Аннотация. В статье рассматриваются возможности и особенности применения в обучении современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предлагается использовать виртуальную экскурсию в системе среднего профессионального образования на уроках истории.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, информационная среда, средства обучения, веб-сайт, образовательные интернет-ресурсы, инновационные средства обучения, 3d тур, виртуальный музей.

Злободневность данного вопроса обусловлено существующей проблемой, состоящей в том, что влияние пандемии на образование в этом году не перестаёт быть одной из самых обсуждаемых проблем в обществе. Широта мнений – от онлайн-образования как спасательного круга для общеобразовательных учреждений до онлайн-образования как главного врага, пришедшему на смену даже ЕГЭ. В будущем не предвидится полного перехода к онлайн-формату обучения, но частичное его использование, хотим мы того или нет, будет присутствовать обязательно. Для этого требуется гораздо большая самостоятельность обучающихся, которые смогут заниматься без преподавателя рядом. Поэтому в процессе любого образования необходимо учить обучающихся самостоятельно учиться: работать с источниками информации, извлекать знания, анализировать и обрабатывать их, применять на практике.

В преподавании истории использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие студентами информации. Все большее количество преподавателей используют ИКТ на уроке. Сегодня компьютер на уроке – это наглядность, средство повышения эмоциональности, энциклопедия, электронный учебник, доступный контроль знаний. Также возможность эффективно представить новый материал на уроке, показать подготовленную презентацию к уроку с сопровождением речи педагога.

Одним из ориентационных направлений информатизации общества является информатизация образования. От освоения и применения обучающимися обобщенных способов деятельности с использованием информационных технологий зависит как эффективность их обучения, так и подготовленность к жизни в современном обществе.

ИКТ, в современном российском образовании, выступают и в качестве средства обучения (обучающиеся обучаются с помощью компьютерной техники), и в качестве объекта изучения (обучающиеся изучают сам персональный компьютер).

Проведение гуманитарных уроков в такой форме, может являться вполне мотивированной формой обучения студентов СПО. Практически на любом из предметов преподаватели могут использовать ИКТ обучение (литература, история, изобразительное искусство, биология, география, технология и т.д.).

Однако необходимо помнить, что использование ИКТ на уроке – это не самоцель и не «модная» новинка. Важно помнить, что «новая» идея в некотором роде просто более усовершенствованные «старые» приёмы. Электронные средства обучения сути обучения не меняют. Как и прежде, учитель должен тщательно планировать и проектировать урок. А использование новых технологий – всего лишь инструмент, который нужно использовать профессионально. В этой связи для педагога важным становится постоянное самосовершенствование. Применение мультимедиа-технологий позволяет педагогу не только вызвать интерес к уроку и изучаемому материалу, но и способствует творческому росту педагога [1, с. 53-57].

Следует добавить, что преподаватели в СПО регулярно сталкиваются с проблемой у большинства студентов, это нежелание выходить за рамки воспроизведения изучаемого материала, критически осмысливать информацию, самостоятельно принимать решения.

Не секрет, что количество доступной информации растет с каждым годом. К телевидению, видео, радио все активнее присоединяются компьютерные сети. Но все эти источники предоставляют в основном материал для пассивного восприятия, не способствуют формированию умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

При необходимости работы с дополнительным материалом обучающиеся чаще всего используют сеть интернет, редко обращаясь непосредственно к исторической литературе. Обучающиеся, копируя данные из интернета, не задумываются над смыслом и содержанием текста, и не сопоставляют связь найденного материала с заданной темой.

Также необходимо отметить, что нынешние студенты, в большинстве своем, читают мало и практически не умеют читать вдумчиво. Нежелание студентов полностью включаться в учебную работу, дефицит желания и стремления реализовать себя на уроке, приводят к существенному снижению интереса к истории как предмету, снижение учебной мотивации, уменьшению познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности.

В поисках решения этой проблемы возникла необходимость изучить педагогическую, методическую и методологическую литературу, рассмотреть опыт работы коллег из разных регионов России, изучить различные формы работы на уроке. Активизировать и повысить результативность познавательной деятельности обучающихся на уроке, на современном этапе изучения предмета, становится главной целью современного преподавателя. Сегодня есть возможность использовать различные педагогические технологии, которые уже доказали свою высокую эффективность с точки зрения саморазвития личности обучающегося. Все они обладают средствами, активизирующими деятельность обучающихся, но в применении виртуальных технологий, в частности виртуальной экскурсионной деятельности, на мой взгляд, эти средства составляют главную идею и в максимальной степени учитывают потребности обучающихся в СПО.

Итак, какое определение виртуальной экскурсии дают нам источники? Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов [2, с. 228-231].

Нестандартность проведения виртуальных экскурсий в системе среднего профессионального образования ежегодно набирает всё большую актуальность как организационная форма обучения на фоне сокращения кураторства групп и, как следствие, невозможности вывезти студентов колледжей на культурно-познавательные мероприятия, экскурсии по изучению истории и т.п. Занятие-экскурсия является одной из форм обучения, в ходе которого студенты воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемого объекта. С учетом сложностей в организации экскурсии на культурно-исторические объекты, экскурсия может проводиться и в виртуальной среде.

По мнению ряда авторов, проведение учебных занятий в форме виртуальных экскурсий повышает их информативность и производительность, так как виртуальные экскурсии являются эффективным презентационным инструментом [3, с. 228-231]. Приоритетом использования виртуальной экскурсии в учебном процессе является то, что она «радикально преобразовывает принцип наглядности, создавая подобие реальных объектов за счёт информационного моделирования. В итоге обучающийся получает почти такой же (или более сильный) личный опыт в зрительном, слуховом, осязательном, обонятельном восприятии, в осуществлении действий, как и при реальном взаимодействии с подобными ситуациями» [5:645-647].

Что же собой представляет мультимедийная виртуальная экскурсия? Это программно-информационный продукт в виде подготовленного гипертекста, предназначенный для объединения материалов экскурсии. В общем виде в таком программном продукте гипертекст состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами – ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое. Тогда это становится способом формирования универсальных компетенций (информационной, коммуникативной, решения проблем и др.). В чём преимущество виртуальных экскурсий? Доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства [6, с. 378-391].

Для чего нужны виртуальные занятия-экскурсии? Виртуальная экскурсия – новый маркетинговый инструмент, который имеет уникальные функции и включает в себя сферические панорамы с углом обзора в 360º и возможностью переходов с одной панорамы в другую, полюбоваться панорамой с высоты птичьего полета, опуститься на землю и войти внутрь, перейти из холла музея в комнаты и залы экспозиций, с улицы в дом-музей и так далее [9, с. 239-240].

Необходимо подчеркнуть преимущества, которыми обладают виртуальные музеи-онлайн на уроках истории:

  1. Музей 3D, сама виртуальная экспозиция, создает эффект присутствия. Посетив музей виртуальной реальности, потенциальный посетитель сможет детально рассмотреть культурный объект.
  2. Виртуальный музей – сравнительно новый сервис, однако 3D экскурсия, в условиях пандемии, становится все более популярной. Такая прогулка по музею гарантированно запомнится обучающимся, а значит, они захотят посетить объект лично.
  3. 3D выставка – это идеальная возможность рассказать обучающимся о преимуществах и достоинствах культурного объекта. У обучающихся появиться отличная возможность поделиться ссылкой на это «путешествие», а также разместить информацию о нем на своих личных страницах в социальных сетях.
  4. Не так давно на сайтах музеев выкладывалось лишь множество фотографий. Не у каждого хватит терпения и времени рассмотреть все изображении. В то же время, 3D музей панорама демонстрирует все преимущества объекта, у потенциального экскурсанта есть отличная реальная возможность рассматривать их увлеченно и с интересом.
  5. 3D экскурсия может выступать в качестве эффективного маркетингового хода. Во-первых, можно разместить музей 3D на официальном сайте музея. Кроме этого, можно представить вниманию общественности 3D виртуальный музей на тематических выставках и презентациях [2, с. 117-124].

Итак, при использовании виртуальной экскурсии на уроках истории можно переместить потенциального обучающегося непосредственно к изучаемому объекту (музею, экспозиции, архитектурной постройки, картине, скульптуре и т.п.). Серьёзное преимущество виртуальной экскурсии – это интерактивность т.к. она побуждает самого зрителя активно участвовать, а не безвольно наблюдать. Сегодняшние виртуальные экскурсии, размещённые на сайтах музеев - это не просто фотографии и панорамы, а готовые образовательные уроки, которое обладают уникальными возможностями по интерактивному взаимодействию с потенциальным обучающимся.

Для туристического кластера это является уникальной возможностью ознакомить студентов с основными достопримечательностями, дать возможностью прогуляться по залам музеев, выставкам, площадкам и т.п.

В настоящее время виртуальные экскурсии являются для многих новой и очень эффективной услугой, что безусловно привлекает большой интерес. Более того, виртуальный тур позволяет позиционировать музеи, художественные галереи как современную образовательную платформу, которая выгодно выделяется на Web-ресурсах и запоминается обучающимся и не только им. [8, с. 70-74].

Как создать виртуальный музей? Целесообразно обратиться за помощью к профессионалам. Разработать и реализовать 3D тур-музей – технически сложная задача:

  • Нужно использовать специализированное дорогостоящее оборудование.
  • Нужно уделить особое внимание эстетике. Лишь тонкое чувство вкуса и понимание особенностей дизайна и оформления позволит создать музей 3D, который станет привлекательным для потенциальных экскурсантов.
  • Музей 3D должен хорошо «просматриваться» со всех углов зрения. Виртуальная прогулка по музею должна создавать максимальный эффект присутствия. Посетив виртуальный музей, гость должен иметь возможность отдалить картинку или приблизить ее, рассмотреть под разными углами. Реализация этой возможности – одна из самых сложных задач, которая стоит перед специалистами, создающими виртуальные музеи онлайн [7, с. 79-82].

Сегодня используются передовые устройства и технологии. Благодаря этому виртуальная выставка, то есть музей онлайн, имеет максимально четкую, яркую и красочную картинку. Неоспоримым преимуществом является то, что музей 3D представлен в том виде, как его видит глаз человека. Вдобавок следует отметить, что каждая созданная виртуальная экспозиция (экскурсия) быстро загружается на любые устройства. Соответственно, потенциальные экскурсанты могут посетить виртуальный музей не только с персонального компьютера или ноутбука, но также планшета, смартфона.

Существует яркий пример такого музейного интернет-ресурса: портал «Культура.РФ» (culture.ru). На нём размещены публикации, фотографии, цитаты, мультимедийные проекты, каталоги фильмов, лекций, спектаклей, электронных книг, учреждений культуры РФ, образовательных учреждений РФ, религиозного наследия, архитектуры. На Портале публикуются новости и информация о мероприятиях в сфере культуры. Данный портал является гуманитарно-просветительским проектом, посвященный культуре России. На его страницах рассказывается об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах. На интернет-ресурсе пользователи и представители СМИ могут найти статьи, видео, музыку, цитаты, изображения и электронные книги на тему культуры, а также информацию об учреждениях культуры РФ [4].

На данный момент виртуальными экскурсиями можно привлечь обучающихся, и хотелось бы рекомендовать широко использовать виртуальные экскурсии в образовательной деятельности студентов по предмету история.


Virtual excursion as an innovative form of training in the SPO system

Vildanova T.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nabokina Marina Evgenievna,
Department of Russian History, Institute of Humanities of the Moscow City University, candidate of historical sciences

Аnnotation. The article discusses the possibilities and features of using modern virtual tools in teaching as a progressive innovative tool of a modern teacher. As the main form, it is proposed to use a virtual tour in the system of secondary vocational education in history lessons.
Keyword: virtual tour, information environment, learning tools, website, educational internet resources, innovative learning tools, 3d tour, virtual museum.


  1. Горина С.Г., Сорочкина Е.М. Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе // Наука и перспективы. 2018. № 1. С. 53-57.
  2. Мышева Т.П. Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении истории / Т. П. Мышева, С. Ю. Шалова. М.: Медиаобразование. 2013. № 4. С. 117-124.
  3. Панина Е.А., Сташ С.М. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе // Научный альманах. 2015. № 1 (3). С. 228–231.
  4. Портал «Культура.РФ».. (дата обращения: 09.12.2019).
  5. Платунова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий, обучающихся / Е.В. Платунова // Молодой ученый. 2017. № 14. С. 645-647.
  6. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 378-391.
  7. Сухорукова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство патриотического воспитания // Актуальные проблемы модернизации математического и естественного-научного образования. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции. Под редакцией М. А. Ляшко. 2018. С. 79-82
  8. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 2. С. 70-74.
  9. Юленков С.Е., Котельникова С.В., Касаткина А.С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности // Решетнековские чтения. 2016. Том: 2. С. 239-240.
  1. Gorina S.G., Sorochkina E.M. Virtual excursion as a modern direction of application of information and communication technologies in the educational process // Nauka i perspektivy. 2018. № 1. Page: 53-57.
  2. Mysheva T.P. Creation of a virtual museum as an effective media education technology in the study of history / Mysheva T.P., Shalova S.Yu.. Moscow: Media Education, 2013. № 4 Page: 117-124.
  3. Panina E A., Stash S.M. The use of interactive learning tools in the educational process, 2015. № 1 (3). Page: 228-231.
  4. Portal «Culture. RF». (date of the address: 09.12.2019).
  5. Platunova E.V. Virtual excursions as a means of forming cognitive universal educational actions for students. // Young scientist, 2017. № 14. Page: 645-647.
  6. Selivanov V.V., Selivanova L.N. Virtual reality as a method and means of learning / / Educational technologies and society, 2014. Vol. 17, № 3. Page: 378-391.
  7. Sukhorukova E.V. Virtual excursions as a means of patriotic education // Actual problems of modernization of mathematical and natural science education. Collection of scientific papers based on the materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. Edited by M.A. Lyashko, 2018. Page: 79-82.
  8. Ustyuzhanina N.V. Virtual excursion as an innovative form of training // Trends in the development of science and education, 2017. № 2. Page: 70-74.
  9. Yulenkov S.E., Kotelnikova S.V., Kasatkina A.S. Modern virtual excursions and tools for developing virtual excursions in museum activities // Reshetnikovsky reading, 2016. Vol. 2. Page: 239-240.