Аннотация. В статье дается обоснование актуальности применения «Электронного словаря эпохи» в процессе школьного литературного образования в старших классах, описаны результаты педагогического эксперимента и предложены для ознакомления задания, способствующие эффективному усвоению материала образовательного ресурса.

Ключевые слова: словарь эпохи, образовательный ресурс, историко-литературный контекст.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках литературы представляет особый интерес для педагогов-филологов в настоящее время.

На данный момент мы имеем возможность демонстрировать образовательный материал в виде обучающего ресурса в интернете и предлагать для ознакомления во время образовательного процесса.

В этой статье мы описываем «Электронный словарь эпохи» для использования в процессе школьного литературного образования в старших классах. Словарь дает возможность реализовать системно-деятельностный подход, который согласно ФГОС «обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся» [4, с. 183].

Преподавание литературы в старших классах основывается на применении историко-культурологического подхода, отображение которого можно найти в «Электронном словаре эпохи».

Создание словаря обусловлено наличием в рабочей программе по литературе определенной последовательности: старшеклассники изучают школьный курс по периодам, плавно переходя от одного отрезка времени к другому. В каждом периоде наблюдается совокупность авторов и произведений, с которыми знакомятся обучающиеся. «Электронный словарь эпохи» позволит погрузить обучающихся в контекст и атмосферу изучаемой эпохи и предоставить необходимый материал для понимания как периода литературы в целом, так и творчества писателя.

Курс старших классов необходимо подчинить задаче исторической систематизации представлений о развитии искусства слова, показать школьникам основные периоды истории литературы в постоянном соотнесении с современным литературным процессом. Сравнение литературы прошлых эпох с литературой XX в. откроет школьнику живое значение исторических традиций в искусстве и новаторство, своеобразие современной литературы. «Электронный словарь эпохи» – это электронный образовательный ресурс, направленный на реализацию системно-деятельностного подхода в процессе школьного литературного образования в 10-11 классах, обеспечивающий организацию учебного материала как системы и системное изучение периодов развития литературы и творчества писателей, теории литературы на основе организации деятельности обучающихся, их наблюдения и работы с текстами и различными мультимедийными объектами.

Важно отметить, что «Электронный словарь эпохи» содержит историко-литературный контекст и рассчитан на достижение метапредметных результатов обучающихся. Именно благодаря ресурсу школьники приобретают понимание взаимосвязи между учебными предметами и могут использовать эти знания во время фронтальных опросов на уроках или экзаменах.

Словарь предназначен для обеспечения изучения художественного произведения в контексте эпохи. Перед тем, как обучающиеся познакомятся с произведениями, они изучат информацию о событиях, представленную в каждом разделе словаря, т.к. эти события могли поспособствовать написанию того или иного произведения в контексте времени, в котором жили писатели.

Таким образом, «Электронный словарь эпохи» – это электронный образовательный ресурс, направленный на реализацию системно-деятельностного подхода в процессе школьного литературного образования в старших классах, обеспечивающий организацию учебного материала как системы и системное изучение периодов развития литературы и творчества писателей, теории литературы на основе организации деятельности обучающихся, их наблюдений и работы с текстами и различными мультимедийными объектами.

С разработанной нами моделью словаря можно познакомиться, перейдя по ссылке: http://jelektronnyj-slovar-jepohi.mozello.ru. Модель словаря разработана нами на материале модернизма.

«Электронный словарь эпохи» состоит из 6 взаимосвязанных разделов.

В разделе «Дыхание времени» предоставляется возможность ознакомиться с краткой исторической справкой об эпохе (описание «модерна» как термина, появление модернизма в России, яркие личности эпохи, события, которые повлекли переход к эпохе модерна).

«История» – раздел позволяющий узнать о важнейших событиях периода времени (ситуация в стране на период с 1863 по 1930 г., правители, ведущие даты касательно коренных изменений в стране).

В разделе «Культура» можно узнать информацию о формировании и становлении искусства эпохи (великие художники: Михаил Врубель, Валентин Серов, Александр Бенуа).

«Наука» – раздел, в котором описаны весомые научные открытия и выдающиеся личности в этой сфере (Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, П.Н. Яблочков, А.С. Попов, К.Э. Циолковский).

В разделе «Спорт» представлена информация о развитии спорта в выбранном отрезке времени (П.Ф. Лесгафт – автор научной системы физического воспитания, спортивные достижения в эпоху модерна).

Раздел «Литература» содержит в себе объемный материал о выдающихся писателях и об их великих произведениях. Эта часть является основополагающей в структуре «Электронного словаря эпохи, т.к. благодаря информации, представленной на сайте, обучающиеся имеют возможность достичь несколько целей: 1) выполнить задание по разделу («Квиз эпохи»); 2) подготовиться к ЕГЭ; 3) использовать знания на уроках литературы. В разделе представлена информация следующего характера: перелом в развитии литературы, переход к новым направлениям, писатели и поэты: Анна Ахматова, Андрей Белый, Иван Цанкар, Владимир Маяковский, Александр Блок, Николай Гумилев.

На примере литературной эпохи «Модернизм» рассмотрим «Электронный словарь эпохи» в качестве учебной единицы: на сайте в разделах представлен учебный материал, подкрепляемый блоком заданий для лучшего усвоения полученной информации.

Применение словаря можно продемонстрировать на примере интеллектуально-образовательной игры «Квиз эпохи» из блока заданий. Перед игрой обучающимся необходимо изучить материал трех разделов сайта («Культура», «Наука», «Литература»), иначе задания «Квиза эпохи» могут показаться трудновыполнимыми. Ученики получают домашнее задание перед игрой: им необходимо познакомиться с материалами разделов.

На уроке участники делятся на команды по 4-5 человек и отвечают на вопросы. Ведущий озвучивает вопрос, на который в течение 1 минуты обучающимся необходимо дать ответ. Команда, которая готова дать ответ, поднимает руки и озвучивает ответ. Если ответ верный, то участники команды, ответившей верно на вопрос, получают 1 балл, если неверный, то командам дается дополнительное время. По истечении времени ведущий озвучивает и демонстрирует на экране краткую познавательную справку о содержании вопроса.

Например, вопрос, касающийся одного из разделов сайта – «Культура»: «Правда ли, что В.В. Маяковский занимался не только литературной деятельностью, но и живописью?». Участникам дается минута на ответ и предоставляется возможность после окончания этапа узнать краткую познавательную справку о вопросе: «Да. В.В. Маяковский действительно по приезде в Москву поступил в Училище живописи и в 1911–1915 г. создал много работ – от смешных рисунков и шаржей до вполне профессиональных портретов. По воспоминаниям К.Г. Чуковского, сам И.Е. Репин хвалил рисунки В.В. Маяковского, отмечая их реализм. «В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина.

– Я напишу ваш портрет! – сказал великий художник, для любого это была большая честь.

– А я – ваш! – ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника.

– Какое сходство! И какой – не сердитесь на меня – реализм! – заключил Репин» [6, с. 2].

Для того, чтобы ответить на вопрос о Маяковском, необходимо обратить внимание на информацию из раздела «Культура»: «Из русских поэтов к живописи были причастны: В.В. Маяковский, М.А. Волошин».

Также можно привести пример вопроса, касающегося материалов из раздела «Наука»: «Определенному кругу читателей известно, что К.Э. Циолковский отличился в написании научной фантастики. Прочитайте отрывок из его первой повести и озвучьте название:

«Глава 4. На луне оно составляет частое и грандиозное явление… Тень накрывает или всю Луну, или в большинстве случаев значительную часть её поверхности, так что полная темнота продолжается целые часы…» [5, с. 5].

Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на частоту повторения слова «Луна». Это является подсказкой. Соответственно, ответ на этот вопрос: «На Луне». Краткая справка касательно данного вопроса: «В 1887 году Циолковский написал небольшую повесть «На Луне» – свое первое научно-фантастическое произведение. Повесть во многом продолжает традиции «Свободного пространства», но облечена в более художественную форму, имеет законченный, хотя и очень условный, сюжет. Два безымянных героя – автор и его друг физик – неожиданно попадают на Луну. Главной и единственной задачей произведения является описание впечатлений наблюдателя, находящегося на ее поверхности. Рассказ Циолковского отличается убедительностью, наличием многочисленных подробностей, богатым литературным языком» [7, с. 8]. В отрывке Циолковский наблюдает солнечное затмение.

В разделе «Литература» обучающийся узнает информацию, с помощью которой он может сформулировать ответ: «К.Э. Циолковский, отличившийся своими работами в области ракетодинамики, написал ряд научно-популярных произведений, среди которых «На Луне», «Очерки о Вселенной» и др.».

На наш взгляд, интеллектуально-образовательная игра «Квиз эпохи» способствует углубленному усвоению информации, полученной на уроке в процессе изучения «Электронного словаря эпохи», восприятию материала в контексте эпохи в целом, а не отдельного периода, развитию навыков логики, коммуникации и поиска новых решений.

Таким образом, с помощью учебных материалов, представленных в «Электронном словаре эпохи», обучающиеся имеют возможность закрепить изученные сведения о литературной эпохе. Словарь можно использовать в качестве средства организации работы на уроке, с домашним заданием как индивидуально, так и по группам. Словарь может служить источником дополнительной познавательной информации.

На наш взгляд, учебная единица «Электронный словарь эпохи» имеет богатый потенциал не только для однократного обращения, но и для многократного применения в целом. На это обоснование указывают результаты эксперимента.

С целью установления актуальности создания и применения электронного образовательного ресурса «Электронный словарь эпохи» мы провели анкетирование обучающихся 11 класса, познакомив их с разработанной нами на материале модернизма моделью словаря.

В опросе приняло участие 22 ученика 11 класса МБОУ СОШ №6 г. Пушкино в 2020 г.

После того, как обучающиеся познакомились с материалами разработанной нами модели словаря, им было предложено ответить на вопросы анкеты:

  1. Эффективно ли использование электронных образовательных ресурсов на уроках литературы?
  2. Выберите, какие формы представления образовательных ресурсов вы считаете наиболее перспективными?
  3. Заинтересовало ли вас изучение «Электронного словаря эпохи»?
  4. Как часто вы готовы пользоваться данным ресурсом (учитывая постоянное обновление источника)?
  5. Понравилась ли вам информация об эпохе, представленная на сайте?
  6. Удалось ли вам выполнить задание, представленное на сайте после ознакомления с разделом/разделами?
  7. Достаточно ли разделов представлено на сайте для изучения эпохи?
  8. Могли бы вы предложить идею по усовершенствованию данного сайта?

Все обучающиеся, отвечая на вопрос «Эффективно ли использование электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) на уроках литературы?», одобрили использование ЭОР на уроках литературы в школе и готовы самостоятельно работать с предложенным ресурсом. Ответ учеников обозначает заинтересованность в использовании «Электронного словаря эпохи».

Обучающимся было предложено определить наиболее эффективные типы ЭОР: электронная книга (например, А.С. Пушкин «Евгений Онегин» или учебник русского языка с упражнениями), электронный словарь (например, электронный толковый словарь); блог (инициатор блога на единой странице пишет посты на различные образовательные темы); сайт (широкий спектр вариантов, например, «Словарь эпохи», где описаны области деятельности в конкретный период времени); электронная презентация (например, выполненная в программе Power Point); медиа-файлы (картинки, видео, музыкальные файлы).

Наиболее интересными, актуальными и эффективными типами образовательных ресурсов обучающиеся считают «электронный словарь» и «блог». Это означает, что с помощью этих форм обучающиеся лучше воспринимают информацию (рисунок 1).

Формы представления информации на электронном ресурсе

Рис. 1. Формы представления информации на электронном ресурсе

После знакомства с предложенной нами моделью «Электронного словаря эпохи» большинство учеников в ответе на вопрос «Как часто вы готовы пользоваться данным ресурсом (учитывая постоянное обновление источника)?» указали, что при условии регулярного обновления информации они готовы пользоваться ресурсом примерно 1 раз в месяц, 25% выбрали пункт «часто», оставшиеся 25% указали «редко» (рисунок 2).

Готовность использования «Электронного словаря эпохи»

Рис. 2. Готовность использования «Электронного словаря эпохи»

Участники опроса, познакомившись с «Электронным словарем эпохи», в ответе на вопрос «Понравилась ли вам информация об эпохе, представленная на сайте?» указали, что им понравилась информация на сайте. В варианте ответа «Хотелось бы добавить» обучающиеся не предложили дополнительных сведений. По вопросу усовершенствования сайта, обучающиеся предложили улучшить сайт с помощью дизайнерских решений.

Итоги статистического исследования показали, что использование электронного словаря эпохи актуально, данный формат образовательного ресурса способен не только заинтересовать, но и мотивировать к изучению литературы в контексте эпохи. С помощью «Электронного словаря эпохи» обучающиеся могут получать дополнительную информацию из источника в целях самообразования, выполнять задания, способствующие улучшению личностных навыков ученика, в том числе для будущей профессиональной деятельности, готовиться к экзаменам на метапредметном уровне.

«Электронный словарь эпохи» может являться вспомогательным ресурсом во время освоения школьной программы в старших классах. Обучающиеся имеют возможность обращаться к материалам сайта для получения, совершенствования и систематизации знаний по истории и теории литературы, для подготовки к экзаменам, а также для развития информационной компетенции и критического мышления. Результаты опроса показали, что современным обучающимся необходимо разнообразить формы деятельности для усовершенствования уровня имеющихся знаний, и продемонстрировали необходимость создания электронных образовательных ресурсов, которые позволили бы решить данные задачи.

The method of using «The electronic dictionary of the epoch» in the process of literary education of 11-class students

Molina E.O.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurjevna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article presents the relevance of the application of the “Electronic Dictionary of the Epoch” in the process of high school literary education, describes the results of the natural pedagogical experiment and proposes tasks for familiarization with the effective learning of the educational material of the educational resource.
Keywords: dictionary of epoch, educational resource, historical-literary context.


  1. Маяковский: художник и поэт (дата обращения: 15.06.2020).
  2. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. Учебник. М.: 2016. 576 c.
  3. Технологии и методики обучения литературе: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Кохановой. М.: 2011. 248 с.
  4. Убоженко Е.В. Бумажный электронный словарь: достоинства и недостатки // Новые технологии преподавания русского языка в школе и в вузе. Минск: 2011. С. 181-183.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (дата обращения: 15.06.2020).
  6. Циолковский К.Э. На Луне. М.: 1989. 32 с.
  7. Циолковский К.Э.h (дата обращения: 15.06.2020).
  1. Mayakovsky: artist and poet (date of the address: 15.06.2020).
  2. Orlov A.S., Polunov A.Yu., Tereshchenko Yu.Ya. Fundamentals of the course of the history of Russia: Textbook. M.: 2016. 576 pages.
  3. Technologies and methods of teaching literature: Textbook / Ed. by V.A. Kokhanova. M., 2011. 248 pages.
  4. Ubozhenko E.V. Paper electronic dictionary: advantages and disadvantages // New technologies for teaching the Russian language at school and at university. Minsk: 2011. Page: 181-183.
  5. Federal state educational standard of secondary (full) general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated May 17, 2012 № 413) (date of the address: 15.06.2020).
  6. Tsiolkovsky K.E. On the Moon. M.: 1989. 32 pages.
  7. Tsiolkovsky K.E. (date of the address: 15.06.2020).