Аннотация. В статье описывается значение игровой деятельности в школьном возрасте. Приводится обоснование использования настольных игр в процессе обучения иностранным языкам. Кроме того, анализируются 5 дидактических настольных игр итальянских издательств «Alma Edizioni» и «Eli publishing». Описание каждой игры сопровождается рекомендациями по их проведению, необходимому уровню владения языком учащимися и выводом о возможности использования на уроке итальянского языка.

Ключевые слова: дидактические игры, настольные игры, итальянский язык, обучение иностранным языкам

Перед преподавателями любого иностранного языка стоит задача сделать свои уроки не только информативными, но и интересными и запоминающимися. Это нужно для повышения мотивации и общего интереса учащихся к изучению языка. Кроме того, это способствует улучшению общей вовлеченности учеников в процесс обучения и дает им возможность активного практического использования языка [3].

В младшем школьном возрасте использование игр в процессе обучения помогает адаптироваться к новому этапу жизни. Любая игра предполагает наличие определенных целей, которые необходимо достичь, следуя правилам игры. Следуя игровым правилам, дети учатся решать поставленные перед ним задачи для достижения жизненных целей. Интерес, вызванный игровым компонентом, привлекает внимание учеников к обучающему материалу, без понимания которого невозможна сама игра.

Подростковый период характеризуется быстрым развитием личности. Учащиеся стремятся к самооценке, повышается их общественная активность. Ребята становятся более общительными. Наиболее подходящие игры для подросткового возраста – подвижные и ролевые игры. Важно наличие элемента соперничества, особенно в случае отсутствия у учащихся серьезной мотивации в изучении языка.

Игра – специфический вид деятельности, в рамках которого формируются предпосылки учебной деятельности. Настольные игры предполагают манипуляции с игровыми предметами, которые могут располагаться на столе или в руках играющих. [1].

Использование настольных игр в процессе обучения иностранному языку уменьшает уровень стресса учащихся, упрощает запоминание новой лексики и способствует развитию навыка говорения.

В процессе игры учащийся фокусируется на решении различных коммуникативных задач. Он отрабатывает необходимые конструкции и приобретает общие представления о способах использования тех или иных форм на практике [2].

Чтобы определить, какие игры способствуют развитию навыка говорения, рассмотрим, какие обучающие игры предлагают итальянские издательства AlmaEdizioni, Eli publishing.

Издательство Alma Edizioni, основанное в Италии в 1994 году, является лидером в сфере производства учебных пособий, игр и других материалов для преподавания итальянского как второго языка и иностранного языка. Издательство было основано двумя преподавателями итальянского языка, имеющими опыт преподавания итальянского языка иностранцам. Материалы Alma Edizioni обладают высокой дидактической значимостью и делают комфортным процесс передачи знаний для учеников и преподавателей [4].

Изданная Alma Edizioni книга Giochi senza frontiere (Игры без границ) содержит описание множества оригинальных образовательных игр, которые возможно использовать для обучения итальянскому и другим языкам. Данное издание подходит для любого возраста и уровня владения языком. Авторы призывают учителей использовать эту книгу для развития у учеников стремления к получению новых знаний, повышения уровня концентрации во время учебной деятельности, умения работать в команде, снятия напряжения между иными видами работы на занятии и восстановления сил [6].

В книге представлены классификация типов игр по целям:

  1. для работы в парах или в команде (в скобках 2 примера с самыми иллюстративными названиями игр);
  2. для отработки лексики;
  3. для отработки грамматических правил;
  4. для развития навыка письма;
  5. для развития навыка говорения;
  6. для разминки в начале занятия;
  7. для снятия напряжения (подвижные игры);
  8. для развития лингвострановедческой компетенции.

Приведем пример описания игры № 3.1.13 на отработку лексики. На карточке для учителя содержится следующая информация:

  • способ восприятия: визуальный, слуховой, кинестический;
  • цель игры: повторение лексики на тему «части тела»;
  • языковой уровень учащихся: A1-B1;
  • количество участников: от 6;
  • длительность: около 10 минут;
  • материалы: мешочек, карточки;
  • подготовка: распечатать страницу из книги и порезать на карточки.

В данной игре 2 команды соревнуются между собой. Они стоят напротив друг друга. Стоящей друг напротив друга паре участников присуждается номер: первый игрок должен быть выбран ведущим, он стоит между командами с мешком карточек в руках. В ходе игры ведущий зачитывает содержимое карточки и называет номер пары. Учащиеся с этим номером должны как можно быстрее подбежать к ведущему и дотронуться до названной части тела. Победитель забирает карточку и относит ее в свою команду.

Другое издательство, Eli publishing выпускает свои языковые продукты уже более 40 лет. Среди них ежемесячные языковые журналы, публикуемые на разных языках, языковые курсы, дополнительные материалы и публикации для дошкольников, учащихся начальной школы, средней школы и студентов университетов. Брэнд Eli известен и признан во многих странах мира и гарантирует качество и функциональность выпускаемых материалов [5].

Игры, издаваемые Eli publishing, делятся на 4 категории в зависимости от формы:

  • лото;
  • домино;
  • игры с карточками;
  • прочие настольные игры.

Приведем пример игры с карточками.

В игре Gioca il tuo ruolo! (Сыграй свою роль!) используется коллекция из 75 карт, предназначенных для использования в ролевых играх для различных уровней обучения от A1 до B2.

Карточки содержат описания ситуаций, которые необходимо разыграть в парах или маленьких группах. Кроме того, учащимся предлагается список лексики и грамматических конструкций, рекомендуемых для употребления.

Карточки развивают навыки аудирования и устной речи на итальянском языке. Ученики должны приспосабливаться к коммуникативной ситуации и реагировать на реплики собеседников.

Эта игра подходит для подготовки к языковым экзаменам. Материалы игры помогают преподавателю стимулировать и контролировать устное взаимодействие учащихся в ходе учебных или внеклассных занятий (например, при подготовке к экзаменам на знание языка). «Gioca il tuo ruolo!» предоставляет учащимся возможность попробовать свои силы в реальных, но управляемых ситуациях.

Игра Domino della giornata (Домино дня) имеет правила классической игры в домино. В ходе игры, учащиеся учатся использовать лексику для описания событий, происходящих с героиней, бабушкой Розой, с момента пробуждения до позднего вечера. Для участия необходим уровень владения языком A2-B1.

Игра позволяет запомнить лексику, связанную с распорядком дня, а также развить грамматические навыки спряжения глаголов в настоящем, прошедшем и будущем временах.

Участники настольной игры Come stai? (Как дела?) должны передавать информацию, находящуюся на игровых карточках, используя слова, мимику, рисунки. В ходе игры участники узнают лексику, описывающую строение человеческого тела, здоровый образ жизни и питания. Также им предлагается составлять диалоги между врачом и пациентом (для участия необходим уровень владения языком A2-B1).

Набор для игры включает игровое поле, кубик с цифрами, цветной кубик с лицами, 132 игровые карты разного цвета:

  • Желтые карты: Игрок должен сделать рисунок, а члены команды – угадать слово с трех попыток.
  • Зеленые карты: игрок должен показать жестами состояние здоровья, а остальные члены команды – угадать его. У команды есть три попытки.
  • Синяя карта: оппонент показывает карту, а игрок должен произнести слово, обозначающее часть тела, изображенную на карте.
  • Оранжевая карта: игрок должен ответить на вопрос, выбрав из нескольких вариантов один правильный.
  • Красная карта: игрок должен определить, верно ли утверждение насчет здорового образа жизни.
  • Фиолетовая карта: игрок должен ответить, к какому врачу нужно обратиться для решения той или иной проблемы.

Игра La lista della spesa (Список покупок) представляет собой разновидность лото и позволяет учащимся изучать и запоминать лексику тематического поля «Еда и напитки», а также грамматические структуры, используемые при взаимодействии продавца и покупателя.

В коробке содержится колода из 66 карточек с иллюстрациями и 36 полей для игры в лото со списком покупок (для участия необходим уровень владения языком A1-А2).

Можно констатировать, что на итальянском рынке представлено множество дидактических настольных игр, предназначенных для формирования различных навыков у учащихся с уровнем владения языком A1-C1. Большая часть игр направлена на развитие навыков устной речи, чтения и аудирования. Реже встречаются игры, развивающие навык письма. Использование настольных игр на уроках повышает мотивацию учащихся и позволяет сделать процесс отработки нового материала увлекательным и необычным.

Using didactic Italian board games in language training

Kurtanidze M.D.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Gorbacheva Ekaterina Yurievna,
Associate professor of the department of romance philology Institute of Foreign Languages of the Moscow City University

Аnnotation. The article describes the importance of playing at school age. We provide justification for using board games in language training as well as the analysis of 5 didactic board games of Italian publishers «Alma Edizioni» and «Eli publishing». The description of each game is accompanied by recommendations on their implementation in the course, on the level of language proficiency of the students and on the possibility of using them in class.
Keywords: didactic games, board games, Italian, foreign language training


  1. Кумарина Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Теория и методика игры: учебник и практикум для СПО // под ред. Кумариной Г.Ф., Степановой О.А. М.: Юрайт, 2017. 276 с.
  2. Романова Т.Ю. Потенциал современных настольных игр в школе (дата обращения: 20.11.2021).
  3. Тюрина З.С. Лингвокультурологический подход в обучении итальянскому языку // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. M.:2020. С. 165-181.
  4. Alma Edizioni (дата обращения: 20.11.2021)
  5. Eli Publishing (дата обращения: 20.11.2021)
  6. Ferencich R., Torresan P. Giochi senza frontiere Firenze: Alma Edizioni, 2006. 176 pages.
  1. Kumarina G.F., Stepanova O.A., Weiner M.E., Chutko N.Ya. Theory and method of the game: textbook and workshop for the ACT // ed. Kumarina G.F., Stepanova O.A. Moscow: Yurite, 2017. 276 pages.
  2. Romanova T.Yu. The potential of modern board games in school (date of the address: 20.11.2021).
  3. Tyurina Z.S. Linguoculturological approach in teaching Italian//Theory and practice of teaching languages and cultures: traditions, innovations, perspectives. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow:2020. Page: 165-181.
  4. Alma Edizioni (date of the address: 20.11.2021)
  5. Eli Publishing (date of the address: 20.11.2021)
  6. Ferencich R., Torresan P. Giochi senza frontiere Firenze: Alma Edizioni, 2006. 176 pages.