Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемы профилактики вербального буллинга в колледже. В работе описаны основные виды буллинга и особенности вербального буллинга. Представлены результаты исследования, целью которого было проанализировать мнения педагогов колледжа о буллинге и его профилактике в студенческой среде.
Ключевые слова: профилактика вербального буллинга, буллинг, вербальный буллинг, вербальная агрессия.
В образовательных организациях буллинг является серьезной проблемой, особенно в такой образовательной организации как колледж.
Колледж – структура, в которую приходят учиться подростки после 9 или после 11 класса. Большая часть контингента – это подростки и молодые люди от 15 до 19 лет. Их ведущая деятельность в этот период – межличностное взаимодействие, общение со сверстниками. В одной группе, как правило, учатся студенты разного возраста, с разным социально-экономическим статусом, разным семейным статусом, из разных городов или стран, с разным психическим развитием, выросшие в разных социокультурных условиях развития.
Впервые в исследованиях об издевательствах среди детей Д. Олвеус [19] определил школьный буллинг как регулярное физическое или вербальное насилие, которое осуществляется одним человеком или группой людей. Он писал о том, что не все ссоры можно идентифицировать как буллинг. Все конфликты имеют свойство возникать, разрешаться и в итоге завершаются. Буллинг же сохраняет постоянную враждебность.
Д. Лейн рассматривает буллинг как совокупность социальных, психических и педагогических проблем. Все эти проблемы затрагивают как процесс физического, так и психологического насилия со стороны одного человека или группы в отношении другого человека, который не может защитить себя в сложившейся ситуации [18].
Определений буллинга много, (Д. Лейн [14], М.Б. Белякова [6], А.А. Бочавер [7] и др.), но все говорят о том, что это насилие в любом его проявлении одного человека или группы людей в отношении другого человека, который не может защититься.
Буллинг может быть, как прямым, так и косвенным. Выделяется несколько видов буллинга [18]:
- Вербальный буллинг – насмешки, высмеивание, унижение в присутствии других, присвоение кличек, угрозы.
- Физический контакт – избиение, вред личным вещам, пинки.
- Социальная изоляция – когда на тебя не обращают внимание, игнорируют и не видят.
- Кибербуллинг – угрозы, сообщения нецензурного содержания, выкладывание в сеть мемы, выкладывание в сеть видео ил фото с неприятным контентом, фото зарисовки или рисунки.
- Смешанный тип, когда используется не только определенный тип буллинга, но и другие типы.
По мнению Е.В. Змановской, можно выделить несколько признаков буллинга среди подростков [22]:
- Дома:
- выполняет требования буллира – требует деньги у родителей или просто их крадет;
- ухудшилась успеваемость – нет интереса к процессу обучения;
- бессонница, ухудшения сна, кошмары, часто просыпается, ворочается во сне, плачет;
- физиологические проявления – плохой аппетит, головные боли, тошнота, боли в желудке, расстройство и др.
- В образовательном учреждении:
- регулярные насмешки со стороны одногруппников в оскорбительной манере (обзывание, высмеивание, унижение/угрозы), требуют выполнения пожеланий, командуют;
- портят тетради, учебники, вещи, разбрасывают их, вымогают вещи или деньги;
- визуально видно синяки, порезы, царапины, или рваная одежда;
- избегание ответов на занятии, тревожность и неуверенность очень заметны;
- ребёнок вовлечён в ссоры, драки, в которых он не является инициатором, в них он беззащитен;
- ухудшение успеваемости;
- депрессивность, тревожность, часто можно увидеть слезы и растроенность у ребёнка.
Е.В. Змановская в своих работах также пишет о следующих последствиях буллинга, имеющих характерную симптоматику [22]:
- аффективные нарушения, которые выражаются в высоком уровне тревоги, депрессивности, страхе, выражении агрессии и злости;
- соматические нарушения: это всё, что связано с нашим физиологическим состоянием, которое может выражаться в расстройстве сна, различных болях в разных частях тела, потере аппетита и т.п.;
- нарушение школьной адаптации: это выражается в пропусках учебного заведения, снижении академической успеваемости, снижение учебной мотивации;
- когнитивные нарушения, могут проявляться в невнимательности, рассеянности, ухудшении памяти, трудностях сосредоточиться на предмете, отвлеченности и т.п.;
- поведенческие нарушения: проявляются в таких симптомах как агрессивность, уход из дома, протестное поведение, самоизолированности и т.п.;
- суицидальные мысли или их попытки.
В работе В.В. Лоренц и Е.Д. Полуниной [15] как один из факторов возникновения буллинга выделяют позицию педагога. Они говорят о том, что чаще буллинг зарождается на глазах у педагога, но они по какой-то причине не пресекают детскую жестокость, а неосознанно даже где-то и поддерживают. А ситуация продолжает развиваться и наращивать обороты.
В нашем исследовании мы выделили вербальный буллинг, так как физическое насилие видно, а скрытое послание в виде речевых формул вербального буллинга не всегда замечается.
При анализе литературы, мы отметили, что многие авторы говорят именно об вербальной агрессии, которая занимает особое место среди других форм агрессивного поведения современных подростков. Язык подростков активно развивается за счет заимствования иностранных слов, и превращения их в свой «сленг», а с другой стороны, за счет усвоения различных значений, которые закодированы в словаре родного языка. Вот несколько примеров наших наблюдений за студентами колледжа:
- Хэйтить (хэйтеры) – от англ. слова hate (ненавидеть, ненависть), ненавистники. Используется в значении «те, кто оставляет плохие комментарии, хэйтит»;
- Бомбит – бесит, раздражает, напрягает;
- Зашквар – позор;
- Нуб – новичок, лох;
- Юзлес – бесполезный;
- Шеймить – стыдить кого-либо.
Взрослые, которые не в «теме», могут пропустить вербальные сигналы агрессивного поведения. Для того чтобы не упустить ситуацию нужно выделить индикаторы и составляющие вербального буллинга. Важно понимать, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте выступает интимно-личностное общение. Для этого периода важно быть в коллективе, быть частью чего-либо и быть принятым. Именно в процессе выполнения коллективной деятельности происходит общение, формирование самооценки, осознанное стремление участвовать в общественной работе, и любое нарушение этого процесса общения может тяжело переживаться подростком и оказать влияние на развитие его личности. В этот период происходят важные перестройки для всех систем в организме, а как результат может стать более выраженной тревожность, раздражительность и агрессия. Буллинг может существовать как форма проявления своего «Я» и может использоваться в качестве социальной стратегии самоутверждения. Поэтому одним из основных мотивов совершения агрессивных действий могут быть проблемы самооценки и уровня притязаний [23].
Вербальная агрессия рассматривается как речевое выражение негативных чувств, эмоций, намерений в конкретной ситуации. Она может выражаться в форме резких слов, оскорблений, брани, угроз и т.п. Вербальная агрессия по своей сути не является статичной, она всегда будет динамичной, и будет обусловлена ситуацией общения.
Ю.В. Щербинина в своей работе пишет о том, что феномен вербальной агрессии проявляется как неблагополучная социокультурная ситуация, которая выражается в: росте асоциальности, деградации речевой культуры, вульгаризация речи, пропаганде насилия в СМИ и ухудшении коммуникативных механизмов. Она выделяет несколько форм вербальной агрессии: оскорбление; угроза; грубое требование; грубый отказ; враждебные замечания; порицание (упрек, оскорбление); насмешка (колкость); жалоба; донос и клевета; клевета; сплетня; ссора (как гипержанр) [25].
Подростки редко задумываются над тем, что говорят и как говорят. Модель поведения и стиль речи они заимствуют из своего окружения.
Каждый вид буллинга несет в себе огромную угрозу для всех участников. Профилактика буллинга среди подростков является приоритетным направлением для его предотвращения.
Существуют различные варианты первичной профилактики буллинга, описанные в литературе:
- Считается, что одной из самых эффективных программ профилактики буллинга является программа Д. Олвеуса.
Главная задача этой программы: изменить систему вознаграждений и возможностей буллингового поведения, через снижение этих возможностей и поощрений. В программе тщательно разработана структура психодиагностики, совокупность норм социально-педагогического вмешательства, а также психолого-педагогических условий развития [4].
- Медиация как форма профилактики буллинга.
Медиация – процесс урегулирования конфликтов. В процессе принимает участие нейтральная, не заинтересованная сторона, которая помогает наладить взаимодействие посредством урегулирования коммуникации между конфликтующими сторонами. Основная цель этого процесса – разрешения проблемной ситуации [20].
- «Форум-театр». Основателем этого метода является бразилец Аугусто Боаль.
Основная идея – это поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Эта методика сочетает в себе метод тренингов и опыт интерактивных театров. Определенной подготовки нет, навыков актерского мастерства тоже не требуется. Главное, чтобы соблюдались принципы, которые создал Аугусто Боаль: ясность изложения сюжета; четко выраженный протагонист; в это должно вериться; это должно иметь возможность измениться [28].
- Метод реализации потенциала первичного коллектива.
Этот метод заключается в таких мероприятиях, которые способствуют развитию положительных эмоциональных, социальных отношений, а также объединяет подростков и корректирует поведение подростков через различные формы взаимодействия (волонтерство, социальные проекты, забота о людях и животных, конкурсов, участие в общественных программах т.д.).
Основной принцип данного метода – это социально значимая, развивающая общая деятельность и актуализация позитивных норм взаимоотношений в учебном сообществе [23].
- Психологическое просвещение. Работа по развитию потребности у всех субъектов образовательного процесса в психологических знаниях, желании и умении их использовать в своей жизни [17].
Целью является формирование и повышение психологической культуры у детей, родителей, педагогов, администрации, оно вовлекает в этот процесс всех участников образовательного процесса.
Но можно ли считать все эти модели профилактики эффективными в разных ситуациях буллинга в колледже? Скорее всего, нет. Например, педагог слышит оскорбление сокурсника в жесткой форме и скорее всего не сможет тут же просто провести тренинг или какую-то групповую работу. На наш взгляд, все рассмотренные методы возможны как вторичная профилактика, но они не будут действовать в момент возможного буллинга. Отсутствие немедленной реакции на вербальный буллинг снижает эффект профилактики. Необходимо реагировать речью, выстроить правильно вербальную позицию по отношению ко всем участникам буллинга.
Каждый педагог должен уметь слышать вербальные индикаторы буллинга, правильно реагировать и главное не игнорировать проявления вербальной агрессии.
Все это определило цель и задачи нашего исследования – изучение мнения педагогов колледжа о буллинге и профилактике вербального буллинга в студенческой среде.
В исследовании приняли участие 106 педагогов колледжей. Мнения педагогов изучались методом анкетирования по специально составленной онлайн анкете, состоящей из 15 открытых и закрытых вопросов (см. таблицу 1) [2].
Исследование проходило с использованием онлайн платформ Yandex forms и Google forms. Результаты исследования представлены в сводной таблице (см. таблицу 1).
Таблица 1. Сводные данные по анкетированию
Ответы преподавателей колледжа |
||
вопрос |
вариант ответов |
ответы в % |
Что вы считаете буллингом? |
Травля одного студента или группы студентов в отношении другого студента. |
89,62 |
Публичные оскорбления одного студента или группы студентов |
63,21 |
|
Угрозы (одного студента или группы студентов в отношении другого студента) |
72,64 |
|
Физические действия (избиение, вред личным вещам, пинки) |
93,40 |
|
Игнорирование студентами другого студента |
29,25 |
|
Насмешки в сторону студента от других студентов |
47,47 |
|
Затрудняюсь ответить |
2,83 |
|
Другое: |
4,72 |
|
Характер буллинга |
Постоянный |
34,98 |
Разовый |
51,94 |
|
Затрудняюсь ответить |
19,08 |
|
Какие по вашему мнению причины травли в студенческой среде (буллинга)? |
Желание самоутвердиться |
78,30 |
Низкая самооценка |
53,77 |
|
Месть |
30,19 |
|
Вымещение злобы на других |
65,09 |
|
«Закон стаи» |
72,64 |
|
Проявление агрессии подросткового возраста |
38,68 |
|
Затрудняюсь ответить |
5,66 |
|
Другое |
6,60 |
|
Как вы считаете, какие факторы заметно влияют на возникновение буллинга в студенческой среде? |
Студенческая группа не сплочена, нет единства |
50,00 |
Качества личности агрессора или качества личности жертвы |
63,21 |
|
Телевидение, интернет, социальные сети, компьютерные игры |
45,28 |
|
Пример родителей, семейные ценности и традиции, отношения между родственниками |
65,09 |
|
Разный менталитет студентов |
41,51 |
|
Разные социальные условия жизни |
50,94 |
|
Физические особенности студентов |
50,00 |
|
Разные религиозные взгляды |
35,85 |
|
Затрудняюсь ответить |
2,83 |
|
Какие формулировки, демонстрирующие травлю, вы часто слышите в разговорах в студенческой среде в вашей образовательной организации? |
«Ты такой слабак, ни на что не годный! Ничего путем сделать не можешь?» |
47,17 |
«Олух» |
10,38 |
|
«Тупой как пробка» |
38,68 |
|
«С такими оценками только дворником работать» |
28,30 |
|
«Давайте его зашеймим!» |
30,19 |
|
«Я сейчас все это твое шмотье в окно повыкидываю!» |
29,25 |
|
«Ты прям как девчонка» |
48,11 |
|
«Ты недостаточно девочка» |
31,13 |
|
«Недомерок» |
14,15 |
|
«Не смей никому говорить! Иначе за себя не ручаюсь!» |
32,08 |
|
«Дистрофик» |
21,70 |
|
«Он такой задрот, вечно в телефоне сидит» |
45,28 |
|
Затрудняюсь ответить |
26,42 |
|
Другое: |
12,26 |
|
Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией буллинга в вашей образовательной организации? |
Часто |
5,66 |
Редко |
71,70 |
|
Затрудняюсь ответить |
11,32 |
|
Никогда |
11,32 |
|
Как вы считаете, можно ли предотвратить буллинг в студенческой среде профилактическими мерами |
Да |
71,70 |
Нет |
5,66 |
|
Затрудняюсь ответить |
14,15 |
|
Другое |
8,49 |
|
Кто по вашему мнению должен проводить профилактику буллинга в образовательной организации? |
Классный руководитель |
73,58 |
Педагог-психолог |
84,91 |
|
Все педагоги |
84,91 |
|
Родители |
46,23 |
|
Свидетели буллинга |
24,53 |
|
Правоохранительные органы |
15,09 |
|
Затрудняюсь ответить |
1,89 |
|
Другое |
3,77 |
|
В каких случаях вы лично будете реагировать, если слышите проявление вербального (словесного) буллинга в студенческой среде? Буду реагировать на травлю, если |
Слышу и вижу травлю в коридоре образовательной организации |
70,75 |
Слышу и вижу травлю на территории колледжа |
55,66 |
|
Слышу и вижу травлю в аудитории |
65,09 |
|
Слышу и вижу травлю на улице (в примыкающей к колледжу территории) |
21,70 |
|
Затрудняюсь ответить |
19,81 |
|
Другое |
6,60 |
|
Какие меры профилактики буллинга вы считаете наиболее эффективными? |
Методы медиации |
20,75 |
Форум-театр |
14,15 |
|
Метод реализации потенциала первичного коллектива |
23,58 |
|
Психологическое просвещение |
78,30 |
|
Используем просто беседы на классных часах |
68,87 |
|
Затрудняюсь ответить |
12,26 |
|
Как вы считаете, как часто необходимо проводить профилактику буллинга в образовательной организации? |
Один раз в семестр |
44,34 |
Один раз в учебный год |
4,72 |
|
Один раз в месяц |
9,43 |
|
Профилактику необходимо проводить при первом возникновении буллинга |
31,13 |
|
Затрудняюсь ответить |
8,49 |
|
Трудности, с которыми сталкивались при профилактике буллинга |
Студенты не воспринимают ситуацию |
15,9 |
Затрудняюсь ответить |
25,44 |
|
Студенты не слушают |
29,68 |
|
Не было случаев |
20,14 |
|
Какие навыки вам могли бы пригодиться для профилактики вербального буллинга в студенческой среде вашей образовательной организации? |
Навыки, связанные с коммуникацией |
39,22 |
Знания о буллинге |
18,02 |
|
Новые техники, обучение |
25,44 |
|
Затрудняюсь ответить |
22,26 |
|
Психологические знания |
3,18 |
|
Навыки восстановительных технологий |
2,12 |
Отвечая на вопрос «Что вы считаете буллингом» (см. таблицу 1) 93,40% педагогов выделили физические действия и 89,62% – травлю, а публичные оскорбления, насмешки и игнорирование соответственно 63,21%; 47,47% и 29,25%. Это подтверждает, что далеко не на все возможные проявления буллинга педагоги обращают внимание.
В то же время в ответе на вопрос «Кто должен проводить профилактику буллинга?» (см. рисунок 1) подавляющее большинство педагогов колледжа (84,91%) единодушны- педагоги – психологи и все педагоги.
Рис. 1. Ответ на вопрос: «Кто должен проводить профилактику буллинга?»
Для составления вариантов вопроса о речевых формулах, которые можно рассматривать как буллинг в студенческой среде, мы провели наблюдение и опрос студентов и выделили наиболее часто встречающиеся речевые формулы, оцениваемые студентами как проявление вербального высказывания. Ответы педагогов о высказываниях, демонстрирующих по их мнению травлю (см. рисунок 2), показал, что больше половины педагогов все указанные высказывания не считают вербальным проявлением буллинга, а значит не будут на них реагировать.
Рис. 2. Речевые индикаторы буллинга
Интересно, что возможная реакция педагогов на вербальный буллинг зависит от того, где он проявляется. Ответы на вопрос: «В каких случаях вы будете реагировать на вербальный буллинг» (см. рисунок 3) показали, что две трети педагогов (70,75%) будут реагировать на травлю в коридоре образовательной организации. Стоит заметить, что даже в этом случае 30% педагогов не готовы реагировать. Почти 40% не будут реагировать, если вербальный буллинг происходит на занятиях в аудитории, почти половина (55,66%) не будут реагировать на травлю на территории колледжа и подавляющее большинство педагогов (75,47%) не обратят внимание на вербальный буллинг на прилегающей к колледжу территории.
Рис. 3. Ситуации, в которых педагоги готовы реагировать на буллинг
Ответы педагогов колледжа на вопросы о трудностях при профилактике буллинга и навыках, необходимых им для профилактики, объясняют почему значительная часть педагогов не реагирует на вербальный буллинг (см. рисунок 4). Почти 50% педагогов отмечают проблемы взаимодействия со студентами («не воспринимают», «не слушают»), остальные – либо не проводили профилактику, либо «затруднились с ответом».
Рис. 4. Трудности профилактики буллинга
Для более эффективной профилактики буллинга педагогам не хватает коммуникативных компетенций (39,22%), знаний о буллинге (18,02%), новых техник и обучения (25,44%), т.е. фактически педагоги не знают и не умеют правильно реагировать и правильно разговаривать со студентами, которые не воспринимают слова самого преподавателя, и не считают, что они делают что-то опасное.
Таким образом у педагогов колледжа есть общие знания о буллинге, но они не знают, не умеют и не проводят профилактику вербального буллинга. Не вижу, не знаю, значит – нет. Такая позиция со стороны преподавателей приводит к увеличению случаев буллинга. Для изменения ситуации, необходимо дать им представление о вербальном буллинге и его последствиях, научить их выделять речевые формулы вербального буллинга, дать представление о вариантах реакции на вербальный буллинг.
С этой целью были разработаны концепция и программа тренинга «Профилактика вербального буллинга среди студентов для педагогов колледжа».
В основу концептуальных положений разрабатываемого тренинга легли результаты проведенного нами практического исследования:
- Преподаватели колледжа знают, что булллинг есть, но они не могут определить речевые формулы, которые являются индикаторами вербального буллинга.
- Преподаватели не слышат и не реагируют на речевые формулы, которые являются индикаторами вербального буллинга.
Целевая аудитория: преподаватели колледжа.
Цель программы: научить слышать и реагировать на речевые индикаторы вербального буллинга преподавателей колледжа за 6 часов (2 дня).
В содержание программы включен лекционный материал, групповая работа, презентация групповой работы, а также обратная связь.
Задания для групп включают: «Речевые формы с видом агрессии» и «Решение звукового кейса». В первый день в ходе практического занятия необходимо прослушать две аудиозаписи, выделить речевые формулы вербального буллинга и объяснить по каким индикаторам это сделано». Во второй день – выполнение групповых заданий: «Что такое профилактика, из чего состоит, кто ответственный за профилактику, как будет проводиться профилактика» и «Алгоритм работы с вербальным буллингом» (решение звукового кейса).
Разработанная нами программа тренинга для педагогов является базой для создания системы профилактики вербального буллинга среди студентов колледжа.
Литература:
- Акимова А.И., Смоленцева М.В. Вербальный буллинг британских подростков как психолингвистическое явление (на примере интернет-источника) // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово: 2020. С. 115-118. (дата обращения: 10.08.2023).
- Акопян Г.А., Весманов Д.С., Весманов С.В. Организационная диагностика в сфере образования: учебно-методическое пособие. М.: Саратовский источник, 2022. 53 с.
- Андриянова М.В. Вербальные и невербальные индикаторы агрессии // Вестник Москвского Государственного Лингвистического Университета. 2021. №854. С. 9-17.
- Бязырова А.Т., Гадзиев А.А. Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-8. С. 105-111.
- Белеева И.Д. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении / И.Д. Белеева, Л.Э. Панкратова, Н.Б. Титова // Педагогическое образование в России. 2019. №8. С. 144-147.
- Белякова М.Ю. Программы профилактики буллинга в образовательных учреждениях // Психическое здоровье. 2019. №8. С. 65-70.
- Бочавер А.А, Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10, №3. С. 149-159.
- Быкова Е.А., Истомина С.В. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации // Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, №3. С. 75-78.
- Волкова Е.Н. Методическое основание для разработки программ профилактики подросткового буллинга / Е.Н. Волкова, Л.А. Цветкова, И.В. Волкова // Сибирский психологический журнал. 2019. №74. С. 88-100.
- Драганова О.А., Болдырева О.А. Методические рекомендации по профилактике буллинга, скулшутинга и кибераддикции в образовательных организациях. Липецк: Открытый мир, 2020. 20 с.
- Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как современный эффективный способ исследования // Transport business in Russia. 2017. №15. С. 109-110.
- Жадько Н.В., Чуркина М.А. Технология бизнес-тренинга: учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2022. 88 с
- Колмакова В.В., Шалков Д.Ю. Проблема установления границ языкового оскорбления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. Т. 12-1, №78. С. 111-113.
- Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология: электронный журнал. 2010. (дата обращения: 10.08.2023).
- Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг). Практикум по психотерапии СПб.: Питер, 2001. 274 с.
- Лоренц В.В., Полунина Е.Д. Проблема буллинга в общеобразовательной школе: исследования, поиски, профилактика // Тенденция развития науки и образования. 2020. №13-16. С. 19–22.
- Лукьянченко Н.В. Исследование обыденных представлений о психологическом просвещении / Н.В. Лукьянченко, И.А. Аликин, М.И. Аликин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал): электронный журнал. (дата обращения: 08.2023).
- Мосина О.А. Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №29. С. 144-148.
- Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной в среде // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2011. Т. 6, №108. С. 151-154.
- Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессия и буллинга // Вопросы образования. 2020. №3. С. 37-59.
- Рудакова Ю.Н. Развитие медиации как формы профилактики буллинга в России // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2017. №11. С. 84-88.
- Скавычева Е.Н. Выявление и профилактика буллинга в школьной среде // Педагогический вестник. 2019. №9. С. 61-64.
- Соловьёв Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Науковедение: электронный журнал. (дата обращения: 10.08.2023).
- Тарасенко М.Л. Павлишак А.И. Исследование взаимосвязи буллинга и агрессивного поведения подростков в образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. №4. (дата обращения: 10.08.2023).
- Щербинина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией. М.: Неолит, 2017. 304 с.
- «Я встретил тех, кто меня травил»: документальный фильм о школьной травле // Агентство социальной информации (сайт). (дата обращения: 18.04.2023).
- Bullying and Mental Health and Suicidal Behaviour among 14- to 15-Year-Olds in A Representative Sample of Australian Children / R. Ford, T. King, N. Priest, A. Kavanagh // Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. 2017. Т. 5, №9. С. 897-908.
- Форум-театр (сайт). (дата обращения: 09.08.2023).
Prevention of verbal bullying in college
Egorova E.N.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow
Coauthor:
Bezrukikh M.М.,
Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City University, Doctor of Biological Sciences, Professor, Academician of RAO
Annotation. The article presents the results of a study of the problem of prevention of verbal bullying in college. The paper describes the main types of bullying and the features of verbal bullying. The results of the study are presented, the purpose of which was to analyze the opinions of college teachers about bullying and its prevention among students.
Keywords: Prevention of verbal bullying, bullying, verbal bullying, verbal aggression
Literature:
- Akimova A.I., Smolentseva M.V. Verbal bullying of British adolescents as a psycholinguistic phenomenon (using an example of an Internet source) // Information and telecommunication systems and technologies. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Kemerovo: 2020. Page: 115-118. (date of the address: 10.08.2023).
- Akopyan G.A., Vesmanov D.S., Vesmanov S.V. Organizational diagnostics in the field of education: an educational and methodological manual. Moscow: Saratov source, 2022. 53 pages.
- Andriyanova M.V. Verbal and non-verbal indicators of aggression //Bulletin of Moscow State Linguistic University. 2021. №854. Page: 9-17.
- Byazyrova A.T., Gadziev A.A. Psychological and pedagogical conditions for the prevention of school bullying // Problems of modern pedagogical education. 2017. №55-8. Page: 105-111.
- Beleeva I.D. Bulling as a social problem in an educational institution / I.D. Beleeva, L.E. Pankratov, N.B. Titova // Pedagogical education in Russia. 2019. №8. Page: 144-147.
- Belyakova M.Yu. Bulling prevention programs in educational institutions // Mental health. 2019. №8. Page: 65-70.
- Bochaver A.A., Khlomov K.D. Bulling as an object of research and cultural phenomenon // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2013. Vol. 10, №3. Page: 149-159.
- Bykova E.A., Istomin S.V. The problem of the prevention of bullying in an educational organization // Vestnik kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2016. Vol. 22, №3. Page: 75-78.
- Volkova E.N. Methodological basis for the development of programs for the prevention of undergrowth bullying / E.N. Volkova, L.A. Tsvetkova, I.V. Volkova // Siberian Psychological Journal. 2019. №74. Page: 88-100.
- Draganova O.A., Boldyreva O.A. Methodical Recommendations for the Prevention of Bullying, Skulshuting and Cyber Addiction in Educational Organizations. Lipetsk: Open World, 2020. 20 pages.
- Dolzhenko Yu.Yu., Pozdnyakova A.S. Online survey as a modern effective method of research // Transport business in Russia. 2017. №15. Page: 109-110.
- Zhadko N.V., Churkina M.A. Business training technology: educational and methodological manual. Moscow: Moscow City University, 2022. 88 pages.
- Kolmakova V.V., Shalkov D.Yu. The problem of establishing the boundaries of linguistic insult //Philological sciences. Questions of theory and practice. 2017. Vol. 12-1, №78. Page: 111-113.
- Kochetova Yu.A., Klimakova M.V. Emotional intelligence and aggression in foreign studies // Modern foreign psychology: an electronic journal. 2019. (date of the address: 10.08.2023).
- Lane D.A. School baiting (bullying) Psychotherapy Workshop. St. Petersburg: Peter, 2001. 274 pages.
- Lorenz V.V., Polunina E.D. Bullin problem in a comprehensive school: research, search, prevention // Trend in the development of science and education. 2020. №13-16. Page: 19-22.
- Lukyanchenko N.V. Research of everyday ideas about psychological education / N.V. Lukyanchenko, I.A. Alikin, M.I. Alikin // Modern studies of social problems (electronic scientific journal): electronic journal. (date of the address: 08.2023).
- Mosina O.A., Ustenko V.S. The problem of bullying in the educational environment // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. №29. Page: 144-148.
- Petrosyants V.R. The problem of bullying in the modern educational environment // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2011. Vol. 6, №108. Page: 151-154.
- Rean A.A., Stavtsev A.A. Positive psychological interventions as prevention of school disadvantage, aggression and bullying //Education issues. 2020. №3. Page: 37-59.
- Rudakova Yu.N. The development of mediation as a form of prevention of bullying in Russia //SKIF. Student science issues. 2017. №11. Page: 84-88.
- Skavycheva E.N. Identification and prevention of bullying in the school environment // Pedagogical Bulletin. 2019. №9. Page: 61-64.
- Solovyov D.N. Model for the prevention of bullying among schoolchildren of adolescence // SCIENCE: electronic journal. (date of the address: 10.08.2023).
- Tarasenko M.L. Pavlishak A.I. Research on the relationship of bullying and aggressive behavior of adolescents in an educational organization // The world of science. Pedagogy and psychology. 2022. Vol. 10. №4. (date of the address: 10.08.2023).
- Shcherbinina Yu. V. Speech defense. Learning to manage aggression. Moscow: Neolithic, 2017. 304 pages
- «I met those who poisoned me»: a documentary about school bullying // Social Information Agency (website). (date of the address: 18.04.2023).
- Bullying and Mental Health and Suicidal Behaviour among 14- to 15-Year-Olds in A Representative Sample of Australian Children / R. Ford, T. King, N. Priest, A. Kavanagh // Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. 2017. Vol. 5, №9. Page: 897-908.
- Forum-theater (website). (date of the address: 09.08.2023).