмы, аудиозаписи, презентации и др.). По их мнению, включение цифровых технологий в педагогический процесс может лечь в основу успешного обучения в школе, благодаря устойчивой положительной мотивации и развитию познавательного интереса (Е.А. Куликова, Н.В. Белинова). Они также считают, что появление компьютерной игры в жизни ребенка может оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовить его к жизни в информационном веке (Р.Е. Радева, Е.О. Смирнова). Правда, при этом уточняется, что такие игры не могут заменить традиционную ролевую игру, а потому должны быть ограничены и не могут быть использованы в ущерб основным видам детской деятельности: игровой и творческой и др.

Положительное влияние компьютерных игр на когнитивное развитие детей становится возможным, в том числе потому, что помимо собственно развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь [1, с. 7].

В зарубежных исследованиях точка зрения о положительном воздействии цифровых технологий на когнитивное развитие детей тоже получает поддержку. Специалисты отмечают, что виртуальная игра берет свое начало в традиционной игре, она аналогичным образом оказывает влияние на воображение и учит детей следовать определенным правилам. А после первичного ознакомления с технологиями, дети могут сами вносить свои коррективы в игру, используя опыт реальной жизни и влияя на ход и результат игры (Z. Genc). Компьютер может стать для ребенка инструментом обучения: программы и приложения могут стимулировать интерес дошкольника к приобретению таких важных навыков как чтение и письмо [5, c. 18]. При этом цифровые технологии могут стимулировать не только познавательную мотивацию, но и самостоятельность в приобретении знаний, а также развивать коммуникативные и социальные навыки детей [6, c. 948].

Особую ценность имеет и тот факт, что при планировании и разработке игр и приложений чаще всего авторы ориентируются на детские интересы, способности и потребности развития каждого возрастного периода. Имеются и специальные компьютерные программы, предназначенные для развития, обучения и социализации детей с особыми потребностями: для ребенка, имеющего физические или психологические ограничения, цифровые технологии открывают новые возможности для развития как познавательных, так и коммуникативных навыков.

Считается, что дошкольник защищен от интернет-зависимости, благодаря своей неусидчивости и любознательности. Он всегда готов оставить цифровое устройство ради интересных занятий в реальной жизни. К тому же дошкольники предпочитают живое общение с родителями виртуальным развлечениям (Г.В. Солдатова).

Итак, в литературе представлены диаметрально противоположные мнения по поводу роли цифровых технологий в когнитивном развитии ребенка-дошкольника: одни исследователи видят риски, другие – акцентируют внимание на новых возможностях, которые открываются благодаря ранней цифровой активности детей. А это значит, нужны дальнейшие исследования, которые позволят разрешить возникшие противоречия.

The role of digital technologies in the cognitive development of preschool children: problem statement
A. Gorbunova, master GAOU VO MGPU, Moscow
Annotation. The article considers important issues of the digital technologies’ influence on the cognitive development of preschool children. There is an overview of national and international research and scientific approaches of digital technology use by preschool children. The article includes a description of the possible positive impact and the potential risks of the excessive digital activity for the children’s cognitive development.
Key words: digital technology, digital activity, cognitive development, preschool children