Аннотация. В статье рассматривается проблема, причины и виды тревожности у детей младшего школьного возраста. Автор предлагает решить эту проблему с помощью психокоррекционных игр и упражнений, которые можно включать в коррекционно-развивающие занятия. В данной статье раскрыты методы и способы снижения школьной тревожности, также представлена личная разработка автора (конспект внеурочного коррекционно-развивающего занятия).

Ключевые слова: виды тревоги, тревожность, коррекционные игры и упражнения

В современном мире выросло число детей, вызывающих беспокойство. В XXI веке проблема тревожности у детей получила широкое распространение и стала первоочередной в педагогике и психологии. Специалисты применяют термин «тревожность» для обозначения состояния человека, характеризующегося предрасположенностью к боязни и беспокойству.

Тревога – возникновение беспокойства отдельными фрагментами: переживать, успокоиться, забыть, а тревожность – стабильное эмоциональное состояние, связанное с постоянным предчувствием несчастий и различными страхами. В общении тревожные дети демонстрируют напряженность, очень чувствительны, не могут постоять за себя. Низкая самооценка у таких детей проявляется в нездоровом восприятии критики окружающих, в опасении любой трудной задачи. Тревожность сказывается на всех областях деятельности ребенка, значительно ухудшая его самочувствие и связь с окружающим миром.

Исследования тревожности проводили как отечественные психологи, так и зарубежные. Отечественные психологи исследовали тревожность с точки зрения её функций, а зарубежные – с точки зрения динамического подхода.

Р.С. Немов писал: «Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [2, с.681].

В книге А.М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» автор раскрывает сущность понятия: «Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [4, с.3].

Зигмунд Фрейд рассматривал тревогу как своего рода состояние недовольства, характеризующееся определенным образом развивающейся моторной разрядкой. Им раскрыты три вида тревоги:

  • моральная тревога: возникает в результате конфликта Эго и Супер-Эго;
  • реалистичная тревога: возникает из-за опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира;
  • нвротическая тревога: основана на конфликте между Ид и Эго.

Ч. Спилбергер отмечает два главных вида тревожности:

  • Личностная – желание индивида ощущать страх и волнение по широкому спектру индивидуально значимых явлений. Она не является отдельным свойством, а воздействует на образование и совершенствование других свойств человека, таких как мотив избежать неудачи, желаний уйти от ответственности, страх соперничества. Проявляется в частой склонности к переживаниям в самых различных обстоятельствах. Человек, имеющий такое основание, ограничивается минимумом усилий, достаточных для того, чтобы его не наказали.
  • Ситуативная – такая тревожность, которая связана с определенной ситуацией. Она может фиксироваться у разных людей в разных ситуациях, но в то же время в одних случаях это очевидно, а в других не выражено. Бывают люди, которые проявляют беспокойство, например, во время экзаменов, а в других случаях – ведут себя смело. Также встречаются люди, которые проявляют беспокойство в общении с лицом противоположного пола, например, некоторым людям трудно разговаривать по телефону.

Сначала у человека появляется ситуативная тревожность, которая при воздействии неблагоприятных факторов может перейти в личностную.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности в зависимости от ситуаций:

  • учебная: связана с процессом обучения;
  • межличностная: связана с общением;
  • самооценочная: связана с представлениями о себе.

В последние годы причиной волнения психологов является процесс формирования тревожности в условиях школы. Школьная тревожность стала распространённой проблемой, с которой сталкиваются психологи многих школ. У ребёнка, поступающего в школу, могут быть недостаточно сформированы знания умения и навыки. Ребёнок сталкивается со значительными изменениями в своей жизни, меняется социальная ситуация развития, развиваются психологические новообразования. Мышление становится доминирующей функцией, а другие функции – произвольными. Самым тяжелым периодом для ребенка является смена игровой деятельности на учебную, которая впоследствии становится ведущей.

В процессе обучения проявления тревожности встречаются не только у неуспевающих, но и у отлично успевающих детей, отличающиеся требовательностью к себе в совокупности с нацеленностью на отметки, а не на обучение. Бывает, родители ждут от ребенка высоких достижений, к примеру, в спорте, навязывают не интересующие его занятия, например, фигурное катание, плавание, танцы. Любое занятие само по себе не плохо, но право выбора должно оставаться за самим ребёнком. Вынужденное его участие в делах, которые не интересны школьнику, вызывают у него тревожность.

Можно подчеркнуть несколько совокупных причин появления тревожности у детей младшего школьного возраста [1, с.11]:

  • Несоблюдение правил в школьном коллективе;
  • Дефицит внутрисемейного общения;
  • Внутриличностный конфликт.

У младших школьников достаточно гибкая нервная система, поэтому при проведении коррекционной работы можно значительно снизить тревожность ребенка. А так как игра у младших школьников уже не являясь ведущей, продолжает оставаться значимой деятельностью, то коррекцию лучше проводить в игровой форме. В процессе игры положительные эмоции заменяют отрицательные, в результате чего способствуют появлению произвольных действий у ребенка.

Для снижения тревожности у младших школьников используют множество различных методов и способов, таких как:

  • Сказкотерапия: коррекция проводится посредством сказок (чтение и обсуждение сказки, обсуждение поведения персонажей, рисование иллюстраций к сказке, рассказывание сказки, рассказывание сказки наоборот, включение в сказку героя других сказок и др.).
  • Арттерапия: метод коррекции тревожности посредством различных видов искусства (рисование, лепка и др.).
  • Куклотерапия: коррекция тревожности проводится при помощи кукольного театра, где кукла изображает любимого персонажа сказки, мультфильма, а сюжет подобен ситуации, травмирующей ребёнка. Для этого используют различные виды кукол: куклы-игрушки, пальчиковые, куклы-марионетки и другие. В ходе игры с куклой ребёнок создает окружающую его действительность, предает.
  • Музыкотерапия: коррекция проводится посредством прослушивания музыки. У младших школьников при прослушивании музыки возникают положительные эмоции, а отрицательные – исчезают.
  • Танцевальная терапия: снижение уровня тревожности происходит посредством танца. Данный метод считается наиболее эффективным, так как включает в себя элементарные движения и популярную музыку с текстом. В итоге у ребят понижается тревожность и улучшается настроение, а также появляется уверенность в себе.

Проблемы школьной тревожности и методы её коррекции в своих работах раскрывают отечественные психологи: А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, В.Д. Небылицына, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной, Б. Кочубея, Е. Новиковой, Е.К. Лютовой, В.С. Мухиной и др.

А.М. Прихожан предлагает достаточно много методов и упражнений для снижения тревожности, но наиболее эффективными считает:

  • Метод «отреагирования» страха: проводится с помощью игры в «страшную школу» (можно с помощью кукол-петрушек, можно без них), где дети показывают пугающие их ситуации жизни в школе;
  • Метод последовательной десенсибилизации: постепенное снижение чувствительности человека к тому, что вызывает у него тревожность;

Все вышеописанные методы для снижения уровня тревожности можно использовать во внеурочной деятельности, которая является неотделимой частью образовательного процесса и дает возможность всецело выполнить требования ФГОСа. Внеурочная деятельность – это активность детей вне уроков, вызванная их потребностями и интересами. На коррекционных внеурочных занятиях целесообразно использовать такие методы по снижению уровня тревожности, как психокоррекционные игры и упражнения.

Тема: «Я учусь владеть собой» (см. таблицу 1).

Цель: снижение тревожности, устранение негативных переживаний, формирование навыков контролировать свое поведение в общении и коммуникации.

Таблица 1. «Я учусь владеть собой»

ЭтапыМетоды и приёмы коррекционной работыОборудованиеВиды помощи
Вводная (мотивационная) частьНеобходимо расположить детей к занятию, обрести чувство уверенности в себе Добрый день, ребята.
Если кто-то Вас обидел,
Что-то злостное сказал,
То его совсем не нужно
Обзывать и унижать!
Вы попробуйте сначала
До десятка досчитать!
Игра «Клубок»
-Сегодня у нас чудесное занятие. Мы побываем с вами в мире чудес. А помощником нам в этом будет магический клубок. Мы будем передавать его по кругу, называть свое имя и особенность характера, которая нам пригодится сегодня.
Клубок для упражнения. Если дети не знают, что такое черта характера, учитель на своем примере показывает.
Основная часть Развитие коммуникативных навыков, получения опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
Устранение страхов и негативных переживаний, снижение уровня тревожности
Устранение мышечных зажимов;
Повышение самооценки.
Упражнение «Ладошки»
-Для того, чтобы мы смогли окунуться в сказку нам нужно пройти через лес, который окажется заговоренным. Вам нужно будет объединиться в пары. Затем соединить свою правую ладошку с левой и свою левую ладошку с правой ладонью своего напарника. Так мы будем пробираться через различные барьеры и обходить стороной ловушки.
Не требуется.  
Упражнение «Портрет страха»
-Ребята, изобразите карандашами на листе бумаги свои страхи (опасения).
-Я вижу, вы закончили. Теперь я попрошу поделиться с нами своими страхами. (Рассказы детей) -Я знаю хороший способ как избавиться от них. Рассказать? (Ответы детей) -Возьмем ваши портреты страхов, порвем их и выкинем в урну. Мусор вывезут, а вместе с ним увезут и ваш страх.
Не требуется. Учитель не делает подсказок что надо изображать.
Упражнение «Помоги воробушку»
-Предположите, собственно, что у вас в руках беззащитный воробушек. Вытяните руки ладошками ввысь, а вслед затем укутайте птенца, сложив ладошки по одному пальчику. Подышите на него, согревая собственным дыханием. -Приложите ладошки к собственной груди, отдавая доброту собственного сердца и теплоту дыхания. Потом откройте ладошки, и вы обнаружите, что воробушек весело взлетел. Улыбнитесь ему и не печальтесь. Он прилетит к тебе еще раз.
Лист бумаги, цветные карандаши.  
Упражнение «Пирамида» -Друзья, давайте встанем в круг и ладонями изобразим пирамиду. После все одновременно произнесем: Один, два, три с вами все мы молодцы! Не требуется  
Заключительная часть (рефлексия)
Формирование навыка проведения рефлексии.
Упражнение «Комплимент и доброе слово»
-Ребята, давайте сейчас по кругу скажем друг другу комплименты и добрые пожелания. -Что мы с вами посетили и что на что посмотрели? -Какие чувства (ощущения) вы испытывали сегодня на занятии? (Ответы детей) -Сегодня мы с вами хорошо потрудились на занятии, но оно подошло к концу. Я желаю вам отличного настроения, больше улыбайтесь и ничего не бойтесь.
Не требуется  

Работа по снижению тревожности у младших школьников будет эффективной, если систематически проводить занятия, включать в урок игровые упражнения, не бояться трудностей.

Correction of anxiety in primary school children

Danilina I.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Fedorova Ellen Adelyevna,
teacher of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of Moscow City University

Annotation. The article discusses the problem, causes and types of anxiety in primary school children. The author suggests solving this problem with the help of psychocorrective games and exercises that can be included in correctional and developmental classes. This article reveals methods and ways to reduce school anxiety, and also presents the author's personal development (a summary of extracurricular correctional and developmental classes).
Keywords: types of anxiety, anxiety, corrective games and exercises


  1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
  2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2009. 688 c.
  3. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  5. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». М.: «Речь», 2006. 112 с.
  1. Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. School anxiety: diagnosis, correction, development. St. Petersburg: Speech, 2004 248 pages.
  2. Nemov R.S. Psychology. Book 1. General fundamentals of psychology: textbook. Moscow: Vlados, 2009. 688 pages.
  3. Prikhozhan A.M. Psychology of anxiety: preschool and school age. St. Petersburg.: Peter, 2009. 192 pages.
  4. Prikhozhan A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of NGO «MODEK», 2000. 304 pages. (Series «Library of a teacher-practitioner»).
  5. Romitsyna E.E. Methodology «Multidimensional assessment of child anxiety». Moscow: «Speech», 2006. 112 pages.