Аннотация. В культуре каждого народа особенное место занимает мифология. Многие образы возникают неслучайно, и в последствии остаются в культуре народа, приобретая новые смыслы. В культуре Китая традиционным символом стал дракон – мифическое существо, которые было наделено определенными чертами, характеристиками и особенным типом внешности. В данной статье будет рассмотрено возникновение образа дракона в китайской мифологии, его интерпретация и примеры упоминания в древних мифах.

Ключевые слова: литература Китая, мифология, образ дракона

В культуре каждого народа большое значение играет мифология. Испокон веков люди старались объяснить происхождение тех или иных природных и общественных явлений, приписывая причину их возникновения мистическим силам и фантастическим животным. Так, например, на территории Китая люди находили скелеты древних животных и не могли установить их принадлежность тому или иному существующему представителю местной фауны. Это послужило предпосылкой возникновению в китайской культуре и, в частности, в мифологии образа дракона.

В представлении китайцев, дракон – это существо, наделенное положительными чертами. В отличие от западной традиции, где дракон – символ зла и опасности, в Китае характерной чертой образа дракона было то, что он совершает добрые и мудрые поступки. А потому со временем (при династии Тан) был издан указ о том, что дракон становится символом императорской власти. Его изображениями украшались императорские халаты. Отличительной чертой являлось наличие пяти когтей на лапах императорского дракона, в то время как у обычных, неимператорских, драконов их число равнялось четырём.

Со временем в китайской культуре и мифологии возник образ злого дракона, что связано с появлением на территории Китая буддизма (до II века н.э.). Произошло смешение существовавших мифов о драконах с буддистскими представлениями о существах-нагах. Считалось, что эти злые создания жили в горах и являлись источником бед. Однако данный образ встречается в мифологии Китая намного реже, чем добрый дракон.

Образ дракона выступает также в качестве мифического предка великих императоров древних времен. Дракон способен к превращениям и может стать невидимым, весной он поднимается на небеса, а осенью прячется в водных глубинах. Несмотря на то, что драконы часто изображались с крыльями, существовали и бескрылые драконы, которые перемещались по небу при помощи волшебных сил. В отдельных мифах встречается также образ небесного дракона, который охраняет жилища богов и следит за тем, чтобы они не упали. Божественный дракон вызывает ветер и дождь, способствуя плодородию земель. Земной дракон прокладывает русла рек и ручьев. Отвечающий за спрятанные сокровища наблюдает за богатствами, скрытыми от смертных.

Несмотря на смешение различных представлений и верований, внешний облик рассматриваемого существа был единым в рамках всей китайской мифологии. Его тело и шея были похожи на змеиные и покрыты чешуёй, голова была как у лошади, часто с рогами или усами. У дракона маленькие глаза, огромный живот, орлиные когти. Некоторые драконы обладали крыльями. Сочетание характерных черт различных видов животных является свидетельством наследия древнейших анимистических культов, собравшихся воедино в образе мифического существа [4, c.410].

Значимой характеристикой китайских мифов о драконах является классификация существ по различным признакам. Самое частое основание для деления – окрас чешуи: представлены красный, белый, жёлтый, зелёный, золотой, синий, чёрный и, наконец, разноцветный дракон. Согласно зонально-климатической классификации, драконам из различных климатических зон свойственны уникальные характеристики. Например, северным драконам не страшен холод, драконы степи обладают ярким внешним разнообразием и т.д. Близкой по смыслу классификацией является территориальная классификация, которая делит драконов на Западных (Хуан Лун) и Восточных (Цин Лун), основываясь на их происхождении в мифе. Последняя из наиболее популярных классификаций – абилитивная, то есть различающая драконов, исходя из их способностей. Здесь, к примеру, можно встретить огненного, водяного, земляного дракона. Данные классификации наиболее часто упоминаются в трудах исследователей китайских мифов [2, c.23].

Многие мифологические сюжеты о драконах со временем трансформировались в сказки, поскольку в них присутствуют волшебные предметы. Драконы в китайском понимании является обладателями символа морских сокровищ – волшебной жемчужины. Считалось, что она наделена невероятной волшебной силой, и способна преумножить все, к чему прикоснется. В мифах упоминается, что этот волшебный предмет дракон прятал во рту или в складках кожи, иногда жемчужина висела у него на шее [1, c.96]. Например, в мифе «Война Жёлтого императора с Чи-ю» рассказывается, как у императора выкрали чёрную жемчужину, которая была найдена в густой траве. С помощью хитрости одна из дочерей Чжэнь, по имени Мэн-ши, заполучила жемчужину, но в страхе быть пойманной богами она проглотила сокровище, «прыгнула в реку Миньчуань и превратилась в чудище с телом дракона и лошадиной головой, которое назвали Цисян – Удивительная внешность» [5, с.49]. В данном мифе встречается также описание дракона и его действий – в Главе 2 «Война Жёлтого императора с Чи-ю» рассказывается о битве войска Хуанди с Медноголовым Чи-ю. В той битве император использовал различные тактические ходы, чтобы сохранить воинов и победить противника, на чьей стороне были злые духи. Сторонники Чи-ю обладали невероятной силой и издавали пугающие звуки, которые заманивали и губили людей, слышавших их. У императора же был волшебный дракон по имени Инлун. Согласно описанию, у него было два крыла, он жил на южном склоне горы Сюнлитуцюшань и управлял водами и дождём. Император узнал, что злые духи на стороне Чи-ю больше всего боятся рёва дракона, а потому призвал Инлуна на поле битвы. Кроме того, Медноголовый Чи-ю напустил туман, чтобы легче одолеть императорское войско, но прилетел дракон и поднялся в небеса, после чего пошёл небывалой силы дождь. Туман рассеялся, а Инлун издал такой рёв, что Чи-ю и его войско в ужасе не могли и пошевелиться. Так в мифе изображается дракон, добрыми и благородными поступками спасший императора и его войско от Чи-ю и злых духов [5, с.58].

Другие сюжеты повествуют о девяти сыновьях дракона, которые различаются по внешности, силе и функциям, которые выполняют. Девять существ помогают людям и покровительствуют разным ремеслам и талантам. Первый сын дракона оберегает народ от недоброжелателей, второй помогает музыкантам совершенствоваться в игре на музыкальных инструментах, третий дарит богатство и радость, четвертый помогает воинам в бою, пятый защищает от пожаров, шестой – от зла, седьмой обладает самой могущественной силой, а потому помогает человеку стать мудрецом и получить знания из древних книг, восьмой укрепляет памятники, а девятый способствует общению с высшими силами [3, с. 14-15].

Китайские мифы о драконах своеобразны, они отличаются от мифов и представлений в западной традиции. Дракон в Поднебесной – символ спокойствия и мудрости, императорской власти и силы. Мифологические образы драконов находят отражение в современном мире: в архитектуре, скульптуре, изобразительном искусстве, литературе. Образ дракона вышел за пределы мифологии и стал символом всего Китая. Сейчас практически в каждой семье китайца можно увидеть тот или иной атрибут, часть интерьера с изображением дракона, ведь считается, что он приносит в дом счастье и благополучие [1, c.99]. Буддисты говорили, что люди больше верят в существование драконов, чем богов, поскольку часто их видят, – ведь почти в каждом облаке при желании можно различить хвост змеи или огромную безобразную голову, посчитав, что она принадлежит дракону [4, c.410].

The image of the dragon in Chinese mythology

Samartseva Ekaterina Andreevna
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kondratova Tatyana Ivanovna
Associate Professor, Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D., Associate Professor

Annotation. In the culture of each nation, mythology occupies a special place. Many images do not arise by chance, and later remain in the culture of the people, acquiring new meanings. In the culture of China, the dragon has become a traditional symbol - a mythical creature that was endowed with certain traits, characteristics and a special type of appearance. This article will examine the emergence of the image of the dragon in Chinese mythology, its interpretation and examples of its mention in ancient myths.
Keywords: Chinese literature, mythology, dragon image


  1. Казакова И.В. Образ дракона в китайской мифологии, фольклоре и других культурных пластах. Электронный научно-просветительский журнал, 2018, №2. С.93-99.
  2. Поляков Е.Н., Кочерыгина К.Б. Образ священного дракона в искусстве Древнего Китая. Вестник ТГАСУ. 2009, №2. С.23.
  3. Федорченко В. В. «Китайские сказки». Москва, 1991. С.14-15. 
  4. Эдвард Вернер «Мифы и легенды Китая». М., 2007. 410 c.
  5. Юань Кэ Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1965 г. С. 44-71.
  1. Kazakova I.V. The image of the dragon in Chinese mythology, folklore and other cultural layers. Electronic scientific and educational journal, 2018, № 2. Page: 93-99.
  2. Polyakov E.N., Kocherygina K.B. The image of the sacred dragon in the art of Ancient China. TGASU Bulletin. 2009, № 2. Page: 23.
  3. Fedorchenko V.V. «Chinese fairy tales». Moscow, 1991. Page: 14-15.
  4. Edward Werner «Myths and Legends of China». M.: 2007. 410 pages.
  5. Yuan Ke Myths of ancient China. M.: Nauka, 1965. Page: 44-71.