Научный руководитель: Коханова Валентина Александровна, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. В данной статье рассмотрены результаты анкетирования учителей и обучающихся современной школы. Автор продемонстрирует различия в восприятии театрально-игровых методов обучения в основной школе.

Ключевые слова: формы работы, приемы театрализации, анкетирование, методика театральной педагогики.

В современной системе образования всё актуальнее становится вопрос – как заинтересовать обучающихся в учебном процессе? Необходимо находить новые формы работы или реформировать уже известные методы обучения предмету, поскольку требования ФГОС направлены на «кардинальные изменения в системе средней и высшей школы, переход от ретрансляции знаний к раскрытию личностного потенциала обучающихся, на подготовку их к жизни в современных социокультурных условиях» [1, с. 10]. На наш взгляд, гуманитарные предметы подразумевают творческие подходы к их изучению. Например, театральная педагогика, как один из методов обучения, позволяет заинтересовать учащихся в изучении не только литературы, но и других гуманитарных предметов. Также она воздействует на эстетическое и культурное воспитание ребенка. Технология театральной педагогики подразумевает разнообразные виды работы с классом, поэтому приемы театрализации могут часто использоваться на различных уроках в классах с разным уровнем подготовки.

Но так ли часто приемы театрализации используются учителями в современной школе? Если нет, то почему? Для получения ответов на эти вопросы было проведено анкетирование учителей русского языка и литературы, учителей английского языка и учителей истории и обществознания ГБОУ города Москвы «Школа № 1164» на тему: «Формы работы и приемы театрализации на уроках в школе».

Данная анкета включает в себя пять вопросов: один вопрос с выбором нескольких вариантов ответа, два вопроса с выбором одного ответа, два вопроса с ответом в свободной форме.

Проведение анкетирования имело несколько целей:

  • выявить отношение учителей к использованию технологии театральной педагогики на уроках;
  • узнать наиболее используемые формы работы на уроках;
  • выявить положительные и отрицательные стороны методики театральной педагогики, по мнению педагогов современной школы.

В анкетировании было задействовано 18 учителей: 7 учителей русского языка и литературы, 5 учителей английского языка, 6 учителей истории и обществознания. На наш взгляд, именно при изучении данных предметов могла бы использоваться технология театральной педагогики.

Для того, чтобы узнать, какие формы работы используются чаще на уроках в современной школе, мы задали вопрос с выбором нескольких вариантов ответа. Учителям были перечислены несколько форм работы, где встречались как традиционные, так и нестандартные формы. Учителя могли выбрать не более трех вариантов ответа. В ходе анкетирования было выявлено, что наиболее популярными формами работы являются работа с учебником (17 учителей), дискуссия (13), составление таблиц, схем (15). Как мы видим, практически все опрошенные указали данные формы работы. По результатам анкетирования вариант ответ «театральные постановки» был выбран только одним учителем русского языка и литературы. Таким образом, можно сделать вывод, что технология театральной педагогики не является часто используемой. Но пока нельзя утверждать, что приемы театрализации не используют совсем.

Поэтому следующий вопрос был направлен именно на выявление того, как часто используют технологию театральной педагогики и используют ли вообще. Вариант ответа «да, использую постоянно» не был выбран ни одним преподавателем. Большая часть опрашиваемых признались, что вообще не используют технологию театральной педагогики (13).

Нам было необходимо выявить причину, почему преподаватели не используют методику театральной технологии. Большая часть ответила, что не хватает времени на ее применение, двое из учителей признались, что считают данную технологию непродуктивной.

Далее нами были предложены вопросы с ответом в свободной форме. Четвертый и пятый вопросы направлены на выявление положительных и отрицательных сторон методики театральной педагогики, по мнению опрашиваемых. Из положительных сторон все учителя выделяли, что с помощью использования приемов театрализации учитель помогает развивать творческие способности и раскрывать творческий потенциал учащихся. Из отрицательных сторон были выделены следующие: не способствует подготовке к итоговой аттестации, занимает много времени, сложнее оценить знания по предмету.

Итак, в ходе анкетирования было выявлено, что учителя в современной школе предпочитают стандартные формы работы. Отношение к методике театральной педагогики неоднозначное. Ее использование, по мнение опрашиваемых, требует большого количества времени и не является самой продуктивной технологией.

Для полноценного анализа восприятия театрально-игровых методов в современной школе необходимо оценить отношение обучающихся к применяемым учителями формам работы на уроках и непосредственно к технологии театральной педагогики.

Нами был проведено анкетирование учащихся 6, 8 и 9-ых классов ГБОУ города Москвы «Школа № 1164» на тему: «Формы работы и приемы театрализации на уроках литературы».

Данный опрос включал в себя шесть вопросов: один вопрос с указанием пола отвечающего, три вопроса с выбором нескольких вариантов ответа, два вопроса с выбором одного ответа.

Проведение опроса имело несколько целей:

  • выявить отношение учащихся к урокам литературы;
  • узнать наиболее используемые формы работы на уроках литературы их учителем;
  • выяснить, какие бы формы работы они хотели бы видеть чаще на уроках;
  • определить их отношение к использованию технологии театральной педагогики на уроках литературы;
  • выявить предпочтения учащихся в литературе, определить круг чтения.

В анкетировании было задействован 91 учащийся, 44 из которых мужского пола, 47 – женского.

Вопрос, с помощью которого мы пытались выявить отношение учащихся к урокам литературы, показал, что бо́льшая часть учащихся считает уроки литературы полезными (63 ученика). Наименее популярным ответом был: «считаю уроки литературы ненужными в системе образования» (3). При этом любимым уроком литературу считают в основном девочки – 39 из 47.

Также анкетирование показало, что предложенные формы работы используются учителем в каждом классе примерно в одинаковом соотношении. Так, наиболее используемыми формами работы на уроках литературы, по мнению учащихся, оказались: комментированное чтение (61), дискуссия (43) и составление схем, таблиц (75).

Но, к сожалению, эти формы работы не совпали с формами, которые учащиеся хотели бы чаще видеть на уроках литературы: театральные постановки (42), викторина (35), творческие задания (нарисовать иллюстрацию, афишу и т. д.) (48).

Как мы видим, учащимся хотелось бы чаще использовать приемы театрализации, хотя, как показало анкетирование, такая форма работы, как и викторина, почти не используются учителем. Менее востребованные формы работы среди учащихся в основном те, которые так часто использует учитель: комментированное чтение (16), составление таблиц и схем (13) и лекция (9).

Вопрос, позволяющий выяснить, хотелось бы учащимся чаще делать инсценировки литературных произведений, показал разное отношение к данной форме работы. Из 91 опрошенных учеников 50 проявляют интерес к театральным постановкам. 41 обучающийся не хотел бы чаще видеть приемы театрализации на уроках литературы.

Несмотря на то, что 41 опрашиваемый ответил, что им бы не хотелось чаще ставить спектакли на уроках литературы, только 18 человек считают данный вид работы бесполезным при изучении художественного произведения. 77 опрашиваемых считают, что инсценирование литературных произведений помогает лучше усвоить материал, понять главную тему и идею произведения.

С помощью последнего вопроса («Какое бы литературное произведение вы хотели бы инсценировать?») мы смогли выявить предпочтения и круг чтения учащихся. Как показал последний вопрос, учащиеся предпочли бы ставить как русскую, так и зарубежную классику. Часть названных произведений были те, которые были уже изучены учащимися ранее на уроках литературы. Встречались также и произведения современных писателей, которые свидетельствуют также о том, что учащиеся читают не только произведения школьной программы.

Итак, в ходе анкетирования было выявлено, что творческие формы работы на уроках литературы, а в частности и приемы театральной педагогики, приветствуются бо́льшим количеством учащихся.

Таким образом, по результатам анкетирования мы можем прийти к выводу, что представления об используемых формах работы на уроке и об использовании технологии театральной педагогики у учителей гуманитарных предметов и обучающихся сильно разнятся. В восприятии учителей современной школы использование приемов театральной педагогики представляется не самым продуктивным методом освоения материала. По словам самих учителей, это связано с недостаточным количеством часов на изучение материала. Поэтому учителя используют такие стандартные формы работы, как работа с учебником, дискуссия и составление таблиц, схем. Результаты анкетирования обучающихся подтверждают, что именно эти формы работы чаще всего используются учителями. К тому же результаты анкетирования обучающихся говорят о том, что им хотелось бы чаще использовать приемы театрализации на уроках. Сами обучающиеся признают, что данная технология может быть полезной при изучении художественной литературы.

Theatre and play methods of teaching in perception of teachers and students of modern school

Rudenko V.V.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kokhanova Valentina Alexandrovna,
Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article considers the results of the survey of teachers and students of modern school. The author will demonstrate differences in the perception of theatre and game methods of education in the main school.
Keywords: forms of work, receptions of theatrical education, survey, method of theatrical pedagogy.