Аннотация. В статье раскрываются способы формирования у детей мотивации к творчеству. Приводятся основные принципы обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста. Рассматривается основная роль значимости изобразительной деятельности в психическом и художественном развитии ребенка, раскрывается важность развития художественных способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: творчество, художественные способности, дети младшего школьного возраста, искусство, живопись, графика, творческие способности дошкольников, игровая деятельность, мотивация.

Развитие способности к творчеству необходимо детям младшего школьного возраста. Способности представляет собой совокупность личностных качеств и характеристик, которые помогают учащимся креативно развиваться и постигать искусство.

Развитие художественных способностей детей младшего школьного возраста сложный психологический процесс. К нему относятся такие понятия, как хорошая зрительная память, развитие глазомера, воображение, образное мышление и т.д. У некоторых детей с рождения имеются задатки к занятиям творчеством и художественные способности развиты лучше. Им легче и проще дается обучение в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. П.П.Чистяков – великий русский художник и педагог говорил: «Чем крупнее талант, тем осторожнее нужно учить» [14]. К таким детям нужен особый подход, чтобы их творческое развитие проходило гармонично с их внутренним миром, интересами и стремлениями. Главное правильно совершенствовать то, что у них есть и не сломать их индивидуальность. Талант – это выдающиеся способности в той или иной сфере. Не все дети его имеют, но развить в себе творческие, художественные способности они могут. Многие художники-практики говорят, что талант – девяносто процентов труда и это верно. Чем больше ребенок трудится, имеет высокую мотивацию, тем лучше результат становится со временем. Под руководством профессионального педагога-художника любой ребенок может научиться творческому ремеслу. В процессе занятий искусством вырабатывается много полезных технических навыков. Например, в рисунке добиться красивой штриховки можно обычным механическим повторением. Для развития умения быстро рисовать и фиксировать самые важные особенности модели, необходимы наброски с натуры. Достаточно каждый день делать наброски, усложняя качество быстрых рисунков. Если много работать над набросками и зарисовками с натуры со временем этот навык будет совершенствоваться и перейдет в автоматический, приучит постоянно рисовать и думать над содержанием будущих работ.

Существует много методик и образовательных программ по развитию художественных способностей у детей. В каждом возрастном периоде ребенок имеет свои психофизиологические особенности и по-разному усваивает информацию. Для нашего исследования наиболее интересен период художественного развития детей младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста – это дети в возрасте 6-11 лет. Эти данные основаны на теории психического развития, предложенной Д.Б. Элькониным и Л.С. Выготским. Развитие художественных способностей у детей данной возрастной группы включает в себя несколько этапов: репродуктивный, когнитивный и практический.

Репродуктивный этап включает в себя изучение и переработку готового материала. Например, составление узора из базовых элементов и знаков по предложенному образцу. Данный этап предполагает развитие зрительной памяти и тренировку в составлении композиции, как основной составляющей изображения. В свою очередь без развития композиционного мышления невозможно развить и художественные способности.

Когнитивный этап заключается в усвоении теоретического материала. В него входит знакомство с историей искусств, с творчеством знаменитых художников. У детей на этом этапе формируются критерии оценивания художественных произведений, формируется эстетический вкус.

Практический этап состоит непосредственно из становления и совершенствования творческих навыков путем погружения в мир искусства, выполнения практических работ по живописи и графики. Ребенок знакомится с особенностями различных художественных материалов, с техниками и приемами в рисовании. Например, с техникой алла прима в акварели, которая интересна для изучения особенности акварельной живописи. Она заключается в том, что картина пишется в один прием по предварительно увлажненной бумаге. Также полезно знакомство и с графическими техниками, работа мягкими графическими материалами, углем, пастелью, сангиной, восковыми мелками. Для развития художественных способностей полезна работа с тонированной бумагой. При выполнении рисунка на тонированной бумаге работа обобщается общим тоном листа. Таким образом, рисунки всегда получаются обобщенными и выдержанными грамотно по цвету.

Все три этапа развития художественных способностей детей младшего школьного возраста связаны между собой и не могут проходить один без другого.

Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, эмоциональны, у них активно развивается воображение. Если посмотреть детские рисунки, то можно заметить очень интересные композиции, интуитивные художественные решения, богатые по цвету и содержанию. Это не картины, а целые рассказы и истории на листе бумаги. Многие взрослые художники могут очень долго придумывать композиционное решение будущей творческой работы, а для детей данного возрастного периода это не составляет особого труда. Их живое и яркое воображение не может не восхищать педагогов и художников.

Художественные способности детей младшего школьного возраста могут продуктивно развиваться только в условиях активной творческой деятельности. В связи с этим важно, чтобы ребенок систематически занимался творчеством. Для этого существуют дома творчества, художественные школы и кружки в обычных общеобразовательных школах. Главное, чтобы ребенку нравилось туда ходить. Многие родители записывают своих детей на кружки, без их одобрения и согласия. Может быть, ребенку не нравится заниматься творчеством, зато нравится, например, играть в волейбол, тогда его нужно отдать на кружок по физкультуре. Дети должны получать положительные эмоции от того, чем они занимаются. «Искусство любит, чтобы им вдохновлялись, увлекались», – говорил П.П.Чистяков [14, C. 25]. Творческая деятельность не терпит равнодушия. Она отражает внутренний мир человека, его стремления и идеалы. Каждый творческий человек вкладывает в свое произведение частицу своей души.

Если ребенку нравится художественная деятельность, то он будет стараться добиться в ней успеха. Художественная, творческая деятельность – это деятельность, направленная на создание, хранение и передачу духовных ценностей. Развивая художественные способности детей младшего школьного возраста, мы подготавливаем созидателей, способных креативно мыслить и создавать.

Большую роль в развитии художественных способностей детей младшего школьного возраста играет развитие мелкой моторики рук. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Она является показателем интеллектуального потенциала ребенка. Для того чтобы ее развивать, полезно заниматься такими видами творческой деятельности, как лепка, шитье и вышивание. Ее хорошо развивают все виды декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы художественные способности детей младшего школьного возраста совершенствовались гармонично, нужно сочетать все виды творческой деятельности, проводить разнообразные виды уроков: уроки-беседы, тематическое рисование, рисование с натуры, уроки декоративно-прикладной направленности.

Следует также отметить, что дети младшего школьного возраста в большей степени осваивают новые знания посредством игры. Игровой элемент должен присутствовать на любом занятии по изобразительному искусству. Учителю нужно стараться превратить урок в маленькое представление, только тогда ребенку будет интересно на занятии. Дети младшего школьного возраста имеют рассеянное внимание, которое обусловлено неспособностью долго концентрироваться на определенном виде деятельности. Они любят рисовать, но долго работать над одним и тем же рисунком не будут, у них снизится эмоциональная активность и им попросту станет скучно. За сравнительно небольшой промежуток времени, они могут сделать несколько рисунков.

Наиболее частые ошибки, встречающиеся в рисунках детей младшего школьного возраста это: оставление белых просветов на рисунке, отсутствие фона и линии горизонта, все объекты картины располагаются как будто при виде сверху, отсутствие плановости и перекрытия одного объекта другим.

В.С. Кузин – русский педагог, автор программы для детей младшего школьного возраста по изобразительному искусству, выделил два основных дидактических принципа обучения: преемственности и наглядности [6, 7].

Принцип преемственности заключается в том, что обучение выстраивается по определенной системе, учебный материал преподносится от простого к сложному. Принцип наглядности представляет собой наличие наглядных пособий на занятиях. Учитель должен объяснять новый материал посредством визуализации.

Б.М. Неменский – художник-педагог, автор программ по изобразительному искусству выделял принцип художественного уподобления, как основной принцип творческого восприятия. Он неразрывно связан с чувственным познанием, эмпатией, то есть пониманием искусства на эмоциональном уровне [8]. Просто так скопировать в точности натуру не получится. Художник многое додумывает и вносит свои коррективы, в рамках гармонии и эстетики, собственного понимания натуры. Когда у человека хорошее настроение, он интуитивно подбирает яркие и насыщенные цвета. И наоборот, если в мыслях витают печаль и грусть, то цвета на картинах будут приглушенными и темными. От таких произведений исходит холодность и мрачность. Наиболее заметно это в детских рисунках. По ним сразу можно определить, все ли в порядке у ребенка в его эмоциональных характеристиках. Обычно дети дошкольного и младшего школьного возраста в своих рисунках, выполненных различными живописными материалами, используют чистые и яркие цвета, такие как красный, желтый, зеленый, синий и т.д. Если вдруг ребенок начинает рисовать только черным цветом, или агрессивными сочетаниями цветов и сюжеты его рисунков носят негативный характер, то это все свидетельствует о его плохом психическом состоянии. Дети наиболее ярко и искренне выражают эмоциональный посыл в рисунках.

Искусство неразрывно связано с духовным миром человека. Оно учит, воспитывает, развивает, обогащает. Развивая художественные способности у детей младшего школьного возраста, мы в первую очередь развиваем положительные личностные качества ребенка, возможность эстетически воспринимать окружающую действительность, способность созидать и выражать свои мысли и чувства на листе бумаги.

The development of artistic abilities of children elementary school in the art lessons

Kochetkova E.M.
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Semenova Maria Alexandrovna
Professor, Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. In this article discloses ways of creating children's motivation for creativity. The basic principles of teaching the fine arts of children of primary school age are given. The main role of the significance of visual activity in the mental and artistic development of the child is examined, the importance of developing the artistic abilities of children of primary school age is revealed.
Keywords: creativity, artistic abilities, children of primary school age, art, painting, graphics, creative abilities of preschool children, game activity, motivation.


  1. Буровкина Л.А., Дубровин В.М., Сергеев И.М. Место композиции в современном художественном образовании. Искусство и образование. 2018. № 4 (114). С. 78-84.
  2. Беляков А.А.,, Буровкина Л.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности. Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 212-218.
  3. Валикжанина С.В. Развитие чувства цвета на занятиях по живописи в детской школе искусств. В сборнике: Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса. Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. 2018. С. 252-259.
  4. Выготский, Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. – 573 с.
  5. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция. М.: МГПУ, 2017. Том Часть 2.Практический и методологический аспекты.
  6. Кузин, В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. 303 с.
  7. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. М.: 1998. 334 с.
  8. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Книга для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 240 с.
  9. Ростовцев, Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. 206 с.
  10. Рощин С.П. Моделирование личностно-ориентированного образовательного процесса – важнейшая задача художественной педагогики. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3 (35). С. 141-145.
  11. Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью. М.: Баласс, Начальная школа плюс До и После.2009. №9. С.24-28.
  12. Семенова М.А. Об индивидуально-творческом содействии становлению педагога-художника. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. № 7. С. 1826.
  13. Семенова М.А. Искусство акварельной живописи в формировании профессионализма педагогов изобразительного искусства. Педагогика искусства. 2010. №4. С. 232-239.
  14. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. 53 с.
  1. Burovkina L.A., Dubrovin V.M., Sergeev I.M. The place of composition in contemporary art education. Arts and Education. 2018. № 4 (114). Page 78-84.
  2. Belyakov A.A., Burovkina L.A. Philosophical and pedagogical reflection on the principle of visibility. Bulletin of the Tambov State Technical University. 2010. T. 16. № 1. Page 212-218.
  3. Valikzhanina S.V. Developing a sense of color in painting classes at a children's art school. In the collection: Prospects for the development of the modern cultural and educational environment of the metropolitan metropolis. Materials of the scientific-practical conference of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University. 2018. Page 252-259.
  4. Vygotskij L.S. Psychology of art. M.: Iskusstvo, 1986. 573 pages.
  5. Dubrovin V.M. Osnovy Fundamentals of Fine Arts. Practical composition. M.: MGPU, 2017. Volume Part 2. Practical and methodological aspects.
  6. Kuzin V.S. Psixologiya. Uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M.: AGAR, 1997. 303 pages.
  7. Kuzin V.S. Fine arts and methods of teaching it at school. Textbook. 3rd edition, rev. and add. M.: 1998. 334 pages.
  8. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Kniga dlya uchitelej obshheobrazovatel`ny`x uchrezhdenij. M.: Prosveshhenie, 2012. 240 pages.
  9. Rostovcev, N.N. Picture. Painting. Composition: Reader. Textbook for students of art and graphic faculties. M.: Prosveshhenie, 1989. 206 pages.
  10. Roshhin S.P. Modeling a personality-oriented educational process is the most important task of art pedagogy. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2010. № 3 (35). Page 141-145.
  11. Semenova M.A. Development of creative abilities in the classroom of watercolor painting. M.: Balass, Nachal`naya shkola plyus Do i Posle. 2009. №9. Page 24-28.
  12. Semenova M.A. About individual and creative assistance to the formation of a teacher-artist. Letters to the Issue. Offline: electronic scientific journal.2012. № 7. Page 1826.
  13. Semenova M.A. The art of watercolor painting in the formation of professionalism of teachers of fine arts. Pedagogy of art. 2010. №4. Page 232-239.
  14. Chistyakov P.P. Letters, notebooks, memories, M.: Iskusstvo, 1953. 53 pages.