Аннотация. В статье рассмотрена проблема пробок в районе Тверской г. Москвы. Проанализированы статистические данные по транспортным потокам в районе исследования. Выявлены причины возникновения автомобильных заторов на дорогах. Сформулированы пути решения транспортных проблем столичного города.

Ключевые слова: автомобильная пробка, автотранспорт, автомобильная магистраль.

Каждый день люди используют автотранспорт, чтобы доехать до работы, школы, университета и т.д. Но в последнее время, люди всё чаще стали переходить на личный транспорт – автомобиль. На данный момент массовое использование личного автотранспорта привело к частым пробкам и критическим ситуациям на дорогах.

Ещё с 1896 г. в России стал развиваться новый вид общественного производства – производство автомобиля, которое позднее преобразовалось в самостоятельную отрасль. Первый русский автомобиль был представлен на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года, проводившейся в Нижнем Новгороде [7]. Самым крупным производителем автомобилей в мире с начала 90-х годов ХIХ в. до 1899 г. была фирма «Бенц» (Benz), однако в начале ХХ века автомобили «Бенц» стали производить другие немецкие и зарубежные фирмы, и вскоре, автомобили фирмы «Бенц» стали терять популярность. В 1899 г. на первое место в мире по производству автомобилей вышла Франция. В 1914 г. в США компания Г. Форда уже начала реализацию в автомобилестроение процесса перехода от единичного производства к массовому.

С осуществления перехода на массовое производство началась история возникновения пробок. Уже в 1930-х годах, в США, люди сталкиваются с новыми проблемами. После начала активной разработки и постройки новых автомагистралей, автомобили заполнили большую часть свободного пространства в городах. В 1960-е годы Лос-Анджелес стал городом, который состоит из крупных автомобильных парковок и магистральных шоссе. И только спустя 10 лет было принято решение изменить типы передвижения, чтобы сделать города вновь пригодными для жизни. В Эдмонтоне эту проблему попытались решить добавлением новых скоростных дорог и шоссе. Но это не позволило решить данный вопрос, а наоборот, лишь усугубило положение. Уже в 1970-х годах многие города с развитыми автострадами приняли решение отказаться от их использования и перейти на общественный транспорт.

В СССР, наоборот, до 1970-х гг. отдавалось большее предпочтение в производстве грузовых автомобилей. В 1971 г. количество выпускаемых грузовых и легковых автомобилей почти достигло равновесия. И только в 1972 г. количество выпускаемых легковых автомобилей в СССР превысило количество выпуска грузовых [4].

На данный момент проблема пробок остаётся актуальной для жителей крупных городов и мегаполисов. Рассмотрим современные данные трафика в г. Москве. Исходя из данных диаграммы (см. рисунок 1), большее количество пробок приходится на утренний и вечерний часы пик (8:00 и 18:00), график достигает 7-8 баллов (иногда достигая пиковых, 10 бальных показателей, особенно в период снегопадов). Наименьшее количество автомобильных заторов на дорогах наблюдается ранним утром и поздним вечером (6:00 и 23:00), кривая находится на отметке в 1 балл. С 10:00 до 16:00 график остаётся практически на стабильном
уровне – отметке 6 баллов.

Рис. 1. Загруженность Москвы в течение рабочего дня [5]

На диаграмме (см. рисунок 2) можно отметить, что наибольшее количество автомобильных заторов на дорогах возникает во второй половине дня с 19:00 до 20:00, кривая достигает показателя в 9 баллов. С 9:00 наблюдается прогрессивный рост загруженности дорог.

Рис. 2. Загруженность дорог внутри Садового кольца в течение, дня (составлено автором по [5])

В том числе, на диаграмме (см. рисунок 3) можно подчеркнуть, что наибольший трафик наблюдается в будние дни. Особенно высокая загруженность была зафиксирована в среду и четверг.

Рис. 3. Загруженность дорог Москвы в течение недели [5]

Как было рассмотрено ранее, в СССР и России долгое время отдавали предпочтение общественному пассажирскому транспорту и грузовому, уровень автомобилизации составлял 60 автомобилей на 1000 человек. Соответственно, построенные шоссе и дороги были рассчитаны на этот уровень автомобилизации. И в 2000 г., когда этот уровень значительно вырос, построенные ранее автомагистрали стали приходить в негодность из-за низкой пропускной способности и совмещенного движения общественного транспорта: трамваев, легковых автомобилей и грузовых.

Можно отметить следующие причины возникновения пробок помимо пропускной способности автомобильных дорог. К ним можно отнести: неправильное проектирование улично-дорожной сети, дорожно-транспортные происшествия (ДТП), плохо синхронизированные светофоры. Но наиболее значимой причиной появления заторов на дорогах является увеличение числа автомобилей. При «свободном потоке» автомобилисты сохраняют комфортную дистанцию от впереди едущего автомобиля. Однако, чем больше автомобилей, тем больше сокращается безопасное расстояние, и поток автомобилей становится нестабильной структурой, движущейся с одинаковой, более низкой скоростью, возникают рывковое движение. Такие ситуации часто возникают на участках перехода от многополосной дороги к двухполосной, сужения дорог, съезды с автомагистралей и т.п. Как показывает опыт, наиболее результативный способ повышения эффективности работы городских транспортных систем – наложение определенных ограничений на использование личного автотранспорта и развитие общественного. Например, к ограничениям можно отнести появление платных автомобильных парковок, а к развитию общественного транспорта – разработку новых линий метро и автобусных маршрутов. В том числе, развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры поможет снизить автомобильный трафик [1], [6].

Кроме того, на появление заторов влияют участки кругового движения, хорды и съезды с главных дорог, неблагоприятные погодные условия. Однако, с недавних пор, на улицах города всё чаще можно встретить турбокольцевые перекрестки. Турбокольцевой перекресток – это перекресток кругового движения, имеющий отдельную полосу и траекторию движения для каждого направления. Благодаря такой планировке значительно повышается пропускная способность этого участка.

Неблагоприятные погодные условия возникают стихийно, сильный дождь или снег значительно замедляют скорость основного потока автомобилей, а вероятность ДТП возрастает, следовательно, трафик увеличивается. В экстремальные погодные условия следует воздержаться от поездок на личном автотранспорте и перейти на общественный, это поможет снизить риск ДТП и увеличить пропускную способность дорог.

В последнее время, в Тверском районе г. Москвы наблюдается большая загруженность дорог. Ежедневно на улицах района образуются пробки вследствие нескончаемого движения потока автомобилей. Значительный дорожный трафик в Тверском районе обоснован тем, что на инфраструктуру района имеется большой спрос. В данном районе располагается большое количество бизнес-центров, школ и других мест общественного пользования, а также культурные достопримечательности, исторические памятники, которые обычно имеют повышенных интерес у туристов. Но в районе существуют и другие причины возникновения автомобильных заторов на дорогах, которые способствуют интенсифицированному снижению пропускной способности дорог и существенно замедляют среднюю скорость движения транспортного потока. К таким причинам относятся: совмещенное движение легкового транспорта, автобусов и трамваев, участки сужения многополосных дорог.

По результатам проведенного исследования можно утверждать, что улицами с самой низкой пропускной способностью в Тверском районе являются: Новослободская, 1-я Тверская-Ямская и Тверская (см. рисунок 4, 5). В особенности данный факт связан с тем, что эти улицы являются продолжением крупных проспектов, шоссе или улиц, связывающих Тверской район с другими районами города.

Рис. 4. Отношение текущей скорости движения автомобильного транспорта в 8 часов утра к ночной скорости на территории района Тверской города Москвы (составлена автором по [4]).

Рис. 5. Отношение текущей скорости движения автомобильного транспорта в 6 часов вечера к ночной скорости на территории района Тверской города Москвы (составлена автором по [4]).

Также вследствие большой загруженности улично-дорожной сети здесь наблюдается повышенное содержание оксида углерода и диоксида азота в атмосферном воздухе, что негативно влияет на здоровье человека (см. таблицу 1).

Таблица 1 Содержание CO и NO2 в атмосферном воздухе на территории Тверского района г. Москвы (составлено автором по [3])

Улица

Содержание CO (ppb) в атмосфере

Содержание NO2 (мг/м3) в атмосфере

1-я Тверская-Ямская

240

0,036

Новослободская

240

0,038

Долгоруковская

240

0,036

Тверская

230

0,034

Петровка

230

0,034

Моховая

230

0,031

Диоксид азота относят к третьему классу опасности для здоровья, этот газ негативно влияет на органы дыхания, кровь, печень и почки, может спровоцировать развитие бронхита и воспаление легких. Оксид углерода причисляют к четвертому классу, влияет на иммунную систему, кровь, печень, почки, надпочечники и щитовидную железу, вдыхание воздуха с большим содержанием CO может вызвать головные боли, головокружение, потерю сознания и тахикардию [2].

Кроме того, по проведённым исследованиям, на данных улицах наблюдается высокое содержание углекислого газа в атмосферном воздухе (см. рисунок 6). Наибольший уровень углекислого газа наблюдался в районе 1-ой Брестской улицы и составлял 1425 ppm.

Рис.6. Содержание углекислого газа в атмосферном воздухе в районе улицы 1-я Тверская-Ямская города Москвы (составлено автором на основе полевого исследования)

Углекислый газ, при его высоком содержании в атмосферном воздухе, приводит к чувству дискомфорта, духоты, сонливости, снижает концентрацию внимания.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что основными причинами пробок в Тверском районе являются: совмещенное движение легкового транспорта, автобусов и трамваев, большой поток автомобилей. Также по итогам исследования можно выделить пути решения проблемы пробок в районе. Во-первых, следует сократить количество полос движения транспорта, что приведёт к уменьшению количества автомобилей. Во-вторых, следует усовершенствовать систему наземного общественного транспорта, добавив на улицы выделенные полосы, также организовав трамвайное движение на улицах с высоким спросом. При данном положении автомобильный трафик снизится, а общественный транспорт станет более стабильным и привлекательным для населения, больше людей будет пересаживаться с личного транспорта на общественный.

Список литературы:

  1. Владимиров С.Н. Транспортные заторы в условиях мегаполиса // Известия МГТУ МАМИ. 2014. Т. 3, №1(19). С. 77-84.
  2. Анализ загрязняющих веществ, выделяемых полигоном ТКО, и их общее влияние на органы и системы организма человека / В.С. Диденко, А.И. Соловьева, А.Е. Аникиенко [и др.] // Столыпинский вестник. 2022. Т. 4. №8. С. 4798-4816. (дата обращения: 08.10.23).
  3. Загрязнение воздуха // Ventusky (сайт). (дата обращения: 24.10.2023).
  4. Пробки в Москве: 2013-2017 // Исследование Яндекс (сайт). (дата обращения: 08.10.23).
  5. Автомобильные пробки в Москве // Исследования Яндекс (сайт). (дата обращения: 08.10.23).
  6. Нелюбин А.В. Перспективы и принципы развития велосипедной инфраструктуры на территории природных объектов города Москвы // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2021. №4(30). (дата обращения: 08.10.23)
  7. Прокофьева Е.Ю. История организации производства первых отечественных автомобилей (1896-1920 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2012. №1. С. 168-176.

Comprehensive analysis of the problem of traffic jams in the Tverskoy district of Moscow

Vinogradova P.B.,
10th grade school student «School number 1574», Moscow

Research supervisor:
Neliubin Andrey Vyacheslavovich,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University; teacher «School number 1574», Moscow

Abstract. The article is devoted to the problem of traffic congestions in the Tverskoy district of Moscow. Special attention is paid to the causes of difficulties on the road, modern statistics and problem solving. The article touches on the topic of ecology and atmospheric pollution. The purpose of the article is a comprehensive analysis of the problem.
Keywords: highway, traffic congestion, motor transport.

References:

  1. Vladimirov S.N. Transport congestion in a megalopolis // Proceedings of MSTU MAMI. 2014. Vol. 3, №1(19):–77-84.
  2. Analysis of pollutants emitted by the MSW landfill and their general impact on the organs and systems of the human body / V.S. Didenko, A.I. Solovyova, A.E. Anikienko [etc.] // Stolypin Bulletin. 2022. Vol. 4, №8: 4798-4816. (date of the address: 08.10.23).
  3. Air pollution // Ventusky (website). (date of the address: 24.10.2023).
  4. Traffic jams in Moscow: 2013–2017 // Yandex Research (website). (date of the address: 08.10.2023)
  5. Traffic jams in Moscow // Yandex Research (website). (date of the address: 08.10.2023)
  6. Nelyubin A.V. Prospects and principles for the development of bicycle infrastructure on the territory of natural objects of the city of Moscow // Science in a Megapolis. 2021. №4(30). (date of the address: 08.10.23)
  7. Prokofieva E.Yu. History of the organization of production of the first domestic cars (1896-1920) / E. Yu. Prokofieva // Bulletin of St. Petersburg University. Story. 2012. №1: 168-176.