Соавторы: Казакова Ольга Андреевна, студент 5 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Научный руководитель: Апарина Юлия Игоревна, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. В статье представлены современные методы, значение и сущность интеграции урочной и внеурочной деятельности в области иностранного языка в образовательном процессе для культурного развития младших школьников.

Ключевые слова: интеграция, урочная и внеурочная деятельность, культурное развитие, иностранный язык

Для современного этапа реформирования школы характерно усложнение содержания образования, рост объема необходимой информации и уменьшение времени, отведенного для его усвоения. В настоящее время развитие образовательной системы должно реализовываться через системные знания, которые важны для формирования целостного мышления у обучающихся. Именно эти знания можно получить путём интеграции дисциплин.

Интегрированный подход – один из перспективных направлений для усовершенствования усвоения содержания образования, для формирования у обучающихся целостной картины мира.

В школьной практике постепенно стали внедрять уроки с интегрированным содержанием в системе дифференцированного обучения, тем самым направление стало развиваться и приобрело огромную актуальность. В условиях обучения интеграция знаний призвана справиться с недостатками массовой дифференциации содержания образования.

Идея интегрированного обучения ныне чрезвычайно актуальна, поскольку с ее успешной методической реализацией предполагается достижение цели качественного образования, то есть образования конкурентоспособного, способного обеспечить каждому человеку самостоятельного достижения той или иной жизненной цели, возможность творчески самоутвердиться в разных социальных сферах.

Существующая система образования находится в кризисном состоянии, которое не удовлетворяет потребностей, возникающей перед ней в условиях культурного и духовного возрождения народа. Кризис проявляется, прежде всего, в несоответствии знаний запросам личности, общественным потребностям и стандартам.

Интеграция далеко не новое явление в образовательной среде, но актуальное. Она выступает в качестве резерва для формирования гармоничной, духовно развитой личности ученика. Современные образовательные стандарты требуют интеграции знаний, объединения теоретического знания в целостную систему, которая будет отражать объективный, единый мир.

Одна из важнейших тенденций развития науки – интеграция современного научного знания, которая нашла отражение в школьном обучении. Производительным направлением модернизации содержания образования является использование интегративного подхода на разных уровнях: тематическая, блочная, межпредметная интеграция. Интеграция как методическая система позволяет более широко и разносторонне усваивать те понятия и явления, которые обладают объективными межотраслевыми связями. Она способствует формированию системного мышления, позитивно-эмоциональному удовлетворению познавательных потребностей, экономному использованию учебного времени [2, c. 18].

Интеграция содержания учебных предметов не обеспечивает предметную систему их изучения. Она также является важным средством ее усовершенствования, преодоления недостатков, углубленного усвоения знаний о взаимозависимости между предметами. Такой подход к проблеме основан на необходимости обеспечения оптимального сочетания дифференциации и интеграции в образовании.

В начальной школе проблема интеграции обучения важна как для теории, так и для практики. Прогресс научного познания оказывает существенное влияние на развитие идеи процесса интеграции. Но ее успешной реализации стоит учитывать множество факторов: способность младших школьников формировать единое знание и знания особого качества, воспринимать обобщённую информацию и т.п.

Учитывая вышесказанное, перед нами встаёт проблема: как построить учебный процесс, чтобы полнее удовлетворить потребности и проблемы каждого ученика, внести в образовательный процесс новизну, которая позволит усилить познавательный интерес обучающихся. Но, какие бы инновационные технологии мы ни внедряли в практику, добиться успеха можно только заинтересовав ученика на уроке, когда, развивая свои способности, он удовлетворяет познавательные потребности.

Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики, ее актуальность обусловлена изменениями в области науки и производства, новыми социальными вопросами. Согласимся с мнением Апариной Ю.И., что инклюзивное обучение требует создания особой образовательной среды, способствующей вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, вне зависимости от их личной образовательной траектории [1, с. 19].

Одним из направлений методического обогащения уроков есть проведение их на основе интеграции содержания. Целесообразность интегрированных уроков вытекает из задач интеграции знаний, умений и навыков учащихся по основам наук.

Для культурного развития учащихся педагог может внедрять следующие виды деятельности (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Виды деятельности, внедряемые педагогом

Творческие Интеллектуальные Социальные
Выставки Викторины Дискуссии
Квесты Игра «Что? Где? Когда?» Беседы
Виртуальные экскурсии Видеофильмы Тематические вечера
Конкурсы Олимпиады Исследовательская деятельность

Творческие задания смогут раскрыть способности детей, их эмоции и потенциал. Интеллектуальные задания способствуют получению знаний на игровой основе, развитию мыслительных процессов, усовершенствованию навыков в поиске нужной информации. Социальные задания, в первую очередь, помогут социализироваться, построить корректную речь и отстаивать свою точку зрения. Данные виды деятельности помогут повысить мотивацию к изучению языка, культуры другой страны.

Можно сделать вывод о том, что интеграция – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

Интеграция в современной школе – один из ключевых компонентов формирования всесторонне развитой личности. Единственной проблемой выступает – время, которое родители не готовы предоставить своему ребёнку.

Интегрированные уроки в образовательной организации позволяют детям раскрыть свои способности, само реализоваться, научиться формулировать и отстаивать свою позицию, развивать образное мышление, применять имеющиеся и полученные знания на практике.

Именно поэтому интеграция учебной и внеурочной деятельности позволяет расширить сферу применения иностранного языка. Интеграция способствует формированию разнообразной творческой образовательной среды, которая помогает запустить механизм развития личности ребёнка. Как утверждают в своём исследовании Петрова И.М. и Апарина Ю.И., развитие когнитивных способностей обучающихся возможно лишь при дифференцированном подходе к обучению посредством дидактического и коммуникативного воздействия со стороны учителя [4, с. 63].

При этом важным фактором являются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции.

Подводя итог, подчеркнем исключительную актуальность для современной дидактики педагогических взглядов В.А. Сухомлинского на проблемы формирования школьного содержания, соотношение различных образовательных отраслей на протяжении обучения, раскрытие возможностей образования для развития интеллектуальной, этической, гражданской, чувственной и других сфер развития личности. По нашему убеждению, на уровне общеобразовательной школьной подготовки эта цель должна сохранить свое методологическое значение и в школе XXI века. Пророческие слова по этому поводу находим у Василия Сухомлинского: «Мир вступает в век человека. Больше, чем когда-либо, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» [3, с. 37].

Integration of lesson, extracurricular activities as a mechanism for ensuring the cultural development of the student in the study of English

Razuvaeva E.A.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Kazakova O.A.
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Aparina Julia Igorevna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article presents modern methods, the meaning and essence of the integration of lesson and extracurricular activities in the field of a foreign language in the educational process for the cultural development of primary schoolchildren.
Keywords: integration of lesson, extracurricular activities as a mechanism for ensuring the cultural development of the student in the study of English