Аннотация: Статья посвящена методам вовлечения детей дошкольного возраста в изучение английского языка на примере темы «Зоопарк». Рассматриваются характерные черты детей данного возраста, их высокая активность и стремление к постижению и изучению всего нового и интересного. В работе представлены виды различной деятельности и примеры игр - упражнений, которые можно использовать при проведении занятий по английскому языку для детей дошкольного возраста
Ключевые слова: английский язык, обучение иностранным языкам, дошкольное образование
Необходимость в изучении иностранных языков в последнее время все сильнее возрастает. Если несколько лет назад об английском дети узнавали в школе, то сегодня начальный возраст обучающихся колеблется от 3 до 7 лет, а их численность сильно увеличилась [5, с. 359]. Одной из причин являются изменения, происходящие в последние годы в современном мире: процесс глобализации, повсеместная мультикультурность, тенденция на обучение за границей, определение английского языка как языка, используемого для международного общения и вытекающее из этого желание родителей подготовить ребенка к успешному овладению этим языком. Иноязычное дошкольное образование не является обязательным, однако правильное обучение иностранному языку поможет обогатить личность дошкольника психически, культурно и духовно. Грамотно подобранная программа должна отвечать требованиям современного общества, способствовать овладению ребенком самостоятельностью, интеллигентностью, развитию любознательности и творчества, расширению кругозора. Разнообразие учебно-методических комплексов (УМК) и программ по обучению дошкольников иностранным языком позволяет педагогам и родителям выбрать тот способ обучения, который они находят наиболее привлекательным и правильным для обучаемого ребенка.
Вопросы о наиболее удачных методах преподавания иностранных языков детям дошкольного возраста и ученикам начальных классов не раз были затронуты в статьях Гальсковой Н.Д. [1], Горловой Н.А. [2], Никитенко З.Н. [3], Маяковой Е.В. [7]. Включение в повседневную жизнь ребенка просмотра зарубежных интересных ему мультфильмов в оригинале, чтение сказок, различные игры на английском языке являются неотъемлемой частью изучения иностранного языка дошкольниками.
Эффективность обучения на раннем этапе во многом зависит не только от выбранной программы обучения и включенных в нее тем, но и от того, как педагог будет вовлекать своего ученика в данный процесс, обмениваться с ним информацией на занятиях, ориентируясь на пути, типы и режимы взаимодействия в процессе обучения [8, 547]. Научные исследования в этой области убедительно демонстрируют, что правильно выбранная педагогом управленческая стратегия способна значительно повысить познавательный интерес ребенка.
В дошкольном и младшем школьном возрасте средством такого дидактического воздействия является адаптивная речь педагога. Именно она позволяет максимально эффективно и фасилитативно вовлекать детей этого возраста в учебный процесс [9, с. 46]. Для того, чтобы привить ребенку интерес к данному предмету, учитель должен знать особенности детей дошкольного возраста. Дети нынешнего поколения деятельны, активны, усваивают больший объем информации, чем их сверстники ранее [7, с. 85]. Преподавателям необходимо прибегать к новым методам вовлечения, базируясь на своеобразных чертах современных дошкольников. Таковыми являются, например:
- повышенное стремление дошкольников к изучению всего нового, что их окружает;
- быстрая смена внимания дошкольников;
- повышенный интерес к таким «завлекающим» вещам, как игрушки, детские мультики, яркие картинки, ритмичные и понятные песни;
- интерес дошкольников к таким несложным видам деятельности, при которых сразу же виден результат, например, рисование яркими красками на листе бумаги.
Опираясь на перечисленные выше особенности, считается важным отметить, что помимо речевой деятельности, которая играет главную роль в процессе обучения, необходимо прибегнуть к интеграции значимых (игровая и познавательная) и продуктивных (музыкальная, изобразительная, конструктивная, двигательная) видов деятельности [4, с. 43]. В данной статье в предложенных методах обучения игровой вид деятельности будет являться приоритетным, так как важной составляющей игровой деятельности является формирование игровых компетенций, позволяющих детям дошкольного возраста успешно социализироваться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [6, 135].
На основе анализа характерных черт детей данного возраста, а также различных игровых видов деятельности, приведенных выше, предлагаем наиболее подходящие игровые методы вовлечения детей в изучение английского языка на примере темы «Зоопарк».
1. Песенка про животных
Задачи: узнать, как англоговорящие люди обозначают звуки некоторых животных; подготовить артикуляционный аппарат к говорению на английском языке.
Выполнение: педагог дает прослушать детям песню, в которой называются различные животные и звуки, которые они издают. В данном упражнении происходит сочетание музыкальной и познавательной деятельности. Например, в качестве разминки перед основной частью урока можно использовать «Простую песенку на английском про животных» (https://www.youtube.com/watch?v=PU_5YiOfIlw).
2. «Раскраска».
Задачи: познакомить ученика с новыми словами, вспомнить уже знакомые дошкольникам названия животных (вероятно, такие слова, как «dog» и «cat» уже встречались ребенку во время изучения темы «Дом» или «Семья»); напомнить названия цветов на английском языке; закрепить употребление конструкции «It is a/an…».
Выполнение: педагог выдает черно-белые карточки с изображением животных, карандаши или фломастеры (см. рисунок 1). Детям необходимо раскрасить изображения. В то время, пока дошкольники раскрашивают, учитель по очереди подходит к ученикам и спрашивает у них: «What is it? What colour is it?». Ученик должен ответить, используя конструкцию «It is a/an…».
Рис.1. Раскраска «Животные»
3. «Прогулка в зоопарке»
Задачи: научить детей таким фразам, как «go straight», «turn to the right/left»; закрепить запоминание названий животных.
Выполнение: учитель вывешивает большую карту зоопарка на доске или стене и загадывает определенную клетку с животным. Далее необходимо объяснить, как пройти к клетке. В конце учитель просит детей сказать, какое животное было загадано. После этого тот ученик, который первый понял, какое животное загадал учитель, выбирает другую клетку и уже сам объясняет остальным детям, как дойти до следующего животного от предыдущей клетки. Далее животное загадывает тот ученик, который первый «дошёл» до клетки первого ученика и т.д.
4. «Загадка»
Задачи: закрепить запоминание названий животных на английском языке; автоматизация вопросительной конструкции «Is it…?»; повторение цветов; повторение простых прилагательных (например, big, small).
Выполнение: один дошкольник загадывает животное, остальные пытаются его угадать, задавая вопросы, используя конструкцию «Is it…?». Предполагается использование тех прилагательных, которые уже знакомы дошкольнику по предыдущим темам. Так же, как и в «Прогулке в зоопарке», следующим загадывает тот, кто первый угадает животное.
5. «Крокодил»
Задачи: закрепить тему «Зоопарк»; активизировать двигательную деятельность дошкольников.
Выполнение: учитель по очереди вызывает к себе детей и протягивает мешочек с заранее нарезанными карточками. Ребенок выбирает карточку, изображает его (без слов), а остальные угадывают животное, используя вопрос «Is it…?».
6. «Карточки»
Задачи: закрепить тему «Зоопарк»; развить внимание и память дошкольников.
Выполнение: на столе раскладываются карточки с изображением животных в хаотичном порядке (см. рисунок 2). Через 20 секунд карточки переворачиваются на обратную сторону, и дошкольники по очереди открывают сначала одну карту, а затем вторую, которая, как им кажется, должна быть парой для первой открытой карты. Когда у ребенка оказывается пара, ученик вслух произносит название животного с карточек. Тот, кто соберет и назовет больше всех пар, получает какое-либо поощрение от учителя.
Рис. 2. Карточки на развитие памяти «Memory game»
7. Кого не хватает?
Задачи: закрепить тему «Зоопарк»; потренировать память и внимание дошкольников.
Выполнение: учитель заранее подготавливает фигурки животных (от шести до 10), которых дети прошли на уроке, выставляет их на стол. Дошкольники запоминают всех животных, которых достал учитель. Через 10 секунд дети закрывают глаза, а учитель прячет одну фигурку. Когда дети открываю глаза, они спрашивают у учителя, какое животное он спрятал, используя вопрос «Is it a/an…?». После нескольких «пряток» учитель может поменять фигурки животных на другие.
8. Что поменялось?
Задачи: закрепить тему «Зоопарк»; потренировать память и внимание.
Выполнение: так же, как и в предыдущей игре, учитель расставляет несколько фигурок, ученики запоминают расположение животных в течение 10 секунд, а затем закрывают глаза. Учитель меняет некоторые фигурки местами. Когда дети открывают глаза, учитель зовет к себе одного из дошкольников, и тот расставляет фигурки так, как они стояли до этого. Каждое животное, которое ученик берет в руки, чтобы переставить, он должен назвать по-английски.
Таким образом, предложенные в статье игровые методы вовлечения детей в изучение английского языка по теме «Зоопарк» могут активно использоваться на дополнительных занятиях в детском саду и первом классе начальной школы.
Methods of involving preschool children in learning English on the example of the topic «Zoo»
Buyalova A.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Lavrenina V.B.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor, Department of English and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages, Leading Researcher, Laboratory of Educational Infrastructures, Institute of System Projects of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical sciences.
Annotation. The article is devoted to methods of involving preschool children in learning English on the example of the topic «Zoo». It considers characteristics of children of this age, their high activity and striving for comprehension and researching everything new and interesting. Authors presents the sorts of different activities and examples of games-exercises that can be used at English lessons to young learners.
Keywords: English, teaching foreign language, early education, young learners
- Гальскова Н.Д. Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и перспективы // Иностранные языки в школе. 2020. № 11. С. 4-12.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Иностранный язык в дошкольном образовании: ценностные приоритеты // Иностранные языки в школе. 2019. № 3. С. 2-9.
- Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. М.: МГПУ, 2010. 248 с.
- Горлова Н.А., Маякова Е.В. Деятельностная стратегия обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для студентов. М.: МГПУ, 2009. С. 24-26.
- Дамер К.И. Ошибки при обучении детей раннего возраста иностранным языкам. В сборнике: Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2018. С. 359-363.
- Иванова Е.В. Исследование игровых компетенций детей старшего дошкольного возраста – монография. М.: МГПУ, 2018. 132 с.
- Маякова Е.В. Содержание обучения английскому языку детей дошкольного возраста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2012. № 1 (9). С. 85-90.
- Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного образования. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (12-13 апреля 2016 г.). Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы. / Под редакцией О.И. Ключко. Санкт-Петербург: издательство: ООО «НИЦ АРТ», 2016. С. 545-549.
- Ромашина С.Я., Майер А.А., Апарина Ю.И. Управленческий потенциал дидактического коммуникативного воздействия в деятельности учителя начальных классов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 4. С. 42-47.
- Galskova N.D. Early learning of foreign languages: problems and prospects // Foreign languages at school. 2020. № 11. Page: 4-12.
- Galskova N.D., Nikitenko Z.N. Foreign language in pre-school education: value priorities // Foreign languages at school. 2019. № 3. Page: 2-9.
- Gorlova N.A. Personal-activity method of learning foreign languages preschoolers, primary school students and teenagers. Theoretical principles: textbook. M.: MGPU, 2010. Page: 248.
- Gorlova N.A., Mayakova E.V. Activity strategy of teaching English to preschool children. Educational-methological textbook for students. M.: MGPU, 2009. Page: 24-26.
- Damer K.I. Mistakes in teaching young children foreign languages. In the book: Current issues of linguodidactics and methods of teaching foreign languages. The collection of scientific works of the XV International Scientific – Practical Conferenc. Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev, 2018. Page: 359-363.
- Ivanova E.V. The research of senior preschool aged children’s gaming skills – monography. M.: MGPU, 2018. 132 pages.
- Mayakova E.V. The learning content of teaching English for preschool children // The bulletin of Moscow City Pedagogical University. Part: Philology. Theory of language. Language education. 2012. № 1 (9). Page: 85-90.
- Mayakova E.V. Interaction between an adult and a child in the context of modern education. A child in the educational space of a metropolis. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference (April 12-13, 2016). Text electronic edition. Prepared with the support of the Moscow Department of Education. / Edited by O.I. Klyuchko. St. Petersburg: publishing house: LLC «Research Center ART», 2016. Page: 545-549.
- Romashina S.Ya., Mayer A.A., Aparina Yu.I. Management potential of didactic communicative influence in the activity of primary school teachers // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology. 2008. № 4. Page: 42-47.