Аннотация. В статье рассмотрен образ учителя в романе А.В. Иванова «Географ глобус пропил», где он показан читателю с разных сторон: в общении с женой, дочерью, коллективом, друзьями, учениками. Для Служкина любой человек – это личность, он никого не унижает и не утверждается за счет другого, даже если это непослушный ученик.

Ключевые слова: образ, Географ глобус пропил, Иванов, роман, роман об учителе.

Роман «Географ глобус пропил» о российской школе 90-х годов, о перестроечном периоде, главным героем становится Виктор Служкин, который идет работать в близлежащую школу не потому, что он хочет стать учителем, работать с детьми, а потому, что его жена Надя заставляет его устроиться хоть куда, лишь бы платили деньги: «Виктор Служкин, теперь уже побритый и прилично одетый, шагал по микрорайону Новые Речники к ближайшей школе» [3, c. 32]. По его портрету понятно, что до того, как устраиваться на работу, Служкин ничем не занимался, скорее всего, лежал на диване и смотрел в потолок. Стоит ли его винить в этом, если учитывать ту ситуацию в 90-е? Безработица и бандитизм.

Произведение это интересно еще и тем, что оно первое о школах в России, сам Иванов писал его с целью показать картину, в которой подрастает будущее поколение, а нынешнее вынуждено работать. Служкин приходит в школу, и происходит такое диалог:

«– И какой предмет вы можете вести? – спросил директор.
– Ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию, органическую химию, – не торопясь перечислил Служкин.
– Вы где-то учились? – через плечо спросила женщина.
– Биофак Уральского университета» [3, с. 138].

Оказывается, Служкин вовсе географом не является, в педагогическом университете не учился, на что директор отвечает: «Биология, природоведение, география – это почти одно и то же…» [3, с. 156]. Директору все равно, главное для него – посадить человека, который мог бы вести уроки. В школе Служкину сложно освоиться, у него нет навыка общения с подростками, дети его не уважают, потому что ведет он себя с ними свободно, не как учитель. Виктор Сергеевич может закурить в кабинете, не стыдясь этого, но завуч Роза Борисовна это замечает и делает выговор: «Виктор Сергеевич, я попрошу вас больше никогда не курить в кабинете. Это школа, а, извините, не пивная. И вообще, попрошу вас не показываться ученикам с сигаретой. Наши дети и без того достаточно распущенны, чтобы еще и учителя подавали им дурной пример» [3, с. 164].

Нет поддержки на работе, нет поддержки и дома. Жена Надя постоянно жалуется Виктору: «Уж лучше бы я за кого богатого вышла – хоть пожила бы в свое удовольствие! А с тобой за эти пять лет я чего видела, кроме работы и коляски? Зря я маму послушала – надо было аборт делать! Всю жизнь мне изломал! Чего ты мне дал, кроме своих прибауток и поговорочек? Дай мне сперва квартиру, машину и деньги – а потом я посмотрю, нужно это или нет! А хаять-то все горазды, у кого нет ни хрена!» [3, с. 311]. Герой вынужден жить с женщиной, которая его не любит только для того, чтобы вырастить ребенка: «Был бы заботливый, так не таскал бы в дом кого попало, деньги бы не пропивал, сам бы как свинья не нажирался!» [3, с. 61].

Какие у него отношения с друзьями? Чем они обычно занимаются в свободное от работы время? Пьют и вспоминают прошлое, выясняют отношения, сплетничают. Служкину достается и от друга Будкина: «Ты не добрый, Витус, – сказал Будкин, – а добренький. Поэтому у тебя в жизни все наперекосяк» [3, с. 75].

Перед нами герой, жизнь которого не удалась. Нелюбимая работа, ссоры в семье, разочарования преследуют его вокруг, но Служкин не отчаивается, в нем живет как будто вечный оптимист, который постоянно отшучивается: «Раздолбай я клевый, а учитель из меня, как из колбасы телескоп…», «Жег глаголом, да назвали балаболом, – согласился Служкин» [3, с. 178]. Открытость, легкость в характере, умение выйти из критической ситуации с шуткой – вот что нам нравится в Служкине. И ученики начинают его позже, ближе узнавая, любить и уважать.

Служкин – романтик, поэт, человек, который ищет утешения на природе. Большая часть романа посвящена походу с девятиклассниками. Как раз это путешествие, которое вначале возглавлял Служкин, показало все человеческое в героях, помогло учащимся открыть в себе тех, кто сможет помочь себе и ближайшему товарищу. И тут Виктор Сергеевич говорит свое учительское кредо: «Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая. Однако подражать лично мне не советую. А можно просто поставить в такие условия, где и без пояснений будет ясно, как и что делать» [3, с. 55]. Служкин выступает здесь не в качестве классического педагога, который наседает и использует методику, а поступает по-человечески, не мешая ученикам думать собственной головой, развивать логику.

Служкина никто не понимает, над ним лишь насмехаются. Но герой, не сдаваясь, хочет найти собственное счастье. В итоге романа он предстает перед нами один, но не просто один, а со своей дочкой Татой, которую он сильно любит.

The image of the teacher in the novel by A.V. Ivanov «The geographer drank his globe away»

Orlova P.V.
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Irina Ivanovna Matveeva,
Docent of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. In the article we can see the image of the teacher by novel A.V. Ivanov «The geographer drank his globe away» where he is shown to the reader from different sides: in communication with his wife, daughter, team, friends, students. For a Servant any person is a person Sluzhkin he does not humiliate anyone and does not assert himself at the expense of another, even if it is a disobedient disciple.

Keywords: the image, novel, Ivanov, novel about teacher.


  1. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. М., 2016. 432 с.
  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2017. 54 с.
  3. Иванов А.В. Географ глобус пропил. М., 2017. 430 с.
  4. Краснощекова Е.А. Роман воспитания Bildungsroman на русской почве. СПб., 2008. 48 с.
  5. Чернейко Л.О. Как рождается смысл. М.: ГНОЗИС, 2017. C. 67-70.
  1. Ginzburg L.Ya. About the literary hero. Moscow, 2016. 432 pages.
  2. Esin A.B. Principles and methods of analysis of a literary work. Moscow, 2017. 54 pages.
  3. Ivanov A.V. The geographer drank his globe away. M., 2017. 430 pages.
  4. Krasnoshchekova E.A. Novel of Bildungsroman education on Russian soil. Saint Petersburg, 2008, 48 pages.
  5. Cherneyko L.O. How meaning is born. Moscow, GNOSIS. 2017. Page 67-70.