Аннотация. В статье поднимается вопрос обучения говорению на иностранном языке на уроках в средней школе с применением информационно-коммуникационных технологий. Представлены виды интерактивных упражнений, проанализирован педагогический потенциал новых веб-технологий и приложений, а также описываются способы применения геймификации для интенсификации образовательного процесса.

Ключевые слова: ИКТ, веб ресурсы, интерактивный образовательный процесс, индивидуализация процесса обучения, геймификация, обучение говорению.

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения предъявляют к обучающимся средней общеобразовательной школы высокие требования в отношении коммуникативной компетенции. Результаты освоения программы должны отражать умения диалогической речи (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию) и монологической речи (создание устных связных монологических высказываний, таких как описание, характеристика, изложение и пересказ прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы). Кроме этого, обучающиеся должны демонстрировать высокий уровень мотивации к овладению английским языком как элементом общей культуры для межличностного общения [5].

Таким образом, цель образования в настоящее время заключается не только в совершенствовании навыков и компетенции обучающихся, но и в формировании такой личности ученика, которая будет способна отвечать высоким стандартам, нацелена на саморазвитие и применение современных средств и технологий для формирования профессиональных навыков.

Проблема современного образования заключается в избыточном количестве обучающихся на уроках английского языка. Практике монологической и диалогической речи уделяется не более 7-10 минут урока на весь класс. Как следствие, обсуждается небольшое количество речевых ситуаций, приближенных к общению в жизни, наблюдается минимальная возможность погрузиться в языковую среду, что препятствует развитию умений говорения обучающихся. Однако использование ИКТ возможно не только на аудиторных, но и внеаудиторных занятиях, что увеличивает количество часов практики.

С началом использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе появились возможности для внедрения компьютерных и интернет-технологий в среду обучения: интерактивные задания на учебных сайтах, мультимедийность образовательных ресурсов, аудио и видео технологии. Вышеупомянутые ресурсы способны стимулировать активность обучающихся, мотивировать их в изучении иностранного языка и развивать творческие способности. Другим важным элементом использования ИКТ является создание аутентичной среды, погружаясь в которую обучающийся осознает практическую значимость изучаемого им языка и учится соотносить получаемые знания с жизненным опытом. Всё это соответствует цели овладения иноязычной коммуникативной компетенции.

На уроках иностранного языка нередко используются видеоматериалы, либо как часть УМК, либо как дополнительные аутентичные материалы. Это художественные фильмы, теленовости, диалоги или отрывки из различных жизненных ситуаций. На сегодняшний день существует множество различных способов работы с подобными заданиями, способствующими развитию навыков говорения: ответить на вопросы преподавателя по содержанию, добавить реплики в просмотренный отрывок по смыслу, описать внешность, поведение, чувства и эмоции героев/актеров, разыграть прозвучавший диалог по ролям. Для внеаудиторной работы рекомендуется выбрать в сети Интернет видеоролики и либо прокомментировать их, либо воссоздать самостоятельно.

Метод проектов также является одним из наиболее распространённых современных способов по развитию навыков говорения у обучающихся. Работа может быть представлена на интерактивной доске, в электронных программах и даже в качестве презентации [4]. Веретенникова Л.К. и  Дугина Г.А. отмечают, что «Большинство обучающихся общеобразовательных учреждений готовы к интеллектуально-творческой деятельности в процессе школьного обучения» [2]. Следовательно, поиск новых подходов к заданиям, свобода выбора темы будут развивать мышление, фантазию обучающихся, научат их работать в команде и проявлять креативность. Совместная работа неотделима от активного коммуникативного воздействия, она развивает чувство коллективной ответственности и подталкивает участников к применению полученных на уроках английского языка знаний на практике.

Использование ИКТ-ресурсов может быть объединено с одной из важнейших форм образовательной деятельности на уроке иностранного языка – дискуссией. Противоречивые анимации, ролики из различных социальных сетей, таких как TikTok, VK, YouTube, публикации из Twitter простимулируют обучающихся принимать участие в учебном процессе, грамотно выражать свое мнение на английском языке, а также учиться общаться с одноклассниками, не боясь ошибиться. Использование такой «тактики визуализации информации, когда иллюстрация является элементом, помогающим ребенку понимать цепочку событий и запоминать их» позитивно сказывается на последующем обсуждении материала [3]. Результатом также может стать углубленное понимание вопроса или новый взгляд на проблему. Характерными признаками данного метода являются групповая работа, активное общение участников и обмен мнениями на иностранном языке. Дискуссия учит уважать мнение собеседника, понимать и принимать другие точки зрения на проблему, что также является неотъемлемой частью общения с носителями иностранного языка.

Выше было упомянуто использование социальных сетей как возможность развития говорения обучающихся, однако стоит сказать, что наиболее часто ученики прибегают к ним через мобильные устройства. Мобильные приложения также способны облегчить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка и сделать процесс обучения более эффективным [1]. Геймификация уже активно внедряется в учебный процесс и может быть подобрана для любого возраста обучающихся и проходимой ими темы. Примерами могут быть Duolingo – приложение и сайт с широким спектром приложений, игр и заданий; Learn English with SpeakingPal – технология распознавания речи, которая анализирует произношение пользователя и выставляет оценку его правильности; Wordwall – ресурс с большим количеством интерактивных заданий на английскую лексику и грамматику, показавший себя как наиболее популярный среди всех школьных классов без исключения.

Чтобы продемонстрировать возможности внедрения ИКТ в образовательный процесс, мы взяли за основу урок 5a «Predictions» УМК Spotlight 7. Он посвящен открытиям будущего, продвинутым технологиям и в целом описанию будущих событий.

Например, на слайде вы можете увидеть скриншот из видео с платформы YouTube (см. рисунок 1), где представлена настоящая, существующая и функционирующая летающая машина.

Просмотр данного видео нацелен на последующую дискуссию:

  • Would you like to drive such a car?
  • Would you need a special driving license?
  • Discuss and present in groups advantages and disadvantages of such vehicle.

Рис. 1. Скриншот из видео с платформы YouTube.

Также для этого урока можно использовать упражнения в Wordwall [9] с вопросами для обучающихся (см. рисунок 2).

Рис. 2. Пример упражнения в Wordwall.

На школьных уроках также можно использовать приложение Quizlet [7] с выводом на интерактивную доску – карточки для изучения, повторения или проверки иностранных слов, и Kahoot, представляющий собой систему, позволяющую преподавателю оценить качество усвоения обучающимися материала, а также привносящую элемент соревновательности и игры.

Стоит отметить, что вышеупомянутые ресурсы уже не считаются новыми, хотя продолжают активно использоваться на уроках иностранного языка. Стоит также уделить внимания новым приложениям с большим функционалом, которые смогут вовлечь даже самых незаинтересованных обучающихся.

Приложение Ewa [6] предлагает учить слова и лексические конструкции через отрывки из фильмов, сериалов и игр, и, несомненно, просмотр видео привлечет намного больше учеников средней школы, чем пролистывание карточек. Поскольку мы говорим о развитии навыков говорения, эта сеть способна поспособствовать развитию навыков диалогической речи: в конце каждого 10-15-минутного урока она предлагает реплику, на которую слушателю необходимо грамматически и лексически верно ответить с использованием выученного материала. Собеседниками выступают популярные актеры, персонажи, мультипликационные герои и существа, что делает образовательный процесс ярче и насыщеннее (см. рисунок 3).

Рис. 3. Пример заданий в приложении Ewa.

Доступная на любых устройствах игра Replika [8] также может быть использована для развития навыков диалогической речи. Это полноценная VR игра, с возможностью выбрать своего персонажа и собеседника, а также встроенным искусственным интеллектом, который и будет вести грамотный диалог (см. рисунок 4). Обучающийся может не только практиковать свои навыки английской речи, но и по-настоящему обрести друга, который будет его поддерживать и обсуждать любые вопросы. Приложение бесплатно и доступно как для общения в чате, так и для виртуальных звонков с искусственным интеллектом, является проверенным и полностью безопасным в использовании.

Рис. 4. Пример диалога из приложения Replika.

Для нашего урока 5а обучающимся могут быть предоставлены вопросы для их собеседника по теме будущего, чтобы задать их своему персонажу и обсудить ответы в классе. Это несомненно заинтересует обучающихся, ведь персонажи у всех разные, как и получаемые от них ответы. Поэтому соревновательный дух и дискуссия также станут неотъемлемыми процессами:

  • What are your predictions for the future?
  • Will time travel be common?
  • Will people drive flying cars?
  • Will computers talk?
  • Will people go on holiday to the moon?

В процессе выполнения подобных упражнений, обучающиеся средней школы приобретают следующие компетенции:

  • ценностную компетенцию: способность осознавать и ценить творчество, связь с другими людьми, устанавливать взаимосвязь с современной культурой и оценивать взаимоотношения с точки зрения общепринятых норм;
  • социальную: учатся сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия и реплики других людей, реализовывать внутренний потенциал, эффективно сотрудничать с людьми, проявлять уважение и понимание к индивидуальным особенностям собеседника, воплощать творческие замыслы;
  • образовательную: обучающиеся выполняют задания по установленному алгоритму, эффективно сотрудничают при необходимости с членами малой группы, учитывают мнение всех её участников;
  • компетенцию самоопределения: обучающиеся способны понимать свои сильные и слабые стороны, решать проблемы и принимать себя;
  • познавательную: способны находить необходимую для обучения информацию, следовать составленному плану, применять полученные знания и умения для решения различных проблемных ситуаций;
  • коммуникативную: способны строить коммуникацию с окружающими, четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, читать и понимать прочитанное, а также применять соответствующие языковые средства и средства выразительности;
  • информационную: находить информацию в сообщении и тексте, формулировать вопросы, определять незнакомые слова и понятия.

Итак, можно подвести итог, что при разработке преподавателем стратегии обучения и качественно подобранному интерактивному материалу, современные сайты, социальные сети и приложения как элементы геймификации предоставляют широкие возможности для достижения обучающимися высоких результатов при изучении иностранного языка и развитии навыков говорения.

Литература:

  1. Борщева О.В., Росликова А.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку при помощи ИКТ // Вопросы педагогики. 2019. №10-1. С. 20-23.
  2. Веретенникова Л.К., Дугина Г.А. К вопросу о стратегиях и технологиях диагностики и формирования интеллектуально-творческой готовности обучающихся // В сборнике: Гносеологические основы образования. Материалы VI Международной конференции, посвящённой памяти профессора С.П. Баранова и 10-летию кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2022. С. 111-114.
  3. Викулова Л.Г. Формирование коммуникативного пространства для детей и подростков: иллюстрированный журнал: (на материале фр. прессы) / Л.Г. Викулова, А.В. Кулешова, А.А. Вяткина // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллектив. монография / отв. ред. и сост. : Н.В. Аниськина, Л.В. Ухова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2014. С. 226-243.
  4. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий / Первое сентября. Открытый урок, 2006 (дата обращения: 21.01.2023).
  5. Кохендерфер Ю.В. Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников // Вестник университета. №2. 2013. С. 278-283 (дата обращения: 21.02.2023).
  6. Ewa (сайт) (дата обращения: 21.02.2023).
  7. Quizlet (сайт) (дата обращения: 21.02.2023).
  8. Replika (сайт) (дата обращения: 22.01.2023).
  9. Wordwall (сайт) (дата обращения: 22.03.2023).

The use of computer technology in teaching students of the main general education school to speak English

Belysheva M.D.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, English and intercultural communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The article raises the issue of teaching speaking in a foreign language at a secondary school, using ICT. The types of interactive exercises, new web technologies and applications are reviewed, and ways of using gamification to intensify the educational process are described.
Keywords: ICT, web resources, interactive educational process, individualization of the learning process, gamification, teaching speaking.

Literature:

  1. Borshcheva O.V., Roslikova A.V. Formation of foreign-language communicative competence in teaching a foreign language using ICT // Issues of pedagogy. 2019. №10-1. Page: 20-23.
  2. Veretennikova L.K., Dugina G.A. On the strategies and technologies of diagnostics and the formation of intellectual and creative readiness of students // In the collection: Gnoseological foundations of education. Materials of the VI International Conference dedicated to the memory of Professor S.P. Baranov and the 10th anniversary of the Department of Preschool and Primary Education of the P.P. Semenov-Tyan-Shansky. Lipetsk, 2022. Page: 111-114.
  3. Vikulova L.G. Formation of a communication space for children and adolescents: illustrated magazine: (based on the material of the French press) / L.G. Vikulova, A.V. Kuleshova, A.A. Vyatkina // Active processes in social and mass communication: team. monograph/rel. Ed. And comp.: N.V. Aniskina, L.V. Ukhova. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, 2014. Page: 226-243.
  4. Guselnikova E.V., Chasovnikova O.B. Method of projects in English lessons using Internet technologies/First of September. Open Lesson, 2006 (date of the address: 21.01.2023).
  5. Kohenderfer Yu.V. Effective technologies for the formation of foreign-language communicative competence of schoolchildren//University Bulletin. №2. 2013. Page: 278-283 (date of the address: 21.02.2023).
  6. Ewa (website) (date of the address: 21.02.2023).
  7. Quizlet (website) (date of the address: 21.02.2023).
  8. Replika (website) (date of the address: 22.01.2023).
  9. Wordwall (website) (date of the address: 22.03.2023).