Научный руководитель: Маякова Елизавета Владимировна, ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1
 
По результатам VI научно-практической конференции «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности учителя английского языка и русского языка как иностранного», лауреат в номинации «Креативный подход к исследованию» (11 декабря 2020 г).

Аннотация. Статья посвящена вопросу использования веб-квест технологии WebGuest) как эффективного способа организации учебного процесса на уроках иностранного языка. Цель данной статьи – изучение технологии создания веб-квестов и применение ее на уроках английского языка в начальной школе. Особое внимание уделено истории возникновения технологии веб-квестов, их структуре и содержанию. Подробно описываются различные подходы к проведению и применению веб-квестов в обучении английскому языку детей разных возрастов, а также анализируется значение заданий такого типа для развития обучающихся. На основе полученного теоретического материала разработан и описан веб-квест по английскому языку для детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: веб-квест, методика проведения веб-квестов, создание веб-квестов, обучение иностранным языкам, начальная школа.

В настоящее время жизнь каждого человека тесно связана с использованием компьютерных технологий. Это побуждает педагогов искать новые способы организации учебного процесса, разрабатывать и применять различные формы, методы и приемы, предполагающие использование технологий, ресурсов и материалов сети Интернет. Такая тенденция наблюдается и в обучении английскому языку.

Одной из таких форм на уроках английского языка может стать веб-квест (WebQuest). В переводе с английского языка термин WebQuest буквально значит интернет-поиск (англ. web – сеть; quest – поиск) [6, с. 289]. Данная технология была разработана в 1995 году Берни Джорджем, профессором государственного университета Сан-Диего, позднее его помощником стал Томас Марч [9, c. 11].

Технология веб-квестов мотивирует учащихся яркими образами в созданной ситуации, выступая тем самым стимулом и побуждением к речи на английском языке. Активность речи, рождающийся в процессе прохождения квеста, обусловлена особенностью речевой функции, ее гибкостью, свободой и независимостью в проявлении игровых действий и речевом высказывании [3, с. 24-26].

Родоначальник технологии веб-квест определял его как исследовательскую деятельность, в ходе которой для достижения определенных целей, обучающиеся самостоятельно получают информацию из представленных интернет-источников, анализируют и применяют её. По мнению Берни Джорджа, основная задача выполнения веб-квеста – формирование навыков и компетенций работы с информацией, представленной в сети Интернет [6, с.290].

Томас Марч, коллега и помощник Берни Джорджа, активно развивал его идеи и в ходе своей деятельности значительно расширил определение технологии веб-квестов. В его понимании веб-квест – это учебное задание, содержащее ссылки на различные материалы в сети Интернет по теме квеста и задачу, направленную на решение какой-либо неоднозначной проблемы. Согласно его концепции веб-квест направлен не только на работу с ресурсами Интернета, но и на синтез полученных знаний, формулирование новых решений, выводов, размышление и формирование более глубокого понимания темы или проблемы [6, с.290-291].

Авторы технологии разработали особую структуру веб-квеста, которой следует придерживаться при его создании. Так веб-квест должен быть не просто составлен с учетом определенных требований, но включать в себя такие этапы (разделы), как:

  • Введение (англ. Introduction) – на данном этапе составитель знакомит участников веб-квеста с его названием и темой. Поясняет важность веб-квеста для изучения конкретной темы, преимущества данного вида работы.
  • Задания (англ. Task) – этот раздел или этап веб-квеста подразумевает разъяснение целей выполнения заданий, условий их выполнения. Формулируется проблема, которую необходимо решить, варианты ее решения, а также описывается формат предъявления результатов исследования (продуктом веб-квеста или формой отчетности).
  • Ресурсы (англ. Resources) – на этом этапе участники получают необходимые интернет ссылки на ресурсы, с помощью которых они будут получать необходимую информацию для прохождения веб-квеста. Интернет ресурсы и их форма зависят от вида и темы веб-квеста.
  • Оценка результатов или обсуждение (англ. Evaluation/Reachingconsensus) – в этом разделе участники знакомятся с критериями оценки.
  • Заключение (англ. Conclusion) – заключительная часть веб-квеста. Подразумевает представление участниками продуктов или проектов, которые они разработали в ходе исследования. На этом этапе проводится подведение итогов прохождения веб-квеста в целом.

Важно добавить, что веб-квест может быть краткосрочным или долгосрочным. Выполнение краткосрочного веб-квеста займет одно или три занятия. Прохождение долгосрочного веб-квеста предполагает работу в течение полугода.

В процессе прохождения веб-квеста учеников можно поделить на команды в зависимости от их ролей, если веб-квест подразумевает такое разделение. Возможно и индивидуальное прохождение веб-квестов [4, с.16].

В технологии создания и применения веб-квестов существует ряд требований и правил, которые необходимо соблюдать [4, с. 17].

Во-первых, важно четко сформулировать тему, цели и задания. Они не могут противоречить друг другу. Необходимо учитывать специфику восприятия информации в зависимости от возрастной группы учащихся, то есть использовать понятный для учеников язык.

Во-вторых, главный компонент веб-квеста – различного рода интернет ссылки должны быть исправными и корректными.

В-третьих, оценка результатов прохождения веб-квестов, как и любой другой работы, должна быть справедливой. Необходимо, чтобы критерии оценивания работы, при разделении участников на группы, учитывали не только работу команды в целом, но и каждого ученика в частности, а также в них должны быть отражены все аспекты проделанной работы.

В-четвертых, задания должны быть разнообразным как для каждой группы, так и для отдельных ролей (зависит от специфики отдельного веб-квеста). Задания должны быть емкими и продуктивными, иметь определенную цель.

В процессе существования технологии и использования ее в обучении английскому языку предлагались различные подходы к проведению и применению веб-квестов в учебном процессе, а также представлялось различное понимание их значения в развитии обучающихся.

Например, Шульгина Е.М. в своей статье рассматривает веб-квест как технологию, с помощью которой можно формировать речевую компетенцию учеников. Елена Шульгина считает, что правильно составленный веб-квест обеспечивает условия для развития всех видов речевых умений, а значит и речевой компетенции в целом. Рассматриваемый в статье веб-квест на тему «Глобализация» показывает, как это осуществляется на практике.

Первый этап предполагал изучение лексики с использование видеоматериалов, что при условии использования материалов на иностранном языке, способствовало бы формированию такого речевого умения, как аудирование. Далее участники зафиксировали в письменном виде ряд главных вопросов темы, развивая речевую компетенцию – письмо, и приступили к ролевому этапу веб-квеста. На этом этапе участники в отдельных группах изучили теоретические материалы сети Интернет и обсудили их (каждая группа имела свою тему), что способствовало развитию устной речи и умения работы в команде. На заключительном этапе группы представили результаты своих исследований друг другу, что помогло им улучшить навыки публичного выступления [7, с. 56-58].

Вагнер К.Р. в своей работе отмечает, что веб-квесты выступают не только эффективным способом изучения различных тем в процессе изучения английского языка, но и стимулируют у учеников творческую активность, формируют мотивацию и интерес к изучению английского языка и помогают им научиться мыслить нестандартно, рассматривать проблему с разных сторон [2, с. 366-367].

Беляева В.А. в своей статье описывает веб-квест, который, по ее мнению, способствовал развитию навыков публичного выступления, работы с различными компьютерными программами и коммуникативных умений у учащихся [1, с. 125].

Следует отметить, что все вышеперечисленные примеры использования веб-квест технологии на уроках показали себя как эффективный прием для изучения и дальнейшего закрепления темы. При этом данные веб-квесты были разработаны для детей старшего школьного возраста или студентов. В работе с детьми младшего школьного возраста такая технология применяется не часто, хотя также может стать полезной и результативной.

На основе анализа выше представленной информации был разработан веб-квест под названием «Animals – It’s Easy» [8], который можно использовать на уроках английского языка в начальной школе. Элементы такого квеста также успешно могут быть использованы для овладения иностранным (английским) языком для детей дошкольного возраста, чтобы максимально учитывать сензитивный период в обучении языку [5, с.101]. В ходе выполнения заданий веб-квеста дети знакомятся с лексикой на тему «Животные».

На первом этапе детям нужно выбрать для себя роль: «Farmer» – изучение животных, содержащихся на ферме; «Zookeeper» – изучение животных, содержащихся в зоопарке; «Fisherman» – изучение подводного мира; «Vet» – изучение домашних животных (см. рисунок 1). Перед тем, как выбрать для себя роль дети просматривают видеоматериалы, в которых представлены песенки для каждой роли (см. рисунок 2). Это поможет детям погрузиться в тему и развить такое важное речевое умение, как аудирование.

Рис. 1. Выбор ролей

Рис. 1. Выбор ролей

Рис. 2. Просмотр видео

Рис. 2. Просмотр видео

На втором этапе дети, предварительно выбрав роль, приступают к прохождению веб-квеста. Рассмотрим дальнейшие задания на примере одной роли – «Fisherman», поскольку на этом этапе задания у всех ролей идентичны. «Partone» подразумевает просмотр видео, в котором содержится вся основная лексика по теме. Далее дети приступают к выполнению заданий. Первое задание представляет собой набор карточек с изображением животных и их названиями. Необходимо соотнести животное с его картинкой (см. рисунок 3). Во втором задании даны слова с пропущенными буквами, детям нужно заполнить пропуски (см. рисунок 4).

Рис. 3. Part one: task 1

Рис. 3. Part one: task 1

Рис. 4. Part one: task 2

Рис. 4. Part one: task 2

В третьем задании ученик ищет спрятанные слова. В четвертом задании необходимо соотнести изображение животного с его названием, которое произносит диктор (см. рисунки 5-6).

Рис. 5. Part one: task 3

Рис. 5. Part one: task 3

Рис. 6. Part one: task 4

Рис. 6. Part one: task 4

«Part two» подразумевает чтение текста, составленного на основе активного словарного запаса обучающихся, и выполнение заданий по нему.

«Part three» содержит задания повышенной сложности. Детям нужно разгадать кроссворд (см. рисунок 7) и отгадать загадки (см. рисунок 8).

Рис. 7. Part three: task 1

Рис. 7. Part three: task 1

Рис. 8. Part three: task 2

Рис. 8. Part three: task 2

В конце прохождения веб-квеста детям предлагается сделать mind-map, словарик с рисунками или другую творческую работу. На странице веб-квеста есть специальный раздел, где даны инструкции по выполнению финального задания, примеры, а также раздел, в котором участники веб-квеста могут оставить отзыв. Учащиеся представляют свои работы друг другу во время урока, на следующее занятие меняются ролями.

Таким образом, технология веб-квестов дополняет формы иноязычного образования, может активно использоваться во внеурочной деятельности по английскому языку и в дистанционном обучении.

WebQuest technology in foreign language teaching

Frolova N.A.
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, candidate of pedagogical sciences.

Аnnotation. The article considers the use of WebQuests as an effective way of organizing the educational process in foreign language teaching. The purpose of the article is to describe the technology and to create a new WebQuest that can be used in English lessons. Much attention is given to the history of WebQuests, its structure and content. The article describes different approaches of using WebQuests in teaching English for children of different ages and gives an analysis of its importance for students. Based on the theoretical material the author of this article has been developed and described the new English WebQuest for children in the age from 7 to 10.
Keywords: WebQuest, WebQuest technique and creation, teaching foreign language, primary school.