Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме самообразования в области изобразительного искусства студентов не профильных вузов, взрослых людей, желающих освоить изобразительную грамоту. Представлена структура действий индивида для достижения поставленной цели. Выявлены и обоснованы условия, повышающие эффективность процесса самообразования.
Ключевые слова: самообразование, саморазвитие, изобразительное искусство, рисование, взрослые люди, студенты не профильных вузов.

Ключевые слова: самообразование, саморазвитие, изобразительное искусство, рисование, взрослые люди, студенты не профильных вузов.

Уроки рисования случались в жизни каждого из нас. Они являются обязательной частью образовательной программы. Кто-то в школьные годы посещал их с большим удовольствием, другие с меньшим, но в процессе все одинаково увлекались и к концу занятия удивлялись тому – как приятно и незаметно пролетело время. Потратив на знакомство с этим видом искусства определенное количество учебных часов, многие помнят волшебные чувства, что наполняют тебя при погружении в процесс. Изобразительное искусство сродни медитации, оно помогают успокоится, отвлечься. Рисуя, мы отдаляемся от суеты, расслабляемся, успокаиваемся и развиваем свои творческие способности.

В жизни взрослого человека стрессов и проблем становится намного больше, мы постоянно напряжены, торопимся, волнуемся. И вовремя серьезного телефонного разговора рука сама тянется рисовать «каракули» – мозг подсказывает нам способ успокоится. Он помнит о том, что рисование- прекрасный способ управлять своими чувствами и эмоциями, взглянуть на предмет под другим углом и подсказывает нам способ «творческой перезагрузки». Многим из нас изобразительное искусство очень помогает разобраться в ситуации, обдумать варианты развития событий. Каждый штрих, линия, пятно или маленькая точка – это наш выбор, способный влиять на результат нашей жизни. Каждая ошибка – не провал, а неожиданный поворот сюжета или мысль о том, что все поправимо. Рисование способно дать новые силы, способы, возможности. Это искусство учит быть более внимательным к деталям, доводить дело до конца, не спешить с критической оценкой. Творческий подход помогает в решении практических и логических вопросов, но самое главное – для многих из нас этот процесс является отдыхом.

И даже если сегодня школьные уроки остались далеко позади, а на профильное образование пока нет времени, средств или уверенности в выборе – это не повод отказать себе в получении новых навыков и знаний. В обучении изобразительному искусству важна личная мотивация ученика, его возраст и предыдущее образование могут быть любыми. Не нужно бояться попробовать. М.А. Врубель, например, по настоянию отца окончил юридический факультет и поступил в академию художеств будучи довольно взрослым, работающим и состоявшимся в профессии человеком. Достаточно возникшего желания, крепкой мотивации и перед нами откроется такое популярное сейчас направление, как самообразование.

Мир знаний всесторонне открыт для смелых и упорных. Саморазвитие способно принести не только удовольствие, возможность самореализации, но и доход, раскрыть для нас путь в новую профессию. Имея мотивацию, какой бы она не была, мы можем самостоятельно составить свои план и начать работу в выбранном направлении. Увидеть мир по-новому вполне достаточная причина для того, чтобы начать рисовать и учится. Самообразованием можно и нужно заниматься на любом этапе жизни, параллельно с основным видом деятельности, в удобном для нас графике.

Для нашей статьи мы рассматриваем взрослого работающего человека или студента. Перед тем как строить наш самостоятельный путь в процесс самообразования, разберемся с возникшим образовательным импульсом:

  • Определим контекст самообразования – какова возможная практическая польза, мотив, цель.
  • Обозначим границы, желаемый объём знаний в выбранной тематике.

Эта определенность поможет сохранить мотивационный настрой на всем составленном пути и не даст погрязнуть в глубинах увлекающей сопутствующей информации. Теперь спросите себя:

  • Чем мне нравится рисовать? (Какие близки графические материалы: карандаш, уголь, пастель, тушь, уголь и т.д.)
  • Что я хочу научится рисовать? (Выбор жанра изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.)
  • Как это должно выглядеть? (Выбор стиля: реализм, декоративный, гротеск, наив, минимализм и т.д.)

Сформулировав ответы на вопросы, мы сможем определить направление движения. На начальном этапе очень важно сконцентрироваться на чем-то одном, наиболее привлекающем, временно ограничив себя четко определенным объемом задач и начать осмысление того, что нам необходимо для достижения поставленной цели.

Рисование – симбиоз знаний и навыков. К вопросу о знаниях прекрасно подойдут слова великого ученого, педагога и художника П.П. Чистякова. Он много писал о важности знаний для художника, заявлял, что творчество без знания – тля. [10].

Что же нам нужно узнать в первую очередь?

  • Перспектива — сетка перспективы, как простые формы ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции.
  • Композиция — разобраться, как ракурс влияет на восприятие и «прочтение» работы.
  • Освещение — значение света, тени, световые характеристики.
  • Цвета — цветовой круг, способность взаимодействия цветов, их влияние на настроение.
  • Пропорции — изучить соотношения частей объектов.
  • Анатомия — как в различных позах ведут себя суставы, кости, как соединяются части.

Навыки рисования – практические действия, доведенные до автоматизма может усвоить любой человек со средним зрением и средней координацией руки и глаза. В первую очередь необходимы навыки владения инструментом. Для начала остановимся на одном. К примеру, это может быть карандаш:

  • Учимся правильно точить и держать карандаш.
  • Осваиваем линии, штриховку, учимся набирать тон.

Как в любом новом деле – начинать нужно с самого простого и постепенно продвигаться к сложному. Добившись правильного выполнения простых задач, отточив мастерство – двигаемся дальше. Только регулярные, последовательные тренировки не мене 20-30 минут ежедневно позволят увидеть в навыках стабильный прогресс. Составьте себе план, по которому будете работать в собственном ритме. Его основу можно найти в обучающей литературе, взять на вооружение план художественного курса, онлайн занятий. Он может быть таким:

  1. Прочесть о линейной перспективе. Изображение плоского объекта в перспективе. Отработка графических приемов.
  2. Объёмные геометрические тела в перспективе. Изображение конуса, куба.
  3. Тела вращения. Прочесть о работе с пространством. Изображение натюрморта из геометрических фигур.
  4. Анализ формы бытовых предметов, построение сложных форм. Изображение чайника, вазы.
  5. Рисунок драпировки. Построение складок, пластика формы, работа с тоном.
  6. Рисунок натюрморта. Линейное построение, работа с тоном.
  7. Прочесть о построении природных форм. Рисунок растения.

Изучив теорию о тенях – обязательно стараемся их замечать вокруг, пробуем изображать. Прорабатывая наброски важно понять принципы построения. Становимся внимательнее к деталям. Копируем, пробуем разные приемы и тем самым увереннее чувствуем инструмент. По мере практики улучшается моторика, координация рук, глазомер. Совокупность теоретических знаний и системное выполнение упражнений на изучаемую тему дают рабочую схему обучения.

Конечно же, лучший наш помощник на пути к знаниям это книга. Несмотря на появление массы Интернет-ресурсов, вопрос значимости книги в образовательном процессе незыблем. Только тут мы можем почерпнуть развернутые теоретические знания, накопленные опытом лучших мастеров, ученых. По основам рисования есть масса учебных пособий, книг, монографий. Особенно хочется выделить «Основы учебного академического рисунка» Н.Г. Ли [4]. и учебники немецкого художника Готфрида Баммеса [3]. В этих трудах содержится множество практических советов, подсказок начинающему рисовальщику, они отлично проиллюстрированы. Упомянутые книги используются педагогами-художниками и уже многие годы рекомендуются к изучению желающим освоить изобразительную грамоту. Эти и другие книги мы можем найти как в продаже, так и воспользоваться фондами библиотек.

Так же нашим помощником может стать интернет, ролики на YouTube, бесплатные «мастер-классы» всевозможных обучающих платформ – все это отлично поможет в вопросах практики. В сети есть масса прекрасных видеороликов, в которых мастера рисунка с радостью показывают приемы, техники. Онлайн обучение рисованию набирает все большую популярность и с каждым днем выбор платформ становится шире. Ищите нужные уроки, лекции, статьи в соответствии с разработанным планом.

Узнавая что-то новое старайтесь фиксировать полученную информацию, чтобы иметь возможность время от времени возвращаться к пройденному и повторять. Ученые, изучавшие нашу память отмечают, что значительная часть того, что мы только что выучили, очень быстро забывается без повторений. Согласно «Кривой забывания Эббингауза» уже в течении первого часа мы забываем более 60 % полученной информации, а через 10 часов ее остается менее 40 %. Изучайте сохраненный материал в несколько подходов и обязательно выделяйте время на повторение. Пока навыки и знания еще совсем свежи – необходимо подкреплять их повторениями. На протяжении всего пути саморазвития помним – значение способностей, таланта к рисованию сильно преувеличено. Причем, скорее всего, именно нами. Главное – желание, упорство и системные тренировки.

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. В процессе любого обучения или работы каждый сталкивается с трудностями. На пути самообразования такие моменты могут вызвать отчаяние, кажется, что нет никого, кто мог бы помочь, разъяснить. Возможно, терзающая проблема и вовсе надумана, и кто-то должен сказать это нам, или немного направить. Учимся здраво анализировать и меньше драматизировать.

Рассмотрите свою работу на предмет техники, возможно что-то забылось или нужно еще немного подтянуть для достижения желаемых результатов. Просмотрите конспект, несколько уроков по теме, попробуйте немного вернутся назад. Если никак не получается найти или разрешить возникшую проблему самостоятельно – ищем помощь:

  • Разбор ошибок под видео. Часто можно найти вопросы сходные с возникшей проблемой и посмотреть советы, попробовать задать свои.
  • Онлайн школы. Многочисленные обучающие платформы периодически организуют бесплатные марафоны с «обратной связью».
  • Уроки с педагогом-художником. Безусловно, самый эффективный способ – взять несколько уроков у профессионала. Однако наиболее продуктивно обращаться к этому способу тогда, когда уже чему-то научился и можешь сформулировать те вопросы, которые хотелось бы обсудить с профессионалом.

Разобравшись с вопросом, обязательно закрепляйте и прорабатывайте эту тему до тех пор, пока не останется сомнений в том, что настало время составить новый план занятий для освоения бескрайних горизонтов изобразительного искусства.

Потребность в созидании, жажда знаний, тяга к искусству – неотъемлемая часть нашей жизни, естественная человеку потребность, состояние души. Решивший встать на этот прекрасный путь, должен помнить о том, что прийти к удовольствию от процесса и удовлетворению результатом возможно только через труд и усердие. Не списывайте неудачи на отсутствие у вас таланта, одаренности, это заблуждение. Только вопрос времени выделяет одаренность – одним его нужно меньше, другим потребуется немного больше для освоения того же навыка. Разве это препятствие для достижения цели? Движущая сила прогресса в упорстве и желании, а развитие и творческий рост возможны для каждого, кто готов приложить усилия.

Methodological recommendations for self-education for those who want to comprehend the visual literacy

Maksaeva N.N.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Semenova Maria Alexandrovna,
Professor, Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article is devoted to the actual problem of self-education in the field of fine arts of students of non-specialized universities, adults who want to master visual literacy. The structure of an individual's actions to achieve the goal is presented. The conditions that increase the effectiveness of the self-education process are identified and justified.
Keywords: self-education, self-development, fine art, drawing, adults, students of non-specialized universities.


  1. Буровкина Л.А. Организация практических занятий по изобразительному искусству с использованием мультимедийных средств обучения. // Перспективы художественного-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях: М.: МПГУ, 2016. С. 127-131.
  2. Дубровин В.М., Комарова Е.А. Художник и художественный образ. // Художественный образ в живописи. Вопросы теории и практики. Сборник научных статей. М.: МГПУ, 2020. С. 38-44.
  3. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии. М.: Дитон, 2011. 513 с.
  4. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2004. 478 с.
  5. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Рип-Холдинг, 2016. 192 с.
  6. Рощин С.П. Моделирование личностно-ориентированного образовательного процесса – важнейшая задача художественной педагогики. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3 (35). С. 141-145.
  7. Семёнова М.А. Искусство акварельной живописи в формировании профессионализма педагогов изобразительного искусства. Педагогика искусства. 2010. № 4. С. 232-239.
  8. Семенова М.А. Пленэр в студии дополнительного образования / М.А. Семенова. Начальная школа плюс До и После. 2010. № 4. С. 71-74.
  9. Эббингауз Г. О памяти. Ю.: Типография Маттисена, 1904. 387 с.
  10. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство, 1953. 586 с.
  11. Aesthetic paradigm of art: a role in shaping human future. Semenova M.A., Bykovskaya M.A., Pedagogika. 2020. Т. 138. № 2. С. 116-130.
  1. Burovkina L.A. Organization of practical classes in the visual arts using multimedia teaching tools. // Perspecies of the artistic, educational and sociocultural development of the metropolitan metropolis. Materials of the International Scientific and Practical Conference: in 2 parts: Moscow: MPSU, 2016. Page: 127-131.
  2. Dubrovin V.M., Komarova E.A. Artist and artistic image. // Hoo-proper image in painting. Questions of theory and practice. Collection of scientific articles. Moscow: MGPU, 2020. Page: 38-44.
  3. Bammes G. The image of a man. Textbook and practical guide on plastic anatomy. Moscow: Deaton, 2011. 513 pages.
  4. Li N.G. Fundamentals of educational academic drawing. Moscow: Eksmo, 2004. 478 pages.
  5. Gerchuk Yu.Ya. Fundamentals of fiction. Moscow: Rip Holding, 2016. 192 pages.
  6. Roshchin S.P. Modeling a personality-oriented educational process is the most important task of art pedagogy. Bulletin of Moskovsky State University of Culture and Arts. 2010. № 3 (35). Page: 141-145.
  7. Semenova M.A. The art of watercolor painting in the formation of professional sionalism of teachers of fine art. Pedagogy of art. 2010. № 4. Page: 232-239.
  8. Semenova M.A. Plener in the studio of additional education / M.A. Semenova. Elementary school plus Before and After. 2010. № 4. Page: 71-74.
  9. Ebbinghouse G. On memory. Yu.: Mattisen Printing House, 1904. 387 pages.
  10. Chistyakov P.P. Letters. Notebooks. Memories. Moscow: Art, 1953. 586 pages.
  11. Aesthetic paradigm of art: a role in shaping human future. Semenova M.A., Bykovskaya M.A., Pedagogika. 2020. T. 138. № 2. Page: 116-130.