Аннотация. В статье перечисляются основные особенности художественного воплощения спиритизма в творчестве Брюсова конца XIX – начала XX в. Данный материал может быть полезен для организации проектной деятельности, изучения творчества В.Я. Брюсова на уроках литературы и подойдет для элективного курса студентам бакалавриата и магистратуры филологических факультетов (приблизительная программа курса прилагается). Автором предлагается выделить основные темы дополнительных занятий по выбору.

Ключевые слова: элективный курс для студентов, спиритизм, Ребус, лирическая повесть, роман, эволюция спиритизма.

Попытки спиритического познания мира В.Я. Брюсов отражал как в дневниках [2, с. 1, 7, 8], так и в своем творчестве. Он часто описывал различные сеансы столоверчения и сверхъестественные явления. Традиционно выделяются следующие особенности художественного воплощения спиритизма в творчестве Брюсова конца XIX – начала XX в.: слияние декадентства, любви и спиритизма [1, с. 282]; сложный жанровый синтез текстов конца XIX – начала XX в.; подробное описание спиритических сеансов на основе дневниковых записей, что подчеркивало автобиографизм его произведений; включение в тексты спектра демонологических единиц; многоаспектное рассмотрение образа души (призрака, внутреннего естества человека и т. д.); лейтмотивность и эволюция феномена «спиритизм» от лирической повести «Декадент» (1894) к роману «Огненный ангел» (1907); переход от чистого спиритизма к оккультно-спиритическим темам.

Изучение темы «Спиритизм в творчестве В.Я. Брюсова» может быть предложено студентам филологических факультетов в формате дисциплины по выбору (факультативного курса) (таблица 1).

Идея курса: Вопрос о спиритизме стоит рассматривать в контексте всей русской литературы, т. к. он развивался задолго до В.Я. Брюсова, но только в начале XX в. оформился в отдельное течение в истории и литературе. Важно продумать логику изучения материала: от общего к частному. Сначала надо объяснить студентам суть изучаемого явления, потом выявить, откуда оно пришло в Россию, рассказав, в частности, про Аллана Кардека – родоначальника данного учения, после этого можно перейти к спиритическим обществам нашей страны конца XIX – начала XX в.

Нельзя обойтись без описания журнала «Ребус» как одного из главных трансляторов этой мысли в рассматриваемое время. В данной части курса можно было бы рассказать о трансформации издания из «листка загадок» в «спиритический журнал», т. к. В.Я. Брюсов печатался в нем. Логика переводит нас в русло текстов русских писателей и их статей, фигурировавших на страницах номеров. Как только всё вышеперечисленное будет рассмотрено, можно перейти к творчеству отмеченного в названии дисциплины автора. Основными текстами для изучения будут повесть в двенадцати главах «Декадент» и роман «Огненный ангел» как начинающее и завершающее эту тему произведения. Можно вывести студентов к самостоятельному поиску связей между ними, дав им перечень текстов, анализируемых выше, и попросив представить эволюцию вопроса на основе прочитанных лекций и проведенных семинаров. Промежуточная аттестация дисциплины (зачет) может быть проведена в форме доклада и дискуссии, в ходе которых студент должен будет показать связь общемировой культуры с русской литературой и развитие отдельно взятой темы (спиритизма) в творчестве В.Я. Брюсова.


Таблица 1. Календарно-тематическое планирование.
Элективный курс для студентов бакалавриата филологического факультета
«Спиритизм в творчестве В.Я. Брюсова» (20 академ. часов – 10 тем)


п/п<
Тема занятияВиды деятельностиПланируемые результатыЗадания для студентовПланируемые сроки
1 Вводный модуль:
Что такое «спиритизм».
Аллан Кардек и его учение.
Предпосылки появления спиритизма в России.
Лекция В результате освоения программы у студента должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Общекультурные компетенции (ОК):
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4);
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);
- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);
- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);
- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований (ПК-4);
- готовность к распространению и популяризации филологических знаний (ПК-7);
- владение базовыми навыками доработки и обработки (например, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) текстов (ПК-9);
- проектная и организационно-управленческая деятельность (ПК-11);
- способность организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс (ПК-12)
- 12.09
2 Русские спиритические общества. Ребус - спиритический журнал Лекция, просмотр копий архивных материалов, анализ текстов - 26.09
3 Русские писатели на страницах журнала «Ребус». В.Я. Брюсов на страницах «Ребуса» Лекция, просмотр копий архивных материалов, анализ текстов Внимательно прочесть предложенные тексты из копий архивных материалов 10.10
4 В.Я. Брюсов и спиритизм Лекция, просмотр копий архивных материалов Внимательно прочесть предложенные тексты из копий архивных материалов. К следующему занятию прочитать повесть в двенадцати главах «Декадент» и выделить «маркеры», которые, на ваш взгляд, раскрывают феномен спиритизма в анализируемом произведении 24.10
5 Феномен спиритизма в повести в двенадцати главах «Декадент» Лекция, подробный анализ повести, исторический анализ текста Принести на 6 занятие следующие тексты В.Я. Брюсова: «Демоны пыли» (1899), «О искусстве» (1899), «Папоротник» (1900), «Ламия» (1900), «Оклики демонов» (1901), «В зеркале» (1903) 7.11
6 Эволюция темы спиритизма в творчестве В.Я. Брюсова. Между «Декадентом» и «Огненным ангелом» Лекция, Подробный анализ произведений В.Я. Брюсова: «Демоны пыли» (1899), «О искусстве» (1899), «Папоротник» (1900), «Ламия» (1900), «Оклики демонов» (1901), «В зеркале» (1903), их вовлечение в общий контекст дисциплины Выбрать из пройденных текстов один и проанализировать его на предмет присутствия в нем маркеров феномена спиритизма в творчестве В.Я. Брюсова, включить в анализ ранее пройденный материал и вовлечь текст в общекультурный контекст эпохи.
Прочесть к следующему занятию роман «Огненный ангел».
21.11
7 Феномен спиритизма в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» Лекция, подробный анализ романа К следующему занятию выделить в тексте черты поликультурности и многоаспектности изучаемого произведения. 28.11
8 Феномен спиритизма в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» Лекция, подробный анализ романа К следующему занятию найти в романе признаки слияния оккультизма и спиритизма (образы, мотивы и т. д.) 5.12
9 Феномен спиритизма в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» Завершение анализа романа, подведение итогов, консультация к зачету Подготовиться к зачету, выучить билеты 12.12
10 Итоговое занятие. Зачет Ответы на вопросы по билетам - 19.12

Средства оценки компетенций: анализ текста (групповой и индивидуальный), диалог на семинаре, ответ на итоговый экзаменационный вопрос.

Конкретные ожидаемые результаты изучения курса:

Обучающийся должен

1. знать:

  • основные понятия курса (спиритизм, мистицизм);
  • историю развития русского спиритизма;
  • эволюцию спиритизма в творчестве В.Я. Брюсова;


2. уметь:

  • анализировать текст в рамках изучаемого вопроса;
  • соотносить творчество В.Я. Брюсова со всей русской литературой;
  • вводить русскую литературу в культурный контекст времени;
  • соотносить русскую и зарубежную культуру в рамках изучаемого вопроса;
  • анализировать литературоведческие статьи, посвященные изучаемому вопросу;
  • связывать тексты В.Я. Брюсова магистральной линией;
  • вычленять нужные тексты из всех произведений В.Я. Брюсова для того, чтобы показать развитие спиритизма в его творчестве;

3. владеть:

  • навыками литературоведческого анализа текста;
  • способностью диагностики и оценивания качества своего образовательного процесса;
  • способностью подвести итоги и сделать вывод о развитии изучаемого культурного явления.

 Problems of studying spiritism in the context of early works of V.Y. Bryusov

Polumordvinova A.A.
undergraduate of 1 course of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg

Research supervisor:
Kobrinsky Alexander Arkadevich,
Professor of the Department of Russian Literature of Philological faculty of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg, Ph.D in philology, Professor.

Annotation. The article lists the main features of the artistic embodiment of spiritualism in the work of Bryusov of late XIX – early XX centuries. This materials may be useful for organizing project activities, studying the works of V.Y. Bryusova in literature classes at school and is suitable for an elective course for bachelor’s and master’s degrees students at philological faculties ( the outline of the course program is attached). The author proposes to highlight the main topics of additional elective classes.
Keywords: elective course for students, spiritualism, Rebus, lyric novel, novel, evolution of spiritualism.


  1. Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования и материалы. М.: 1999. 785 с.
  2. Брюсова И.М. (подг. к печ.) Брюсов В.Я. Дневники 1891-1910. М.: 1927. 203 с.
  1. Bogomolov N.A. Russian literature of the early XX century and the occultism. Research and materials. M.: 1999. 785 pages.
  2. Bryusova I.M. (prep. for publishing) Bryusov V.Ya. Diaries 1891-1910. M.: 1927. 203 pages.