Аннотация: В статье рассмотрено содержание заданий устной части ЕГЭ по английскому языку, а также возможности применения коучингового подхода для более эффективной подготовки к выполнению заданий этого раздела, приведен разработанный комплекс тренировочных упражнений с элементами коучингового подхода.

Ключевые слова: коучинг, коучинговый подход, Единый государственный экзамен, ЕГЭ, инновационные инструменты в образовании.

Ежегодно ЕГЭ по английскому языку в России сдаёт большое количество выпускников – так, в 2019 году 100 тыс. выпускников по всей стране выбрали английский язык в качестве дополнительного предмета. Актуальность подготовки учащихся к этому экзамену не ставится под сомнение, а применение новых приёмов и технологий для его успешной сдачи играет важную роль при разработке учебных программ и дополнительных учебных материалов.

Относительно новым разделом Единого государственного экзамена является раздел «Говорение», который был введен лишь в 2015 году. В связи с новизной этого раздела и спецификой отработки навыков говорения в школе у учащихся могут возникнуть определенные трудности при подготовке и при его сдаче. Для их преодоления необходимо включать в подготовку к ЕГЭ новые подходы и формы работы, которые смогут помочь как при непосредственном выполнении заданий экзамена, так и способствовать снятию психологических трудностей, возникающих перед экзаменом.

При выполнении заданий устной части учащиеся имеют некоторую свободу творческого самовыражения, поэтому именно в этом разделе достаточно эффективным может оказаться коучинговый подход. Во-первых, помимо непосредственной подготовки к формату экзамена коучинг учит школьников правильно ставить цели и самостоятельно делать выбор. Во-вторых, он помогает учащимся справляться со стрессом и планировать свою деятельность, а также привносить в нее элементы творчества. Наконец, коучинговый подход в образовании реализуется в полном соответствии с личностным подходом и принципом осознанности [1, с. 67].

Все это свидетельствует в пользу включения коучингового подхода как инструмента формирования необходимых знаний, умений и навыков для успешной сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку.

ЕГЭ по иностранным языкам по своей процедуре и технологии относится к наиболее сложно организованным экзаменам. С 2015 г. устная часть ЕГЭ по иностранному языку проводится в отдельный день в компьютеризированной форме без участия эксперта собеседника.

Рассмотрим структуру и содержание раздела «Говорение» в ЕГЭ по иностранному языку, предложенные в пособии «Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Технология выполнения тестовых заданий» под авторством О.Ю. Ивановой и Р.В. Третьяковой (см. таблицу 1) [2, с. 15]. В частности, из этой таблицы представляется возможным проследить, какое количество баллов учащийся может получить за выполнение каждого конкретного задания.

Таблица 1. Структура раздела «Говорение» в ЕГЭ

ЗаданиеСодержаниеУровень сложностиМакс. БаллВремя на подготовкуВремя ответа
1 Прочитать вслух отрывок из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста базовый 1 1,5 минуты 1,5 минуты
2 Задать 5 вопросов на определенную тему. Экзаменуемому предлагается визуальный стимул и ключевые слова базовый 5 1,5 минуты 1,5 минуты
3 Рассказать другу о сделанной тобой фотографии, почему ты сделал ее и почему хочешь показать ее другу (одна фотография на выбор экзаменуемого из трех) базовый 7 1,5 минуты 2 минуты
4 Сравнить 2 предложенные фотографии (например, пляжный отдых и турпоход), выявить сходства, различия и рассказать о своих предпочтениях. высокий 7 1,5 минуты 2 минуты

Однако, данная модель устной части в ближайшем будущем претерпит изменения. На сайте ФИПИ.ру была представлена перспективная модель ЕГЭ по английскому языку, которую планируют поэтапно вводить с 2022 года с изменениями в разделе «Говорение» [5]. Изменения, предлагаемые в перспективной модели устной часть ЕГЭ, таковы: 1) количество заданий уменьшается, вместо четырех учащимся предстоит выполнить три задания; 2) первое задание (чтение текста вслух) по своему содержанию не изменилось, однако теперь учащиеся получат за него максимум 4 балла, а не 1, как в действующей модели ЕГЭ; 3) второе задание претерпевает кардинальные изменения: ученик участвует в интервью, в котором ему необходимо ответить на 6 вопросов из разных сфер жизни (вопросы не связаны между собой). Задание может принести максимально 6 баллов; 4) третье задание (описание одной картинки) исключено; 5) последнее задание из перспективной модели раздела «Говорение» схоже с четвертым заданием действующей модели экзамена, но теперь ученику необходимо записать аудиосообщение своему другу, в котором он рассказывает про проект и картинки к проекту. Не требуется называть сходства картинок: картинки необходимо описать, сказать, чем они отличаются, обосновать свой выбор этих изображений для проекта, высказать свое мнение по теме проекта и предложить следующий этап подготовки к проекту. Изменения планируется вводить поэтапно, что даст возможность ученикам и учителям постепенно адаптироваться к новому формату.

Перейдем к возможностям применения коучинга при подготовке к сдаче данного раздела. Для практической реализации элементов коучинга была разработана модель подготовительных упражнений для выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку, а также рекомендации для учителей по ее применению.

Разработанный комплекс упражнений состоит из четырех блоков, который соответствует четырем типам заданий в устной части ЕГЭ. В каждый блок включены типов 5 упражнений, обеспечивающих формирование у учеников необходимых навыков и развития умений для этого раздела экзамена, а также направленных на проработку часто встречающихся ошибок и снятие различных трудностей. Детальное содержание заданий комплекса представлено в таблице 2.

Таблица 2. Содержание комплекса подготовительных упражнений к устной части ЕГЭ

Блок№ пр-яСодержание задания
1. 1. Написать транскрипцию слов.
2. Разделить предложение на смысловые синтагмы, прочесть.
3. Расставить фразовое ударение в предложениях, прочесть.
4. Прослушать отрывок текста, расставить паузы, фразовое ударение, интонацию. Прочесть отрывок с диктором.
5. Прочесть отрывок из текста самостоятельно, записать свой ответ на диктофон для дальнейшего анализа (контрольное упражнение)
2. 1. Вставить вспомогательные глаголы в пропуски в вопросе.
2. Составить вопросы из утвердительных предложений.
3. Восстановить порядок слов в вопросе.
4. Составить вопрос, сформулировать суть вопроса (о чем конкретно спрашивается).
5. Задать 5 прямых вопросов по темам предполагаемому собеседнику (контрольное упражнение).
3. 1. Перевести предложения с русского языка на английский.
2. Составить образец ответа с использованием предложенной вспомогательной лексики.
3. Изучить образец ответа, отметить этапы ответа (вступление, заключение), отметить вводные слов и фразы.
4. Составить ответ, используя элементы организации высказывания, изученные вводные конструкции. Уточнить ответ деталями.
5. Выбрать изображение, составить описание, записать свой ответ на диктофон для дальнейшего анализа (контрольное упражнение).
4. 1. Изучить образец ответа: отметить вводные слова и фразы, организацию высказывания, распределение времени на каждый этап.
2. Определить тему изображений, сходства и различия.
3. Составить вступление и краткое описание картинок.
4. Сформулировать и обосновать свое мнение по предложенному вопросу и его обоснование.
5. Выполнить задание в полном объёме: сравнить две фотографии по плану, записать свой ответ на диктофон для дальнейшего анализа (контрольное упражнение).

Так как с 2022 года предполагается постепенное изменение ЕГЭ по английскому языку, в том числе рассматриваемого раздела «Говорение», был разработан дополнительный вариант для подготовки, учитывающий изменения (см. таблицу 3).

Таблица 3. Содержание дополнительного комплекса подготовительных упражнений к устной части ЕГЭ

Блок№ упр-яСодержание задания
1. 1. Написать транскрипцию слов.
2. Разделить предложение на смысловые синтагмы, прочесть.
3. Расставить фразовое ударение в предложениях, прочесть.
4. Прослушать отрывок текста, расставить паузы, фразовое ударение, интонацию. Прочесть отрывок с диктором.
5. Прочесть отрывок из текста самостоятельно, записать свой ответ на диктофон для дальнейшего анализа (контрольное упражнение)
2. 1. Соотнести вопросительные слова с ответами.
2. Составить вопросы из утвердительных предложений.
3. Восстановить порядок слов в вопросе и ответе.
4. Определить тему вопроса, составить ответ.
5. Ответить на 5 вопросов предполагаемого собеседника в рамках интервью (контрольное упражнение).
3. 1. Определить тему изображений и их различия.
2. Изучить образец ответа: отметить вводные слова и фразы, организацию высказывания, распределение времени на каждый этап.
3. Составить вступление и краткое описание картинок, отметить их различия.
4. Сформулировать и обосновать свое мнение по предложенному вопросу, используя вводную лексику. Предложить, как данные картинки можно использовать в совместном проекте.
5. Выполнить задание в полном объёме: сравнить две фотографии по плану, записать свой ответ на диктофон для дальнейшего анализа (контрольное упражнение).

Данный комплекс упражнений был разработан с опорой на принципы коучингового подхода, что выражено в следующих элементах комплекса:

1. Разработка индивидуальной стратегии подготовки ученика с учётом его способностей и личностных особенностей – данный комплекс должен видоизменяться для каждого ученика, так как проработка с основ некоторых заданий ему может быть не нужна, в связи с чем время и силы необходимо уделить тем заданиям, где ученик меньше всего уверен в себе и хуже справляется с выполнением.
2. Каждое задание комплекса предполагает пошаговую подготовку в виде подготовительных упражнений. Сначала у учащихся формируются основы навыков, а потом происходит их целостное применение в процессе выполнения заданий.
3. Детальная проработка ошибок с преподавателем-коучем (при этом выделяются сильные стороны ученика, а слабые стороны разносторонне отрабатываются).
4. Когда ученик наработает необходимые навыки, учителю необходимо организовать выполнение учеником заданий в условиях, приближенных к реальным условиям экзамена (выполнение заданий в компьютерной программе, идентичной экзаменационной). Это снизит вероятность того, что ученик растеряется на экзамене в незнакомой для него обстановке.
5. Самопроверка или взаимопроверка (если в группе для подготовки к ЕГЭ несколько учеников). Ученик проверяет себя сам по ключам или критериям, обсуждает ошибки позже с учителем-коучем, вместе их анализирует.

Перейдем к организации подготовки к сдаче устной части ЕГЭ с применением данного комплекса с опорой на принципы коучинга. Для создания продуктивного алгоритма подготовки сначала необходимо проверить уровень знаний учащихся, определить, какие аспекты каждого задания вызывают наибольшие затруднения и нуждаются в более тщательной проработке. Определив уровень ученика, его слабые и сильные стороны, желательно ознакомиться с алгоритмом выполнения заданий экзамена, с типичными ошибками экзаменуемых, изучить требования, предъявляемые к каждому типу заданий. Обозначив объем предстоящей работы, учителю-коучу необходимо вместе с учеником составить его индивидуальный план достижения цели, то есть успешной сдачи устной части ЕГЭ на высокие баллы. Также учитель и ученик составляют список тех знаний, умений и навыков, которые необходимо освоить ученику для сдачи экзамена, структурируют их – в конце каждого занятия необходимо подводить итог и отмечать то, чем ученик смог овладеть. Помимо проверки выполненных заданий с учителем, ученику также необходимо регулярно записывать и позже анализировать собственные ответы самостоятельно, так как это поможет ему лучше запомнить и выполнить критерии для оценивания экспертами ответов на экзамене, разовьет в нем самостоятельность.

Для осуществления данного условия можно воспользоваться рядом ресурсов в сети Интернет, например, сайтом http://speaking.svetlanaenglishonline.ru, где есть возможность ознакомиться с программным обеспечением участника экзамена по иностранному языку и потренироваться грамотно рассчитывать время на подготовку и ответ на экзамене. Запись собственных ответов необходимо сохранить для дальнейшего анализа. Крайне важно привыкнуть к временному ограничению экзамена, чувствовать себя в нем комфортно, так как неспособность планировать продолжительность выполнения заданий приводит к появлению страха не успеть, а это снижает результативность. Поэтому разумно не только осваивать работу с текстами, но и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.

Для развития умений неподготовленной монологической речи рекомендуется использовать непривычные условия общения для учащегося, предлагать вопросы для рассуждений на занятии, давать творческие домашние задания, развивать воображение [3, с. 46]. К экзамену ученик должен уверенно владеть планом составления высказываний в заданиях 3 и 4, представляющих наибольшую психологическую сложность. Чтобы не растеряться на экзамене, этот план должен стать привычным и тщательно проработанным.

Данный комплекс упражнений для подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку несколько отличается от традиционной технологии подготовки учащихся, что обусловлено применением элементов коучинга. Выделены следующие отличия от используемой технологии подготовки:

1. Данный комплекс должен адаптироваться для каждого ученика, в зависимости от его потребностей и навыков.
2. В отличие от традиционно используемой технологии подготовки, данный комплекс предполагает, что на вводном занятии учитель совместно с учеником составляет план их совместной работы, чтобы ученик имел представление обо всех этапах и о том, как вместе с учителем он достигнет своей цели – данное нововведение поможет снизить уровень стресса перед экзаменом у ученика, так как имея чёткое представление о том, что предстоит сделать и видя, что цель достижима, ученик станет больше верить в свои силы.
3. Учителю и ученику рекомендовано в начале курса подготовки составить список навыков, которыми ученик еще не владеет, но овладеет в ходе подготовки, и по мере освоения этих навыков помечать это в списке. Также после каждого занятия необходимо подводить итог, выделяя, с чем ученик смог справиться, а в чем допустил ошибку. Данный приём поможет ученику наглядно видеть свой прогресс.
4. Традиционно школьники готовятся к сдаче ЕГЭ с помощью сборников с вариантами КИМов, где им просто предлагается «прорешать» экзаменационные варианты. Данный же комплекс должен предварять такую подготовку, так как в этом комплексе подготовка к сдаче устной части ЕГЭ происходит поэтапно, с основ. Такая тактика подготовки обеспечивает полноценную сформированность необходимых знаний, умений и навыков у ученика.
5. Когда по мнению учителя учащийся будет готов, учителю рекомендовано продолжить подготовку в условиях, приближенным к реальным условиям экзамена. Необходимо делать это постепенно, сначала объяснив ученику, как работать с программой на экзамене, совместно ее изучив, потом необходимо выполнить каждое задание в программе вместе с учеником и дать ему чуть больше времени на подготовку, чем это предусмотрено на экзамене. Выполняется это для того, чтобы ученик смог спокойно и неторопливо ознакомиться с интерфейсом, с которым он столкнётся на экзамене, и закрепить у него положительный опыт выполнения заданий в нем. Постепенно необходимо привести ученика к выполнению заданий в максимально экзаменационных условиях: ученик выполняет все задания подряд без помощи учителя, соблюдая тайминг и правила экзамена. В результате на самом экзамене ученик не будет напуган незнакомыми условиями и не растеряется.

Необходимо как можно раньше начинать подготовку, чтобы иметь достаточно времени проработать все детали, обсудить с преподавателем как языковые, так и технические сложности при выполнении заданий, и быть уверенным в своих силах. Необходимо адекватно оценить свои возможности и определить желаемый достижимый результат. Индивидуально разработанная стратегия подготовки поможет эффективно распределить время и силы и достичь наилучшего результата, а постепенное улучшение результатов во время тренировки замотивирует ученика на дальнейшее обучение, а также повысит его уверенность в себе.

Таким образом, коучинговый подход имеет серьезный потенциал использования в современном обучении английскому языку при подготовке к ЕГЭ, так как этот подход является достаточно современным, ориентированным на личность и предполагающим творческий подход, чего лишена традиционная система образования [6, с. 27]. Коучинговый подход соответствует концепции личностно-ориентированного образования, доказавшей на практике свою эффективность. Однако, внедрение коучинга должно быть поэтапным, плавным, тогда этот подход станет гармоничной и эффективной частью образовательного процесса.

Implementing coaching technology iton preparation for oral unified state exam in English

Ostapchuk M.V.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lukoshus Oksana Gennadievna,
Associate Professor, Acting Head of the Department of English Language Teaching and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology.

Annotation. The paper considers tasks content of the Unified State exam in English (oral part), as well as the possibility of using the coaching approach for a more effective preparation to pass it and the created set of preparatory exercises with the coaching approach elements.
Keywords: Coaching, coaching approach, Unified State Exam, innovative tools in education.


  1. Никитина Т.А. Коучинг. Психология и технология // Наука и современность. 2010. № 2. С. 15-24.
  2. Иванова О.Ю, Третьякова Р.В. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Технология выполнения тестовых заданий. М.: ДОНМ, 2019. 53 с.
  3. Плотников В.П. Коучинг и перспективы его использования в современном высшем образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 3. С. 45-48.
  4. Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования: Материалы межд. конф., посвященной памяти профессора Галины Владимировны Роговой в связи со 100-летием со дня рождения / Под общ. ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой. М.: Языки Народов Мира, 2017. 310 с.
  5. Сайт ФГБНУ Федеральный институт педагогических измерений. М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. (дата обращения: 04.05.2021).
  6. Lofthouse L., Leat D., Towler C. Coaching for teaching and learning: a practical guide for schools // GfBT: Education trust, 2010. 35 pages.
  1. Nikitina T.A. Coaching. Psychology and technology // Science and Modernity. 2010. № 2. Page: 15-24.
  2. Ivanova O. Yu., Tretyakova R.V. Methodical recommendations for preparing for the Unified State Exam in English. Test task execution technology. Moscow: Department of education and science, Moscow, 2019. 53 pages
  3. Plotnikov V.P. Coaching and the prospects for its use in modern higher education // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies. 2019. № 3. Page: 45-48.
  4. Professional development of a foreign language teacher in the system of pedagogical education: Materials of Int. Conf. dedicated to the memory of Professor Galina Vladimirovna Rogova in connection with the 100th anniversary of her birth / Under total. ed. of N.V. Yazykova, L.G. Vikulova. M.: Languages of the Nations of the World, 2017. 310 pages
  5. Site of Federal Institute of Pedagogical Measurements. M.: Federal Service for Supervision in Education and Science. (date of the address: 04/05/2021).
  6. Lofthouse L., Leat D., Towler C. Coaching for teaching and learning: a practical guide for schools // GfBT: Education trust, 2010. 35 pages