Научный руководитель: Никитина Татьяна Алексеевна, доцент дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 372.8

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации обучения с использованием электронных образовательных ресурсов. Представлены результаты опроса учителей, реализующих образовательную деятельность в электронном формате.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, электронное обучение, образовательная деятельность.

Современный этап становления информационного общества характеризуется ростом информатизации и роли информационных технологий в различных видах отношений, поэтому вполне логично будет использование информационных технологий для оптимизации образовательных процессов.

Развитие системы общего образования нуждается в постоянном обновлении с учетом современных возможностей и вызовов времени. В связи с интенсивным развитием новых информационных технологий происходит формирование и развитие информационно-образовательной среды в системе образования.

Согласно «Закону об образовании» при «…реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения» [8, п. 3, ст. 16].

В свете последних событий все образовательные организации перешли на дистанционное и электронное обучение, а также используют электронные образовательные ресурсы в своей образовательной деятельности.

В педагогической деятельности можно выделить два основных направления понимания сущности электронных образовательных ресурсов. В рамках первого направления ключевым является понятие «электронный ресурс», которое предоставляет возможность уравнять любой вид учебного материала в электронной форме. В рамках второго направления рассматривается понятие «электронный образовательный ресурс» как комплексный феномен, т.е. это комплексный тематически выстроенный учебный материал, представленный в электронном виде. Так, по мнению Н.В. Осетровой, электронный образовательный ресурс – это любой информационный продукт, воспроизводимый компьютером [5].

А.А. Телегин считает, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, видео и т.п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области [7].

С целью выявления ресурсов, используемых учителями в образовательной деятельности, а также выявления преимуществ и недостатков ЭОР был проведен онлайн опрос среди учителей. Опрос проводился в период с февраля по апрель 2020 года. В респондентную группу вошли учителя-предметники различных образовательных организаций, в количестве 319 человек.

Были получены следующие результаты.

На диаграмме 1 представлены предметы, которые преподают учителя, прошедшие опрос. Таким образом, в опросе приняли участие представители всех предметов основного общего образования.

Предметы, которые преподают учителя участвующие в опросе

Диаграмма 1. Предметы, которые преподают учителя участвующие в опросе

На диаграмме 2 представлен перечень ресурсов, которые учителя используют на уроках (очный формат).

Ресурсы, использующиеся в очном формате проведения уроков

Диаграмма 2 Ресурсы, использующиеся в очном формате проведения уроков

Наиболее востребованными среди учителей оказались сервисы, предлагаемыми платформой Яндекс. Чуть меньшее количество учителей используют платформу Московской электронной школы.

В режиме дистанционного обучения можно наблюдать несколько иные показатели (диаграмма 3).

Ресурсы, используемые в процессе дистанционного обучения

Диаграмма 3. Ресурсы, используемые в процессе дистанционного обучения

В процессе дистанционного обучения помимо ресурсов Яндекса, стали активно использоваться сервисы Google. Возросло количество пользователей МЭШ.

Далее учителям предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли Вы, что дистанционное / электронное обучение может быть эффективным?». Результаты представлены на диаграмме 4.

Ответы на вопрос об эффективности дистанционного (электронного) обучения

Диаграмма 4. Ответы на вопрос об эффективности дистанционного (электронного) обучения

Очевидно, что переход на дистанционное обучение стал для многих не простым, однако почти 70% участников опроса считают, что данная технология эффективна. На наш взгляд, 31% учителей, не считающих данную технологию эффективной, может быть вызван неготовностью использовать предлагаемые электронные образовательные ресурсы и/или отсутствием системы при их отборе и введении.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствует о необходимости разработки критериев отбора электронных образовательных ресурсов, а также инструмента оценки их эффективности, которым могли бы воспользоваться и учителя, и администрация образовательных организаций.

Use of electronic educational resources in the school's educational activities

Karaseva O.D.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nikitina Tatyana Alekseevna,
Associate Professor of the Directorate of Educational Programs of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences
Annotation. The article deals with the organization of training using electronic educational resources. The results of a survey of the teachers who realize educational activities in electronic format are presented.
Keywords: electronic educational resources, network (electronic) training, educational activities.