Аннотация. В статье рассматривается проблема познавательного интереса к урокам русского языка в системе ценностных представлений учителя и ученика. Автор анализирует методы и технологии повышения познавательного интереса и мотивации учеников на уроках русского языка. В частности, рассматриваются психологические, психолого-педагогические и лингвистические аспекты преподавания русского языка, использование творческих пособий для формирования лингвистической базы учеников. В статье описаны отдельные способы развития познавательного интереса учеников к лингвистическим знаниям.
Ключевые слова: познавательный интерес, этимология, исторический комментарий, элементы языкознания, учебная мотивация, межпредметная интеграция.
<…> нет ни дурных трав, ни дурных людей.
Есть только плохие полеводы и воспитатели!
Виктор Гюго «Отверженные»
В настоящее время повсеместно среди учащихся наблюдается снижение уровня грамотности. Это связано с тем, что учащиеся практически не читают художественной литературы, уделяя больше свободного времени гаджетам, предпочитая их живому диалогу и дискуссии. Как следствие, у многих учащихся отсутствует интерес к урокам русского языка. Данный предмет традиционно преподается на основе заучивания правил без объяснения причин, почему данное правило сформировалось. Существует огромное количество слов, орфографию которых нужно заучить наизусть (словарные слова), что непродуктивно, т.к. занимает много времени и, по сути, является механическим заучиванием.
Проблема развития познавательного интереса была актуальна во все времена. Еще в XIX в. Н.А. Добролюбов критиковал сухость и формализм обучения: «Самые живые и интересные науки так преподаются, что в них не представляется ничего, что бы говорило сердцу или увлекало воображение» [2, с. 80].
Познавательный интерес в учебной деятельности – это явление психологическое, для которого характерно тяготение к предмету, стремление к новому. Интерес далеко не всегда возникает сам по себе, особенно к школьным предметам, но его всегда можно развить.
Базовыми задачами учителя русского языка являются улучшение грамотности письма и обогащение словарного запаса учащихся среднего звена. Сверхзадачей является формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Выполнить данные задачи без активизации познавательного интереса к изучаемому предмету просто невозможно.
При этом фундаментальные основы, предпосылки и источники развития познавательного интереса недостаточно изучены и, возможно, никогда не будут изучены досконально так же, как и другие процессы человеческой психики. Взгляды ученых на феномен познавательного интереса разноплановы и противоречивы. Возможно, проблема мотивации к обучению сейчас стоит острее, чем 200 лет назад, т.к. раньше образование было привилегией, доступной немногим, а сейчас оно воспринимается как данность или даже пережиток, регулярно возникают рассуждения на тему: зачем загружать умы людей знаниями, ведь такие люди становятся самодостаточными, ими сложно управлять и манипулировать [1]. Действительно, ведь в конце концов под рукой всегда смартфон с Википедией и словарем. Учителя и воспитатели, родители и разработчики образовательных курсов часто сталкиваются с нежеланием детей заниматься познавательной деятельностью. Как сделать познание любимым занятием личности без принуждения и вознаграждения? Неужели в XXI в. все сводится к диджитализации и игровым технологиям?
С точки зрения психолого-педагогической природы феномен интереса традиционно рассматривается в контексте нескольких научных направлений: интеллектуального, эмоционального, волюнтаристского [5, с. 17]. Представители интеллектуального направления исследований связывают суть интереса с умственной деятельностью, познавательными процессами индивида (Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский и др.), сторонники эмоционального направления – с чувством удовольствия и радости (В.Н. Мясищев, Л.Н. Толстой и др.), представители волюнтаристского направления – с волевыми аспектами личности, обусловливающими преодоление трудностей (С.Л. Рубинштейн, Н.В. Елфимова, Ю.Г. Гуревич и др.).
Именно интерес является стимулом познавательной активности, его внутренним мотивом, тем внутренним стержнем, ради которого человек выполняет ту или иную деятельность. В психолого-педагогической науке принято выделять две разновидности мотивов: внешние и внутренние. К внешним относятся желание получить хорошую оценку, хорошо сдать экзамен, поступить в университет, стремление к уважению в классе, поощрению в семье. Внутренние мотивы полностью связаны с деятельностью ученика. Они основаны на свойственной человеку врожденной познавательной потребности, отличаются повышенным интересом к процессу и его результату, желанием развить определенное умение, получить знания.
Задачей учителя является формирование именно внутренней мотивации через сферу интересов и потребностей ученика. Учителю необходимо развить не просто интерес к языку, но интерес к окружающему миру в целом, подчеркнуть связь учебных знаний с явлениями и законами природы и общества.
При этом возникает вопрос: для появления внутреннего мотива должны ли совпасть внешние факторы, потребности и мотивы? На наш взгляд, связь внешних и внутренних мотивов очень важна. Например, задатки и направленность личности на изучение гуманитарных и общественных наук, а также желание поступить в престижный вуз и стать журналистом, для чего ученик стремится получать хорошие оценки и участвует в различных олимпиадах и конкурсах, образуют симбиоз внутренних и внешних мотивов для индивида. Осознание своих мотивов и потребностей может вызвать интерес к предмету. Неосознанная потребность так и останется потребностью, но не интересом. Характеристиками интереса являются эмоциональная привлекательность предмета и осознанность значимости предмета. Интерес охватывает все психические процессы, способствует интеллектуальному развитию, воспитанию волевых качеств личности и превращению знаний в духовный багаж человека.
Эпизодическое переживание интереса, устойчивое эмоционально-познавательное отношение, эмоционально-познавательная направленность личности и, наконец, стойкий личностный интерес представляют собой этапы развития познавательного интереса. Условиями воспитания стойкого познавательного интереса выступают следующие факторы: создание благоприятных объективных материальных предпосылок, обеспечение необходимых знаний, умений и навыков; подготовка психологических предпосылок в виде положительного эмоционального отношения к предмету и понимания его практического значения и перспектив развития [3, с. 141].
Можно проследить путь развития интереса: любопытство, заинтересованность, стойкая познавательная активность, пробуждение научной любознательности и как итог – устойчивая направленность к изучению предмета. Г.И. Щукина выделяет три уровня развития интереса: непосредственный интерес к фактам, интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, интерес к причинно-следственным связям. Самый высокий уровень также связан с элементами исследовательской творческой деятельности. [8, с. 97].
Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая [9, c. 46]. Воспроизводящая активность не характеризуется устойчивостью волевых усилий ученика, интерес к предмету отсутствует. На втором уровне ученик пытается постичь связи между явлениями и процессами, учится интерпретировать знания в новых условиях, самостоятельно пытается найти решение поставленных задач. Характерной особенностью творческой активности является проявление волевых качеств ученика, устойчивый познавательный интерес.
При этом не стоит забывать о современной концепции образования, в основе которой лежит воспитание самостоятельности. Задача обучения в том, чтобы ученик овладел навыком получения знаний самостоятельно, роль учителя здесь лишь в организации, мотивации и координации его деятельности.
Итак, с точки зрения психологов и педагогов, формированию интереса способствуют содержание обучения, процесс познавательной деятельности учащихся и отношения, которые складываются в учебном процессе между его участниками. Основными принципами, которыми должен руководствоваться учитель для формирования у учащихся устойчивого интереса к урокам русского языка и к обучению в целом, являются индивидуальный подход, поощрение познавательной деятельности с целью повышения самооценки, творческий подход к преподаванию, внимание к интересам своих учеников, создание ситуации незавершенности на уроках, позволяющей ученикам формулировать новые вопросы, функциональный подход к обучению, поддержка эмоциональных проявлений, проблемная организация учебного процесса, формирование самостоятельной деятельности на уроках (способность независимо и критически мыслить, решать поставленные задачи, составлять алгоритм действий).
Очень важно создать ситуацию противоречия незнания и знания, что послужит сильнейшим стимулом к познавательной деятельности. В такой ситуации познавательный интерес выступает стимулом для проявления активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Педагогу помогут технологии эвристического обучения, предполагающие освоение знания «через открытие», например, связи между словами и историей, между непохожими, на первый взгляд, словами через поиск исторического корня. Так, этимологическая справка поможет проявиться познавательному интересу учащихся.
При этом получение новых знаний должно проходить в комфортных для учащихся условиях: ученики не должны чувствовать беспокойства или невроза по поводу того, что они не знают, незнание не должно быть чем-то постыдным, их взгляд нужно устремить в плоскость того, что они могут узнать здесь и сейчас. Очень важно развивать уважение в классе, искать прикладную информацию для индивида, привносить элемент новизны, эвристическую направленность знаний.
Эти методы актуальны для учителя любого предмета. К сугубо предметным методам можно отнести лингвистический: введение этимологической пятиминутки и использование исторических комментариев на уроках русского языка. Урок рекомендовано начинать с занимательного рассказа на 3-5 минут об истории происхождения слова (этимологической справки). При подборе материала для исторического комментирования следует большое внимание уделять его практической направленности, использовать такие этимологические сведения, которые проясняют внутреннюю логику современных орфографических, лексических и грамматических особенностей.
Применение на занятиях этимологического анализа и исторического комментирования должно носить систематический характер. Также нужно учитывать возрастные особенности учащихся: материал должен быть доступен для понимания и уровня развития обучающихся конкретного класса. В конце урока (хотя бы один раз в неделю) проводить рефлексию или устную работу в классе на тему этимологии, насколько это интересно ученикам. А также предлагать им самим делиться полученной самостоятельно информацией по этимологии. Учитель сразу поймет эффективность данного приема, ведь наиболее ярко учащиеся выражают эмоции интеллектуальной радости.
Работа с применением этимологического анализа, ориентированная на повышение уровня грамотности и расширение словарного запаса обучающихся, должна проводиться регулярно. Оптимальным вариантом является проведение подобной языковой разминки в начале каждого урока.
Этимологический анализ на уроке предполагает выявление исходного значения слова, установление источника и времени появления слова в русском языке, определение способа его образования от исходной производящей основы, описание изначального морфологического строения слова, его исконных словообразовательных и семантических связей. Установив вместе с учителем, как образовалось словарное слово, содержащее непроверяемую орфограмму, обучающиеся легко усваивают его написание, не прибегая к механическому заучиванию. После анализа методической литературы, предназначенной для занятий русским языком и раскрывающей занимательную сторону процесса обучения (прием занимательности), интерес вызвала книга Ю.В. Откупщикова «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии». В ней в доступной и интересной форме рассказывается о науке этимологии и о происхождении различных слов и выражений.
Не менее важно создавать в процессе обучения игровые ситуации. Лингвистические игры не только смогут разрядить обстановку на уроке, но позволят посмотреть на науку с другой стороны. Например, игра «Древняя Русь», где ученикам предлагается прослушать устаревшие названия предметов, а затем догадаться, о каком современном слове идет речь. Такая игра на уроке не только позволит ученикам провести небольшую разминку, но и узнать много нового из истории языка. Впоследствии все незнакомые слова можно записать в словарь и соотнести их с современными названиями.
Этимология – сложная наука, поэтому не исключено, что при первой неудаче ученики могут вовсе потерять интерес и желание изучать происхождение слов. Поэтому очень важно начать знакомство с простых слов, исторический корень которых прослеживается достаточно четко (вторник – второй, неделя – от не- + делать, «нерабочий день», так на Руси называли воскресенье). Затем уже переходить к наиболее сложным, не забывая при этом подбадривать учеников, поскольку благоприятная атмосфера играет важную роль в успешном проведении приема создания ситуации успеха.
К новаторским методам можно отнести творческие эксперименты, в частности, проект с изготовлением дизайнерских футболок со словарными словами. Дело в том, что в мире дизайна и моды сейчас популярен кириллистический тренд (Гоша Рубчинский, Vetements, Херон Престон и др.) Работу можно организовать так: ученики путем голосования выбирают слова (из списка словарных слов) для принта футболок, шрифт, общую концепцию дизайна. Это, во-первых, улучшает запоминание словарных слов, а во-вторых, повышает мотивацию и расширяет границы применения знаний по русскому языку, также это развивает навыки командной работы, умение договариваться и делегировать полномочия. Ведь учебные знания и умение их применять в нестандартных сферах – это отличный навык для современного мира. Мыслить глубоко и широко – вот главная цель обучения.
При изготовлении таких футболок можно пойти разными путями. Учащиеся могут полностью самостоятельно заняться изготовлением и логистикой футболок (начиная от дизайна, выбора ткани, фасона, поиском подрядчиков для изготовления, возможно даже маркетинговой стратегии для вовлечения большего числа заказчиков в проект и т. д.). Это позволит им окунуться в мир дизайна и развить творческие и предпринимательские навыки, а также финансовую грамотность. Также стоит обратить внимание на благотворительные акции. Например, «Доброшрифт» от Фонда «Подарок ангелу» – это уникальный шрифт, написанный детьми с детским церебральным параличом. Заказывая готовые футболки с таким шрифтом написания словарных слов, класс поможет фонду помощи детям с ДЦП.
Делая выводы, скажем, что познавательный интерес связывает потребности и мотивы личности. Наиболее благоприятные условия возникают, когда учитель создает на уроке проблемную ситуацию, с которой ученик должен справиться самостоятельно. Педагогу важно не просто научить правописанию, но и привести учащегося к пониманию значимости познавательной деятельности, чтобы она приобрела для него личностный смысл, доказать, что интерес способствует умственному продвижению и расширению кругозора.
Учитель, который ставит на первое место развитие познавательной активности ученика, непременно добьется того, что обучающиеся будут готовы к самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике, смогут реализовать свой потенциал. А работа, связанная с этимологией, удачно предложенная учителем, не только сможет пробудить интерес к открытиям в русском языке, но и обогатит словарный запас учеников, повысит грамотность письма, поможет осознанию эстетической ценности родного языка, а также пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования.
Задача учителя, воспитателя, родителей помочь ученику прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), чтобы она приобрела для него личностный смысл, что усилит познавательный интерес. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции у учащегося, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике, воспитание личности, открытой для восприятия и осмысления нового знания, способной в дальнейшем реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал.
Psychological, pedagogical and linguistic methods of development of cognitive interest on lessons of the Russian language
Kosyuga I.V.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Pustovit Marina Yurevna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences.
Annotation. The article considers the problem of cognitive interest on lessons of the Russian language in system of value representations of teacher and student. Author analyzes methods and technologies of increasing the cognitive interest and motivation of students on the Russian language lessons. Author consider the psychological, pedagogical and linguistic aspects of teaching the Russian language, the use of creative tools to form the linguistic base of students. The article describes individual ways of developing students’ cognitive interest in linguistic knowledge.
Keywords: cognitive interest, etymology, historical commentary, elements of linguistics, actual field of novelty, educational motivation, interdisciplinary integration.
- Греф Г. Выступление на экономическом форуме «Если каждый человек сможет участвовать напрямую в управлении, что же мы науправляем?» от 23 июня 2012 г. (дата обращения: 04.04.2020).
- Добролюбов Н.А. Избранные произведения. Л.: 1951. 356 с.
- Иванов П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе. М.: 1955. 222 с.
- Кондратьева О.Н. Этимологический анализ на уроках русского языка как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся среднего звена // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 118-124 (дата обращения: 04.04.2020).
- Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ: 2008. № 3. С. 16-20https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-poznavatelnogo-interesa (дата обращения: 17.04.2020).
- Откупщиков Ю.В. «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии». СПб.: 2005 (дата обращения: 04.04.2020).
- Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык. 6 класс. Часть 1–2 / Под ред. Л.М. Рыбченковой. М.: 2014. 159 с.
- Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. М.: 1959. 245 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: 1982. 209 с.
- Gref G. Speech at the economic forum «If everyone can participate directly in management, what do we manage?» dated June 23, 2012 (date of the address: 04.04.2020).
- Dobrolyubov N.A. Selected works. L.: 1951. 356 pages.
- Ivanov P.P. Spelling Methods of Unstressed Vowels in Primary and Secondary School. M.: 1955. 222 pages.
- Kondratieva O.N. Etymological analysis in the lessons of the Russian language as one of the means of increasing the spelling literacy of middle-level students // Philological class. 2018. № 2 (52). Page: 118-124 (date of the address: 04.04.2020).
- Menshikova E.A. The psychological and pedagogical essence of cognitive interest // Bulletin of TSPU. 2008. № 3. Page: 16-20 (date of the address: 17.04.2020).
- Otkupchikov Yu.V. «To the origins of the word. Stories about the science of etymology». SPb.: 2005 (date of the address: 04.04.2020).
- Rybchenkova L.M., Alexandrova O.M., Zagorovskaya O.V. and others. Russian language. 6th grade. Part 1–2 / Ed. by L.M. Rybchenkova. M.: 2014. 159 pages.
- Shansky N.M. Essays on Russian word formation and lexicology. M.: 1959. 245 pages.
- Shamova T.I. Activization of the teachings of schoolchildren. M.: 1982. 209 pages.