Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации обучения с использованием электронных образовательных ресурсов. Представлены результаты опроса учителей, реализующих образовательную деятельность в электронном формате.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, электронное обучение, образовательная деятельность.
Современный этап становления информационного общества характеризуется ростом информатизации и роли информационных технологий в различных видах отношений, поэтому вполне логично будет использование информационных технологий для оптимизации образовательных процессов.
Развитие системы общего образования нуждается в постоянном обновлении с учетом современных возможностей и вызовов времени. В связи с интенсивным развитием новых информационных технологий происходит формирование и развитие информационно-образовательной среды в системе образования.
Согласно «Закону об образовании» при «…реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения» [8, п. 3, ст. 16].
В свете последних событий все образовательные организации перешли на дистанционное и электронное обучение, а также используют электронные образовательные ресурсы в своей образовательной деятельности.
В педагогической деятельности можно выделить два основных направления понимания сущности электронных образовательных ресурсов. В рамках первого направления ключевым является понятие «электронный ресурс», которое предоставляет возможность уравнять любой вид учебного материала в электронной форме. В рамках второго направления рассматривается понятие «электронный образовательный ресурс» как комплексный феномен, т.е. это комплексный тематически выстроенный учебный материал, представленный в электронном виде. Так, по мнению Н.В. Осетровой, электронный образовательный ресурс – это любой информационный продукт, воспроизводимый компьютером [5].
А.А. Телегин считает, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, видео и т.п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области [7].
С целью выявления ресурсов, используемых учителями в образовательной деятельности, а также выявления преимуществ и недостатков ЭОР был проведен онлайн опрос среди учителей. Опрос проводился в период с февраля по апрель 2020 года. В респондентную группу вошли учителя-предметники различных образовательных организаций, в количестве 319 человек.
Были получены следующие результаты.
На диаграмме 1 представлены предметы, которые преподают учителя, прошедшие опрос. Таким образом, в опросе приняли участие представители всех предметов основного общего образования.
Диаграмма 1. Предметы, которые преподают учителя участвующие в опросе
На диаграмме 2 представлен перечень ресурсов, которые учителя используют на уроках (очный формат).
Диаграмма 2 Ресурсы, использующиеся в очном формате проведения уроков
Наиболее востребованными среди учителей оказались сервисы, предлагаемыми платформой Яндекс. Чуть меньшее количество учителей используют платформу Московской электронной школы.
В режиме дистанционного обучения можно наблюдать несколько иные показатели (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Ресурсы, используемые в процессе дистанционного обучения
В процессе дистанционного обучения помимо ресурсов Яндекса, стали активно использоваться сервисы Google. Возросло количество пользователей МЭШ.
Далее учителям предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли Вы, что дистанционное / электронное обучение может быть эффективным?». Результаты представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4. Ответы на вопрос об эффективности дистанционного (электронного) обучения
Очевидно, что переход на дистанционное обучение стал для многих не простым, однако почти 70% участников опроса считают, что данная технология эффективна. На наш взгляд, 31% учителей, не считающих данную технологию эффективной, может быть вызван неготовностью использовать предлагаемые электронные образовательные ресурсы и/или отсутствием системы при их отборе и введении.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствует о необходимости разработки критериев отбора электронных образовательных ресурсов, а также инструмента оценки их эффективности, которым могли бы воспользоваться и учителя, и администрация образовательных организаций.
Use of electronic educational resources in the school's educational activities
Karaseva O.D.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Nikitina Tatyana Alekseevna,
Associate Professor of the Directorate of Educational Programs of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences
Annotation. The article deals with the organization of training using electronic educational resources. The results of a survey of the teachers who realize educational activities in electronic format are presented.
Keywords: electronic educational resources, network (electronic) training, educational activities.
- Богаевская Г.Н. Современные образовательные технологии. (дата обращения: 01.05.2020).
- Лупанов В.Н. Управление сетевыми взаимодействиями образовательных учреждений в системе профильного обучения на основе дистанционного обучения. Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2010. 45 с.
- Малышев С.Л. Обучение с использованием социальных сетей. М.: Национальный Открытый Университет ИНТУИТ, 2016. 119 с.
- Новиков Д.В. Социальные сети как образовательный ресурс (Опыт использования социальной сети ВКонтакте в процессе преподавания курса «Политология»). // М.: Новый университет: междунар. науч. журн. 2016. С. 42-56.
- Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании. М.: Изд. сервис Логос, 2003. 144с.
- Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение. (дата обращения: 09.05.2020).
- Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006. 23с.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (дата обращения: 26.04.2020).
- Bogaevskaya G.N. Modern educational technologies. (date of the address: 01.05.2020).
- Lupanov V.N. Management of network interactions of educational institutions in the system of specialized training on the basis of remote education. Moscow: Modern Humanities University Publishing House, 2010. 45 pages.
- Malishev S.L. Learning using social media. Moscow: National Open University of INTUIT, 2016. 119 pages.
- Novikov D.V. Social networks as an educational resource (Experience of using the social network VKontakte in the course "Political Science").//M.: New University: International Science. журн. 2016. Page 42-56.
- Osetirova N.V. Book and electronic means in education. M.: Prod. Logos service, 2003. 144 pages.
- Patarakin E.D. Social Interactions and Network Learning. (date of appeal: 09.05.2020).
- Telegin A.A. Improvement of the methodological system of teachers training in the development of educational electronic resources in informatics: autoref. yew. … edging. ped. sciences. Kursk, 2006. 23 pages.
- Federal Act No. 273-ФЗ of 29 December 2012 on education in the Russian Federation. (date of the address: 26.04.2020).