Научный руководитель: Набокова Лина Александровна доцент кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования ФГБОУ ВО МПГУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 376.356

Аннотация: Научный анализ истории развития сурдопедагогической науки играет важную роль не только для изучения достижений на современном этапе научного развития, но и для прогнозирования последующих событий. В статье проанализированы факторы, влияющие на развитие специальной педагогики (ее области, посвященной воспитанию и обучению людей с нарушениями слуха) а также приведены конкретные примеры параллелизма некоторых методов обучения и других педагогических практик, отдаленных друг от друга на временной шкале.

Ключевые слова: специальная педагогика, история, сурдопедагогика, факторы развития.

Изучение истории развития специальной педагогики остается актуальным на протяжении уже многих лет. Именно анализ событий прошлого позволяет не только глубже понять причины и истоки событий в настоящем, но и дает возможность прогнозирования будущих этапов развития. В данной статье анализируется процесс развития специальной педагогики, а точнее одной из ее областей - сурдопедагогики - науки о воспитании и образовании людей с нарушениями слуха.

Следует отметить, что данная предметная область отечественной науки отражена в исследованиях и монографиях А.Г. Басовой, С.Ф. Егорова, Б.Г. Богдановой, Н.Н. Малофеева, и других. Н.Н.Малофеев делит процесс развития специального образовании (начавшийся в 9 веке в Античной цивилизации и, соответственно, в 5 веке на Языческой Руси) на 5 периодов, заключающий из которых хронологически наиболее близок к настоящему времени [5; с. 3-4]. Ему необходимо уделить особое внимание, ведь этот этап развития педагогической науки еще не завершен, его развитие продолжается в настоящее время и характеризуется коренными изменениями под воздействием социального и технического прогресса. Говоря о факторах, влияющих на состояние специальной педагогики во время определенного периода, необходимо отметить факторы, выделенные Н.Н. Малофеевым. К ним относятся: социально-экономическое устройство страны, ценностные ориентации общества и государства, политика государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, особенности законодательства, уровень развития науки и мирового историко-педагогического процесса в целом [5; с. 5]. Несмотря на то, что каждый из перечисленных факторов играет свою роль на протяжении всего развития истории, в ходе исследования стало возможным проследить различия в их степени влияния.

К ценностным ориентациям общества и государства относится религия как одна из форм общественного сознания, которая играла важнейшую роль на ранних этапах развития сурдопедагогической науки, когда вопросами образования и призрения людей с нарушениями слуха занималась Церковь (Русская православная церковь в России и Католическая церковь в странах Западной Европы). Также религиозные догмы тесно переплетались с правовыми нормами, что тоже действовало как на государственную социальную политику, так и на закрепленные в обществе нормы морали. В 16-18 вв. позиция Церкви по отношению к специальному образованию прошла этапы от полного отторжения и неприятия этой области педагогики до приобретения ведущей роли в общественном призрении «убогих». Например, сурдопедагогика зародилась в Испании в 15 веке, основоположник этой области специальной педагогики - Педро Понсе де Леон - был монахом (т.е. служителем религии), но к началу деятельности его подтолкнуло преследование глухих людей инквизицией наравне с еретиками и «одержимыми» [6; с. 2]. В России же до 18 века многие люди с нарушениями слуха жили в монастырях и И.И. Бецким было внесено предложение об основании первого воспитательного дом [1; с. 109]. На более хронологически близких к современности этапах место религии, как фактора влияния, занял научно-технический прогресс. С появлением и совершенствованием звукоусиливающей аппаратуры разительно изменились методики развития слухового восприятия, звукопроизношения и образовательный процесс в целом. Одним из революционных достижений является комбинированная электроакустическая стимуляция. Данный вид реабилитации позволяет использовать и слуховой аппарат, и кохлеарный имплант на одном ухе, что максимально приближает качественные характеристики слуха к нормальным показателям [8]. Помимо средств медицинской коррекции к важным достижениям науки и техники необходимо отнести ассистивные технологии - это различные устройства, оборудование, продукты, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ и инвалидностью и позволяющие обеспечить доступ к информации, процессу общения, информационно-образовательной среде [3]. Они позволяют делать процесс образования и социализации более эффективным и являются обязательным условием обучения в общеобразовательной школе [4; с. 25].

При более детальном рассмотрении процесса развития образования людей с нарушениями слуха и принятия их обществом становятся ясными причинно-следственные связи между практиками и методами, возникшими в начальном историческом периоде, и более современными разработками. Далее рассмотрим некоторые примеры этого феномена.

Важность использования жестового языка в образовательном процессе детей с нарушениями слуха была отмечена еще французским аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он писал: «У каждого присланного нам глухонемого уже есть язык. Он понимает как его использовать и понимает других, использующих этот язык. <...> Мы хотим обучить его, а, следовательно, научить его говорить на французском. Какой метод самый простой и легкий? Разве не самовыражение на их собственном языке? Не добьемся ли мы ли своей цели, адаптировав этот язык и приведя его в соответствие с четкими правилами?» [3]. Им же была разработана первая система жестовых знаков французского языка. В ее основе лежали естественные жесты, используемые самими глухими и слабослышащими учениками. Их дополняли жесты, разработанные педагогом, которые включали в себя жестовые знаки для передачи отдельных грамматических категорий (например, при изменении лица глагола корень остается прежним, новым становится только окончание, для чего и были разработаны отдельные жесты) и сложных слов (глагол «satisfaire» – удовлетворять – передавался двумя жестами «satis» (довольно) и «faire» (сделать)) [10]. Методика де л’Эпе задействовала жестовый язык в обучении и не считала его препятствием для овладения устной речью. Подобные системы обучения стали снова популярными на рубеже 20 и 21 веков. В США 36-40% школ используют образовательные программы, построенные на принципе билингвизма [9; с. 79]. Они подразумевают преподавание жестового языка как первого языка и преподавание устной речи, как второго языка (несмотря на то, что 95% учащихся рождены в семьях слышащих) [12; с. 4].

В ряде методов обучения глухих и слабослышащих детей устной речи предполагается изменение естественного порядка или состава алфавита. Это облегчает постановку звукопроизношения у учащихся. Эту особенность заметил еще английский сурдопедагог Уильям Холдер. В своем эссе «Элементы речи» он изложил свою методику обучения. В начале Холдер предлагал составить собственный алфавит, где буквы располагались в порядке их сложности усвоения [11; с. 12]. На похожем принципе построен концентрический метод Ф.А. Рау и Н.Ф. Слезиной. Свое название он получил из-за деления первоначального обучения произношения на 2 «концентра» - подготовительный класс и первые два класса. Отличительной особенностью данной практики является освоение учеником на начальном этапе сокращенной версии алфавита - 17 фонем (5 гласных и 12 согласных). Для остальных звуков допускается приближенное произношение. Таким образом, ученик учится говорить большинство звуков речи (избранные фонемы составляют 70% от общего количества звуков речи [1; с. 263]) и даже если некоторые слова произносятся неправильно, происходит усвоение грамматического состава языка [11].

Наряду с билингвальной системой обучения в настоящее время остается актуальным инклюзивное и интегрированное образование. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2; с. 10]. За рубежом интегрированное образование обозначается термином «mainstreaming», что в переводе означает «в общем потоке». Оба эти направления подразумевают совместное обучение детей с особенными образовательными потребностями (в т.ч. детей с нарушениями слуха) и остальных детей. Несмотря на то, что популярность эти системы обрели совсем недавно, идею такого совместного обучения заметил еще А. Бланше в 18 веке. Он считал, что в основе обучения глухих должна лежать устная речь, а само обучение должно проходить в классах при народной школе [1; с. 44]. С 1859 года Бланше начал осуществлять свою идею вместе с Жан-Жаком Валад-Габелем, учителем Парижского национального института глухонемых [1; с. 44]. Были открыты классы для глухих в районных школах, а слабослышащие дети учились вместе со слышащими. Согласно отчетам проверяющих комиссий, присутствие глухих в народных классах не только не вредило слышащим детям, но и было полезным. Дети с нарушениями слуха по умственному развитию не отличались от своих слышащих одноклассников [1; с. 45].

Таким образом, при анализе истории сурдопедагогической науки мы можем наблюдать определенный параллелизм в хронологически отдаленных событиях, что представляет не только научный, но и практический интерес. С помощью исторических закономерностей мы можем прогнозировать дальнейшие изменения и преобразования, что открывает большие возможности для дальнейшей исследовательской работы.

Analysis of development paths of special pedagogy of the deaf in European countries and in Russia

Shustova S.A.,
bachelor of 1 course of the Moscow Pedagogical state University (MGPU), Moscow

Research supervisor:
Nabokova Lina Alexandrovna
Associate Professor of the Department of Sign Language and Inclusive Education of the Moscow Pedagogical state University (MGPU), Candidate of Pedagogical Sciences

Аnnotation. Scientific analysis of the history of the development of special pedagogy of the deaf plays an important role not only for studying achievements at the present stage of scientific development, but also for predicting subsequent events. The article analyzes the factors influencing the development of special education (science field devoted to the upbringing and training of people with hearing impairment) and also provides specific examples of the parallelism of some teaching methods and other pedagogical practices that are distant from each other on a time scale.
Keywords: special education, history, special pedagogy, teaching the deaf, development factors.