Научный руководитель: Коханова Валентина Александровна, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Данная статья посвящена определению проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В статье представлены результаты двух анкетирований, проведенных среди учеников 6 классов. Первое состоялось после самостоятельного чтения произведения и помогло выявить основные проблемы понимания текста. Второе было проведено после изучения сказки-притчи с помощью метода проектов. Автор статьи делает вывод об эффективности проектной деятельности на уроках литературы.

Ключевые слова: проект, анкетирование, проектная деятельность, творческие способности, ценности, сказка-притча.

Одно из самых известных произведений Антуана де Сент-Экзюпери – сказка-притча «Маленький принц» [1]. Ни одно свое произведение он не вынашивал и не писал так долго. Несмотря на то, что жанр определен как сказка-притча, «Маленький принц» адресован не только детям, но и взрослым. Главное, чтобы эти взрослые не утратили детскую впечатлительность и сохранили способность смотреть на мир широко открытыми глазами.

На первый взгляд, может показаться, что сюжет достаточно прост и не требует детального изучения. Однако это опасное заблуждение. Ведь в своем произведении автор затрагивает тему истинных нравственных ценностей, любви и дружбы, показывает человеческие достоинства и недостатки. И в то же время, благодаря выбранной манере повествования, сказка-притча лишена авторского назидания. Создается впечатление, что Экзюпери ведет с нами доверительный разговор.

Произведение отличает богатый язык, т.к. писатель широко использует множество разнообразных метафор. Но, несмотря на обилие художественных средств, Экзюпери не только выразителен, но естественен и прост. У него своя, не похожая ни на кого, манера повествования – переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Он по-новому говорит о вечных истинах, заставляет читателя задуматься об их подлинном смысле.

Сказка-притча изучается учащимися в 6 классе. Это довольно юный возраст, поэтому велика вероятность того, что они не смогут самостоятельно постичь глубинный смысл «Маленького принца». Поэтому нашей целью является разработка проекта, позволяющего детям лучше понять это замечательное произведение.

Для успешной организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся. В.Г. Маранцман отмечает, что ученикам 6 класса присуще «наивно-реалистическое отношение к искусству». Ребята воспринимают героев как реально существующих людей. Зачастую они не видят автора и не замечают художественного вымысла. Такое отношение помогает шестиклассникам искренне сопереживать герою. Однако задачей учителя является помочь обучающимся увидеть в произведении автора и его позицию, при этом сохранив умение «почувствовать реальность действительности, созданной искусством» [2, с. 31].

На наш взгляд, при изучении «Маленького принца» именно метод проектов позволит достичь указанные выше цели. Во-первых, проектная деятельность подразумевает самостоятельную работу учащихся. Дело в том, что на изучение сказки-притчи отводится всего 2 урока, поэтому самостоятельная внеурочная работа очень важна. Задача учителя – направлять детей и помогать им в случае возникновения трудностей. Во-вторых, проектная деятельность позволяет развивать творческие способности учащихся, что является важной задачей современного образования.

Прежде чем начать работу над проектом, мы решили провести анкетирование учащихся 6-х классов с целью определения степени понимания текста «Маленького принца». Ребятам было предложено ответить на ряд вопросов (см. таблицу 1).


Таблица 1. Анкета для учащихся 6-х классов.

ВопросВариант ответа
Вопросы с выбором ответов:
1. Понравилась ли вам сказка-притча А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю, мне все равно
2 Обитатель какой планеты пришелся Маленькому принцу по душе?
  • Делец
  • Фонарщик
  • Король
  • Географ
  • Пьяница
  • Честолюбец
  • Все
  • Никто
3 Как вы думаете, кого из перечисленных героев можно назвать главным?
  • Змею
  • Фонарщика
  • Короля
  • Всех
  • Честолюбца
  • Лиса
  • Никого
  • Свой вариант: ___________
4 Расположите героев по порядку так, как их встречал Маленький принц:
  • Король
  • Фонарщик
  • Пьяница
  • Лис
  • Географ
  • Честолюбец
  • Делец
Вопросы с развернутым ответом:
1 Почему Маленький принц чувствовал себя несчастным?  
2 Что беспокоило Маленького принца?  
3 Зачем автор перемещает Маленького принца с планеты на планету?  
4 Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу и какую истину напомнил ему?  
5 Для кого написано это произведение?  

В анкетировании приняли участие 45 учащихся 6-х классов. Результаты показали, что произведение понравилось 35 учащимся, что составляет примерно 78 % от всех участников анкетирования. 6 ребят (13 %) сказали, что им не понравилось данное произведение. Еще 4 ученика (9 %) выбрали вариант «не знаю, мне все равно». Однако на основании ответов, мы можем сделать вывод, что сказка-притча «Маленький принц» вызывает интерес у учащихся. Значит, выполнять проектную работу по данному произведению они будут с удовольствием.

Анкетирование также позволило выяснить, что практически все учащиеся (42 ученика – 93 %) считают, что сказка-притча написана для детей. Это говорит о том, что они не слишком серьезно относятся к данному произведению, считая его детским, и о том, что ученики невнимательно читали текст, потому что сам автор указывает в качестве адресата взрослых.

На другие вопросы тоже были даны очень неточные ответы. Никто из учащихся не смог сказать, почему Маленький принц чувствовал себя несчастным. А 39 опрошенных (86 %) считают, что автор перемещал героя с планеты на планету, потому что ему было скучно.

К сожалению, только 7 учащихся (16 %) смогли расположить жителей планет в том порядке, в котором с ними знакомился главный герой.

В качестве главных героев Маленького принца большая часть учащихся (40 учеников – 89 %) отметила «всех». Остальные либо не знали, как ответить на данный вопрос, либо выбирали вариант «никого». Также обучающиеся практически единогласно (43 ученика, то есть примерно 96 %) решили, что Маленькому принцу не понравился ни один житель планет. И только 2 ученика выбрали вариант «Фонарщик».

Необходимо также отметить, что 39 учащихся, а это 86 %, назвали в качестве секрета, который Лис открыл Маленькому принцу, то, что «мы в ответе за тех, кого приручили». И лишь 3 ученика (примерно 7 %) вспомнили другую важную истину: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...». Еще 3 обучающихся ответили «не знаю».

Результаты анкетирования показали, что учащимся нравится произведение, но они не осознают его глубинный смысл. Ученики смогли понять только то, что лежит на поверхности. Полученные результаты как раз и доказывают наши рассуждения о трудности восприятия данного произведения. Следовательно, задачей, которую мы себе поставили, является помощь в постижении философского смысла сказки-притчи «Маленький принц» посредством применения метода проектов.

При подготовке проекта мы постарались сделать подачу материала не только информативной, но и творческой, исследовательской. Классы были поделены на несколько групп, каждая из которых получила свое задание. В ходе реализации проекта мы познакомились с биографическими данными автора, проанализировали образы жителей планет, пытались лучше понять Маленького принца и цель его путешествия. Способы оформления результатов своей деятельности учащиеся выбирали самостоятельно.

После реализации проектной деятельности при изучении произведения мы провели повторное анкетирование.

Результаты анкетирования не могут не радовать. Большей части учеников 6-го класса (43 ученикам – 96%) произведение понравилось. Две девочки (4%) объяснили свое отрицательное отношение к сказке-притче тем, что им не понравился конец. Конец плохой – плохое произведение. Но такая реакция, на наш взгляд, свидетельствует о том, что они прониклись этим произведением, а значит, оно их заинтересовало.

После изучения сказки-притчи обучающиеся стали иначе смотреть на адресата произведения. Так, 89 % опрошенных поняли, что произведение написано для взрослых и детей.

Равное количество учеников (по 31 %) назвали основными причинами несчастья Маленького принца обман розы и тоску по ней. И один, и другой ответ связаны с розой, значит, большинство учеников верно поняли героя.

Работа над проектом помогла определить истинную цель путешествия Маленького принца. Большая часть опрошенных (36 %) отметила, что, общаясь с жителями других планет, герой познавал себя, свой характер: какие ценности он принимает, а какие отвергает.

36 учеников, что составляет 80 %, смогли расположить жителей планет в том порядке, в котором с ними знакомился главный герой. Данные результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся очень внимательно читали текст. Они стали обращать внимание на всех героев, потому что поняли их важность в жизни Маленького принца. Так, 44 ученика, а это 98 %, указали, что Маленькому принцу пришелся по душе Фонарщик.

Результаты повторного анкетирования показали, что учащиеся стали более серьезно относится к тексту произведения. И теперь «Маленький принц» для них не просто мультфильм или сказка для детей, а серьезное философское произведение, которое не каждый может понять.

Применение метода проектов при изучении сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» помогло не только глубже понять произведение, но и развить творческие способности обучающихся. Ребята получали удовольствие, открывая что-то новое для себя и своих одноклассников. В самом начале проектной работы ученики были настроены довольно скептически. Им казалось, что они все прекрасно поняли, ничего интересного в произведении нет, обычная детская сказка. Однако после работы над проектом практически все говорили, что их мир перевернулся.

Таким образом, мы считаем, что метод проектов помог обучающимся не только постичь философский смысл сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», но и творчески подойти к выполнению заданий.

Problems of understanding fairy tale-parable of A. de Saint-Exupéry «Little prince» by grade 6 students

Kazakova M.R.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kokhanova Valentina Alexandrovna,
Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is focused on the identification of the problems encountered by the students in the study of Antoine de Saint-Exupéry’s tale-parable «Little prince». The article presents the results of two questionnaires conducted among six-grade students. The first questionnaire took place after an independent reading of the work and helped to identify the main problems of comprehension of the text.
The second one was conducted after studying the tale-parable through the project method. The author of the article concludes on the effectiveness of the project activity in the literature lessons.
Keywords: project, questionnaire, project activity, creativity, values, fairy tales.