Аннотация. В статье рассмотрены вопросы личностно-ориентированного образования, проанализированы трудности, возникающих при практическом осуществлении принципов личностно-ориентированного обучения, приведены примеры практико-ориентированных заданий.

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированное образование, личность.

На смену традиционному образованию постепенно приходит новая, только формирующаяся личностно-ориентированная педагогика, рассматривающая личность учащегося не как объект по отношению к учителю и учебной программе, а как активный субъект деятельности, взаимодействий и отношений. Соответственно возникает необходимость интерпретации современной психолого-педагогической наукой личностно-ориентированного образовательного подхода, что невозможно осуществить без обращения к взаимосвязанным философским и психологическим предпосылкам его оформления.

Идею о человеке как о самоценном индивиде, способном на собственную инициативу, активность, не подчиненную чужой воле, закладывает философия античности. Позднее эти представления сформируются в мысль о том, что для человека имеют личностный смысл посылы, исходящие от мира и общества – это главная идея философской антропологии Макса Шелера, оформившейся в ХХ веке.

У понятия «личность» есть множество взаимодополняющих определений в самых разных науках. Так, распространено определение, гласящее, что личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности («лицо» – в широком смысле слова); другой вариант определения: «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности» [2, с. 653].

С философской точки зрения, личность есть социальная проекция человека, человек как субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Иными словами, это человек, который, со всеми его индивидуальными особенностями, вовлечен во взаимодействие с обществом, способен выполнять необходимые социальные роли. Социология дополняет это определение, делая акцент на том, что личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, направленной на создание, воспроизведение и изменение социальной реальности. В психологии значимым образованием личности считается самооценка, строящаяся на том, как индивида оценивают другие люди, а он их. Для педагогов же одной из ключевых идей становится то, что личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации.

А.Н. Леонтьев утверждал, что развитие ребенка определяется той деятельностью, в которую он включен. Изменения в развитии личности происходят в связи со сменой ведущего вида деятельности. Вместе с ним Б.Ф. Скиннер, К. Хорни и Б.Г. Ананьев говорили о том, что личность является носителем социального, в то время как индивид – носителем биологического. Д.А. Келли и К. Роджерс дополняли эту идею тем, что все внешние воздействия или взаимодействия будут преломляться через призму мировосприятия индивида, причем предвидеть и направлять динамику собственной личности человек способен благодаря саморегулированию и самоподкреплению. Расширяет ранее данные определения и В.Л. Абушенко, рассматривающий личность не только в социальной, но и в социокультурной жизни.

«Личность» – понятие конкретно-историческое, на формирование личности накладывают свой отпечаток конкретные время, место, социокультурная среда, в которых человек живет, существенное влияние на развитие личности человека оказывают его собственные усилия и получаемое им образование.

Под личностно-ориентированным обучением понимают обучение, цели и содержание которого имеют для каждого учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. При таком обучении обучающийся способен модифицировать цели и результаты образовательного процесса согласно своим индивидуальным особенностям, способностям и потребностям. «С философской точки зрения, источником возникновения идеи личностно-ориентированного подхода к образованию выступает вопрос о соотношении интересов социума и личности» [7, с. 109].

При традиционном походе знаниево-ориентированное обучение рассматривается как подготовка к жизни в обществе, способствующее социализации, вхождению в социум, а значит, именно содержание образования оказывается жизнеобеспечивающим фактором. Знаниево-ориентированный подход акцентирует внимание на знаниях, как на абсолютной ценности, что ведет к формализации процесса обучения, ориентации на среднего ученика, представляющего большинство.

Современная отечественная и зарубежная педагогика говорит о необходимости гуманного, уважительного отношения к личности каждого учащегося, ставит своей главной задачей формирование у ребенка самостоятельности, заинтересованности, и направлена на удовлетворение его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

О неоднозначности термина «личностно-ориентированного образования» говорит В.В. Сериков. Он отмечает, что данное понятие можно трактовать как образование, развивающее личность и ее социально-значимые качества, или как образование, помогающее самореализации человека, отвечающее его личностным запросам [4]. Согласно данным ранее определениям и задачам, реализуемым современной педагогикой, можно говорить о том, что приоритет принадлежит второму подходу.

Таким образом, в соотношении интересов социума и личности приоритеты педагогики смещаются в пользу отдельного человека, что детерминирует развитие норм личностно-ориентированного подхода в образовании.

«Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее значимости в педагогической теории и практике» [3, с. 82]. Так классиками европейской философско-педагогической мысли, повлиявшими и на отечественное образование, считаются Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Дистервег, Дж. Дьюи и др. Именно их идеи лежат в основе классической образовательной модели, продолжающей эволюционировать и развиваться с XIX века по наше время, с ее практически неизменной системой организации образовательного процесса и жизни школьников [5, с. 112-123].

С точки зрения сформировавшегося в начале ХХ века экзистенциализма, основной образовательной целью выдвигаются научить детей творить себя как личность. Экзистенциалисты указывают на погруженность каждого члена общества в свое «Я», первостепенность для него собственного процесса существования. В связи с таким положением отрицается объективность каких-либо истин: человеческие знания о мире субъективны, и существуют лишь благодаря людям; мир для каждого из нас таков, каким его представляет себе наше внутреннее «Я». Отсюда как раз и следует, что индивид должен сам творить себя, а ребенок в процессе обучения должен самостоятельно определять смысл явлений, ориентируясь на собственные чувства, но не разум. Основными представителями философии экзистенциализма считаются Н.А Бердяев, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю, П. Тиллих и другие.

Основоположником педоцентризма, диктующего, что все педагогические цели должны определяться с опорой на интересы и потребности ребенка, являлся Джон Дьюи. Не знание или учитель выступают центром учебного процесса, а ученик, который в условиях школы вырабатывает у себя навыки взаимопомощи и сотрудничества. Школа оказывается обществом в миниатюре, а содержанием образования становится полученный ребенком опыт.

В 30-е годы ХХ века Л.С. Выготский закладывает теорию развивающего обучения, ее продолжают совершенствовать А.Н. Леонтьев, П.Я Гальперин, а с конца 50-х годов гипотезу разрабатывают Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин совместно с В.В. Давыдовым. Л.В. Занков обращает внимание на психическое развитие ребенка. В основе же системы Эльконина-Давыдова лежит мысль о том, что осуществляемая детьми учебная деятельность определяет развитие их личностной и познавательной сферы, а значит, организация образовательного процесса изначально должна быть направлена на развитие личности каждого учащегося.

Неразрывно связана с историей личностно-ориентированного подхода и зародившаяся в 80-х годах практика педагогики сотрудничества, ставившая себе целью не только дать ученику знания, но развивать его личность. У ее истоков стоят такие известные педагоги как: Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов.

Термин «личностно-ориентированное образование» поясняется И.С. Якиманской через выполнение следующих требований к организации учебного процесса: становление самобытной личности является главной ценностью образования; педагог учитывает личностные особенности и жизненные ценности каждого ученика; возможность свободного выбора учащимся собственного пути развития [8].

Несмотря на множество философско-педагогических предпосылок и постоянное совершенствование представлений о личностно-ориентированном подходе, разработку новых технологий его реализации, современное, в первую очередь, школьное образование остается во многом скорее знаниево-ориентированным. Таким образом, можно говорить о следующих трудностях, возникающих при практическом осуществлении принципов личностно-ориентированного обучения:

  1. Комплектование групп учащихся в среднем по 30 человек на класс затрудняет для педагога выявление индивидуальных особенностей и учет личного опыта всех детей.
  2. Попытки оптимизации процесса обучения при этом приводят к ориентации на «среднего» ученика.
  3. Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.
  4. Необходимость «равномерно» уделять внимание всем учебным предметам.
  5. Приоритет оценки знаний, умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает учащийся на овладение содержанием образования.

Тем не менее, личностно-ориентированный подход предусматривает создание в учебном процессе условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий – путей реализации личностного потенциала, самостоятельно выбираемых каждым учащимся благодаря умению понимать и оценивать себя. Педагог же выступает помощником ребенка в диагностике и развитии его личности.

На практике это реализуется через подбор учителем ряда альтернатив деятельности (или/и поведения) для учащихся, их структурирование и организацию в соответствии с поставленными образовательными задачами. Педагог создает для детей поле выбора, дополняет или изменяет количество, содержание, форму предъявления альтернатив, вводит новые условия, обновляет учебные материалы и средства. При этом учитель обращает внимание не только требования образовательной программы, но и меняющиеся потребности учащихся, их предпочтения, что требует систематических наблюдений за личностной динамикой каждого в классе. Ребенок же осуществляет выбор из представленных альтернатив, исходя из своих индивидуальных потребностей и интересов.

Так, например, педагог может предложить учащимся на выбор 6-10 вариантов заданий разной уровни сложности, подразумевающих применение различных учебных средств и материалов, возможность решить поставленную задачу несколькими способами, при этом проявив себя творчески. Составление, подбор и внедрение учителем таких заданий позволит педагогу применить личностно-ориентированный подход к каждому в классе, а детям даст возможность двигаться по собственной индивидуальной учебной траектории.

Личностно-ориентированное образование – это способ предоставить каждому учащемуся равные стартовые возможности, в соответствии с его индивидуальными проявлениями, как видимыми для учителя, так и известными одному лишь ребенку. Осуществлять такой подход в образовании способен только педагог, готовый понимать учеников и выстраивать с ними диалог в форме обмена интеллектуальными, эмоциональными, нравственными, а также социальными ценностями.

Personal-oriented education

Sabirova S.S.,
graduate student of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article deals with the issues of personality-oriented education, analyzes the difficulties that arise in the practical implementation of the principles of personality-oriented learning, and provides examples of practice-oriented tasks.
Keywords: Education, personality-oriented education, personality.


  1. Аслаева Р.Г., Зиатдинова Ф.Н., Туктарова Р.И. Личностный подход как философия образования // Вестник Карагандинского университета. 2012. №1 (65). С. 80-86.
  2. БЭС / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Больш. рос. энцикл., 1997. С. 653.
  3. Егиазарова Г.П., Чаплыгина М.Л. Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 28. С. 58-62.
  4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
  5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 480 с.
  6. Худякова Н.Л. Структура философии образования, ориентированная на развитие человека. // Философия образования. 2009. № 1. C. 139-145.
  7. Щур Л.М. Философско-психологические детерминанты личностно-ориентированного подхода в образовании // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. 2012. № 4 (37). С. 108-112.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 2000. 176 с.
  1. Aslayeva R.G., Ziatdinova F.N., Tuktarova R.I. Personal approach as a philosophy of education // Bulletin of Karaganda University. 2012. № 1 (65). Page: 80-86.
  2. BES / under the editorship of A. M. Prokhorov. 2nd ed. Rev. and add. M.: Bolshoy ROS. encikl., 1997. Page: 653.
  3. Egiazarova G.P., Chaplygina M.L. Problems of implementation and possible ways of development of personal-oriented training // Problems and prospects of education development in Russia. 2014. № 28. Page: 58-62.
  4. Serikov V.V. Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems. Moscow: Logos Corporation publishing House, 1999, 272 pages.
  5. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psychology and pedagogy: Textbook for students. higher. studies'. head-2nd ed., stereotype. Moscow: Publishing center «Academy», 2003. 480 pages.
  6. Khudyakova N.L. Structure of the philosophy of education focused on human development. Philosophy of education. 2009. № 1. Page: 139-145.
  7. Shchur L.M. Philosophical and psychological determinants of personality oriented approach in education // Vestnik Mazurskie zargari pedagogichnogo norsat IMIA I.P. Samana. 2012. № 4 (37). Page: 108-112.
  8. Yakimanskaya I.S. Technology of personality-oriented training in modern schools. Moscow: publishing house firm «September», 2000. 176 pages.