Аннотация: Процесс именования, с точки зрения философии имени, выступает как онтологический процесс. На примере пьесы М. Дурненкова «Красная чашка» рассмотрена онтологизация имени через приобретение безымянными героями своих имён, а значит, обретение смысла в самих себе и своего существования. В статье дан анализ роли семантического потенциала поэтонима в литературной ономастике, выступающего в тексте в качестве конституирующего элемента

Ключевые слова: Философия имени, семантика имени, постмодерн, антропоним, единичность денотата, литературная ономастика, поэтоним, интертекстуальность

Русские философы конца XIX-XX вв. С.Н. Булгаков [2], А.Ф. Лосев [7], П.А. Флоренский [10] в своих теологических работах, специально посвященных проблеме природы имени, создали самостоятельное направление, выведенное из общей философии языка, – философию имени, которая, по мнению Ю.С. Степанова, в рамках семантической парадигмы кладет в основу Имя и его отношение к вещам, к миру, т.е. это рассуждения о семантике имени, семантике языка [8]. Процесс именования, с точки зрения философии имени, выступает как «фундаментальный онтологический процесс, конституирующий все бытие» [1, c. 352]. Важно также иметь в виду и дерридианскую концепцию Сверх-Имени (SurNom) [6], и в целом теории самых ярких представителей французской школы постмодерна ХХ в. (Ж.-Ф. Лиотара [11], Ж. Делёза [4], Ж. Бодрийяра [12] и др.).

Слова собственные, в первую очередь, антропонимы, стоят в языке особняком из-за автономности употребления в зове, их обособленность детерминирована единичностью денотата. В литературной ономастике имя человека (поэтоним) выступает в качестве выражения сущности личности, а ее постижение читателем – главная задача художника; так, по Ежи Фарыно, в «художественном произведении выбор имени персонажа – это один из элементов моделирующей системы» [9, c. 131].

О моделирующем характере поэтонима говорит и О.М. Гончарова, полагая, что понятие семантического потенциала имени позволяет определить особый статус поэтонима в художественном мире литературного произведения, показать его моделирующий характер, а также его способность «…создать собственный текст, открытый для интертекстуально смысловых отношений» [3, с. 152], «…возможность разворачивания текста имени и его смысловых координат внутри литературного произведения или эволюционной линии» [3, c. 140].

Моделирующий характер поэтонима идеально просматривается в пьесе одного из ведущих авторов «новой драмы» М. Дурненкова «Красная чашка», поскольку мини-пьеса – о буквальном выборе героями имен для себя, т.е. об их самоидентификации. А в рамках семистраничной пьесы Дурненкова этот поиск самоидентификации становится смыслом их бытия. Миниатюра «Красная чашка» – это пьеса в пьесе, она включает в себя рекламную историю и закулисную. Последняя проявится не сразу, начало пьесы (и финал) выглядит как рекламный ролик: два героя-полярника на станции (в крошечном домике) пьют растворимый кофе известной марки в перерыве между работой. Реклама легко узнаваема по фразе «нового дня глоток». Закулисная история начинается после первого рекламного джингла. Становится понятно, что два героя находятся в этом вневременном замкнутом рекламном пространстве постоянно, их жизнь – это проигрывание рекламного сценария, проговаривание одних и тех же коротких бессмысленных фраз типа «нового дня глоток» от аккорда к аккорду (с передышкой минуту – другую). За эти пары минут в перерывах они пытаются разобраться в сути происходящего, в причинах, как нахождения в этом пространстве, так и невозможности его покинуть. Они думают о том, каким образом можно вырваться наружу (в реальность), и это несмотря на то, что они не знают что там, снаружи, более того, они знают о грозящей им смертельной опасности – как только они пытаются открыть дверь, то видят за ней голову белого медведя. Как тут не вспомнить об отношениях между «нутрью» (le dedans) и «наружей» (le dehors) у Ж. Деррида: «Наружа» вступает с «нутрью» в связь, не ограничиваясь, как обычно, чистой внеположностью. Смысл наружи всегда отлагается в нутри» [5, с. 154].

Но опасность и неизвестность не останавливают героев в их стремлении к освобождению. Чем оптимистичнее выглядит сюжет бессодержательного рекламного ролика, тем драматичнее складывается судьба героев. И вот уже один полярник возвращается с шестом, на котором – голова медведя, вот только победа оказалась напрасной: «Всё понарошку. Весь мир понарошку. Вата, бумага, бумага, бумага. <…> Десять метров и всё. Мира нет. Ничего нет. Бумага какая-то…» (Дурненков М. Красная чашка. URL: https://theatre-library.ru/authors/d/durnenkov_m).

Не в силах противостоять обстоятельствам, не имея шанса вырваться, они понимают, что единственное, что им остается – придумать себе имена (чтобы не значиться как 1-ый и 2-ой полярник), тогда, вероятно, их фиктивное существование приобретёт какой-то смысл. И они их себе придумывают. Искра электрического света сквозь растаявшую на ресницах снежинку, а не 1-ый полярник. И Теплая ладонь, стирающая изморозь, вместо 2-ой полярник. И смысл приобретается – «определённее как-то всё стало», по мнению Искры электрического света. А то, что они делают из раза в раз через определенные промежутки времени, тоже, оказывается, может наполниться смыслом – теперь всё зависит только от них, ведь, обретя имена, они обрели и смысл в самих себе. Поэтому один говорит другому, что он верит в него, а второй отвечает, что он не подведёт. В финале вновь звучит избитая фраза – «Нового дня глоток», только теперь она приобрела и новое звучание, и новый смысл – способность и желание радоваться жизни, пусть даже и ненастоящей.

Ontology of the Name in M. Dournenkov’s «The Red Cup»

Ser Gregory
bachelor of 4 courses of State Institute of Management, Moscow; Academic Exchange Programme: University of West London, London


Talalova L.N.
Professor of the Department of Russian Language and General Disciplines, State Institute of Management, Moscow, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. Naming convention taken from the point of view of philosophy of name can be defined as an ontological one. «The Red Cup» by M. Dournenkov is chosen as a sample. The ontologization of the name is viewed through the nameless protagonists’ name-entity recognition, thus, it is the acquisition of the sense of themselves and of their being. The article deals with the analysis of the role of poetic name with its semantic background in literary onomastics. The poetonym turns to be the axis of the text.
Keywords: Philosophy of name, semantics of name, postmodernity, anthroponym, singularity of denotative meaning, literary onomastics, poetonym, intertextuality


  1. Безлепкин Н.И. Философия языка в России. К истории русской лингвофилософии. СПб: Искусство СПб, 2001. 392 с.
  2. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб: Наука, 1999. 368 с.
  3. Гончарова О.М. Семантический потенциал имени в русской литературной традиции XIX–XX вв. // Культура и текст. №2 (17), 2014. С. 139-154.
  4. Делез Ж. Различие и повторение. СПб: Петрополис, 1998. 384 с.
  5. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
  6. Деррида Ж. Эссе об имени. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1998. 192 с.
  7. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. С. 627-801.
  8. Степанов Ю.С. Семантическая парадигма («философия имени» как выражение семантического подхода к языку) // Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства). М.: Наука, 1985. С. 8-89.
  9. Фарыно Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.
  10. Флоренский П.А. Имена. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. 330 с.
  11. Helms J. Discourse, Figure by J.-F. Lyotard (Review) // Philosophy and Rhetoric, №46 (1), 2013. Page: 122-130 pages.
  12. Woodward A. Nihilism in Postmodernity: Lyotard, Baudrillard, Vattimo. Aurora, Colorado: The Davies Group, 2009. 324 pages.
  1. Beslepkin N.I. Philosophy of Language in Russia. On the Russian Linguistic Philosophy Genesis. S. Petersburg: Art of Saint Petersburg, 2001. 392 pages.
  2. Boulgakov S. N. Philosophy of Name. S. Petersburg: Science, 1999. 368 pages.
  3. Gontcharova O.M. The Semantic Potential of the Name in Russian Poetic Tradition of XIX–XX c. // Culture and Text. №2 (17), 2014. Page: 139-154.
  4. Deleuze G. Difference and Givenness. S. Petersburg: Petropolis, 1998. 384 pages.
  5. Derrida J. Of Grammatology. M.: Ad Marginem, 2000. 512 pages.
  6. Derrida J. On the Name. М.: Institute of Experimental Sociology; S. Petersburg: Aleteia, 1998. 192 pages.
  7. Losev A.F. Philosophy of Name // Losev A.F. Being. Name. Space. М.: Thought, 1993. Page: 627-801.
  8. Stepanov J.S. Semantic Paradigm («Philosophy of Name» as a Representation of Semantic Approach towards the Language) // Stepanov J.S. In Three Dimensions of the Language (Semiotic Problems of Linguistics, Philosophy, and Art). М.: Science, 1985. Page: 8-89.
  9. Faryno J. Introduction into Literature Study: A Study Book. S. Petersburg: Herzen University Publ., 2004. 639 pages.
  10. Florensky P.A. Names. М.: AST; Kharkov: Folio, 2003. 330 pages.
  11. Helms J. Discourse, Figure by J.-F. Lyotard (Review) // Philosophy and Rhetoric, №46 (1), 2013. Page: 122-130.
  12. Woodward A. Nihilism in Postmodernity: Lyotard, Baudrillard, Vattimo. Aurora, Colorado: The Davies Group, 2009. 324 pages.