Научный руководитель: Чернышова Нина Степановна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.1

Аннотация. В данной статье рассматривается технология сотрудничества в качестве эффективной педагогической технологии при подготовке к устному собеседованию в 9 классе. Приведена разработка урока по подготовке к устной части ОГЭ на основе описанной технологии.

Ключевые слова: технология сотрудничества, устное собеседование, коммуникативные навыки, русский язык, речевая деятельность.

Основной государственный экзамен в 9 классе состоит из четырех частей. Первой является устное собеседование, результаты которого показывают, может ли быть ученик допущен к ОГЭ в конце учебного года. Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся: выразительное и грамотное чтение, создание монологического высказывания, участие в диалоге, пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Устное собеседование состоит из двух частей, включающих в себя по два задания.

Часть 1:

  1. выразительное чтение текста;
  2. пересказ заданного текста с включением цитаты.

Часть 2:

  1. построение монологического высказывания;
  2. участие в беседе, основанной на прошлом задании [5].

Устное собеседование требует особой тренировки и подготовки. Практика показывает, что обучающимся чаще всего легче сдать письменную часть, чем устную. Многие ученики не привыкли высказывать свою точку зрения, имеют трудности во время вступления в диалог, не могут грамотно сформулировать свои мысли в устной форме. Это говорит о несформированности их коммуникативных навыков: чтение, письмо, диалогическая, монологическая речь, говорение, аудирование. Определяющее место в коммуникативной компетенции занимает владение коммуникативными умениями и навыками – умением выбирать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации [6, с. 6]. Также важную роль играют психологические и психофизические особенности обучающихся: особенности развития познавательной сферы (мышление, внимание, память); тип нервной системы, ведущее полушарие мозга; ведущий канал восприятия и т.п. Из этого следует, что подготовка к устному собеседованию должна быть такой же частой и активной, как работа с письменной частью. Но учитель сталкивается со следующими проблемами: тренировка требует большого количества времени (15 минут на каждого ученика); обучающиеся не понимают требований к ответу из-за редкой практики. На наш взгляд, использование технологии сотрудничества может определенным образом способствовать решению данных проблем.

Технология сотрудничества реализует партнерство в отношениях между учителем и учеником, демократизм, равенство. Главная цель – достижение результата с помощью совместной работы, где каждый субъект вносит свой определенный вклад. «Особенности данной технологии заключаются в том, что необходимо задействовать каждого ученика с помощью групповой формы работы; исключить соревновательный элемент между группами; группа и каждый её участник должны понимать свою конечную цель и роль каждого участника группы» [1, с. 28]. При использовании такой технологии педагогу необходимо распределить роли обучающихся. Данная технология основывается на следующих принципах:

  • взаимозависимость всех членов группы;
  • личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
  • совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
  • общая оценка работы группы [4, с. 42].

Все члены группы оказывают друг другу поддержку и помощь, осознавая свою зависимость друг от друга. Причем решается задача не только учебного взаимодействия, но и социального. Школьники учат друг друга быть участниками дискуссий, формировать и отстаивать свою точку зрения. Каждому приходится осознавать свою роль в заданной группе, нести ответственность за принятые решения и за других участников группы. Такая технология способствует созданию обстановки взаимного доверия, поскольку ученики объединены общими целями и задачами и стремятся к общему результату.

В своей статье мы представляем разработку первого урока русского языка в 9 классе по подготовке к устному собеседованию с использованием технологии сотрудничества. Перед проведением урока учитель должен убедиться в том, что: все ученики знакомы с форматом проведения и критериями оценивания устного собеседования; каждый знает свои обязанности. Во время урока учитель может лишь помогать ученикам и корректировать их деятельность. Данная разработка является шаблоном: с каждым последующим уроком критерии оценивания, выдаваемые ученикам-экзаменаторам должны усложняться, время, отведенное на ответ ученика-экзаменуемого – сокращаться в зависимости от индивидуальной работы каждого ученика и развития речевой деятельности; роли необходимо чередовать.

Тема: Урок подготовки к устному собеседованию.

Тип урока: урок-практикум.

Обозначим цели урока.

Образовательные:

  1. совершенствовать речевую культуру обучающихся;
  2. систематизировать и обобщить знания о требованиях к сдаче устного собеседования;
  3. совершенствовать знания обучающихся о нормах русского литературного языка.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки работы в паре и коллективе;
  2. развивать навыки монологической и диалогической речи;
  3. развивать навыки осознанного и выразительного чтения текста;
  4. развивать умение создания собственного текста;
  5. развивать творческую, речевую и мыслительную активность.

Воспитательные:

  1. воспитывать правильное отношение к одноклассникам;
  2. воспитывать ответственность как важные качества личности.

Рассмотрим, какие образовательные результаты могут быть достигнуты на данном уроке.

Предметные:

  1. уметь выразительно читать текст, определять роль знаков препинания в тексте;
  2. уметь пересказывать текст, привлекая дополнительную информацию;
  3. уметь излагать свои мысли, соблюдая речевые нормы, нормы орфоэпии и грамматики.

Метапредметные:

  1. уметь анализировать информацию и вычленять главное;
  2. уметь строить монологическое высказывание и участвовать в диалоге.

Личностные:

  1. осознавать себя как личность и как участника коллектива;
  2. овладевать навыками самодисциплины и самоорганизованности;
  3. осознавать ответственность за себя и окружающих.

Рассмотрим ход урока.

I. Организационный момент и подготовка к основной части урока.

Обучающиеся заранее делятся на пары и получают свои роли: экзаменуемый / экзаменатор. Каждый ученик знакомится с личными материалами для работы. Обе стороны получают:

  • текст для чтения и последующего пересказа;
  • цитата, необходимая для включения в пересказ;
  • 3 фотографии, опорные вопросы по выбору для создания монологического высказывания;
  • черновик для пометок.

Ученик-экзаменатор также получает:

  • набор вопросов для выполнения 4 задания – построение диалога;
  • лист с критериями оценивания;
  • правила оценивания ответа;

II. Основная часть.

На данном этапе урока обучающиеся стараются качественно выполнить все задания. Ученик, получивший роль экзаменатора, слушает и оценивает ответ своего партнера по заданным критериям.

Ученик, получивший роль экзаменуемого, тренируется в выполнении всех заданий устной части: чтение и пересказ текста с включением цитаты; создание монологического высказывания; участие в диалоге. По окончании каждого этапа ученики могут проконсультироваться у друг друга и учителя.

III. Рефлексия и подведение итогов.

После выполнения всех заданий учитель просит обучающихся высказаться. Примерные вопросы для рефлексии, направление на понимание эмоционального состояния учеников, могут быть следующими:

  • Что вам показалось наиболее сложным во время сегодняшнего урока?
  • Что вам было делать легче всего?

По завершении рефлексии обучающиеся должны осознать свои умения и навыки, недостатки и достоинства речевой деятельности, собственные проблемы и успехи, трудности восприятия текста.

Подводя итог всему вышесказанному, надо отметить, что подготовка к устному собеседованию требует применения интересных методов, творческого подхода. Обучение должно основываться на принципах сознательности и коммуникативности. Вписывая в традиционные школьные уроки технологию сотрудничества, педагог не только дает возможность обучающимся быть хорошо подготовленными к сдаче первого этапа экзамена, но и помогает развитию их личностных качеств. Также такая форма работы способна оказывать положительное влияние на отношение учеников к экзамену: повышение мотивации, снятие психологического напряжения, развитие уверенности в собственных силах и умениях; формирование правильных партнерских отношений.

Use of cooperation technology in preparation for an oral interview in grade 9

Kudekina E.A.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chernishova Nina Stepanovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences.

Annotation. This article considers cooperation technology as an effective pedagogical technology in preparation for an oral interview in grade 9. The development of a lesson on preparation for the oral part of the MSE based on the described technology is presented.
Keywords: cooperation technology, oral interview, communication skills, Russian language, speech activities.