Аннотация. В данной статье рассматривается понятие и характеристика заикания. Описываются типы заикания (тоническое, клоническое и смешанное) и его причины. Также в статье анализируется влияние заикания на процесс изучения английского языка и способы его коррекции на уроке английского языка.
Ключевые слова: влияние заикания на изучение английского языка, коррекция заикания
Речь является одним из основных способов коммуникации и играет важную роль в нашей жизни. Довольно часто у детей встречаются различные нарушения речи, в том числе и заикание. Они негативно сказываются на социализации ребёнка, процессе изучения родного и иностранного языков.
Заикание (или логоневроз) – это нарушение речи, связанное с нарушением темпо-ритмической организации речи. Как правило, заикание вызывают судороги в области языка, нёба, губ, гортани или дыхания. Спазмы в области языка, нёба и губ называются артикуляционными, а судороги в области гортани – голосовыми. Заиканием чаще всего страдают дети от 2 до 7 лет. Причём у мальчиков данное нарушение речи встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Это связно с их меньшей стрессоустойчивостью. Но заикание также замечается и у подростков. Ведь этот непростой период связан с перестройкой организма и избыточной эмоциональностью. Взрослые крайне редко страдают этим дефектом речи. Так как постоянная вынужденная коммуникация с людьми (чаще всего из-за работы) заставляет их преодолеть страх общения.
Существует три основных типа заикания: тоническое, клоническое и смешанное. При тоническом типе заикания возникает пауза в речи или растягивается какой-то звук. Клоническое заикание – это повторение какого-либо звука, слога или слова. При смешанном типе заикания присутствуют признаки как тонического, так и клонического типов заикания.
В чём же причины появления заикания? Все причины до сих пор неизвестны.
Вот некоторые из них:
- патологии при беременности матери. Если ребёнку в утробе не хватало воздуха или мать во время беременности переболела инфекционным заболеванием, это может привести к заиканию ребёнка;
- родовая травма или недоношенность;
- задержка речевого развития (ЗРР). При ЗРР дети копят свои эмоции, мысли, впечатления и после овладения речью они могут произносить слова «лавинообразным» потоком;
- ушибы головного мозга и инфекционные заболевания у ребёнка;
- не до конца сформировавшийся речевой аппарат. Иногда речевой аппарат не справляется с обильным количеством мыслей, и это вызывает судороги в области артикуляции или дыхания;
- заикающийся человек в ближнем окружении. Речь возникает у детей по принципу подражания. Заикающиеся родители и родственники могут стать примером дефектной речи, и тем самым спровоцировать логоневроз у ребёнка;
- сильный испуг и психотравма. Ребёнку необходима любовь, внимание, положительный психологический и эмоциональный климат в семье, детском саду или школе. Часто такие стрессовые ситуации, как развод родителей, семейные ссоры или буллинг среди ровесников могут стать причиной логоневроза;
- -скрытый левшизм, переучивание левши.
Такое нарушение речи, как заикание, однозначно сказывайся на процессе изучения английского языка. У детей возникают сложности с чтением и говорением на иностранном языке. Они с трудом справляются с прочтением диалогов, текстов и коммуникацией на английском.
Как же минимизировать негативное влияние заикания на процесс изучения английского языка? Учителю английского языка следует:
- создать позитивную эмоционально-психологическую атмосферу на уроке английского языка. На занятии не должно быть стрессовых ситуаций;
- говорить медленно;
- попросить заикающихся обучающихся пропевать под музыку или без неё диалоги и фразы. Это помогает наладить мелочность речи, снимает стресс и напряжение артикуляционного аппарата;
- использовать драматизацию. Доказано, что перевоплощение помогает вжиться в роль и на время актёрской игры забыть о заикании. Многие известные актёры, такие, как Николь Кидман, Брюс Уиллис и Джулия Робертс страдали заиканием. Но именно актёрская игра помогла им справится с этим дефектом речи;
- попросить заикающихся детей повторять за диктором. Очень важно, чтобы диктор произносил фразы не спеша. Обучающимся необходимо в медленном темпе повторять за диктором определенные фразы и выражения;
- начинать урок с фонетической зарядки. Важно «разогреть» речевой аппарат к уроку и акцентировать внимание на протягивании гласных. Это помогает наладить плавность речи;
- использовать релаксационные упражнения и дыхательную гимнастику на уроке. Расслабленное состояние ученика помогает предотвратить судороги. Важно научить ребёнка правильно дышать: вдыхать носом, выдыхать ртом. Говорить на выдохе сначала короткие фразы на английском языке, а потом уже длинные предложения;
- использовать с заикающимися обучающимися пальцевую ритмизацию. То есть, ученики должны помогать себе благодаря сгибанию пальчиков при произнесении слогов или сложных звуков;
- использовать чистоговорки. При их произнесении важно следить за темпом и мелодичностью речи;
- давать задание на описание картинки и пересказ текста на английском языке. Эти упражнения нацелены на формирование самостоятельной подготовленной и спонтанной речи. Они должны даваться после уже уверенной речи с учителем и за ним;
- просить заикающегося сначала проговаривать слова и фразы шёпотом, а лишь потом в слух. Свободная и громкая речь у заикающихся достигается путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко, обычным голосом;
- самому говорить уверенно, низким тембром и просить об этом заикающихся, так как при речи низким тембром заикание менее выражено;
- попросить ребёнка без нарушений речи (НР) прочитать англоязычный текст вместе с заикающимся. Интересно, что при одновременном чтении с учеником без НР и наедине с собой у заикающегося судороги прекращаются. Именно стрессовая ситуация или окружение провоцирует логоневроз;
- при опросе дать заикающимуся ученику возможность отвечать первым, чтобы у него было достаточно времени для своего ответа;
- просить заикающегося смотреть в глаза своему собеседнику. Важно не перебивать заикающегося ученика, дать ему возможность не спеша высказаться. Если не получилось сказать без заикания, учителю необходимо попросить ученика повторить фразу ещё раз.
При коррекции у обучающегося логоневроза, учитель английского языка должен подключать логопеда, психолога и невролога, чтобы как можно скорее устранить дефект речи. Важна именно комплексная работа. Лучше заниматься коррекцией заикания в дошкольном возрасте, так как со временем дефект закрепляется, и его уже сложнее скорректировать.
Учителю английского языка очень важно следить за своей речью, в особенности, при работе с заикающимися учениками. «В контексте требований к речи преподавателя иностранного языка наиболее подходящими критериями можно рассматривать такие:
- произносительные (звукоизвлечение);
- просодические (ритм, интонация);
- лексико-грамматические (уместность, доступность);
- смысловые (содержание, прагматика);
- связанные с культурой речи (правильность, богатство, точность, выразительность, логичность);
- связанные с педагогикой, методикой, лингводидактикой (доступность, последовательность, системность, межкультурный подход)» [5, 87].
Существует мнение, что раннее изучение иностранных языков провоцирует различные нарушения речи, в том числе и заикание. Но отрицательное влияние раннего изучения иностранного языка так и не доказано. Даже наоборот, было доказано, что ранее изучение иностранных языков положительно влияет на интеллект и развитие творческих способностей детей.
Коррекция заикания на уроках английского более свойственна обучающимся начальной школы. Благодаря этим урокам коррекция заикания у младшеклассников может происходить успешнее. Изучение иностранного языка развивает речевой аппарат, и это положительно сказывается на коррекции зажимов в области ротовой полости у заикающихся обучающихся начальной школы. Также английский является мелодичным языком, что положительно сказывается на коррекции мелодичности и плавности речи у детей с данным нарушением речи.
Зачастую у заикающихся обучающихся наблюдается негативная психологическая связь с родным языком. Благодаря изучению английского языка, у детей формируется вторая языковая личность. Новое восприятие языка и себя, как языковой личности, может положительно сказаться на коррекции заикания не только на уроках английского языка, но и в родной речи.
Таким образом, мы рассмотрели такое нарушение речи, как заикание. Мы проанализировали само понятие заикания, выяснили его причины и влияние на процесс изучения английского. Также были сформулированы несколько советов по минимизации негативного влияния заикания на уроке английского языка.
Impact of stuttering on the process of learning English and its correction
Savitskaya A.I.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna
Associate Professor, Department of Chinese Language, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, candidate of pedagogical sciences
Аnnotation. This article represents the concept and characteristics of stuttering. The types of stuttering (tonic, clonic and mixed) and their causes are described. Also the impact of stuttering on the process of learning English and tips for its correction in an English lesson are analyzed in the article.
Keywords: impact of stuttering on learning English, stuttering correction
- Архипова Е.Ф. Если ребёнок заикается. // Особый ребёнок. 2016. С. 62-67.
- Буздыган Е.О., Борганова И.И. Особенности речи у заикающихся детей. Психология и педагогика: методика и проблемы. 2016. С. 95-103.
- Волосникова Е.Л., Цеунов К.С. К вопросу о преодолении проблем в обучении английскому языку старших школьников со сложными дефектами развития (ЗПР и ДЦП). // Журнал «Инновации в науке». 2017. № 1 (62). С. 62-64.
- Грошенкова В.А. Теоретико-методологические основы коррекции связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Вестник КГУ. 2018. № 3. С. 202-206.
- Дугина Г.А. Требования к речи преподавателя иностранного языка. // Педагогический дискурс: качество речи учителя. 2020. С. 85-89.
- Жукова И.А. Обучение детей с нарушениями речи чтению текстов на английском языке в начальной школе. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. С. 53-56.
- Arkhipova E.F. If the child stutters.// Special child. 2016. Page: 62-67.
- Buzdygan E.O., Borganova I.I. Speech features of stuttering children. // Psychology and Pedagogy: Methods and Problems. 2016. Page: 95-103.
- Volosnikova E.L., Tseunov K.S. On the issue of overcoming problems in teaching English to senior schoolchildren with complex developmental defects (PD and cerebral palsy). // Journal «Innovations in Science». 2017. № 1 (62). Page: 62-64
- Groshenkova V.A. Theoretical and methodological foundations for the correction of coherent speech of junior schoolchildren with severe speech impairments. // Bulletin of KSU. 2018. № 3. Page: 202-206.
- Dugina G.A. Requirements for the speech of a foreign language teacher. // Pedagogical discourse: the quality of the teacher's speech. 2020. Page: 85-89.
- Zhukova I.A. Teaching children with speech disorders to read texts in English in elementary school. // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Science and Society». 2017. Page: 53-56.