Аннотация. Статья посвящена профессиональным сообществам: описаны типичная структура и функции различных профессиональных сообществ. На основе эмпирического исследования определены структурные элементы и действия членов сообщества, необходимые для того, чтобы коммуникативное профессиональное сообщество развивалось и оправдывало ожидания молодых специалистов, рассчитывающих на содействие сообщества в трудоустройстве и карьере.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, инфраструктура, функции, социализация, опрос, молодые специалисты, студенты, трудоустройство, карьера.

Данная статья посвящена посвящено феномену профессиональных сообществ. Под профессиональным сообществом (профсообществом) мы понимаем организации или группы людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникации (лично и виртуально) в целях обмена опытом и поиска новых подходов к решению профессиональных задач.

Рассмотрение данного феномена целесообразно начинать с его исторической роли и тех функций, которое оно выполняет в современном обществе. Историческая роль профессиональных сообществ заключается в сохранении и развитии важных составляющих профессии.

Профессиональные сообщества формировались с давних времен, имели разные наименования и влияние. Мифы и археологические артефакты показывают, что ремесленники Древней Греции, объединяясь, жили в одном квартале или на одной улице базара и представляли собой нечто вроде сравнительно независимого третьего сословия. Гильдии Римской империи именовались по-разному: корпуса, коллегии, корпорации. Так обозначались профессиональные сообщества в области торговли, ремесел.

В древнеримском законодательстве был раздел о внутреннем устройстве и взаимоотношениях в профессиональных сообществах. Структура управления корпораций включала выборные управленческие должности сроком на 5 лет: главу корпорации (позднее, магистра) и казначеев. Главной функцией главы корпорации было ведение и поддержание списка членов корпорации. Саморегулирование численности велось в интересах членов сообщества, также это являлось необходимым требованием со стороны государства. Обязательства перед государством и членами сообщества являлись важной функцией профессионального сообщества. Членство в корпорациях в большинстве случаев было наследственным.

Позднее, в большинстве средневековых городов Европы корпорации получили автономию в результате общественного договора с представителями власти и распространили правовую защиту на своих членов, передавая для этих целей судопроизводство разного рода торговых споров специальным цеховым судам. Городская власть находилась под влиянием наиболее состоятельных гильдий, и представляла собой олигархическую форму правления.

Экономическая деятельность вне гильдии была практически невозможна. Быть частью сообщества означало иметь ремесло, приносящее средства для жизни, выйти из сообщества – понести материальные убытки, потерять поддержку своих продуктов. Экономическая функция гильдий проявлялась в установлении и соблюдении стандартов качества, ограничении конкуренции и уровня цен. Гильдии были средневековым аналогом института антимонопольного регулирования. В гильдиях формировалась внутренняя иерархия, поддерживаемая внутренними положениями, складывался новый класс профессиональных управленцев, прежде всего, администраторов и юристов, не связанных с наличием собственной мастерской или лавки. Гильдии выработали свои независимые своды правил для укрепления притязаний на право быть автономными корпоративными организациями. Развитие гильдий привело к объединению мастерских ремесленников в городах и формированию в них индустриальных районов. Образовалось множество межотраслевых связей, что вывело организационные и технологические возможности профессиональной деятельности на качественно новый уровень.

В ряде стран, в том числе, и в России, гильдии играли существенную роль до начала XX века. В наше время влиятельные торговые и ремесленные гильдии сложно встретить. Большинство организаций, именующих себя «гильдиями», таковыми не являются. Например, «Гильдия судебных репортеров» и «Гильдия маркетологов», скорее, являются клубами по профессиональным интересам, так как вполне возможно осуществлять профессиональную деятельность судебного репортера или маркетолога вне гильдий, и очевидно, количество членов данных объединений несоизмеримо с количеством лиц в данной профессии и не являющимися членами данных гильдий.

Поэтому имеет смысл обращать внимание не на название профессионального объединения, а на институциональные характеристики и степень влиятельности внутри сообщества и вне его. Так, к примеру, Российская Академия наук или Московская областная коллегия адвокатов являются весьма влиятельными как в кругу своих членов, итак и за его пределами.

Сейчас под профессиональным сообществом рассматриваются организации или группы людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникации (лично и виртуально) в целях обмена опытом и поиска новых подходов к решению профессиональных задач. Исторически обусловленная роль профессиональных сообществ, заключающаяся в сохранении профессии, раскрывается в их современных функциях:

1. Экономическая – создание новых продуктов, проектов.
2. Обучающая. Активная практика взаимодействия на основе профессиональной коммуникации (обмен опытом, методиками, способами решения профессиональных задач).
3. Социальная – выстраивание вертикальных и горизонтальных связей.
4. Регулирующая – установление правил и норм для специалистов.

Нами было рассмотрено шесть профессиональных сообществ, на примере которых и будут продемонстрированы вышеупомянутые функции (см. таблицу 1). Перечисленные в таблице сообщества по-разному осуществляют выявленные функции, тем не менее, эти функции присущи каждому из них.

Таблица 1. Функции профессиональных сообществ

СообществоФункции
ЭкономическаяОбучающаяСоциальнаяРегулирующая
РСПП Создание условий для роста предприятий, улучшения качества работников. Конференции. Объединение тысячи крупнейших российских компаний, формирование политики предпринимательства и решение этих вопросов на государственном уровне. Наличие совещательных, координационных органов альтернативного разрешения споров.
МКЖ (международное онлайн-сообщество журналистов) Создание совместных статей, репортажей. Распространение истории, спикеров, героев для своих сюжетов и публикаций. Общение, помощь друг другу в поиске и создании материала. Проверка данных пользователя при регистрации. Исключение из сообщества нарушителей.
«Бизнес со смыслом» Создание новых компаний, выпуск журнала. Публикация статей, онлайн-лекций, работа с экспертами. Обмен опытом, методическая помощь при создании компаний. Проведение форумов, закрытых мероприятий. Наличие критериев кандидата на ПС.
Leader ID (онлайн-сообщество) Создание стартапов, формирование сообществ и привлечение инвесторов. Публикация статей, видеоматериалов, онлайн-форумов. Объединение предпринимателей, исследователей, студентов и волонтеров. Проверка данных пользователя при регистрации.
Архипрофи (ПС архитекторов и дизайнеров) Создание уникальных решений от участников, возможность продаж. Проведение конкурсов на лучшие работы, оценка, обучающие статьи. Обмен опытом, создание совместно новых решений. Наличие общих правил участия в ПС.
МТА (сообщество тьюторов) Создание образовательного продукта. Проведение курсов, наличие библиотеки для тьюторов. Обмен опытом, отстаивание прав и интересов тьюторов на федеральном уровне. Наличие уставных документов, оценочных мероприятий для тьюторов.

В настоящее время принято выделять три основных вида профессиональных сообществ: профсоюзы, саморегулируемые организации, коммуникационные сообщества.

Профсоюзы создаются для защиты своих членов и их интересов, а именно: добиваются повышения заработной платы, улучшения условий труда, препятствуют увольнениям. Для профсоюзов важной основой является ядро, инициативная группа, от которой зависит развитие сообщества. Относительно пассивная масса работающих профессионалов доверяет защиту своих интересов инициативной группе, которая при необходимости может мобилизовать массу, например, организовать забастовку, как последний ответ в случае отказа администрации идти на уступки.

Саморегулируемые организации действуют в рамках соответствующего закона [1]. Такие сообщества создаются для разработки механизмов контроля качества стандартов профессии, отбора профессионалов, создания каналов мобильности для новаторов, способных преобразовывать профессию.

Коммуникационные сообщества создаются для обмена знаниями, опытом. Основные формы участия: конференции, дискуссии. Таким образом участники сообщества могут повысить свой квалификационный уровень, поделиться новыми достижениями, методиками, знаниями. Такому сообществу свойственна открытость, отсутствие жёсткой организационной структуры, и целью коммуникации внутри него является взаимное информирование.

Наше эмпирическое исследование было посвящено коммуникационным сообществам как наиболее востребованному типу сообществ в молодёжной среде. В проведённом исследовании приняли участие 107 участников профессиональных сообществ, и 4 эксперта, деятельность которых направлена на формирование профессиональных сообществ.

В анкетном опросе приняли участие студенты (57 %) и выпускники (43 %) из 37 вузов. Респонденты проходили анкетирование, заполняя электронную форму.

Вопрос о принадлежности к профессиональному сообществу вызвал большое разнообразие ответов. Большинство участников анкетирования указывали несколько профессиональных сообществ, в которых они состоят. Это может означать наличие интереса к разным, или смежным сферам у молодых или начинающих специалистов. Среди наших респондентов преобладали участники сообщества городских управленцев «Карьерная лига», также выделено около 30 других сообществ, в которых состоят участники опроса.

На вопрос о наличии влияния профессионального сообщества на их карьеру 64 % респондентов ответили положительно, 22 % считают, что на их карьеру сообщество не влияет. Остальные респонденты выбрали вариант «другое», поскольку недавно вступили в сообщество. В комментариях некоторые респонденты указывали на то, что влияние само по себе сильно зависит от их личной вовлечённости.

Контент-анализ ответов на открытый вопрос «Какие преимущества есть у Вас как у участника профессионального сообщества?» был достаточно показательным. Первые семь позиций (набравших более 10 % ответов) были следующими: 

  • Доступ к открытым вакансиям и трудоустройству при помощи других участников сообщества (32 %).
  • Общение с разными людьми (20 %).
  • Социальные связи (19 %).
  • Обучение (18 %).
  • Доступ к новым проектам и образовательным мероприятиям (18 %).
  • Обмен опытом (16 %).
  • Новостная осведомленность (13 %).

Большинство участников видит преимущество в более успешном поиске работы через профессиональные сообщества, активном общении с разными людьми и наращивании связей. В равной степени отмечены обучение и доступ к новым проектам и образовательным мероприятиям. Вероятно, что на этих мероприятиях и проектах они также обучаются. Мы могли бы объединить эти ответы, выведя это преимущество ключевым, но решили разделить, так как в ответе одного участника могло встретиться и то и другое высказывание одновременно. Возможно, респонденты имеют в виду разные ситуации, например, исключительную возможность попасть на мероприятие, а обучение – как просмотр обучающих материалов или мастер-класс на встрече.

У многих респондентов вызвал затруднение вопрос о тех затруднениях, которые хотели бы решать участники сообщества при обязательном участии сообщества. 21 % участников не понимает, какие вопросы они могут решить при участии сообщества, а 13 % заявляют, что таких вопросов или затруднений у них нет. Тем не менее, большинство (66 %) смогло дать определённый ответ. Преобладающая тематика таких ответов – карьера, трудоустройство и обсуждение профессиональных тем.

В наше время не обязательно быть частью комьюнити, чтобы быть реализовывать свою профессиональную деятельность, в этом отличие современного профессионального сообщества от традиционных исторических форм. Сообщество помогает в разных аспектах, которые и выделили респонденты, но быть его частью – не единственная возможность ведения профессиональной деятельности.

С целью выявления значимости функций сообществ респондентов попросили выделить две наиболее важные для себя функции. В таблице 2 эти функции проранжированы по степени значимости.

Таблица 2. Наиболее важные для респондентов функции профессиональных сообществ (в % от числа ответивших)

Функция% ответивших
1. Обучающая (обмен опытом, методиками, способами решения профессиональных задач) 86,2
2. Социальная (выстраивание вертикальных и горизонтальных связей) 78,0
3. Экономическая (создание новых продуктов, проектов) 26,5
4. Регулирующая (устанавливает правила и нормы для специалистов) 7,3

К наиболее важным функциям сообщества респонденты относят обучающую и социальную. Количество ответов (86,2 % и 78 %) свидетельствует о том, что многие профсообщества действительно выполняют данные функции.

Следует специально отметить, что вопрос трудоустройства был отнесён не к экономической функции, хотя и связан с ней, а к социальной, так как трудоустроиться помогают образовавшиеся социальные и вертикальные связи, благодаря которым у работодателя формируются мнение о кандидате. Наработанные связи позволяют быстрее получить информацию о вакансии и обеспечивают преимущество перед другими кандидатами. В некоторых случаях трудоустройство без знакомства с работодателем невозможно в принципе. Это касается таких мест работы, где обязательны предварительное знакомство в процессе учёбы и стажировка.

Выявлено несколько путей, как можно попасть в профессиональное сообщество. Получены следующие результаты: 59 % попали по приглашению куратора сообщества, 16 % нашли его самостоятельно через официальный сайт и страницу сообщества, ещё 12 % вошли те, кто попал разными способами (коллеги по работе, после собеседования, после прохождения стажировки), 5 % не помнят, как это произошло, 4 % присоединились по совету однокурсников (старшекурсников), 4 % посоветовали прочие знакомые.

Большинство сообществ имеют очень простую систему вхождения: достаточно подписаться на страницу в социальной сети, или оставить свои данные. Этап вхождения после простых действий иногда обозначен в виде приветствия и понимания того, что участник действительно стал частью сообщества. Однако очень много значит личное приглашение от статусного участника сообщества или предварительное взаимодействие с сообществом.

Завершающий вопрос анкеты был направлен на понимание того, что удерживает респондентов в сообществе. Предлагался открытый вопрос, контент-анализ ответов позволил выделить следующие категории (см. рисунок 1).

Рис.1. Что удерживает респондентов в профессиональном сообществе

Рис.1. Что удерживает респондентов в профессиональном сообществе

В основном, участников удерживает нетворкинг, в это понятие были включены ответы, связанные с новыми знакомствами и обменом опытом. Полезная информация – на втором месте, по числу отметивших и на третьем месте – в равной степени – личный интерес к теме и профессиональная принадлежность. В целом, вступая в профессиональное сообщество, участники предвидят его влияние на карьеру. Сообщество, которое мы рассматриваем, обеспечивает взаимодействие его участников. И это взаимодействие может привести к приобретению нового профессионального опыта, возможность изучения профессиональных тем через разные форматы. Развитие и поддержание горизонтальных и вертикальных связей между участниками должно стать важной задачей инициатора на пути формирования и развития профессионального сообщества.

Помимо анкетирования студентов и выпускников вузов был проведён экспертный опрос. В нём приняло участие 4 эксперта:

  • Руководитель молодежных карьерных проектов Правительства Москвы, идеолог профессионального сообщества Карьерная лига Москвы.
  • Руководитель Проектного офиса Молодежного отделения Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов», куратор Федерального проекта «Всероссийская лига дебатов».
  • Комьюнити-менеджер, модератор сообщества.
  • Куратор-продюсер молодежных команд и сообществ.

Экспертов опрашивали о необходимых структурных элементах сообщества и тех действиях, без которых невозможно поддержание работоспособности сообщества в целом. Эксперты выделяют следующие условия формирования сообществ:

1. Связующий элемент - профессиональная принадлежность, прошлый опыт, схожее направление профессионального развития).
2. Проблема – то, что будет решать участник при помощи сообщества.
3. Желание налаживать связи – потребность взаимодействовать с другими участниками «обязательное условие для развития живого сообщества».
4. Наличие лидера (формального/неформального) – человека, которому доверяют участники сообщества.
5. Наличие комьюнити-менеджера – человека, который будет помогать в организационных вопросах и отвечать за контент.
6. Наличие площадки для коммуникации.
7. Портфель форм и инструментов для решения вопросов участников сообщества.

Таким образом, по ответам экспертов удалось установить основные элементы социальной инфраструктуры, без которых невозможно существование сообщества. Приняв данный перечень элементов за основу, можно провести анализ существующего сообщества и, выявив отсутствующие элементы, приложить усилия к восполнению всего недостающего.

Сообщество объединяется вокруг общей проблемы, цели интересов. Например, сообщество журналистов помогает быстрее готовить репортажи, заводить полезные знакомства – это то, что сообщество посчитало важным для специалистов. И те журналисты, которые имеют данную потребность будут стараться стать частью этого сообщества. При этом если участники, попадая в сообщество, не будут взаимодействовать друг с другом, цели сообщества не будут достигнуты. Если первые участники еще придут за идеей, то спустя время новые, не увидев активности и того, за чем они пришли, не смогут себя реализовать и уйдут из сообщества.

Для запуска процесса формирования нужного контента и желания взаимодействовать нужна активность лидера и работа комьюнити-менеджера. Лидер может выступать в роли комьюнити-менеджера, но лидер – это скорее, представительская роль. Это человек, которого все знают и кому все доверяют. Менеджер нужен для формирования контента и решения организационных вопросов. Менеджер – это человек, к которому можно обратиться по вопросам размещения информации, выявления неточностей, предложений по улучшению. Для того, чтобы все коммуникации были запущены должна быть онлайн-площадка, в рамках которой и происходят коммуникации, а для удовлетворения разных потребностей сообщества потребуются заранее спланированные решения.

Сообщество невозможно без его участников, поэтому следующий вопрос был о механизмах привлечения участников сообщества. Эксперты выделяют следующие механизмы привлечения участников сообщества:

1. Рассылка в социальных сетях и объединение в рамках одной (приглашение может быть усилено отправкой через значимого, известного всем человека или с помощью бонусов, обещанных новичку при вступлении).
2. Проведение интересных мероприятий, на которых можно вступить в сообщество (или таких, в которых принять участие может только член сообщества).
3. Приглашение экспертов.
4. Создание качественного контента.
5. Предложения, которые принесут новый опыт.
6. Организация рабочего нетворкинга с возможностью найти нужного специалиста.

Как видно из ответов экспертов, только часть приёмов перекликается с тем, что называли студенты и выпускники, поскольку экспертам доступно иное, более глубокое понимание проблемы.

Недостаточно только привлечь участников. Впоследствии нужно создать условия, при которых привлечённые останутся в сообществе. Согласно мнению экспертов, механизмы удержания участников профессиональных сообществ таковы:

1. Возможность самореализации в рамках сообщества.
2. Поддержание интереса за счет полезного, уникального контента.
3. Совместная деятельность.
4. Релевантная активность и бонусы.
5. Запрос обратной связи и корректировка сообщества в соответствии с ней.

Важно понимать, что ни одно сообщество не сможет сохранять стабильную активность, если не будет развиваться. Поэтому управление развивающимся сообществом возможно только на основе профессионализма его лидеров, разработанной ими стратегии развития и поддержания актуальности профсообщества для новых членов. Целесообразно рассматривать профессиональное сообщество с точки зрения его влияния на карьеру молодых специалистов. Затрагиваются ли в сообществе профессиональные темы? Оказывается ли помощь в виде рекомендаций и трудоустройства в выбранной отрасли? Если нет, необходимо провести оценку ресурсов и возможностей сообщества и опрос среди участников о том, какие профессиональные темы и вопросы для них актуальны.

В наиболее популярном у наших респондентов сообществе «Карьерная лига» в настоящий момент соблюдаются большинство условий, обеспечивающих ему перспективу развития. Прежде всего, у него есть шесть из семи элементов социальной инфраструктуры, перечисленные экспертами, а также в явной форме выполняются две приоритетные функции профсообществ – обучающая и социальная, и в стадии развития находятся экономическая и регулирующая функции. Для привлечения новых участников используются:

  • Страница, которая содержит информацию о целях сообщества, участниках, экспертах, событиях, выполняемых функциях; информация на странице позволяет участнику спрогнозировать выгоду от участия в сообществе.
  • Лидеры мнений, которые поддерживают деятельность сообщества и рассказывают о его преимуществах потенциальным участникам.
  • Система поощрения участников сообщества, которые его рекомендуют и приводят новых участников.
  • Приглашения на мероприятия профессионального сообщества; организаторы и участники сообщества посещают карьерные мероприятия, профильные кафедры и транслируют ценности сообщества.

Выводы:

  1. Для молодых специалистов приоритетными функциями профсообществ являются обучающая и социальная. В сообществе больше всего их удерживает нетворкинг и обучающий контент, возможность карьерного развития.
  2. Построение профессионального сообщества требует предварительного анализа, активного взаимодействия с потенциальными участниками сообщества, а также выполнения обязательных действий по созданию будущей инфраструктуры сообщества.
  3. Профессиональное сообщество на разных этапах своего развития нуждается в поддержании активности участников, формировании для них возможности самореализации в рамках сообщества, что обеспечит инициирование контента и событий самими участниками сообщества.

Своим исследованием мы подтвердили гипотезу о том, что профессиональное сообщество востребовано самими молодыми и будущими специалистами. Вопрос влияния профессиональных сообществ на карьеру молодых специалистов требует дальнейшего изучения с привлечением более широкого круга экспертов и участников других профессиональных сообществ.

The role of professional community the career development of a young specialist

Khromovа T.S.,
master of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Shevchenko P.V.,
associate professor of the school of project management and educational entrepreneurship, institute of law and management of the Moscow City University, PhD in Psychology

Аnnotation. The article is devoted to professional communities: the typical structure and functions of various professional communities are described. Based on the empirical research, the structural elements and actions of community members necessary for the communicative professional community to develop and meet the expectations of young professionals are determined.
Keywords: professional community, infrastructure, functions, socialization, survey, young professionals, students, employment, career.


  1. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ. КонсультантПлюс (дата обращения: 13.03.2021).
  2. О ремесленной деятельности в городе Москве: закон г. Москвы от 16.06.1999 № 25. КонсультантПлюс (дата обращения 01.02.2021).
  3. Весманов Д.С., Весманов С.В., Шевченко П.В. Дефицит гуманитарных компетенций в г. Москве: опыт эмпирического исследования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2016. № 1 (7). С. 92-102.
  4. Весманов Д.С., Весманов С.В. Карьера педагогических работников в Москве: перспективы роста и монетарный аспект // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2013. № 3 (24). С. 45-51.
  5. Владимиров Ю.Л. Развитие форм профессиональных сообществ: от гильдии к кластерам предприятий. // Отраслевые рынки. 2011. № 5 (27). (дата обращения: 01.02.2021).
  6. Карьерный портал Правительства Москвы: официальный сайт. – Москва. – (дата обращения: 01.02.2021).
  7. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 494-505.
  1. On self-regulatory organizations: Federal Law of 01.12.2007 № 315-FZ. [Electronic resource]. ConsultantPlus (date of the address: 13.03.2021).
  2. About handicraft activity in the city of Moscow: the law of the city of Moscow from 16.06.1999 № 25. ConsultantPlus (date of the address: 02.01.2021).
  3. Vesmanov D.S., Vesmanov S.V., Shevchenko P.V. Deficit of humanitarian competences in Moscow: experience of empirical research // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Economics. 2016. № 1 (7). Page: 92-102.
  4. Vesmanov D.S., Vesmanov S.V. Career of teaching staff in Moscow: growth prospects and monetary aspect // Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Economics. 2013. № 3 (24). Page: 45-51.
  5. Vladimirov Yu.L. Development of forms of professional communities: from guilds to clusters of enterprises. // Industry Markets. 2011. № 5 (27) (date of the address: 01.02.2021).
  6. Career portal of the Government of Moscow: official site. Moscow. (date of the address: 01.02.2021).
  7. Castells M. Formation of a society of network structuresю // New post-industrial wave in the West. Anthology / Ed. V. L. Inozemtseva. Moscow: Academia, 1999. Page: 494-505.