Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим и практическим аспектам использования интерактивной технологии «Дебаты» для формирования коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: ИКТ, методика преподавания русского языка, коммуникативная компетенция, интерактивные технологии.

В настоящее время одним из приоритетов школьного образования является воспитание человека, стремящегося к реализации всего своего потенциала, готового к восприятию нового опыта, способного на свободный (ответственный и открытый) выбор в различных ситуациях. Воспитание личности представляется невозможным без обучения учащихся решению различных коммуникативных задач посредством всех доступных языковых средств.

Исследователи Е.А Быстрова, С.И. Львова, Л.В. Черепанова в своих работах связывают компетенцию с совокупностью специальных общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности [1, с. 46].

Коммуникативная компетенция – это умение пользоваться всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Данная компетенция подразумевает умение использовать язык в различных речевых ситуациях, соотносящихся с опытом и психологическими особенностями обучающихся.

Коммуникативная компетенция включает в себя ряд компонентов:

  1. лингвистический компонент – оформление речи, включающее в себя лексику и грамматику;
  2. социолингвистический компонент – умение использовать языковой материал, подходящий контексту;
  3. дискурсивный компонент – корректное построение текстов в форматах монолога и полилога;
  4. прагматический компонент – умение достигать цели, что отвечает за передачу и восприятие смысла;
  5. социальный компонент – умение ставить себя на позицию собеседника и способность выстраивать речь исходя из гуманистических соображений.

Формирование коммуникативной компетенции возможно исключительно при условии использования деятельностного подхода, т.к. именно он способствует развитию самостоятельности и творческой активности каждого ученика. Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность учащегося и учителя, осуществляемую под руководством последнего, а затем самостоятельную в «зоне ближайшего развития» [2, c. 35-47].

В педагогике выделяются две категории методик, рассчитанных на письменную и устную коммуникацию.

Первый блок методик, направленный на формирование письменной формы коммуникативной компетенции, включает в себя ролевые игры (писатель – читатель), написание статей, написание комментариев к учебным работам одноклассников, создание письменных интервью с заблаговременной подготовкой вопросов.

Второй блок методик, ориентированный на устную форму, содержит учебные диалоги, подготовку докладов, учебных проектов, обсуждения, диспуты, дискуссии, дебаты, а также подготовку выступлений для защиты учебных исследовательских работ.

Исходя из вышеназванных методик можно сделать вывод, что активатором речевой деятельности обучающихся служат нетипичные формы занятий: практикумы, исследования, семинары, защиты проектов. Также высокую эффективность демонстрируют методики использования элементов технологий проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

Имея опыт работы в физико-математической школе, мы обратили внимание на некоторые психологические особенности ее учеников.

Во-первых, главный навык, который вырабатывается у математиков, – гибкость и эффективность в работе с понятийным аппаратом. И навык этот имеет гораздо большее значение, нежели это может показаться на первый взгляд. Математики постоянно стараются найти лучшие и наиболее полезные значения каждого используемого ими слова. Они нуждаются в логической точности, т.к. работают в мире понятий, которые можно однозначно подтвердить или опровергнуть. И если какое-либо понятие имеет «смысловую завершенность», то оно обязательно должно быть определено.

Математик, утверждая что-либо, как правило, старается сформулировать базовую идею максимально просто с целью донести ее до других людей. Часто бывает, что смысл используемых в формулировке выражений может оказаться неясным для далеких от математической терминологии людей.

Такие ситуации наглядно демонстрируют, насколько нужна помощь педагога в формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом направлении. Анализируя вместе с учениками написанные ими тексты, задаем следующие вопросы: «Что означают эти слова в данном контексте?», «Какие очевидные попытки редактирования уже были предприняты и отклонены и почему?». Школьникам очень важно иметь достаточно времени на подготовку любого текста. Тогда результат работы будет устраивать самого ученика с точки зрения логики и точности. Далее нам остается только отредактировать вместе с ним текст, отмечая речевые ошибки. Эти указания и дополнительные системные объяснения о правильном употреблении слов и выражений со временем, уже в старших классах, формируются в сознании обучающегося в единую систему, в результате чего в созданных им текстах практически нет ошибок.

В своей педагогической практике мы выявили высокую эффективность формирования коммуникативной компетенции при использовании интерактивной технологии «Дебаты». Несомненно, применение данной технологии требует очень серьезной подготовки и большого количества времени на проработку каждого аспекта урока, однако обучающимся данная технология подходит идеально и позволяет получить колоссальный прогресс в формировании коммуникативной компетенции.

Остановимся подробнее на каждом из этапов подготовки.

Этап личной предподготовки производится учителем до урока и включает в себя следующее.

  1. Создание презентации для учеников, где дается объяснение понятий «дебаты», «речи оппонентов», «команда отрицания», «команда утверждения», «правила поведения», «аргумент» и описываются правила построения аргумента (см. рисунок 1).
  2. Пример объяснения

    Рис. 1. Пример объяснения

  3. Подбор пула интересных для данного возраста и направленности личности тем. Этот пункт допустимо делать совместно с учащимися. В этом случае школьники заранее предлагают свои варианты темы. Затем предложения учеников и идеи учителя аккумулируются в единый «документ».
  4. Выбор формата дебатов и подготовка информации для обучающихся по особенностям данного формата (см. рисунок 2).
  5. Пример демонстрации формата

    Рис. 2. Пример демонстрации формата

  6. Подготовка графика работ на следующих этапах, включение его в презентацию.

Этап общей предподготовки начинается с начала цикла уроков, посвященных дебатам. Обозначим его составляющие.

  1. Представление общей презентации обучающимся.
  2. Раздача дополнительных материалов, касающихся особенностей формата.
  3. Выбор темы совместно с учащимися. На этом этапе мы обычно предлагаем каждому ребенку вычеркнуть одну тему из списка предложенных. Оставшаяся последней тема и будет темой дебатов.
  4. Выбор восьми человек из обучающихся, которые впоследствии будут спикерами на дебатах. Разделение выбранных обучающихся на команды отрицания и утверждения.
  5. Распределение ролей среди оставшихся учеников. Их задачами станут подготовка места проведения, создание презентаций по прошедшим дебатам, подготовка промо-материалов и пр.
  6. Для каждой команды спикеров учитель готовит командный документ Google. Документ состоит из разделов: «задания к первому занятию», «дефиниция», «мысли», «задачи», «аргументы», «доказательства аргументов», «речи», «возможные опровержения наших аргументов», «восстановление опровергнутых аргументов», «возможные аргументы противников», «опровержение аргументов противника» (см. рисунок 3).

Структура документа

Рис. 3. Структура документа

Затем обычно несколько занятий отводится на этап подготовки к дебатам. В процессе подготовки учащиеся работают в группах согласно своим задачам.

На первом занятии используются следующие работы.

  1. С каждой командой спикеров учитель работает в командном документе. На первом занятии обычно заполнятся разделы «дефиниция», «мысли», «задачи», «аргументы». Таким образом, к концу занятия у обучающихся есть 3–4 грамотно сформулированных аргумента (см. рисунок 4).
  2. Пример аргументов

    Рис. 4. Пример аргументов

  3. С обучающимися, занятыми «сопутствующими» задачами, учитель разрабатывает необходимые материалы.
  4. Со всеми учениками обсуждаются задачи, которые необходимо будет сделать самостоятельно до следующего занятия.

Обычно с командами спикеров мы договариваемся о том, что к следующему занятию они должны заполнить разделы «доказательства аргументов», «возможные опровержения наших аргументов», «восстановление опровергнутых аргументов», «возможные аргументы противников», «опровержение аргументов противника».

На втором занятии работа идет аналогично первому, но с командами спикеров прорабатываются и корректируются заполненные ими дома разделы. Итогом становится подготовленный командный документ и готовые к дебатам обучающиеся (см. рисунок 5).

Пример доказательства одного из аргументов в рабочем документе

Рис. 5. Пример доказательства одного из аргументов в рабочем документе

На третьем занятии обычно проводятся сами дебаты. Составляющие этого этапа:

  1. организационные моменты, в которых участвуют и ученики, и учитель, на ком лежали эти функции согласно распределению ролей;
  2. непосредственно сами дебаты;
  3. определение победителей дебатов (победитель может определяться как непосредственно учителем, так и голосованием среди всех обучающихся, не являющимися спикерами).

После третьего занятия с группой, ответственной за пост-релиз и презентацию по прошедшим дебатам, необходимо проговорить задачи и проконтролировать выполнение. После чего дебаты можно считать успешно прошедшими.

В заключение хотелось бы отметить, что использование интерактивных технологий в формировании коммуникативной компетенции обучающихся физико-математической школы является крайне эффективным. Проведение всего нескольких подобных циклов занятий за год помогает школьникам намного увереннее чувствовать себя в различных речевых ситуациях. Такие занятия позволяют учителю поработать с каждым отдельным учеником над решением определенных проблем, что в дальнейшем поможет и вовсе устранить возникающие трудности. Все это способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Formation of communicative competence of students of the 5th grade of physical and mathematical school using interactive technologies

Surina L.D.
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Pustovit Marina Yurevna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences.

Annotation. This article is devoted to theoretical and practical issues of using interactive technology «Debates» to construct communicative competence.
Keywords: ICT, methodology of teaching Russian language, communicative competence, interactive technology.


  1. Быстрова Е.А., Львова С.И., Черепанова Л.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. СПб.: 2009, 176 с.
  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. М.: 2007. 132 с.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.А. Дика, А.В. Хуторского. М.: 2002. С. 135-157.
  1. Bystrova E.A, L’vova S.I., Cherepanova L.B. Communicative Culture. From Communicative Abilities to Social Responsibilities. SPb.: 2009. 176 pages.
  2. Sergeev I.S., Blinov V.I. How to aprobe competence approach at the lesson. M.: 2007. 132 pages.
  3. Khutorskoy A.V. Key Competence as a Component of personally Oriented Paradigm of Education // A Student at a refreshing school: Collection of scientific works / Ed. by Yu.A. Dik, A.V. Khutorskoy. M.: 2002., Pages: 135-157.