Соавторы: УДК 159.9
Научный руководитель: Цаплина Ольга Викторовна, ГБОУ Школа №2121 ДК №4, воспитатель , нет
Код уникальной десятичной классификации: УДК: 37.018.1

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование роли музейной педагогики в формировании предметно-пространственной среды, уточнение и конкретизация понятия музейная педагогика, образовательная среда. Дано краткое содержание работы по организации мини-музея в детском саду.

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, музейная педагогика, музейно-педагогические технологии, эмоциональный интеллект.

Современное образование, с принятием нового закона «Об Образовании» и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, претерпевает большие изменения, что, в свою очередь, отразилось на дошкольном образовании. Одним из ключевых условий успешного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации стало формирование нового отношения к организации предметно-пространственной среды детского сада [8, 9].

Предметно-пространственная среда предполагает единство социальных и предметных средств и должна быть нацелена на стимулирование детей к активности в различных формах и видах деятельности. Система материальных объектов деятельности ребенка функционально моделирует содержание его духовного и физического развития, влияет на его настроение и определяет его, формируя отношение к окружающему миру и действительности. Развивающая предметная среда является важным средством формирования личности ребенка и источником его знаний, социального опыта.

Во ФГОС дошкольного образования прописаны основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, которые должны обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации или группы, приспособленной для реализации Программы, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создать такие условия может помочь музейная педагогика. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

По выражению Н.А. Рыжовой, «музей в детском саду является интерактивным обучающим, воспитывающим и развивающим пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного» [7].

В качестве основной дидактической единицы при реализации технологии музейной педагогики Т.А. Елькина предлагает мини-музей тематического содержания. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому эти экспозиции называются «мини-музеями» [2].

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, а также является действующим модулем развивающей предметной среды, и средством индивидуализации образовательного процесса.
Психолого-педагогический потенциал музейной педагогики в дошкольном образовании изучался и описывался такими авторами, как Е.Ю. Гурьянова, Т.А. Елькина, М. Трунова, Н.В. Бутенко, С.Л. Троянская, Б.А. Столяров и др.

Данные авторы разработали музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений, которые способствуют воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяют их кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Согласно Н.В. Бутенко, многообразие музейно-педагогических технологий представлено в педагогической литературе следующими вариантами: технологии выставочной деятельности, игровые технологии, технологии коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Одной из основных форм работы с детьми в пространстве музея является музейное занятие, сохраняющее преемственность с традиционными формами работы [1].

Еще одна важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях экспонаты неприкосновенны, а в мини-музеях они являются равноправными участниками всего процесса. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

При дефиците коммуникативных навыков у детей и взрослых, в настоящее время, музейная педагогика выступает как один из важных способов установления дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой мини-музея и содержанием его коллекций, а также предоставляет широкие возможности для организации содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Назначение мини-музея – вовлечь детей в общение и деятельность, воздействовать на их эмоциональную сферу.

По мнению Н.А. Рыжовой, музей в детском саду выступает как интерактивное обучающее, воспитывающее и развивающее пространство. Так же близко нам утверждение Т.А. Елькиной о том, что в условиях детского сада наиболее целесообразна и приемлема организация мини-музея тематического содержания. Поэтому в рамках нашего формирующего эксперимента мы организовали на базе ДОО Мини-музей психолого-педагогической направленности. Основная идея данной работы заключалась в создании «Музея эмоций» и условий, которые позволили бы детям быть вовлеченными в совместную деятельность, как в детском саду с педагогом, так и дома с родителями.

Особое воздействие было нацелено на их эмоциональную сферу, развитие умений распознавать и выражать эмоции, способность к сопереживанию и эмпатии, на формирование эмоциональной регуляции. Было разработано содержание экспозиций и методика работы в четырех мини-музеях: «Волшебная страна эмоций и настроений», «В гостях у сказки», «Шедевры мировой живописи», «Фотомир». Была сформирована программа реализации данного эксперимента. Работа с дошкольниками в мини-музеях организовывалась в разных формах: проводились интегрированные занятия, экскурсии, конкурсы, выставки, мастер-классы. Детьми, педагогами и родителями были созданы различные экспонаты, дидактические пособия, макеты, реализованы коллективные творческие дела, индивидуальные творческие работы.

Таким образом, нами был создан компонент подметно-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста – мини-музеи, которые не только повлияли на эстетическое преобразование предметной среды детского сада, но и на формирование личностного, внутреннего мира дошкольника. Вся эта работа, по-нашему мнению, должна отразиться на развитии особого компонента психики – эмоционального интеллекта, а именно, на умении сочувствовать, сопереживать, понимать эмоции и выражать эмоции.

The development of emotional intelligence in preschool children by means of museum pedagogics

Zavyalova T.A.,
undergraduate, GAOU VO MGPU, Moscow
Summary. The article presents the theoretical substantiation of the role of museum pedagogy in the formation of the subject-spatial environment, clarification and concretization of the concept of museum pedagogy, the educational environment.
Key words: the subject developing environment, museum pedagogics, museum and pedagogical technologies, emotional intelligence.