Аннотация. В статье рассмотрены возможности подготовки к школе в онлайн формате. Результаты проведенного анализа показывают наличие растущего спроса на такую услугу. Содержание разрабатываемого онлайн-курса определяется особенностями подготовки детей к школе и требованиями нормативных документов. Платформа для его реализации выбрана на основе изучения существующих вариантов технического размещения онлайн-курса. Разработка курса проводилась на основе модели педагогического дизайна SAM. Разработана уникальная модульная программа электронного обучения дошкольников.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционные образовательные технологии, педагогические технологии, онлайн-обучение, онлайн-курс, педагогический дизайн, дошкольное обучение.

Стремительно развиваясь, IT-технологии входят во все сферы нашей жизни, изменяя наши привычки и формируя новый образ мышления. Образование не может оставаться в стороне от этих изменений. Меняется мир, меняются и дети. Современный ребёнок умеет пользоваться IT-технологиями с самого раннего возраста и комфортно чувствует себя в цифровом пространстве. Не зря современных детей называют Digital-поколением. Они родились в цифровом мире, обучаются программированию и робототехнике с дошкольного возраста и свободно распоряжаются гаджетами.

При этом на рынке дошкольного образования пока нет широкого выбора обучающих онлайн-курсов, предназначенных для подготовки детей к школе, здесь все ещё царит традиционная форма обучения. Развитие негосударственного сектора дошкольного образования реагирующего на потребности рынка, обеспечивает возможность раннего обучения чтению, письму и счету. Родители стали серьезнее относятся к подготовке к школе.

Электронный формат обучения будет продолжать развиваться и рано или поздно охватит сектор дошкольного образования. В связи с этим, можно утверждать, что онлайн-курс по подготовки к школе в ближайшие годы будет все более востребованным для потенциальных потребителей. Сейчас на российском рынке цифровых образовательных продуктов представлено очень небольшое количество решений для дошкольного образования (туда входит подготовка к школе, иностранные языки, творчество и обучение молодых родителей). По данным Агентства инноваций Москвы о распределении EdTech [2] стартапов в мире и Москве, сегмент дошкольного образования почти не представлен (см. рисунок 1).

Рис.1. Распределение EdTech стартапов в мире и Москве

Рис.1. Распределение EdTech стартапов в мире и Москве

Приведенные данные позволяют предположить, что ниша дошкольного образования будет востребована в нашей стране в ближайшее время. Общая емкость рынка частного дошкольного образования оценивается в 30 млрд. рублей, часть этих денег придется на онлайн.

Потенциальный спрос на услуги дошкольного онлайн обучения достаточно велик. Из почти 7,5 миллионов воспитанников дошкольных организаций, не посещают занятий по развитию своих способностей больше 60 % детей [5]. Причем 41 % детей не имеют возможности посещать эти занятия поскольку у родителей нет возможности сопровождать ребенка на занятия (46,9 % случаев), из-за отсутствия денежных средств (33,5 %), или в связи с отсутствием таких образовательных организаций по месту проживания (29,5 %). Эти семьи являются потенциальными клиентами для онлайн-курса.

Для изучения таких потенциальных потребителей мы провели опрос с помощью сервиса anketolog.ru, в котором приняло участие 120 человек, 50 %  мужчины и 50 % женщины из некрупных городов России. Опрос показал, что достаточно большая часть опрошенных готовы выбрать онлайн подготовку, если обучение будет проводится у педагогов из школ с высоким рейтингом. Родителей привлекает в онлайн формате возможность никуда не водить ребенка, заниматься в удобное для себя время и контролировать процесс занятий. Однако, вовлекаться в процесс обучения ребенка они готовы только для технической поддержки и помощи в выполнении домашних заданий. Родители предпочитают короткие уроки от 15 до 30 минут 2-3 раза в неделю.

Таким образом, проведенный анализ показал, что дошкольное онлайн образование является востребованной и услугой с растущим спросом. Разработка и реализация онлайн-курса по подготовке к школе целесообразно и экономически обосновано.

Конкуренция в этой нише цифрового образования пока не высока. Конкурентный анализ деятельности 15 основных участников рынка подготовки детей к школе в формате электронного обучения показал, что:

  1. Наиболее используемые педагогические технологии в электронном обучении дошкольников – компьютерные технологии и интерактивные мультимедиалекции.
  2. Большинство онлайн школ предлагает индивидуальные уроки для дошкольников, обучение в мини-группах в дополнение к индивидуальному формату занятия встречается редко.
  3. Длительность занятий регламентируется только если занятия проводятся в виде онлайн конференции
  4. В основном онлайн подготовка к школе предлагается детям с 5 лет.
  5. Большинство онлайн школ используют для обучения собственную платформу.
  6. Большинство онлайн-школ используют геймификацию в обучении детей.

Анализ также показал, что этот рынок все еще слабо представлен в онлайн и находится в стадии становления. Это говорит о том, что у потенциального потребителя в настоящее время нет четкого представления о продукте, поэтому есть возможность влиять на него. Для разработки и вывода на рынок оригинального онлайн-курса по подготовке к школе момент вполне удобен.

Подходы к разработке онлайн-курса

Для создания оригинального онлайн-курса по подготовке к школе необходимо выработать концептуальные подходы к его разработке, определиться с содержанием курса и платформой для реализации.

Содержание разрабатываемого онлайн-курса определяется особенностями подготовки к школе, которые изучались ведущими учеными и деятелями педагогики.

Л.И. Божович в качестве основного критерия готовности к школе определяет особое новообразование – «внутреннюю позицию школьника», включающую в себя познавательную потребность и потребность в общении на новом уровне [11].

Исследователь, доктор педагогических наук Л.В. Мардахаев отмечает, что важной особенностью подготовки детей к школе, в обучении в целом является формирование его социализации, адаптации в окружающем мире, взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями, становления самоконтроля, самостоятельности, а также становления культурных ценностей и основ поведения, нравственных качеств [7].

М.М. Безруких, доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования считает, что подготовка к школе – это не только формирование большого запаса сведений и знаний, это не только элементы письма, чтения и счета или еще хуже – обучение письму, чтению и счету. Это комплексная система развития, включающая социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное, познавательное и физическое развитие [3].

По мнению А.В. Леонтьева содержание готовности к школе включается в себя несколько пунктов, которые стоит учитывать при поступлении в школу [6]: готовность интеллекта детей, социальная, личностная, эмоциональная моторная, психологическая готовность.

Уровень знаний и навыков ребенка-дошкольника можно определить двумя способами: диагностикой и наблюдением. Диагностика знаний и умений проводится только в индивидуальном порядке, наблюдение возможно реализовать и в групповой форме. Учет особенностей оценивания и диагностики у дошкольников является важной составляющей программы.

Образовательные программы по подготовке ребенка к школе ориентируются на целевые ориентиры ФГОС и включают в себя:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

При создании программы электронного обучения детей необходимо использовать специальные дистанционные образовательные технологии, комбинация которых позволит эффективно взаимодействовать обучающихся и педагогов и достигать образовательных целей.

Длительность образовательной деятельности для каждой возрастной группы детей регламентируется Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», вступившими в действие с 01 января 2021 г. [10], определяющими для детей раннего возраста от 6 до 7 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не более 30 мин, а максимально допустимый объем образовательной нагрузки в день не должен превышать 1,5 часа. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны быть не менее 10 минут.

Кроме того, существуют требования к самим электронным средствам обучения. Поэтому при создании образовательного курса необходимо предусмотреть разработку рекомендаций для родителей по вопросам выбора средства электронного обучения и режима обучения ребенка.

Разработка онлайн-курса следует начинать с разработки его прототипа, то есть предварительной версии всего продукта [12], при этом рассматриваются различные модели педагогического дизайна создания образовательных ресурсов: организация процесса, последовательность этапов, состав команды разработчиков [9].

Для разработки онлайн-курса по подготовке к школе была выбрана модель педагогического дизайна SAM (Successive Approximation Model, Последовательная модель приближения), основное преимущество которой заключается в ускорении процесса разработки курса, потому что каждый цикл разработки подразумевает в конечном варианте готовый продукт, который уже можно предлагать рынку. Модель SAM состоит из 4 стадий: подготовка; цикличная разработка; цикличное развитие; карта действия.

При выборе платформы для реализации онлайн-курса рассматривалась альтернатива: следует разрабатывать собственное ПО или возможно использовать существующие на рынке решения? Для ответа на этот вопрос был проведен анализ существующих вариантов технического размещения онлайн-курса.

При анализе платформ исследовалась возможность использования всех педагогических технологий электронного обучения; наличие функционала для создания тестов с автоматической проверкой; возможность записи и хранения видеоконференций; озвучивания заданий; возможность использования виртуальной доски и встроенной системы геймификации; а также соответствие требованиям СанПин по ограничению на использование платформы сверх установленного времени.

По его результатам определено, что платформой, удовлетворяющей всем заданным требованиям, является платформа «Антитренинги» [8]. Однако, лучшее решение организации системы общения между учениками принадлежит платформе Dojo Class [1]. Поэтому принято решение использовать ее в дополнение к платформе «Антитренинги» приразработке и реализации онлайн-курса.

Описание образовательной программы онлайн-курса

С учетом проведенного анализа, разработана Программа электронного обучения детей по подготовке к школе.

Заказчики услуги: родители детей дошкольного возраста. Потребители услуги: детей в возрасте от 5 до 7 лет. Программа соответствует требованиям ФГОС к программам дошкольного образования.

Цели и задачи программы сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, и включают создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка и развитие его интеллектуальных качеств и др., а также обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста, независимо от его места проживания, пола, нации, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастной адекватности. Программа выстроена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, закономерностей физического и психического развития.
  • Принцип развивающего образования - организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности ребенка.
  • Принцип индивидуализации образования. Программа позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения для развития слабых сторон с опорой на сильные стороны личности с учетом индивидуального темпа деятельности.
  • Принцип модульности. Программа позволяет использовать ее отдельные модули для развития определенных навыков ребенка.
  • Принцип систематичности и последовательности – регулярные занятия с детьми по программе позволяют эффективно развивать ребенка во всех направлениях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Целевые ориентиры Программы определены в соответствие с ФГОС. После прохождения обучения по программе ребенок:

  • ладеет навыками коммуникации;
  • обладает знаниями об окружающем мире;
  • обладает элементарными математическими представлениями;
  • проявляет инициативу и самостоятельность;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
  • умеет распознавать эмоции других людей и свои собственные;
  • знает социальные нормы и правила;
  • умеет управлять своим телом, двигаться в пространстве;
  • проявляет творческое мышление при решении поставленных задач.

Программа разделена на 5 модулей, каждый из которых направлен на развитие определенных навыков:

  1. «Интеллект» – познавательное развитие детей.
  2. «Нейрогимнастика» – физическое развитие.
  3. «Коммуникация» – речевое развитие.
  4. «Креатив» – художественно-эстетическое развитие.
  5. «Soft skills» – социально-коммуникативное развитие.

Для каждого модуля планируется использовать свой набор педагогических технологий электронного обучения. Схема использования педагогически технологий представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема использования педагогических технологий в программе «Точка Роста онлайн»

Рис. 2. Схема использования педагогических технологий в программе «Точка Роста онлайн»ddd

Объём программы. Программа рассчитана на 34 недели с периодичностью обучения – 3 раза в неделю.

Длительность занятий 35 минут в день, 3 раза в неделю.

Преимущество электронного обучения в том, что родитель может самостоятельно планировать режим занятий в зависимости от физического и психофизического состояния ребенка. Занятие представляет собой комплекс упражнений из разных блоков, длительностью по 15 минут и одного блока упражнений из модуля «Нейрогимнастика». Примерное расписание образовательной деятельности представлено в таблице 1, а распределение модулей в течение недели представлено в таблице 2.

Таблица 1. Примерное расписание образовательной деятельности по программе

ПонедельникВторникСредаЧетвергПятница
Познавательное развитие (15 мин)   Познавательное развитие (15 мин)   Познавательное развитие (15 мин)
Нейрогимнастика (5 мин)   Нейрогимнастика (5 мин)   Нейрогимнастика (5 мин)
Социально- коммуникативное развитие (15 мин)   Речевое развитие (15 мин)   Художественно-эстетическое развитие (15 мин)

Таблица 2. Распределение модулей Программы в течение календарной недели

ПонедельникВторникСредаЧетвергПятница
Интеллект   Интеллект   Интеллект
Нейрогимнастика   Нейрогимнастика   Нейрогимнастика
Soft skills   Коммуникация   Креатив

Материально-техническое обеспечение программы. Для работы по программе ребенку понадобятся:

  • Компьютер/ноутбук. Планшет может быть дополнением для организации общения между педагогом и другими детьми.
  • Видеокамера (встроенная или стационарная).
  • Микрофон и колонки, либо наушники с микрофоном.
  • Компьютерная мышь.

Оценка знаний и навыков по Программе.

Для оценки знаний и навыков, получаемых ребенком при обучении по программе, используются 4 способа:

  • первичное тестирование ребенка на определение уровня знаний;
  • автоматическое получение информации о прохождении программы;
  • заполнение родителями карт наблюдений за развитием детей;
  • педагогическая диагностика достижений ребенка.

Взаимодействие с родителями.

Особое внимание при работе по Программе уделяется взаимодействию с родителями или законными представителями ребенка. Предусмотрены следующие формы взаимодействия:

  • информационные;
  • аналитические;
  • познавательные;
  • досуговые.

Взаимодействие между детьми.

Большое внимание в программе уделяется настройке системы общения между детьми. Особенность электронного обучения ограничивает варианты коммуникации между детьми. С другой стороны, современные дети прекрасно разбираются в технологиях и с раннего возраста владеют инструментами для отправки голосовых сообщений, фото- и видеоматериалов. Для общения детям предлагается закрытая, безопасная сеть на платформе Dojo Class.

Таким образом, мы разработали уникальную программу электронного обучения дошкольников, которая позволяет не просто обучать детей с помощью технологий, но и удовлетворять основную потребность современного обучения – реализацию индивидуальной образовательной траектории ребенка. Так как программа модульная, ребенку после первичного тестирования предлагается индивидуальный уровень по каждому модулю. Кроме того, система ежемесячной индивидуальной диагностики позволяет отслеживать их прогресс в получении знаний и развитии навыков. Система наблюдения, которую проводят родители по инструкции, дополняет общую картину развития ребенка.

Возможность общения детей между собой развивает их цифровую грамотность и учит цифровой этике общения. Кроме того, это мотивирует детей на выполнение творческих домашних заданий и участие в различных конкурсах.

Разработанный курс апробирован в сети детских центров «Точка Роста».

 Development of an online school preparation course

Pichugova N.V.
master of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Istochnikov V.V.
senior lecturer of the school of project management and educational entrepreneurship, institute of law and management of the Moscow City University

Аnnotation.The article discusses the possibilities of preparing for school in an online format. The results of the analysis show that there is a growing demand for such a service. The content of the online course being developed is determined by the specifics of preparing children for school and the requirements of regulatory documents. The platform for its implementation was selected on the basis of a study of the existing options for the technical placement of the online course. The course development was carried out on the basis of the SAM pedagogical design model. A unique modular e-learning program for preschoolers has been developed.
Keywords: Information technology, distance learning technologies, pedagogical technologies, online learning, online course, pedagogical design, preschool education.


  1. ClassDojo: самый дружелюбный в мире классный журнал. (дата обращения 13.06.2021).
  2. EDTECH перспективные направления развития.https://innoagency.ru/files/EdTech_AIM_2019.pdf (дата обращения: 13.06.2021).
  3. Безруких М.М. Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении, журнал «Начальная школа», N17 (651), 1-15.09.2008.h (дата обращения: 13.06.2021).
  4. Весманов С.В., Источников В.В. Технология балльно-рейтинговой оценки знаний в системе виртуального кампуса МГПИ // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2010. № 4 (4). С. 160-163.
  5. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения. Федеральная служба государственной статистики. 2019 год. (дата обращения: 13.06.2021).
  6. Леонтьев А.Н. Возрастная психология. Учебник. М.: Юрайт, 2018. 462 с.
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев; Российский государственный социальный университет. 2-е изд., стер. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 252 с.
  8. Обзор платформы «Антитренинги». (дата обращения 13.06.2021).
  9. Прутько Г.В. Возможности использования педагогического дизайна в системе подготовки педагогов-психологов. Московский государственный лингвистический университет. Статья в сборнике трудов конференции. 2020 г. С. 288-297.
  10. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». (дата обращения: 13.06.2021).
  11. Bozovic L.I. Personality Formation Challenges. Moscow, 1995. 223 pages.
  12. Reigeluth C.M. Instructional design: What it is and why is it? In C.M. Reigeluth (Ed.), Instructional design theories and models: An overview oftheir current status Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. Reigeluth, 2016. Page: 3-36.
  1. Bezrukikh M.M. Readiness for schooling: training problems and learning difficulties, the journal Elementary School, N17 (651), 1-15.09.2008.h (date of the address: 13.06.2021).
  2. ClassDoco: A cool magazine friendly in the world. (date of the address: 13.06.2021).
  3. EDTECH promising directions of development. (date of the address: 13.06.2021).
  4. Leontiev A.N. Age psychology. Textbook. M.: Ewright, 2018. 462 pages.
  5. Mardakhaev L.V. Social pedagogy: pedagogy of formation and development of personality: textbook for students of secondary and higher educational institutions/L.V. Mardakhaev; Russian State Social University. 2nd ed., Erased. Moscow; Berlin: Director-Media, 2020. 252 pages.
  6. Obzor Antitrening platforms. (date of the address: 13.06.2021).
  7. Prutko G.V. Support of pedagogical design in the system of training teachers-psychologists. Moscow State Linguistic University. Article in the collection of Trudov conference. In 2020, Page: 288-297.
  8. Sanitary rules SP 2.4.3648-20 «Sanitary and epidemiological requirements for organizations for the upbringing and education, recreation and rehabilitation of children and youth».https://docs.cntd.ru/document/566085656 (date of the address: 13.06.2021).
  9. Selective observation of the quality and accessibility of services in the fields of education, health and social services, promotion of employment. Federal State Statistics Service. 2019. (date of the address: 13.06.2021).
  10. Vesmanov S.V., Sources V.V. Technology of point-rating assessment of knowledge in the system of the MGPI virtual campus // Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Economics. 2010. № 4 (4). Page: 160-163.
  11. Bozovic L.I. Personality Formation Challenges. Moscow, 1995. 223 pages.
  12. Reigeluth C.M. Instructional design: What it is and why is it? In C.M. Reigeluth (Ed.), Instructional design theories and models: An overview oftheir current status Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. Reigeluth, 2016. Page: 3-36.