Научный руководитель: Алла Витальевна Громова, профессор кафедры русской литературы института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, доктор филологических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: 821.161.1

Аннотация. В статье проводится анализ моральной паники как социального феномена на примере повести В.О. Пелевина «Искусство легких касаний» с учетом особенностей творческой манеры писателя в настоящий период времени. Изображая в своей прозе явления современной общественной жизни, Пелевин отображает связь моральной паники с неомифом.

Ключевые слова: В. Пелевин, моральная паника, абсурд, теории заговора.

В.О. Пелевин – один из наиболее популярных современных русских писателей-постмодернистов, чье творчество является востребованным среди широкой читательской аудитории.

Еще в романе «Generation «П», который многие литературные критики считают «визитной карточкой» и «magnum opus» писателя, тема абсурдности и иллюзорности бытия, являющаяся одним из главных лейтмотивов всего творчества Пелевина, переплетается с темой влияния СМИ на повседневную жизнь и формирования определенного общественного мнения. После выхода этого романа все более позднее творчество Пелевина станет отражать авторский интерес к общественно-политической повестке дня. Возможно, постоянное фигурирование этой проблематики во всех более поздних произведениях писателя и стало главной причиной обвинения критиками Пелевина в самокопировании.

Повесть «Искусство легких касаний», входящая в последний по времени создания одноименный сборник произведений, затрагивает множество тем, среди которых – феномен моральной паники.

Моральная паника (англ. Moral panic) является актуальным социальным феноменом, означающим распространение в обществе массовой истерии относительно какого-либо явления, которое якобы угрожает безопасности общества. Главной особенностью явления моральной паники является непропорционально высокая общественная реакция на возможную опасность, когда события, фактически имеющие тривиальное значение, вызывают массовые проявления страха, иногда доходящие до абсурда. Сам термин «моральная паника» впервые возник в англоязычной прессе в 1830 году, но научный интерес к этому феномену получил развитие только более века спустя, с момента выхода работы Стэнли Коэна «Народные дьяволы и моральная паника» в 1972 году.

С моральной паникой связано явление постправды, то есть обстоятельств, при которых объективные факты при формировании общественного мнения уходят на задний план, а главным становится обращение к эмоциям и моральным убеждениям какого-либо общества или отдельной социальной группы. По мнению многих социологов, постправда, так же, как и моральная паника, являются продуктом влияния СМИ на современное общество. Эти явления в большинстве случаев связаны с попыткой намеренной манипуляции общественным сознанием. Исследователь Е.Н. Басовская утверждает о роли тотальной иронии в создании информационного шума, из-за которой любое событие интерпретируется в СМИ как казус или курьез. Главная цель этого – убедить читателя в невозможности ориентироваться в противоречивом мире [1].

Именно эти социальные феномены в полной мере находят отражение в позднем творчестве Пелевина. Абсурдизация реальности и сатирическая гиперболизация различных явлений человеческой жизни являются одними из главных свойств авторской манеры Пелевина, а в его более поздних произведениях, в частности, в повести «Искусство легких касаний», становятся инструментом анализа общественных процессов. Так, например, в романах-антиутопиях «S.N.U.F.F.» и «iPhuck 10» Пелевин создает собственную вселенную с явными отсылками к повседневным событиям реальной общественной жизни. Эти и другие произведения позднего периода творчества Пелевина объединяет интерес автора к разнообразным темам: теории заговора, проблемам глобализации, взаимоотношений между мужчиной и женщиной, искусственного интеллекта, Интернета, экономики, геополитики, манипуляции общественным сознанием – этим и многим другим проблемам, связанными с последними тенденциями в жизни современного общества, столкнувшегося с последствиями глобализации. В творческой вселенной Пелевина неомиф в контексте жизни общества перекликается с античной мифологией, иногда как бы воссоздавая старый миф в новом воплощении. Тематика многих произведений у писателя получает неожиданное развитие с помощью мифологем реальных исторических культов, например, таких как языческие культы Карфагена и Древнего Египта или оккультные движения нацистской Германии. К этой же проблематике можно отнести темы тайного правительства и войн спецслужб. Неслучайно во многих произведениях абсурдность описываемых событий достигает своего апогея вместе с развитием темы античных культов, например, появления ордена халдеев в романе «Genetation «П» или древнего карфагенского культа в повести «Иакинф», с которым оказывается напрямую связан загадочный герой-проводник Акинфий Иванович.
Искаженная интерпретация событий, вызывающих в обществе моральную панику, как и античные мифы, имеет собственную мифологему. Рост интереса к подобной проблематике в современной мировой литературе можно отследить, например, в романе американского писателя Нила Геймана «Американские боги» (2001). В этом романе древнее языческое божество существует в наши дни в земном обличии и собирается развязать войну против «новых богов», представляющих различные достижения научно-технического прогресса в новейшей истории – СМИ, Интернета, телевидения и др. Так старые боги собираются снова напомнить людям о своем существовании.

Причиной написания повести «Искусство легких касаний», по всей видимости, послужила резонансная новость о неведомых русских хакерах, определивших итог последних президентских выборов в США, – считает критик Г. Юзефович.

В «Искусстве легких касаний» Пелевин обращается к теме теории заговора. Голгофский, главный герой повести, находит связь между горгульями собора Парижской Богоматери и культом Разума, существовавшим в период Французской революции. Далее герой «раскрывает» существование химер – темных сущностей, аккумулирующих в человеческом сознании невидимые указы свыше, принимаемые самим человеком за свои же мысли. Таким образом тайные силы запускают «мемовирусы» (синоним химер) и манипулируют человеческим сознанием. В финале повести Голгофский рассказывает о Третьей мировой войне, в которой Россия и США «обменялись» не ядерными боеголовками, а «мемовирусами», которые были заранее подготовлены спецслужбами.

Все эти концепции описываются с долей традиционных для прозы Пелевина элементов метафизики. «Нагромождение» теорий с их парадоксальной взаимосвязью, сочетание настроений абсурда и серьезности при их описании раскрываются в постмодернистском ключе. Отражением моральной паники служит сама теория Голгофского: по сути, через своего персонажа Пелевин создает полноценную теорию заговора с собственной мифологией и попыткой объяснить реалии современной жизни и влиянии на нее могущественных невидимых сил, нередко именуемых в массовой культуре «Большим Братом», аллюзией на антиутопию Джорджа Оруэлла «1984». Калейдоскопичность образов традиционно у Пелевина выступает своеобразной метафорой абсурдности человеческого бытия и мозаичности сознания в условиях жизни современного общества.

Изучая творчество Пелевина, исследователь А.В. Дмитриев рассматривает заимствование элементов мифологических структур и связанную с ним интертекстуальность для сотворения автором новой системы образов. Они используются персонажем прозы Пелевина как инструмент создания собственного мифа, и, следовательно, обладания соответствующим типом сознания, обусловленного этим мифом [2].

Таким образом, проблема моральной паники как социального феномена раскрывается в повести Пелевина «Искусство легких касаний» как одна из реалий жизни современного общества, связанной с мифологизацией окружающего мира.

The problem of moral panic in the story of V.O. Pelevin «The art of light touches»

Shargorodskiy D.A.
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Alla Vitalevna Gromova,
Professor of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Professor

Annotation The article analyzes moral panic as a social phenomenon using the example of V.O. Pelevin's «The Art of Light Touches», considering the peculiarities of the creative manner of the writer in the present period of time. Depicting in his prose the phenomena of modern social life, Pelevin reflects the connection of moral panic with a neomyth.

Keywords: V. Pelevin, moral panic, absurd, conspiracy theories.