Аннотация. Данная статья посвящена проблемам обучения педагогически запущенных учащихся 7 классов, находящихся в пубертатном периоде развития. Автор делится своим опытом использования принципов личностно-ориентированного обучения семиклассников.

Ключевые слова: пубертатный период, педагогическая запущенность, личностно-ориентированное обучение.

О пубертатном периоде (от лат. pubertas, pubertatis – возмужалость, половая зрелость) известно и родителям, и педагогам. Этот период выпадает преимущественно на 6-8 классы, но особенно выделяются именно учащиеся 7 классов. В психологии период полового созревания считается временем больших возможностей и больших опасностей, когда ребенок переоценивает себя в физическом и психологическом планах, ощущая свои изменения и новые возможности. Седьмой класс в этом отношении особенный: возникают первые (чаще неосознанные) влечения, появляются новые переживания и потребности. Не находя понимания у родных, подростки замыкаются в себе, теряют доверие ко всем взрослым, «забывают» об учебе, ведь на первый план выходят их внутренние переживания. Подобные ситуации опасны возможным развитием педагогической запущенности ребенка, поэтому педагогам и родителям нужно вовремя обратить внимание на нежелание подростка учиться, которое сопровождается снижением интереса к учебному процессу, снижением мотивации к нему.

А что же делать с детьми, которые к этому возрасту уже стали педагогически запущенными? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, каких учеников можно отнести к этой категории.

В.А. Сухомлинский считал, что каждый ребенок уникален по возможностям своей памяти, уровню наблюдательности и воображения, развитости мышления, их устойчивости и быстроте протекания. Он выделял слабоуспевающих детей по следующим признакам, относящимся к одному общему критерию – неразвитости ума: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствие любознательности, неразвитость эмоциональной сферы.

Такие дети требуют особого внимания педагога и родителя. А учитывая тот факт, что речь идет о педагогической запущенности в пубертатном периоде, внимание к подростку и его проблемам должно быть максимальным. Но зачастую родители и педагоги, сталкиваясь с такой ситуацией, не могут с ней справиться: педагоги испытывают огромные трудности при работе с такими подростками, родители не могут справиться с их воспитанием, а итогом взаимодействия с таким ребенком становится ощущение своей беспомощности и кажущейся некомпетентности (и у педагогов, и у родителей).

В отношении педагогически запущенных детей долгое время не замечались (или игнорировались) педагогические просчеты и ошибки и не применялись меры их своевременной коррекции, поэтому эти ученики требуют пристального внимания педагогов. Такие дети выпадают из процесса нормального обучения и воспитания, лишаются поддержки и помощи как учителя, так и родителей и не могут найти свое место в школьном коллективе и социуме. Поэтому очень важно вовремя выявить педагогическую запущенность и начать работу по ее коррекции.

Но ни в коем случае нельзя считать таких подростков плохими и безнадежными. Этим детям нужен индивидуальный подход для того, чтобы перенаправить развитие их личности в правильное русло. Вот здесь на помощь педагогу и приходит личностно-ориентированный подход в обучении.

Личностно-ориентированное обучение – обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Данный подход основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

Сторонниками данной методики в работе с детьми были многие российские и зарубежные мыслители разных эпох, в том числе Я.А. Коменский, В.И. Загвязинский, Л.С. Выготский, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и многие другие.

Уже в педагогической деятельности Я.А. Коменского можно увидеть положения о том, что необходимо строить процесс обучения и воспитания, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. С исторической же точки зрения развитие методики личностно-ориентированного обучения можно отсчитывать со времен педагогической деятельности К.Д. Ушинского. По его мнению, учет индивидуальных склонностей и потребностей ребенка должен начинаться со всестороннего изучения личности каждого ученика, что позволит педагогу воспитать человека во всех отношениях.

В соответствии с сегодняшними требованиями ФГОС школа должна сделать все возможное для формирования разносторонне развитой личности, позволяет учителям творить самим и раскрывать творческие способности учеников, способствует развитию у них духа сотрудничества. Особенно важно, на наш взгляд, применять это при работе с учащимися 7 классов. Как мы уже сказали выше, основным интересом детей данного возраста является сфера чувств и эмоций. Поэтому и опираться в работе педагог должен на нее.

Уроки русского языка и литературы являются наиболее удобными в этом отношении, ведь на них мы работаем со словом, языком, т. е. мышлением подростка, значит, можем аккуратно его корректировать, проработать слабые места в понимании подростком мира отношений и чувств. На уроках русского языка и литературы мы можем использовать различные упражнения для развития языковой личности и коррекции нежелательных проявлений пубертатного периода.

Уроки русского языка – это самая благодатная почва для формирования и коммуникативной, и ценностно-смысловой, и информационной, и гражданско-общественной, и социокультурной компетенций у детей. Грамотная работа по их развитию поможет разрывающимся, не знающим своего места в мире душам семиклассников найти себя, выделить приоритеты и цели в жизни, научиться общаться с людьми, проявлять свои способности.

Наш опыт работы с педагогически запущенными семиклассниками показывает, что хорошие результаты в развитии личности ребенка дают следующие приемы личностно-ориентированного обучения.

1. Задания, которые можно выполнить разными способами.

Чаще всего мы применяем этот прием при описании картин. Ребятам предлагается описать картину от лица какого-либо изображенного персонажа. Так дети могут выбрать наиболее комфортную для них роль, сопоставив себя с нарисованными героями, учатся искусству эмпатии. Есть здесь и опасность: дети могут выбрать нежелательного для сопоставления с собой персонажа (агрессивного, «забитого», обиженного и т. д.), поэтому учитель должен очень аккуратно подбирать картины, которые предстоит описать таким образом. Во время подготовительной работы к такому сочинению учитель должен проработать с детьми разнообразные ситуации, связанные с персонажами, и проработать их. Здесь можно использовать метод «мозгового штурма», что позволит каждому ребенку быть услышанным (а это одна из потребностей этого непростого возраста), а совсем слабые или «забитые» дети смогут получить своеобразные «наводки» на нужную мысль от одноклассников.

Сюда относятся и задания, которые можно выполнять более рационально (или, наоборот, иррационально), что приучает ребят мыслить. Так, например, при изучении действительных и страдательных причастий нужно показать детям, что тип причастия можно определить по значению (интуитивно, иррационально), а можно – по суффиксам (логическое, рациональное мышление). Поэтому при объяснении материала нужно не только проговаривать, но и максимально визуализировать материал (схемы, иллюстрации, стихотворения-запоминалочки), чтобы у ребят была возможность выбрать удобный для себя способ восприятия и запоминания материала.

2. Задания, направленные на самостоятельную поисковую деятельность, позволяющие детям шагнуть «за горизонт» школьной программы.

Это позволит детям увидеть, что русский язык – это не просто школьный предмет, без него невозможна полноценная жизнь. Здесь можно использовать и проектную деятельность (или ее элементы). Но помним, что перед нами педагогически запущенные дети, поэтому задания нужно давать с учетом их умственных возможностей, а их главный интерес – это сфера чувств и эмоций, поэтому лучше давать задания, касающиеся человеческих отношений и связанных с ними переживаний (например, «Происхождение пословиц и поговорок о дружбе/любви/семье/смысле жизни и их значение», «Общение семиклассников» и все, что близко детям).

Также семиклассники могут попробовать себя в роли учителя. Мы предлагаем своим семиклассникам такой вариант: раз в неделю (можно и чаще) один из учеников готовится к объяснению нового материала. Его задача – найти теоретический материал, хорошие примеры, объяснить другим тему. Дети с воодушевлением берутся за эту работу, т. к. они могут выразить себя, попробовать себя в новой роли, стать заметными, сделать что-то нестандартное. К тому же включается соревновательный момент: каждый хочет объяснить тему лучше других (и даже лучше учителя), что придает ребятам уверенности в себе. Учитель же после такого объяснения лишь обобщает информацию.

3. Задания ситуативно-творческого характера.

Здесь задача ребят – придумать свои примеры, которые могут быть смешными, абсурдными, но главное – чтобы дети научились чувствовать изучаемое явление в речи. Обычно мы на доске пишем схемы предложений, которые нужно составить, разбиваем ребят на пары (они меняются ролями по очереди), где один ребенок придумывает, например, причастный оборот, а другой – основную часть предложения (не совещаясь). После они озвучивают придуманное (принцип игры «Чепуха»). Получается забавно, дети расслабляются, перестают бояться отвечать, сами тянут руки, запоминают эти смешные предложения и могут их в будущем воспроизвести. Похожее можно делать и с распространением предложений, придумыванием сказок и рассказов с использованием определенных конструкций. Важно помнить, что на этом этапе не так важна логика рассуждений, как работа с языковыми конструкциями.

Таким образом, при обучении русскому языку педагогически запущенных учеников 7 класса следует опираться на эмоциональную сторону, убрать страх ошибки, показать, что изучение русского языка может быть веселым, интересным и простым.

Уроки русского языка и литературы неразрывно связаны друг с другом, поэтому перекликающиеся задания по этим предметам дают отличные результаты в плане обучения и воспитания педагогически запущенных учащихся, находящихся в пубертатном периоде развития. Здесь особое значение имеет работа с концептами. На наш взгляд, это основное средство коррекции личности подростка.

С концептами можно работать по-разному.

  1. Устное обсуждение. Семиклассников очень интересует, что такое любовь, влюбленность, дружба, семья, какими они должны быть. Программа по литературе для 7 класса иногда сложна для восприятия педагогически запущенного семиклассника, т.к. жизненного опыта и чувственного восприятия ученикам часто не хватает. Поэтому учителю важно в любом произведении найти то, что можно обсудить с детьми, что затронет их души, пробудит в них интерес к жизни, познанию мира и себя: отношения в семье («Детство» Л.Н. Толстого, М. Горького), убийство отцом сына, предательство ради любви («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя), отношение к животным («Кусака»), судьба человека («В прекрасном и яростном мире» А. Платонова) и т.д.
  2. Написание мини-сочинений. Это позволит и проработать концепт (в классе обсудили устно, а дома написали), и проанализировать произведения. Ребята очень ответственно и заинтересовано относятся к таким темам: «Чем отличаются любовь и влюбленность/симпатия?», «Какими должны быть отношения в семье?», «Почему в семье возникают конфликты?», «Как понять, кто твой друг?», «Хороший ли ты друг?», «Что такое искренность?», «Зачем человеку нужно быть добрым?», «Злом на зло не отвечают. Почему?», «Кого можно считать настоящим человеком?» и т.д.
  3. Работа с притчами, пословицами и поговорками. Их можно использовать для того, чтобы настроить детей на размышления, подготовить к теме урока. Это снова выход за школьную программу, развитие кругозора. Можно использовать провокационные высказывания, чтобы вывести детей на дискуссию, потом поделить их на «согласных» и «несогласных» и устроить дебаты, на которых группы должны отстоять свою точку зрения, опираясь на текст произведения. Важно проследить, чтобы у каждого ребенка в группе была своя роль.

Таким образом, уроки литературы мы можем использовать для объяснения подросткам в пубертате того, что их волнует больше всего, иллюстрируя все примерами из литературы. Это позволит и осваивать программу, и вести работу по коррекции личности, определению жизненных ориентиров.

Обобщая все вышесказанное, сделаем вывод: личностно-ориентированные уроки русского языка и литературы могут помочь педагогически запущенным семиклассникам и освоить программу, и найти свое место в жизни, и справиться со своими переживаниями.

Personal-oriented approach to teaching pedagogically neglected children in grade 7

Filimonova O.V.
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chernishova Nina Stepanovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article is devoted to the problems of teaching pedagogically neglected students in grades 7, who are in the pubertal period of development. The author shares his experience of using the principles of personal-oriented teaching of seventh graders.
Keywords: puberty, pedagogical neglect, personality-oriented learning.


  1. Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. Киев: 1970. 364 с.
  2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М.: 1987. 159 с.
  3. Кондаков М.И., Коротков В.М., Филонов Г.Н. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современная школа. Воронеж: 1981. 240 с.
  4. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М: 1972. 120 с.
  5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: 1980. 352 с.
  6. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: Монография. М.: 2007. 432 с.
  7. Шаталов А.А. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Орехово-Зуево: 2018. 198 с.
  1. Goncharov N.K. Essays on the history of Soviet pedagogy. Kiev: 1970. 364 pages.
  2. Kozlov I.F. Pedagogical experience of A.S. Makarenko. M.: 1987. 159 pages.
  3. Kondakov M.I., Korotkov V.M., Filonov G.N. Pedagogical heritage of A.S. Makarenko and modern school. Voronezh, 1981: 240 pages.
  4. Kochetov A.I. Re-Education of a teenager. M.: 1972. 120 pages.
  5. Krutetsky V.A. Psychology: Textbook. M.: 1980. 352 pages.
  6. Pligin A.A. Personality-oriented education: history and practice: Monograph. M.: 2007. 432 pages.
  7. Shatalov A.A. Problems of family education in the pedagogical heritage of A.S. Makarenko and V.A. Sukhomlinsky. Orekhovo-Zuyevo: 2018. 198 pages.