Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением иностранному языку в средней общеобразовательной школе, в частности, с развитием умений говорения. Анализируются трудности, которые испытывают обучающиеся. Предлагаются пути решения за счёт создания тренажёров на платформе Московской Электронной Школы (МЭШ).
Ключевые слова: обучение иностранному языку, развитие умений говорения, МЭШ, тренажёр.
В настоящее время одной из тенденций современного образования является создание оптимальных условий для осуществления образовательной деятельности, позволяющих добиться максимально высоких результатов как обучающим, так и обучающимся. Решение данной задачи не исключает использование традиционных педагогических подходов. Речь идёт об активном внедрении современных информационно-коммуникационных технологий, за счёт которых возможно использовать любой формат обучения, как очный, так и дистанционный, наиболее эффективно выстраивать учебный процесс в классе, предлагать новые виды и формы самостоятельной работы для обучающихся и т.п.
Стимулом к переосмыслению формата образовательного процесса послужила пандемия COVID-19, когда возникла потребность во внедрении совершенно новых организационных форм, методов и методик обучения, в частности в рамках среднего общего образования. Учителям средних общеобразовательных школ достаточно оперативно пришлось «перестраиваться», приобретая новые цифровые компетенции для проведения учебного процесса в новых условиях. В исследованиях Т.С. Макаровой отмечается необходимость формирования таких компетенций у будущих учителей иностранного языка, как составной части профессиональной компетентности [6].
Что касается дисциплины «Иностранный язык», основная задача обучения заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей обучающимся использовать иностранный язык как средство устной и письменной коммуникации. Для этого у обучающихся должны быть умения во всех четырех видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании и письме. Представляется возможным развивать умения чтения, аудирования и письма с опорой на цифровые инструменты. Особую сложность для развития представляют умения говорения на иностранном языке, т.к. устная коммуникация может быть успешной только при наличии определенных факторов, таких как: визуальный контакт, наличие собеседника, обратная связь и т.д.
Согласно исследованиям, которые проводили такие ученые, как Г.А. Дугина, Н.Г. Ершова, Е.В. Дытко, говорение – один из самых сложных для обучения видов речевой деятельности, особенно в дистанционном формате [3], [5, с. 138]. При современной тенденции масштабной цифровизации образования крайне сложно реализовать качественное формирование умений иноязычного говорения, т.е. умений позволяющих пользоваться языком как средством общения. В рамках данного исследования рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при овладении умениями говорения на иностранном языке. В статье также обозначены пути преодоления таких трудностей с помощью цифровых инструментов.
Главная сложность при обучении иноязычному говорению заключается в том, что говорение – продуктивный навык, который, в любом случае, достаточно сложно формировать и совершенствовать в условиях обучения иностранному языку в искусственных условиях, т.е. в отрыве от языковой среды. У большинства обучающихся есть возможность развивать этот продуктивный навык только на уроках иностранного языка, что является недостаточным для автоматизации этого навыка. Данное обстоятельство диктует необходимость выстраивания чёткого алгоритма развития умений иноязычного говорения с использованием цифровых инструментов, включая самостоятельную работу обучающихся.
Прежде всего, были выявлены те трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся. Согласно опросу, проведенному в 9-х классах на базе ГБОУ СОШ №625, было выявлено, что у подавляющего большинства респондентов возникают сложности с составлением высказывания на иностранном (английском) языке. Количество опрошенных – 22 человека.
На вопрос: «Вы когда-либо испытывали сложности с построением высказывания на английском языке?» более 90% обучающихся ответили положительно (см. рисунок 1).
Рис. 1. Ответ учащихся на вопрос о сложности построения высказывания на английском языке
На вопрос: «Насколько часто вы используете опоры при составлении высказывания?» более 40% ответили «часто», около 30% респондентов выбрали ответ «иногда», 19% процентов выбрали «редко» и только около 10% процентов ответили «всегда» (см. рисунок 2).
Рис. 2. Ответы на вопрос об использовании опор при составлении высказывания
На вопрос: «Легче ли вам составить высказывание, опираясь на предложенные лексико-грамматические конструкции?» более 75% ответили «да», около 20% респондентов выбрали «не знаю» и 5% выбрали «нет» (см. рисунок 3).
Рис. 3. Ответы на вопрос о составлении высказывания с опорой на предложенные лексико-грамматические конструкции
На вопрос: «Насколько вы готовы использовать платформу МЭШ в качестве «собеседника»?» более 50% ответили «не уверен(а)», около 40% респондентов выбрали ответ «скорее готов(а)», 5% процентов выбрали «готов(а)» (см. рисунок 4).
Рис. 4. Ответ на вопрос о готовности использования платформы МЭШ в качестве «собеседника»
На вопрос: «Какие трудности вы испытываете, когда говорите на английском языке?» респонденты должны были дать ответ в свободной форме. В большинстве случаев ответы связаны с недостаточным лексическим запасом, например:
- «Недостаток лексики, ограничение по времени».
- «Я иногда могу забыть какое-то слово».
- «Проблемы с выбором нужной формы, нехватка словарного запаса».
Также трудности возникают на уровне использования грамматических конструкций, например:
- «Сложно иногда правильно сформулировать свою мысль на английском языке».
- «Бывают глупые ошибки».
- «Я с трудом могу построить предложение на английском языке».
У обучающихся также возникают сложности с произношением, например:
- «Часто заикаюсь от волнения».
- «Во время ответа у меня плохая дикция и произношение слов».
Анализ результатов опроса позволил предложить некоторые методические рекомендации и пути преодоления/предвосхищения тех трудностей, о которых шла речь выше. Оптимальным представляется решение использовать современные технологии, в частности опираться на опыт, накопленный Московской Электронной Школой (далее – МЭШ), и предложить новые возможности эффективного использования цифровых инструментов.
В сентябре 2016 года в работу был запущен проект МЭШ. На данный момент в Москве платформа является основной для реализации образовательного процесса в цифровой среде. На базе платформы возможно реализовать обучение чтению, письму и аудированию, но в аспекте говорения возможности данной платформы на данный момент ограничены.
Важно понимать, что в цифровом пространстве существуют и другие платформы, позволяющие самостоятельно развивать умения иноязычного говорения, но они пока не нашли широкого использования в отечественном образовании. Также важными отличительными особенностями МЭШ являются усиленная модерация, существующая ради четкого соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, что особенно важно для обучения именно в рамках школьной программы, внушительный объем заданий и уроков, составленных специально для работы на данной платформе и безвозмездность использования. Более того, в данный момент платформа МЭШ переходит из статуса региональной платформы цифрового образования в статус федеральной, что позволит еще большему числу обучающихся и учителей использовать ее на постоянной основе.
Возможным решением может являться разработка на платформе МЭШ тренажера для самостоятельной работы обучающихся, который позволит им в комфортном режиме отрабатывать определенные речевые модели. Данный тренажер должен включать в себя не только речевые образцы, но и достаточное количество тренировочных упражнений на совершенствование фонетических и лексико-грамматических навыков обучающихся. Потребность в таких упражнениях была выявлена в ходе опроса обучающихся. Также важен текстовый подход при обучении высказыванию на иностранном языке. Задача тренажера в обучении определенному алгоритму построения высказывания с опорой на лексико-грамматический материал.
Данный тренажер должен работать по схеме ученик – учитель (или сотрудник МЭШ) – ученик. Обучающийся выполняет задание и отправляет его на проверку учителю или сотруднику МЭШ, после чего, учитель или сотрудник МЭШ проверяет полученный материал по кодификатору, разработанному в соответствии с заданием и ФГОС, подобно эксперту ОГЭ и возвращает задание с комментариями.
В данном тренажере форма выполнения задания – устная. Для этого необходима возможность записи голоса непосредственно на сайте МЭШ или в приложении для мобильных устройств, а также возможность прикрепления аудиофайлов, записанных в сторонних приложениях, например на диктофон телефона или в иных звукозаписывающих программах.
Предполагается несколько видов упражнений, которые можно будет использовать в данном формате. Например, на базе пройденной на уроке лексики ученику будет предложено составить такое высказывание, которое включало бы в себя все лексические единицы, перечисленные в задании. Также в подобное задание можно включить развитие умений чтения: на основе прочитанного текста и информации, содержащейся в нем, составить устное высказывание по теме. Можно включить и задания на аудирование, например, продолжить речь говорящего, развить мысль.
Учителям также стоит обратить внимание на творческий потенциал выполнения задания. Обучающиеся охотно выполнят задание, где им будет предоставлена творческая свобода, например, в задании, где им предложат составить благодарственную речь. Обучающиеся сами могут выбрать премию или награду, которую они «получают», а значит, в задании учитывается их персональный интерес.
Неоспоримым преимуществом такого тренажера на платформе МЭШ является направленность его на самостоятельную работу обучающихся, что в полной мере соответствует требованиям современных образовательных стандартов.
Литература:
- Белоусова М.М. Взаимосвязанное развитие речевых навыков на иностранном языке при обучении онлайн // Образование и педагогика: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 04 декабря 2020 года. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2020. С. 286-290.
- Веретенникова Л.К., Дугина Г.А. Методы активизации обучающихся на дистанционных видеозанятиях в вузе // Гносеологические основы образования: материалы V Международной конференции, посвящённой памяти профессора С.П. Баранова. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 337-340.
- Дугина Г.А. Как активизировать речевую деятельность иностранных студентов, используя цифровые ресурсы: результаты исследования // Учебник как инструмент национально-культурного самоопределения обучающихся: Всероссийская конференция с международным участием. Году науки и технологий в Российской Федерации посвящается, Москва, 20-24 апреля 2021 года. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2021. С. 94-98.
- Дунаева Н.В., Царапкина Ю.М., Нагорнова А.А. Электронная библиотека «Московская электронная школа» как эффективный дидактический и методический ресурс обучения // Научные и технические библиотеки. 2022. №7. С. 69-79.
- Ершова Н.Г., Дытко Е.В., Смурова О.А. Развитие навыков устной иноязычной речи студентов вуза физической культуры в рамках дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. 2020. №9. С. 137-141.
- Макарова Т.С. Электронное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы будущих учителей иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М.: 2009. 23 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Просвещение, 2014. 278 с.
- Реестр примерных основных общеобразовательных программ (дата обращения: 13.02.2023).
- Садыкова Р.Х. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2020. №9. С. 41-56.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Просвещение, 1981. 117 с.
- Храмцова Т.Г. Роль Интернета в процессе модернизации высшего образования на примере обучения иностранному языку // Высокотехнологичное право: генезис и перспективы: Материалы III Международной межвузовской научно-практической конференции, Москва-Красноярск, 24-25 февраля 2022 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 307-309.
On the necessity of developing additional digital tools for teaching a foreign language
Makarov M.P.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Makarova Tatiana Sergeevna,
Head of the Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Annotation. The article deals with the issues related to the teaching of a foreign language (FL) in a secondary comprehensive school, in particular, with the development of speaking skills. The difficulties experienced by students are analyzed. The ways to solve them by creating learning tools on the platform of the Moscow Electronic School (MES) are suggested.
Keywords: foreign language teaching, development of speaking skills, MES, learning tool.
Literature:
- Belousova M.M. Interconnected development of speech skills in a foreign language when teaching online // Education and pedagogy: theory and practice: a collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Cheboksary, December 04, 2020. Cheboksary: Limited Liability Company «Publishing House «Sreda», 2020. Page: 286-290.
- Dugina G.A. How to activate the speech activity of foreign students, using digital resources: the results of the study // Textbook as a tool of national-cultural self-determination of students: All-Russian conference with international participation. Dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation, Moscow, April 20-24, 2021. Moscow: Limited Liability Company 'Languages of the Peoples of the World'. 2021. Page: 94-98.
- Dunayeva N.V., Tsarapkina Yu.M., Nagornova A.A. Electronic Library «Moscow Electronic School» as an effective didactic and methodological resource for learning // Scientific and Technical Libraries. 2022. №7. Page: 69-79.
- Ershova N.G., Dytko E.V., Smurova O.A. Development of Foreign Language Speaking Skills of Students of Higher Education Institutions of Physical Culture within Distance Learning // Modern Science-Intensive Technologies. 2020. №9. Page: 137-141.
- Khramtsova T.G. The role of the Internet in higher education modernization process by the example of teaching foreign language // High-tech law: genesis and prospects: Proceedings of III International interuniversity scientific-practical conference, Moscow-Krasnoyarsk, February 24-25, 2022. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University. 2022. Page: 307-309.
- Makarova T.S. Electronic educational and methodological support for the independent work of future teachers of foreign language: Ph. Cand. ped. sci: 13.00.08. Moscow: 23 pages.
- Passov E.I. Communicative method of teaching foreign speaking. Moscow: Prosveshcheniye, 2014. 278 pages.
- Register of exemplary basic general educational programs (date of access: 13.02.2023).
- Sadykova R.Kh. Distance learning of students: realities and experience // Scientific and methodical electronic journal Concept. 2020. №9. Page: 41-56.
- Skalkin V.L. Fundamentals of teaching oral foreign language speakers. Moscow: Prosveshchenie, 1981. 117 pages.
- Veretennikova L.K., Dugina G.A. Methods of student activation in distance video classes in higher education // Gnoseological basis of education: Proceedings of the V International Conference in memory of Professor S.P. Baranov. Lipetsk: Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tianshansky, 2020. Page: 337-340.