Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей личностно-ориентированного урока, рассмотрению личностно-ориентированных заданий на уроке литературы в 10 классе на примере изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», позиции при разработке личностно-ориентированного урока.

В последние годы большинство учителей в стране последовательно осваивают теоретические основы и технологии использования личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Многие учителя и директора учебных заведений считают этот подход одним из самых эффективных, «плодотворных» и современных в педагогической работе.

Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом факторов. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует того, чтобы становление человека не стало социально типичным, а, наоборот, оставалось индивидуальным – это позволяет ребенку оставаться собой в быстро меняющемся мире. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешние учащиеся характеризуются прагматизмом мышления и независимостью, что, в свою очередь, побуждает учителей использовать новые и более эффективные методы взаимодействия с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации взаимоотношений детей и взрослых. Отсюда очевидная необходимость построения личностно-ориентированных систем профессионального обучения и воспитания студентов. Однако осознания целесообразности и необходимости применения этого подхода недостаточно для его реализации.

По мнению И.С. Якимской, личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [3].

Реализация личностно-ориентированного обучения возможна с помощью педагогических технологий, ориентированных на личность, и путем переоценки профессиональных позиций учителя.

Следуя логике И.С. Якиманской, можно выделить несколько позиций, которые должен учитывать педагог при разработке личностно-ориентированного урока [3].

1. Опора на субъектный опыт.

При организации индивидуального занятия профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважать каждое высказывание учащегося относительно содержания обсуждаемой темы. Учитель должен учитывать не только то, какой материал представить, но также и то, какие существенные свойства этого материала возможны в субъективном опыте учащихся (в результате их предыдущего опыта с разными учителями и их собственной жизненной деятельности). Преподавателю нужно подумать, как обсудить «версии» детей не в строгой форме (правильно или неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить ответы детей, выделить и поддержать те, которые наиболее соответствуют теме урока, целям и задачам обучения. В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», говорить о теме и, не опасаясь ошибок, предложат свои варианты для содержательного обсуждения.

2. Знание психофизических особенностей.

Выбор дидактического материала для урока требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Преподаватель должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением. Ученику нужно предоставить возможность продемонстрировать индивидуальную изобретательность в работе с учебными материалами.

3. Роль равноправных партнеров.

Задача учителя построить учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя, дать учащимся возможность проявить себя в индивидуальной работе, работе в группах.

Следует отметить, что внедрение личностно-ориентированного обучения в современной школе вызывает определенные трудности по нескольким причинам. Вот некоторые из них.

  • Из-за большой наполняемости групп учащихся в классе учитель часто не имеет возможности рассмотреть индивидуальные особенности каждого учащегося, не говоря уже о том, чтобы выстраивать обучающие воздействия на основе субъектного опыта каждого ребенка.
  • Ориентирование в процессе обучение на учащегося со средним показателем знаний.
  • Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.
  • Необходимо уделять «равное» внимание всем учебным предметам – как тем, которые важны для ребенка, так и «нелюбимым» предметам.
  • Преимущество оценивания знаний умений и навыков, а не потраченных усилий ученика на овладение содержанием образования.

Рассмотрим применение личностно-ориентированных заданий на уроке литературы в 10 классе при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

На изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» отводится 7-8 часов, распределить их можно следующим образом.

1-й урок. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Замысел романа, историческая обстановка в стране и как она отражена в романе».

Задание для учащихся на уроке может быть в форме конспекта, где ученики выделяют особенности романов И.С. Тургенева. Также учащиеся могут найти портретную характеристику героев, определить, каков стиль общения Евгения Базарова, Аркадия и старших Кирсановых, каковы манеры говорить и одеваться.

2-й урок. Герои романа.

Учащиеся предварительно дома читают часть романа, где отмечают основные характеристики героев. На уроке ребята пишут мини-сочинение, в котором характеризуют героев самостоятельно и выражают свою точку зрения по поводу персонажей романа. Конец урока проходит в форме тренинга, где учащиеся делятся своими мыслями по каждому герою, есть ли герои, которые похожи на них самих.

3-й урок. Идеологические разногласия героев. Спор Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

На этом уроке учащихся можно разделить на 2 группы, где первая группа поддерживает взгляды на жизнь Базарова, а вторая группа поддерживает точку зрения Павла Петровича Кирсанова. Также можно провести урок в форме дебатов, где учащиеся выскажут свою точку зрения по поводу романа.

4-й урок. Одинцова и Базаров.

Так же, как и на втором уроке, учащиеся дома продолжают читать роман, подмечая особенности характеристики данных двух героев. На уроке ученики анализируют характер героев, их действия и их дальнейшую жизнь.

5-й урок. Базаров и родители. Мировоззренческий кризис Базарова.

Предварительно учащиеся читают дома роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». На уроке учащиеся делятся на 2 группы, каждая группа готовит выступление (подготовка презентации) по вопросам.

Первая группа:

  • Могут ли родители Базарова выступать как его идейные соратники? Почему?
  • Как Базарова воспитывали родители? Понимали ли они раньше и понимают ли сейчас необыкновенность сына?

Вторая группа:

  • Как Евгений Базаров относится к своим родителям? Любит ли он их?
  • Можно ли говорить о бесчувственности и эгоизме Базарова по отношению к родителям?

6-й урок. Смерть Евгения Базарова как подвиг.

Урок в форме дискуссии.

7-й урок. «Отцы и дети» как социальный роман. Общие выводы.

Урок в форме круглого стола. Учащиеся заранее готовятся к ответам на данные вопросы.

Ученикам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

  • С какой целью И.С.Тургенев обозначает точную датировку событий в романе?
  • Только ли семейные взаимоотношения подразумевал И.С. Тургенев, давая роману такое название?
  • Какой конфликт – семейный или социальный – является главным в произведении?
  • Почему именно Евгений Базаров становится главным героем романа?

В конце каждого урока проводится рефлексия, для того, чтобы учащиеся смогли сами понять, что им на уроке далось трудно или, наоборот, легко. Для этого можно использовать «Дневник рефлексии», в котором учащиеся записывают свои успехи или промахи на уроке. По окончании урока учащиеся могут задать интересующие их вопросы по его теме или высказать свои предложения по проведению следующего занятия.

Каждому педагогу необходимо оказывать всем своим учащимся педагогическую поддержку для сохранения их психологического здоровья. Поддерживать ребенка – верить в него. Действительная поддержка основывается на подчеркивании достоинств ребенка, его сильных сторон. Необходимо учить ребенка оптимизму, принимать его индивидуальность, давать ему больше самостоятельности, проявлять к нему сочувствие, вносить юмор в общение с учеником. Психологическая поддержка, основанная на вере в ребенка – это воспитание успешного, ценного человека.

Study of the novel I.S. Turgenev «Father and children» in 10 class using personally-oriented tasks

Plyushchova Ju.E.
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kanunnikova Irina Alekseevna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article is devoted to the consideration of the features of a personality- oriented lesson, the consideration of personality- oriented tasks in a literature lesson in grade 10 using the example of the study of I.S. Turgenev «Fathers and Sons».
Keywords: personality-oriented approach, I.S. Turgenev’s novel «Fathers and Sons», position in developing a personality-oriented lesson.


  1. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: 2005. 144 с.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении-Томск: 1993. 270 с.
  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: 1996. 41 с.
  1. Selevko G.K. Traditional pedagogical technology and its humanistic modernization. M.: 2005. 144 pages.
  2. Zuckerman G.A. Types of communication in training. Tomsk: 1993. 270 pages.
  3. Yakimanskaya I.S. Person-oriented education in a modern school. M.: 1996. 41 pages.