Аннотация. Проектный метод – один из способов достижения дидактической цели урока через детальную разработку программы, совокупность действий и приёмов, обучающихся в определенной последовательности для решения конкретной задачи или совокупности каких-либо задач (проблем), выглядящей как оформленный конечный продукт. За основу проектного метода взято развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно применять свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Ключевые слова: проектный метод обучения, английский язык, педагогика

Проектный метод (Project base learningPBL) играет важную роль в образовательном процессе современной школы, в том числе в обучении английскому языку. Этот метод помогает формировать и развивать личности школьников, обучать целеполаганию и планированию, синтезу и анализу полученных данных, критическому мышлению и работе в команде. PBL предусматривает как самостоятельную, так и групповую работу, он развивает навыки взрослости у подростков и выполняет важную функцию организации общения со сверстниками.

В процессе обучения английскому языку PBL позволяет учителю повышать мотивацию к его изучению, а обучающимся надежнее закрепить изученный материал. Такие результаты достигаются за счет того, что проектная деятельность в рамках PBL организуется с учетом индивидуальных особенностей школьников, их языковой подготовки к той или иной теме урока, а планы организации работы с проектами, разрабатываются с учетом реальных и ограниченных во времени целей и задач.

Главное преимущество использования проектного метода при обучении английскому языку – создание ситуаций максимально приближенных к реальному общению и требующих от участников проектных компетенций в процессе динамики изменения и развития таких ситуаций. В практике обучения иностранному языку используются как мини-проекты, которые рассчитаны на фрагмент занятия, так и крупные проекты, рассчитанные на серию уроков. Погружаясь в проектную деятельность, учащиеся усваивают определенные языковые явления, речевые закономерности, систематизируют полученные лексические и грамматические знания.

В целях выявления практик использования проектного метода обучения были проведены 17 полуструктурированных письменных интервью с педагогами английского языка общеобразовательной средней школы г. Москвы, входящей в рейтинг топ-400 и реализующей городской лингвистический проект. Гайд-интервью содержал 13 вопросов с предлагаемыми наборами ответов, а также с возможностью дать открытый ответ.

В результате обработки ответов педагогов на вопросы о том, слышали ли они о проектном методе обучения и как часто его используют, определено, что 16 из 17 педагогов слышали о проектном методе обучения. 10 использовали проектный метод в образовательной деятельности с разной степенью регулярности, а 7 проектный метод не используют. Диаграммы ответов приведены на рисунке 1.

Рис.1. Диаграмма ответов на вопросы об информированности учителей о проектном методе обучения и частоте его применения

Следующий вопрос касался понимания педагогами английского языка содержания термина «проектный метод обучения». Ответы респондентов продемонстрировали разное понимание термина. Основная часть считает, что PBL – это педагогическая технология, система обучения метапредметным и предметным умениям, самостоятельная творческая деятельность обучающихся, что вполне соответствует содержанию проектного метода, предлагаемом в литературе. Также были отмечены особенности проектного метода: обучение в сотрудничестве, исследование, практическое применение полученных знаний, познавательная деятельность, реализация идей учащихся. Ответы респондентов сведены в таблицу 1.

Таблица 1. Содержание PBL в понимании педагогов английского языка

Как педагоги понимают понятие «проектный метод обучения»?

Педагогическая технология

Способ обучения предмету

Практическое применение полученных знаний

Элемент познавательной деятельности

Самостоятельная творческая деятельность учащихся

Исследование

Реализация идей учеников

Возможность раскрытия индивидуальных особенностей учеников

Совместная деятельность учеников и учителя

Система обучения метапредметным и предметным умениям

Обучение в сотрудничестве

Личностно-ориентированное обучение

Далее в процессе интервью последовательно были заданы вопросы о трудностях, с которыми сталкивается учитель в процессе организации проектного метода, о его уровне профессионального мастерства при применении PBL, о том, где и как проходило обучение проектному методу. Ответы респондентов приведены на диаграммах (см. рисунок 2-4).

Рис. 2 Трудности педагогов при организации проектного метода

Рис. 3. Уровень соответствия профессионального мастерства на основе проектного метода

Рис.4. Места обучения проектному методу

Наибольший интерес представляют ответы респондентов на вопросы о том, какие предметные и метапредметные результаты в процессе обучения обеспечивает использование PBL. В качестве предметных результатов были названы формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык» и осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка как ключевыми преимуществами использования проектного метода обучения. Ответы педагогов на рисунке 5.

Рис.5. Предметные результаты использования проектного метода обучения

Среди метапредметных результатов учителя английского языка назвали развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли и развитие исследовательских учебных действий, включая работу с информацией, ее поиск и анализ, обобщение и фиксация важных информационных составляющих (см. рисунок 6).

Рис. 6. Метапредметные результаты использования проектного метода обучения

В целом ответы педагогов языка свидетельствуют о полезности и перспективности PBL в обучении ангийскому языку и о необходимости организации системного обучения этому методу.

Литература:

  1. Акопян Г.А., Весманов Д.С., Весманов С.В. Организационная диагностика в сфере образования: учебно-методическое пособие. М.: Саратовский источник, 2022. 53 с.
  2. Байгускарова Т.Б. Метод проектов как один из эффективных методов обучения и формирования личности школьника XXI века. Уфа: Вестник Башкирского Государственного университета им. М.: Акмуллы, 2018. №4. С. 77-88.
  3. Весманов С.В., Весманов Д.С., Источников В.В. Исследование практик формирования индивидуальных образовательных траекторий в старшей школе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. №4(54). С. 93-105.
  4. Весманов С.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Проектное управление в сфере образования. В сборнике: UniverCity: Города и Университеты. Москва, 2018. С. 137-155.
  5. Весманов С.В. Управление проектами в сфере образования: учебник / С.В. Весманов, Д.С. Весманов. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. 204 с.
  6. Джолдасова Ю.Б. Использование метода проектов на уроках английского языка в школе. Саратов: Форум молодых ученых, 2020. №9. С. 28-30.
  7. Елистратова Е.Н. Метод проектов как продуктивный метод в обучении иностранному языку. СПб.: Герценовские чтения. Иностранные языки, 2019. С. 384-386.
  8. Кукшенева Т.В., Пасихин Д.А. Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Чебоксары: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития, 2016. С. 181-182.
  9. Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта: учебно-методическое пособие. М.: ИД Методист, 2014. С. 52.
  10. Махейла И.Е. Инновационные образовательные технологии на уроках английского языка в школе. Воронеж: Инновации в современном языковом образовании, 2017. С. 334-338.
  11. Павленко В.Г. Применение метода проектов при обучении английскому языку. Владикавказ: Управление качеством образовательного процесса в высшей школе в условиях реформирования, 2017. С. 243-248.
  12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М.: Академия, 1999. С. 224.
  13. Янушевский В. Н. Учебное и социальное проектирование в основном и старшей школе: методическое пособие. М.: Сентябрь, 2017. С. 224.

Project-based learning for teaching English in high school

Makarova V.A.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Сoauthor:
Vesmanov S.V.,
Head of the Project Management Laboratory of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow State Pedagogical University, Candidate of Economic sciences.

Аnnotation. The design method is one of the ways to achieve the didactic goal of the lesson through the detailed development of the program, a set of actions and techniques that are studied in a certain sequence to solve a specific problem or a set of any problems (problems) that looks like a decorated final product. The project method is based on the development of cognitive skills of students, the ability to independently apply their knowledge, the ability to navigate in the information space, the development of critical thinking.
Keywords: project teaching method, English language, pedagogy

Literature:

  1. Akopyan G.A., Vesmanov D.S., Vesmanov S.V. Organizational diagnostics in the field of education: educational manual. Moscow: Saratov source, 2022. 53 pages.
  2. Bayguskarova T.B. The project method as one of the effective methods of teaching and shaping the personality of a schoolchild in the 21st century. Ufa: Bulletin of the Bashkir State University. Moscow: Akmully, 2018. №4. Page: 77-88.
  3. Vesmanov S.V., Vesmanov D.S., Istochnikov V.V. Study of the practices of forming individual educational trajectories in high school // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology. 2020. №4(54). Page: 93-105.
  4. Vesmanov S.V., Vesmanov D.S., Akopyan G.A. Project management in the field of education. In the collection: UniverCity: Cities and Universities. Moscow, 2018. Page: 137-155.
  5. Vesmanov S.V. Project management in the field of education: textbook / S.V. Vesmanov, D.S. Vesmanov. Moscow: Moscow City University, 2022. 204 pages.
  6. Dzholdasova Yu.B. Using the project method in English lessons at school. Saratov: Forum of Young Scientists, 2020. №9. Page: 28-30.
  7. Elistratova E.N. The project method as a productive method in teaching a foreign language. St. Petersburg: Herzen Readings. Foreign languages, 2019. Page: 384-386.
  8. Kuksheneva T.V., Pasikhin D.A. Project activity as a means of increasing students’ motivation to learn English. Cheboksary: Science, education, society: trends and development prospects, 2016. Page: 181-182.
  9. Leontovich A.V. Methodology for organizing a research project: educational manual. Moscow: ID Methodist, 2014. Page: 52.
  10. Makheyla I.E. Innovative educational technologies in English lessons at school. Voronezh: Innovations in modern language education, 2017. Page: 334-338.
  11. Pavlenko V. G. Application of the project method in teaching English. Vladikavkaz: Quality management of the educational process in higher education under reform conditions, 2017. Page: 243-248.
  12. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E.; edited by Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system. Textbook for students. ped. universities and higher education systems qualified ped. frames. Moscow: Academy, 1999. Page: 224.
  13. Yanushevsky V.N. Educational and social design in basic and high school: a methodological guide. Moscow: September, 2017. Page. 224.