Аннотация: В статье рассмотрены возможности формирования лексических навыков учащихся начальной школы посредством использования Интернет-ресурса Lyricstraining с помощью песен на уроках иностранного языка. Представлен подробный обзор функционала и возможностей использования платформы Lyricstraining, с учетом методики формирования лексических навыков в младшей школе.

Ключевые слова: лексика, лексический навык, Интернет-ресурс, английский язык, средства обучения, песни на английском языке.

В современном мире английский язык укрепил свои позиции не только на международной арене, его изучение стало одним из основных в общеобразовательной школе. Актуальность статьи обусловлена тем, что непрерывно развивающееся общество, ставит перед современным учителем задачи поиска наиболее эффективных и передовых средств обучения. Средства обучения могут быть как основными (УМК), так и дополнительными (к ним относятся, в том числе, материалы, требующие дополнительного технического оснащения) [1]. Н.Д. Гальскова и 3.Н. Никитенко отмечают, что использование дополнительных средств и творческих приёмов обучения вызывает положительную реакцию у детей, так как учителем используются различные методы и приёмы обучения, отвечающие психофизическому развитию младших школьников [2].

Требованиями ФГОС НОО определен лексический минимум в объеме 500 лексических единиц, а также перед учениками стоят задачи по достижению следующих предметных результатов: ученик должен уметь вести разные виды диалога, а также создавать связанные монологические высказывания, воспринимать и понимать на слух речь (до 1 минуты); уметь читать адаптированные и аутентичные тексты, владеть техникой письма, знать и понимать правила чтения и орфографии; владеть фонетическими навыками и т.д. Еще на ступени младшей школы у детей формируются грамматические и фонетические навыки, которые в дальнейшем становятся основой языковой компетенции. Кроме этого, ученику необходимо обладать оптимальным словарным запасом, который будет отражать потребности младшего школьника в коммуникации [4].

Формирование лексических навыков, являются основой для обучения детей младшего школьного возраста, поскольку лексика напрямую взаимодействует с грамматикой и фонетикой изучаемого языка.

Н.Д. Гальсковой выделены следующие этапы работы над лексикой:

  1. Ознакомительный (семантизация, первичное закрепление).
  2. Автоматизация лексического навыка (понимание особенностей употребления, применение лексических упражнений).
  3. Формирование продуктивных лексических навыков (речевые упражнения).
  4. Проверка усвоения [3].

Все этапы работы над формированием лексического навыка возможно проводить с использованием ИКТ технологий в обучении, хотелось бы обратить внимание на функционал LyricsTraining и возможности применения Интернет-ресурса на уроке английского языка, посвященном формированию лексического навыка.

LyricsTraining – это инструмент изучения и совершенствования навыков владения иностранными языками с помощью музыкальных клипов и текстов любимых песен. LyricsTraining предоставляет возможность изучения других языков, помимо английского. Для того чтобы предлагались песни только на английском языке, необходимо выбрать его в разделе languages. Язык можно изменить на любом этапе работы с сайтом (см. рисунок 1).

Рис.1. Библиотека языков на платформе lyricstraining.

Стоит обратить внимание на то, что регистрация не является основным этапом работы с данным инструментом. Однако для того, чтобы убедиться, что интерфейс и возможности Интернет-ресурса не изменяются, мы решили проверить возможности, которые LyricsTraining предоставляет для разных пользователей. Веб-сайт обладает простой формой регистрации, при которой не нужно предоставлять номер телефона, достаточно использовать email (см. рисунок 2).

Рис.2. Регистрация на платформе lyricstraining

После регистрации интерфейс не изменился. Однако, появилось стартовое объявление, в котором было подробно рассказано о новых функциях сайта (см. рисунок 3). .

Рис.3. Инструкция для новых пользователей на платформе lyricstraining

Платформа LyrycsTraining обладает широкой библиотекой жанров, использование данного ресурса также может способствовать формированию социокультурной компетенции (см. рисунок 4).

Рис.4. Библиотека музыкальных жанров на платформе LyricsTraining

При выборе раздела «Children’s music» пользователь попадает в раздел, посвященный детским песням на английском или другом выбранном для изучения языке. Выбор довольно широкий, на момент написания статьи раздел включает в себя 78 детских песен (см. рисунок 5). Также сайт предоставляет возможность фильтрации песен по различным критериям, которые может выбрать пользователь (новизна, название, исполнитель и т.д.).

Рис.5. Раздел «Childrens music» на платформе LyricsTraining

При выборе песни пользователю сразу предлагают определиться с уровнем сложности, для которого будут сформулированы задания. В данной статье мы рассматриваем платформу для работы в младших классах, поэтому выбираем beginner. На этой же странице есть возможность переключения в режим Karaoke, позволяющий петь и наслаждаться полным текстом песни; а также возможность работы с дополнительными функциями: можно распечатать текст для наглядности или добавить песню в избранное (см. рисунок 6,7).

Рис.6. Выбор сложности на платформе LyricsTraining

Рис.7. Дополнительные функции на платформе LyricsTraining

LyricsTraining предоставляет возможность работы в двух основных режимах: «написание», в котором пользователь самостоятельно прописывает недостающее слово; и «выбор» в котором пользователь выбирает слово из представленных вариантов (см. рисунок 8).

Рис.8. Выбор формата задания на платформе LyricsTraining

После выбора режима и сложности начинается игра. Вместо недостающих слов в тексте песни внизу страницы появляются точки, которые необходимо заполнить недостающими словами. Если ученик не успевает написать или отметить слово в предоставленное время, песня замедляется и останавливается, пока пользователь не заполнит пропуск (см. рисунок 9).

Рис.9. Пример музыкальной игры на платформе LyricsTraining

По завершении игры ученики могут пройти игру еще раз или просмотреть и сравнить свои результаты с результатами других пользователей платформы (см. рисунок 10).

Рис.10. Результаты игры на платформе LyricsTraining

Данный ресурс обладает рядом достоинств:

  • Для использования данного ресурса не нужна регистрация, все функции остаются доступными, как с регистрацией, так и без неё.
  • При использовании веб-версии сайта не требуется оплата, все функции бесплатны и доступны для пользователя.
  • Можно выбрать режим и сложность игры, что делает данную платформу доступной для учеников с разным уровнем знаний, в том числе и начальным.

Подводя итоги обзора интернет-ресурса LyricsTraining можно сделать вывод о том, что данная платформа обладает большим потенциалом для внедрения в урок английского языка в младшей школе. Вместе с тем, ознакомление и работа с данной платформой должна происходить под руководством педагога, так интерфейс довольно сложен для понимания младшими школьниками. Разнообразие песен и режимов позволяет использовать данный ресурс не только на этапе автоматизации лексического навыка, но и на этапе проверки, благодаря функции «написания». Таким образом, платформа LyricsTraining может быть использована на уроках формирования лексических навыков, так как возможности данного ресурса способствуют повышению вовлеченности младших школьников в учебный процесс, яркие цвета и знакомые персонажи в видео могут способствовать повышению мотивации у младших школьников, тем самым сделать урок более эффективным.

Литература

  1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2008. 223 с.
  2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. Издательство «Айрис-пресс», 2004. 240 с.
  3. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: Кнорус, 2017. 390 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (дата обращения 20.10.2023).
  5. lyricstraining.com (сайт). (дата обращения 20.10.2023).

Possibilities of the platform Lyricstraining in the formation of lexical skills in primary school

Podkolzina M.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Tsybaneva Valentina Alexandrovna,
Associate Professor, Department of English and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article considers the possibilities of forming lexical skills of primary school students through the use of the Internet resource Lyricstraining with the help of songs in foreign language lessons. A detailed overview of the functionality and possibilities of using the Lyricstraining platform is presented, taking into account the methodology for the formation of lexical skills in elementary school.
Keywords: vocabulary, lexical skill, Internet resource, English language, teaching tools, songs in English.

Literature:

  1. Rogova G.V., Vereshchagina I.N., Yazykova N.V. Methods of teaching English. 1-4 classes. Moscow: Prosveshchenie, 2008. 223 pages.
  2. Galskova N.D.. Nikitenko Z.N. Theory and practice of teaching foreign languages. Primary schools: Methodical manual. Iris-Press Publishing House, 2004. 240 pages.
  3. Galskova N.D. Fundamentals of the methodology of teaching foreign languages / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: Knorus, 2017. 390 pages.
  4. Federal State Educational Standard for Primary General Education. Approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 №286 «On Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education».  (date of the address: 20.10.2023).
  5. lyricstraining.com (website). (date of the address: 20.10.2023).