Научный руководитель: Апарина Юлия Игоревна, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы преподавания английского языка в условиях инклюзивного образования. Раскрывается вопрос о том, с какими трудностями сталкивают педагоги в аспекте обучения английского языка учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Также освещается проблема изучения английского языка детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно отмечаются те трудности, с которыми встречается данная категория детей. В статье представлены эффективные методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые способствуют усвоению и запоминанию грамматических, лексических и синтаксических конструкций на английском языке. В работе описаны условия, необходимые для организации учебного процесса при обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ключевые слова: английский язык, социализация, групповая работа, инклюзивное образование, дети с ОВЗ.

В условиях современности изучение проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальным с точки зрения организации учебного процесса. В России, как известно, на 2022 год существует направление реформирования образовательной системы, которая именуется как «инклюзивное образование». Инклюзивное образование есть система материальных, воспитательных и учебных условий, в рамках которой обеспечивается равных доступ для всех учащихся к образованию. Инклюзивное образование подразумевает учет персональных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся.

В педагогической науке категория учащихся с ОВЗ определяется как группа лиц, имеющих физические, психические нарушения здоровья, что детерминируется недостаточной работой мозга. Обучение учащихся с ОВЗ, в силу их особенностей развития, невозможно без создания специальных образовательных условий.

В школах на сегодняшний день учатся дети с различными нарушениями такими как: нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Кроме того, у детей с ОВЗ наблюдаются нарушения аутистического спектра, задержка психического развития (ЗПР).

Как известно, качественное инклюзивное образование требует как материальных, так и трудовых затрат. Нередко педагоги разного профиля, в условиях инклюзии, встречаются с многочисленными трудностями в аспекте организации учебно – воспитательного процесса. К ним относятся: отсутствие знаний о природе и развитии того или иного заболевания учащегося, непринятие детей с ОВЗ здоровыми учащимися, трудности в понимании и реализации подходов к обучению инклюзивного образования и т.п. Организация урочной деятельности по английскому языку в условиях инклюзии не является исключением [2].

Целью данного исследования является выявление эффективных методов обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования.

Методами исследования выступают обобщение, систематизация научной литературы с последующим контентом – анализом на предмет методической ценности материала.

Для школьников изучение английского языка – трудная задача, так как они сталкиваются с языковым барьером, необычной обстановкой в аспекте понимания иностранных звуков, слов, правил. Это приводит к психологическому дискомфорту учащихся, к снижению внимания и концентрации. Именно по причине этого на уроках английского языка следует создавать положительную психологическую атмосферу для активизации мотивации учащихся и повышения их интереса к языку.

Учащиеся с ОВЗ при изучении английского языка испытывают ряд затруднений, связанных с усвоением лексического материала, синтаксических конструкций, с пониманием грамматических категорий и их практического применения. Школьникам с ОВЗ практически невозможно овладеть сложной разговорной речью, так как усвоение материала на неродном языке требует от учащегося активной познавательной деятельности – познавательный компонент развития детей с ОВЗ нарушен [4].

Для детей с ОВЗ сложны задания на аудирование, в особенности вызывает трудности работа со связными текстами, диалогами. Данная категория учащихся нечетко воспринимает обращенную речь и схожие звучания. А для погружения в иноязычную среду школьникам важно овладеть базовыми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом.

Создание максимального эффективной среды по изучению английского языка для обучающихся с ОВЗ возможно посредством игровой, интерактивной, инновационной деятельности. Так, упражнения и игры, компьютерные технологии, CD – диски с интерактивными программами на английском языке способствуют лучшему изучению и запоминанию материала у детей с ОВЗ. Кроме того, такие методы расширяют лингвистический кругозор обучающегося, так как служит помощником для овладения базовыми лингвистическими представлениями в рамках английского языка [3].

Обучающиеся с ОВЗ лучше усваивают материал за счет разнообразных, интересных упражнений, которые педагогу необходимо интегрировать в урок. Игры способствуют расслаблению обучающихся и их положительному учебному настрою. Игры разных типов, как ролевые, так и дидактические, формируют у обучающихся представления о грамматике, лексике, фонетике народного языка. Постепенно и преемственно общие представления трансформируются в практические навыки активной речевой деятельности.

При работе с классом в условиях инклюзии, педагогу целесообразно воспользоваться таким средством дидактического воздействия как адаптивная речь учителя, указывает в своем исследовании Ю.И. Апарина. Адаптивная речь педагога создает на уроке комфортную обстановку когнитивного напряжения и эмоционального раскрепощения [1, c. 20].

При работе с классом, где учатся дети с ОВЗ, необходимо уделять время релаксации и созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке. Одним из эффективных, актуальных методов релаксации является включение английской, спокойной музыки на этапе актуализации знаний. Это могут быть детские песни, классическая музыка или вовсе звуки животных (при изучении темы «Animals»).

За счёт такой работы педагог не только расслабляет детей, но и формирует у них социокультурную и коммуникативную компетенции. Учащиеся узнают об известных музыкальных группах Великобритании и США, знакомятся со словесными обозначениями животных на английском языке.

При освоении диалогической речи ребенок с ОВЗ, чаще всего, осваивается навык разговора побудительного характера (предложение чем – то заняться, указания, наставления и др.). Игры и упражнения помогают учащемуся сохранить в памяти пройденный материал, при этом углубляя знания устной и письменной речи английского языка [4].

На этапе организационного момента педагогу следует начинать урок с информативных, познавательных фраз. Например: «Welcome to the lesson», «Thank you for being here», «Welcome to all of you», «Glad to see you all». Подобное начало уроки создаёт ситуацию успеха для учащихся, расширяет их словарный запас.

В условиях инклюзии учителю необходимо организовывать урок на принципах диалога и коллективного взаимодействия. Так, обучающихся целесообразно делить на микрогруппы для выполнения игровых и дидактических занятий (работа с алфавитом, интервью, работа со звуками и буквами и т.п.). Внутри группы обучающиеся, под руководством учителя, создают план действий и, сообща, выполняют конкретное упражнение. Важно наблюдать за активностью детей с ОВЗ в группе, комфортно ли им, помогают ли им сверстники. Групповая работа способствует развитию у учащихся с ОВЗ и у здоровых детей навыков кооперации и сотрудничества, способности к эмпатии.

Более того, в групповой деятельности дети учатся диалогу, самостоятельности, взаимоконтролю. В группе учащемся ОВЗ на практике, в активной речевой деятельности, применяют те базовые теоретические знания, что получили ранее [6].

В России в последние годы увеличились примеры результативной практики обучения слепых, слабовидящих детей в условиях инклюзивного образования. Слепые, слабовидящие обучающиеся развиваются более длительное время, чем детм без серьезных нарушений развития. С учетом таких особенностей учебный процесс должен строиться на принципах своевременной помощи с исключением риска вероятных вторичных отклонений. Для продуктивного обучения детей с нарушениями зрения необходимы особенные дидактические материалы, техническое обеспечение, разработка учебных программ по взаимодействию с детьми данной категории. Более того, администрация школы должна всячески поддерживать педагогов английского языка, что означает предоставление тьютора на класс, оборудованные кабинеты, возможность повышения квалификации [5].

Инклюзивное образование открывает перед детьми с ОВЗ широкие возможности касаемо изучения английского языка вместе со сверстниками. Обучающиеся с ОВЗ не только изучают грамматику, лексику, фонетику народного языка, но и социализируются в обществе, обретают веру в свои силы и повышают самооценку. Для эффективного изучения английского языка необходимы определенное материальное, техническое обеспечение и квалицированные педагоги, обладающие гибким умом, а также желанием дать детям с ОВЗ глубокие, насколько это возможно, знания в области английского языка.

Problems of English teaching in an inclusive environment

Kasyanchuk D.S.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Aparina Julia Igorevna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article deals with the problems of teaching English in the context of inclusive education. The question of what difficulties teachers face in the aspect of teaching English to students with disabilities is revealed. The problem of learning English by children with disabilities (HIA) is also highlighted, especially, the difficulties encountered by this category of children are noted. The article presents effective methods and techniques for teaching children with disabilities (HIA), which contribute to the assimilation and memorization of grammatical, lexical and syntactic structures in English. The paper describes the conditions necessary for organizing the educational process in teaching English to children with disabilities (HIA).
Keywords: English language, socialization, group work, inclusive education, children with disabilities.