Аннотация. В статье рассматривается использование лэпбука как инновационного средства в процессе обучения литературе. Применение данной технологии на уроках обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, успешную социализацию обучающихся. Описана технология создания данного средства обучения.

Ключевые слова: лэпбук, средство обучения, проектная деятельность, творчество.

Одной из значительных проблем современного школьного литературного образования является проблема чтения русской классики, в том числе и военной. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом кроются не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь.

В процессе изучения литературы, помимо объективных проблем, связанных с минимальным количеством уроков, отведенных на обзорное изучение произведений о Великой Отечественной войне, могут возникнуть субъективные, частные проблемы, связанные с уровнем патриотического самосознания, уровнем развития класса, настроением обучающихся в момент изучения определенной темы и т. д.

В программе 11 класса отводится минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Есть круг обязательных текстов, а есть обширный список рекомендованных текстов и авторов, из которых автор программы, учебника или сам учитель должны выбрать несколько для изучения. Так, на изучение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» в 11 классе отводится всего лишь один час – при всей глобальности и масштабности произведения.

Военная проза Васильева – особенная, узнаваемая. Его произведения являются одними из самых пронзительных по своему лиризму и трагичности. По его сценариям и повестям было снято достаточно большое количество фильмов. Безусловно, его творчество заслуживает подробного и углубленного изучения в школе, но, к сожалению, школьная программа не предоставляет такой возможности.

Перед учителем встает трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы вызвать интерес к истории страны, желание продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. Усовершенствование традиционных форм обучения и поиск новых форм, методов, средств, наиболее эффективных для образовательного процесса, также является актуальной проблемой.

Одним из способов достижения этой образовательной цели является использование на учебных занятиях технологии создания лэпбука.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Лэпбук – достаточно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали в Америке. В России технология лэпбук является новой и пока еще не получившей широкого распространения. Но на данный момент лэпбук – это самая популярная технология домашнего обучения, используемая по всему миру.

Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с карманами, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме. Это отличный способ выполнить исследовательскую работу, в процессе которой обучающийся закрепит и систематизирует изученный материал, а применение папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что чаще всего такие папки применяют в ДОО или в начальном образовании, но нужно отметить, что данную технологию с не меньшей эффективностью можно использовать и в обучении старшего школьного возраста. В этом случае у лэпбуков есть несколько явных достоинств: оригинальная форма организации учебного материала, отличающаяся от коллажей, конспектов; возможность задействовать сразу несколько органов чувств – зрение, тактильные ощущения; творческий результат индивидуальной или групповой работы обучающихся; самостоятельный процесс создания, который дает возможность самостоятельно найти творческое решение и повторить материал, узнать новую информация в ненавязчивой форме. Лэпбук можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Помимо этого, домашнее задание тоже целесообразно связать с наполнением такой папки. Кроме того, учитель имеет возможность создать кармашек «рефлексия» и после ее проведения собрать данные папки. Они с легкостью входят в сумку или рюкзак и поэтому их не затруднит взять домой и проверить качество выполнения домашнего задания, а также посмотреть результаты рефлексии обучающихся.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того, роль педагога в такой работе сводится к минимуму: он является не источником информации, а тем фактором, который подталкивает обучающихся к совершению открытий.

Создание лэпбука проходит в несколько этапов:

  1. выбор темы лэпбука;
  2. составление плана;
  3. создание макета;
  4. создание шаблона;
  5. выбор материалов и инструментов и оформление.

Что касается изучения личности и творчества Б.Л. Васильева, лэпбук является подходящей технологией для реализации образовательного процесса. Нужно отметить, что лэпбук не обязательно должен иметь бумажный формат. Такие программы, как PowerPoint и электронный ресурс Prezi.com, располагают к созданию подобного вида проекта.

Лэпбук может быть применен как при изучении биографии писателя, так и отдельных его произведений. Данная технология подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда обучающиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но, создавая лэпбук, они должны детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Ознакомившись с технологией изготовления лэпбука, можно сделать вывод, что это творческий процесс, в ходе которого обучающиеся участвуют в поиске, анализе и сортировке информации и легко приходят к конечному результату, т.е. созданию проекта. Работа по созданию лэпбука направлена на развитие творческого потенциала обучающихся, учит мыслить и действовать креативно, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Таким образом, считаем целесообразным использовать лэпбуки в процессе изучения творчества Б.Л. Васильева. Информация лучше всего запоминается тогда, когда она эмоционально окрашена. Такая папка имеет явное преимущество: обучающийся не только запоминает материал, но и самостоятельно углубляет свои знания, наполняя содержание своей папки.

Lapbook technology in literature lessons devoted to the stady of B.L. Vasilyev’s creativity

Zverkova A.S.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kanunnikova Irina Alekseevna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article discusses the use of a lapbook as an innovative tool in the process of study literature. The use of this technology in the lessons ensures the growth of creative potential, cognitive motives, enrichment of forms of interaction with peers and adults in cognitive activity, and successful socialization of students. The technology for creating this learning tool is described.
Keywords: lapbook, educational tool, project activity, creativity.


  1. Калашникова Н.И., Трухачёва Л.В. Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности: Методические рекомендации. Смоленск: 2018. 24 с.
  2. Карнюшин В.А. Изучение «малой прозы» Васильева. Смоленск: 1998. 72 с.
  1. Kalashnikova N.I., Trukhacheva L.V. Guidelines «The practical application of laptop technology in pedagogical activities». Smolensk: 2018. 24 pages.
  2. Karnyushin V.A. The study of «little prose» by Vasiliev. Smolensk: 1998. 72 pages.