Аннотация. В статье рассматривается речевая деятельность учителя как вариант решения проблемы снижения результативности обучения учеников йоге по методу Б.К.С. Айенгара на онлайн уроке.

Ключевые слова: Речевая деятельность, обучение йоге по методу Б.К.С. Айенгара, онлайн урок, обучение йоге онлайн, результативность обучения йоге на онлайн уроке.

В 2020 году учителя йоги по методу Б.К.С. Айенгара во всем мире (далее – ЙА) впервые стали вести занятия йогой онлайн. Необходимость проведения онлайн занятий стала настоящим вызовом для учителей ЙА в России, поскольку принято считать, что процесс обучения йоге в целом, а также процесс обучения йоге по методу Б.К.С. Айенгара преимущественно построен на демонстрации [1]. В первую очередь это означает, что сам учитель, положение его тела и органов действия (рук и ног) в пространстве, а также его действия в асане (Асана – поза, согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и устойчиво») должны быть хорошо видны ученикам [1]. Во вторую очередь это означает, что ответные действия учеников также должны быть хорошо видны учителю.

В условиях дистанционного обучения возможности взаимной демонстрации действий учителя и учеников столкнулись с 1) техническими ограничениями (смартфоны и ноутбуки не давали четкой картинки действий, действие запаздывало из за помех связи, учителю потребовались несколько технических средств: одно, чтобы видеть учеников, другое – чтобы показывать свои действия), 2) с ограничениями необорудованного пространства для занятий йогой и необходимостью использования подручных средств (книг, предметов мебели, ремней от одежды, одеял и полотенец), 3) ростом напряжения учителей и учеников, вызванного отсутствием привычной обстановки для занятий, необходимостью постоянно присматриваться, прислушиваться, придумывать замены принятым в йоге Б.К.С. Айенгара материалам.

Несмотря на то, что многие учителя йоги по методу Б.К.С. Айенгара отказались проводить занятий онлайн в ожидании «лучших времен», ведущие учителя йоги в по методу Б.К.С. Айенгара во всем мире в марте 2020 г. приступили к организации онлайн занятий, которые продолжают вести по настоящее время, регулярно собирая онлайн аудитории от 20 до 200 человек.

Для того, чтобы определить условия успешной реализации деятельности учителя йоги по методу Б.К.С. Айенгара на онлайн уроке в марте-июне 2021 г. в рамках подготовки магистерской диссертации было проведено исследование, нацеленное на изучение возможностей обучения учеников йоге на онлайн уроке.

Задачами исследования стали: 1) сравнительный анализ действий учителя йоги на традиционном и онлайн уроке; 2) определение приоритетных действий учителя йоги на онлайн уроке. Исследование проводилось методами: анализа источников, прежде всего, литературного наследия Б.К.С. Айенгара, концептуального моделирования структуры урока и действий учителя йоги по методу Б.К.С. Айенгара, глубинного интервью 6 учителей йоги по методу Б.К.С. Айенгара, осуществляющих регулярные онлайн занятия на протяжении года.

Проведенный анализ практики работы учителей и источников показал, что обычно урок йоги длится 1,5 часа, в процессе проведения урока учителя демонстрируют и корректируют, а ученики выполняют вслед за учителем порядка 6-10 асан (поз). Вход, выход и пребывание в одной асане учеников уровня Начальный 1-2 физически ограничен 10-30 секундами.

Анализ источников и практики позволил выделить последовательность действий учителя на традиционном уроке йоги по методу Б.К.С. Айенгара (см. таблицу 1):

  1. объяснение цели и задачи урока (последовательности асан, приводящих к выполнению определенной асаны или движения в нем);
  2. организация общего пространства для занятия и вовлечение учеников в совместную деятельность: приветствие, знакомство с новыми учениками, инструкции и корректировки расположения учеников, материалов для занятия;
  3. вербальное объяснение содержания и значения одной асаны: название на санскрите, движение в асане, ограничения выполнения асаны, необходимые материалы для ее выполнения;
  4. демонстрация одной асаны, которая включает в себя 3 вида действий: показ безопасного входа в асану, показ пребывания в асане (движение рук и ног), показ безопасного выхода из асаны. Демонстрация асаны включает в себя: непосредственно показ и объяснение учителем своих действий, акцентов в действиях, а также вербальные инструкции по выполнению действий учениками и предложение выполнить эти действия;
  5. наблюдение за ответными действиями учеников в асане;
  6. демонстрация и вербальное объяснение корректировок в ответ на действия учеников.

Таблица 1. Сравнительный анализ действий учителя йоги по методу Б.К.С. Айенгара на онлайн и оффлайн уроке

№ п.п.Действия учителя йоги по методу Б.К.С. Айенгара на оффлайн уроке:Действия учителя йоги по методу Б.К.С. Айенгара на онлайн уроке:
1 Объяснение цели и задачи урока Объяснение цели и задачи урока, просьба установить камеры и открыть видеотрансляцию
2 Организация общего пространства для занятия и вовлечение учеников в совместную деятельность: вербальные, невербальные сигналы, движение в пространстве класса Инструкции ученикам для организации пространства занятий самостоятельно
3 Вербальное объяснение содержания и значения одной асаны Вербальное объяснение содержания и значения одной асаны
4 Демонстрация одной асаны с объяснениями Демонстрация ограничена, акцент на объяснения и вербальные инструкции
5 Наблюдение за ответными действиями учеников в асане Наблюдение ограничено, сопровождается просьбой к каждому ученику настроить камеру и показать выполнение асаны с правого бока, фронтально, у стены
6 Демонстрация и вербальное объяснение корректировок в ответ на действия учеников. Демонстрация ограничена и вербальные объяснения корректировок в ответ на действия учеников

Анализ действий учителя йоги на онлайн уроке в ходе проведения интервью показал следующие особенности: 1) сама последовательность действий учителя на онлайн уроке не меняется, 2) однако, заметно меняется роль и содержание речи учителя (что отражено в таблице 1 в колонке справа). Возможные причины изменений в речи учителя: поскольку Интернет-соединение и технические средства не всегда позволяют четко видеть действия учителя и ученика, появляется необходимость в усилении вербального компонента, речи учителя, 3) из-за общего напряжения использования технических средств (необходимости прислушиваться, присматриваться, настраивать оборудование учителю и ученику) сокращается время проведения урока с 1,5 часов до часа. Таким образом, специфика действий учителя в онлайн обучении йоге может быть определена как усиление роли и точности содержания речи учителя в условиях сокращения времени урока.

Сравнительный анализ последовательности действий учителя йоги на уроке показал, что структура, последовательность действий не меняется, меняются акценты, причем, ключевым акцентом является речь учителя. При этом отметим, что обучение физическому действию на обычном и онлайн уроках происходит только при помощи речи, речевого действия [5, 6, 7]. Показательно, что еще А.А. Леонтьев обращал на это внимание, считая речь – действием, называя речь «речевым действием» [5]. Речевое действие является ведущим инструментом учителя в процессе обучения [2, 3, 4]. В условиях, когда демонстрация как инструмент обучения становится или малоинформативной, или невозможной в силу технических причин, речевое действие учителя становится единственным доступным инструментом обучения.

Поэтому учителя, речевое действие которых на обычном уроке носит не самостоятельный, осмысленный, а лишь заученный и сопровождающий демонстрацию характер, испытывают большие трудности при переходе к обучению в онлайн формат. Учителя, которые осознают собственную речь как инструмент педагогической работы, успешно работают на обычном уроке и в онлайн обучении.

Необходимо также отметить, что в обучении в онлайн формате речевое действие учителя может носить как устный, так и письменный характер [4]. В условиях жёстких временных ограничений онлайн урока устное речевое действие представляет собой инструкции, представленные в большинстве случаев глаголами в повелительном наклонении с предметом действия. В этом случае от учителя требуются точность вербализации действия, которое совершает сам учитель или ученик. Например, такие три, на первый взгляд, похожие глагольные конструкции: «прижмите пятки к полу», «давите пятками в пол», «отталкивайтесь пятками от пола» представляют собой разные виды действий. Отсутствие подобного различения ведет в размытости, нечеткости инструкции, трудностям ответного действия учеников, необходимости дополнительных объяснений, что в условиях сокращения времени урока и ограничений наглядности снижает его результативности и эффективность.

В то же время, подчеркнем, что устное речевое действие учителя на уроке может быть выражено не только инструкцией. Урок – это не только выполнение заданий учителя учеником, урок йоги для взрослых учеников – это всегда событие, новые впечатления, общение и взаимодействие с учителем и другими учениками. В связи с этим, все интервьюируемые учителя йоги в ходе исследования отметили, что используют в начале своих онлайн занятий короткий small talk (светская беседа), задают ученикам вопросы о самочувствии, погоде, планах, ощущениях, а также поддерживают своих учеников вербально при выполнении ими асан больше, чем на обычном уроке. В онлайн формате обучения йоге устную речевую деятельность учителя дополнительно усиливает письменная речь, обеспечивающая организационное и эмоциональное взаимодействие с учениками.

Говоря о письменной коммуникации и письменной речи, все интервьюируемые отметили, что по собственной инициативе все учителя, проводящие занятия йогой онлайн, дополнительно создают группы в мессенджерах и соцсетях, ведут календари занятий, отвечают на вопросы учеников во внеурочное время для обеспечения взаимодействия с ними.

Таким образом, исследование показало, что основным инструментом обучения йоге по методу Б.К.С. Айенгара в оффлайн и онлайн форматах является речевая деятельность учителя. Как правило, устная речевая деятельность учителя носит характер пошаговой инструкции для выполнения ответного физического действия учеником (группой учеников). Исследование также показало, что обучение йоге по методу Б.К.С. Айенгара возможно при условии усиления речевой деятельности учителя. Характерно, что при обучении в онлайн форматах устная речевая деятельность учителя приобретает ведущую роль и дополнительно усиливается письменной речью в мессенджерах и соцсетях.

Однако, проведенное исследование также показало, что учителя йоги осознанно применяют речевую деятельность в своей онлайн педагогической практике в единичных случаях. Все это позволяет говорить о необходимости специального обучения речевой деятельности учителей йоги на учительских курсах для обеспечения возможности проведения результативных занятий как в традиционном формате, так и в формате онлайн.


Verbal activity of a yoga teacher using the B.C.S. Iyengar method in an online lesson

Sheptukhina N.A.,
master of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Jadko N.V.,
professor of the school of project management and educational entrepreneurship, institute of law and management of the Moscow City University, doctor of pedagogy,

Аnnotation. The article examines the teacher's speech activity as a solution to the problem of reducing the effectiveness of teaching yoga students using the BCS Iyengar method in an online lesson.
Keywords: verbal activity, instruction, yoga teaching according to the BCS Iyengar method, online lesson, online yoga teaching, the effectiveness of yoga teaching in an online lesson.


  1. Айенгар Б.К.С, Айенгар Гита С. Основные методические указания для преподавателей йоги / Б.К.С. Айенгар, Гита С. Айенгар; пер. с англ. М. Шифферс (гл. 1-7) и Т. Ипатова (гл. 8-9); м-НП «Содействие развитию йоги Айенгара в России» 2011. 120 с.
  2. Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Источников В.В. Перспективы развития профессии учителя: от передачи знаний к современным образовательным технологиям // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 52-60.
  3. Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Глаголы и дополнения как модель описания содержания метапредметных компетенций в ожиданиях и представлениях участников рынка труда // Обучение иностранным языкам. Национальное издательство за образование и наука (София). C. 32-42.
  4. Жадько Н.В. Педагогическая речь как инструмент формирования деятельности и решения задач взаимодействия с участниками на онлайн-занятии // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С.144-151.
  5. Жадько Н.В., Безруких М.М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14-15.
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
  7. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974. 246 с.
  8. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: 2004. 432 с.
  1. Iyengar B.K.S., Iyengar Gita S. Basic Guidelines for Yoga Teachers / B.K.S. Iyengar, Gita S. Iyengar; trans. with English M. Schiffers (ch. 1-7) and T. Ipatova (ch. 8-9); m-NP «Promoting the development of Iyengar yoga in Russia», 2011. 120 pages.
  2. Vesmanov S.V., Jadko N.V., Vesmanov D.S., Sources V.V. Prospects for the development of the teaching profession: from the transfer of knowledge to modern educational technologies // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology. 2019. № 3 (49). Page: 52-60.
  3. Vesmanov S.V., Jadko N.V., Vesmanov D.S., Hakobyan G.A. Verbs and additions as a model for describing the content of meta-subject competencies in the expectations and representations of labor market participants // Teaching foreign languages. - National publishing house for education and science (Sofia). Page: 32-42.
  4. Jadko N.V. Pedagogical speech as a tool for the formation of activities and solving problems of interaction with participants in an online lesson / Problems of modern education. 2021. № 1. Page: 144-151.
  5. Jadko N.V., Bezrukikh M.M. Formation of «soft» skills in vocational training // Professional education. Capital. 2011. № 8. Page: 14-15.
  6. Leontiev A.A. Osnovy psikholinguisticiki. Moscow: Smyslov, 1997. 287 pages.
  7. Leontiev A.A. Osnovy theory of speech activity. Moscow: Prosveshchenie, 1974. 246 pages.
  8. Shcherba L.V. Yazykovaya sistema i rechevaya activity. Moscow: 2004. 432 pages.