Код уникальной десятичной классификации: 35

Аннотация. В работе проводится осмысление и анализ стратегического мышления старшеклассников, будущих руководителей как фактора, влияющего на общее развитие страны. Стратегическое мышление понимается не как интуитивное предвидение чего либо, а как умение креативно мыслить, уметь систематизировать факты и процессы. Обращается внимание на то, что такое качество личности как стратегическое мышление следует развивать уже в старших классах учебных заведений. Для этого важно накапливать комплексное видение развитие страны и понимание ее экономики во взаимосвязи с другими сферами жизни общества. Опора на данные различных научных исследований позволяет видеть мировые тенденции, быть вооруженным современными методами управленческих воздействий, в том числе с использованием «мягкой силы». В завершение сделаны выводы и обобщения.

Ключевые слова: мышление, обучение старшеклассников, целеполагание.

«Стратегия без тактики - это самый медленный путь к победе.
Тактика без стратегии - это шум перед поражением».
Сунь Цзы «Искусство войны».

В настоящее время в России идут масштабные преобразования, касающиеся многих сфер жизнедеятельности человека, в области медицины, безопасности, образования, цифровой экономики. Национальные проекты по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [14] нацелены на качественное изменение жизни всех жителей нашей страны.

В конце декабря 2019 ВЦИОМ провёл опрос, в котором выяснил ожидания россиян от 2020 года. 43% опрошенных ожидают, что следующий год будет таким же тяжёлым, как 2019. 53% россиян уверены, что всё будет хорошо. В канун Нового года жители России были настроены оптимистично: 55% опрошенных ждут перемен к лучшему, а 24% испытывают спокойствие и уверенность [1].

В данном контексте хотелось бы отметить, что важным, можно даже сказать ключевым элементом решения поставленных задач главой государства являются руководители, управленцы с талантом предвидения и стратегическим мышлением. Руководители, которые являются лидерами в своих отраслях, умеющие нестандартно мыслить, точно прогнозировать, глобально планировать, принимать креативные решения и качественно с энтузиазмом контролировать исполнение принятых решении.

В связи с этим, хотелось бы отметить, что трансформация внешней бизнес-среды, конкуренция, быстрое устаревание информации, появление новых прорывных информационно-коммуникационных-технологий, создают для руководителей определенные трудности, вместе с тем приводят к появлению новых задач. При этом становится важным понимание необходимости выработки системного подхода к анализу и синтезу конкурентных ситуаций, потребности в оценке сильных и слабых сторон организации, определению ее потенциальных возможностей, способных обеспечить компании конкурентные преимущества и привести к ее превосходству над конкурентами. Постепенно важность стратегического мышления становится очевидной для всех.

Научная проблема исследования состоит в важности стратегического мышления для современной России и недостаточном научном осмыслении процесса формирования этого качества личности.

В общетеоретическом ключе вопросы стратегического мышления изучались в трудах таких зарубежных ученых, как: Ансофф И., Акофф Р., Боумен К., Берталанфи Л., Минцберг Г., Друкер П., Омае К., Якокка Л., Эмери Ф., Б. Хендерсон и других, а также в исследованиях отечественных ученых – Анисимова О.С. Андреева Н.А., Виханского О.С., Квинта В.Л., Константинова Г.Н., Коробова В.Б, Зуба А.Т., Кильмашкина Т.Н., Тихонова А.В., Федорова В.В., Шатилова А.Б., Щербина В.В. и других.

Таким образом, объектом исследования является стратегическое мышление, в качестве предмета исследования выступают факторы, способствующие качественному росту России.

Целью исследования является рассмотрение возможности активизации управленческого мышления в текущих условиях социального развития.

Можно выделить следующие задачи исследования:

  1. Изучение сущности стратегического мышления.
  2. Анализ и обобщение понятия «стратегическое мышление».
  3. Обобщение возможности развития стратегического мышления руководителя организации.

Методологическую основу исследования составляют: диалектика как наиболее общий познавательный метод, а также базирующиеся на ней специальные и общенаучные методы: логический, исторический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой. Сбор первичной информации осуществлялся методами наблюдения, анализа документов по проблеме, в частности просмотра видео записей бизнес тренингов, размещенных в сети интернет и выступлений руководителей различного уровня.

Кроме того, в качестве эмпирической базы исследования были использованы результаты вторичных данных, собранных различными отечественными исследовательскими центрами: ФОМ, ВЦИОМ, «Левада-центр».

Гипотеза данного исследования заключается в том, что дефицит знаний в области стратегического мышления, в том числе и за счет его устаревания, существенно сказывается на эффективности развития стратегического управления. В частности, отсутствует возможность своевременной диагностики, анализа и предупреждения возможных стратегических рисков, порождаемых недостатками именно в организационно-управленческой деятельности. Соответственно, понимание и умение развития стратегического мышления руководителей может способствовать повышению продуктивности и результативности управленческой деятельности, что в конечном итоге приведет к потере конкурентных преимуществ, отставанию России от общих тенденций мирового развития.

Стратегическое мышление – это важное умение, без которого не обойтись руководителю организации, руководителям высоких квалификаций разного уровня, как государственного, так и частного сектора экономики. Это способность системно мыслить, находить из всех вариантов развития самый оптимальный и воплощать его в жизнь. Помимо всего прочего, стратегическое мышление помогает вывести организацию из кризиса и пережить трудные времена, оторваться от конкурентов и создать уникальное предложение.

В научных трудах отечественные и зарубежных ученых в области стратегии, да и в практической сфере, распространение получили определения – стратегическое мышление и стратегическое планирование. Имея разную этимологию, эти понятия содержат прямое отношение к намеченной, перспективной цели организации. В действительности выработка стратегии в определенном смысле это вызов, риск неопределенности. Руководителям необходимо вырабатывать и принимать стратегические решения, что создает напряжение, но вместе с тем и массу вопросов и задач. Кроме того, руководители ответственны за результаты и риски принятых стратегических решений, последствия которых в долгосрочной перспективе отразятся на организации в целом. Руководители, не имеющие достаточного опыта стратегического мышления, конечно же (что объяснимо) хотят упростить эту проблему, решать ее проверенными способами и инструментарием, таким как бизнес-план. Но заменить создание стратегии на бизнес-план и решение тактических задач не даст прорывного эффекта.

В приоритете исследователей стратегии с начала 1990 года были понятия о стратегиях, стратегическом планировании, но при этом стратегическое мышление как процесс оставался в тени. Прежде всего, это было связано со сложными социально-поведенческими и когнитивными аспектами для исследования.

Следует отметить, что стратегическое мышление находится в проблемном поле социологических, экономических, психологических, философских, медицинских и других областей науки. Однако система образования в России еще не полностью перешла к подготовке управленческих кадров т.е. фокус образовательных программ не переориентирован на развитее стратегические мышления. В основном передаются знания по стратегическому управлению, по планированию и т.п.

Проблемные вопросы, касающиеся геополитики, демографии, экономического роста, равноправного партнёрства на мировой арене, являются сущностью социально ориентированного, стратегически мыслящего руководителя. В научной публикации «Академическая мобильность как фактор «мягкой силы» Российской Федерации: пути совершенствования», автором которой является А.Б. Шатилов, обращается внимание на то, что в последние годы привлечение иностранных абитуриентов и студентов в отечественные вузы стало более системным и дифференцированным. Тем ни менее в этом плане не уделяется должного внимания развитию обществоведческого и гуманитарного направлений, которые позволяют готовить специалистов «стратегического» плана (политологов, социологов, «пиарщиков», аналитиков, идеологов, журналистов), которые спустя достаточно непродолжительное время будут иногда прямо, иногда косвенно влиять на политическую и экономическую конъюнктуру в своих странах, особенно с учетом наметившегося в начале XXI в. тренда на виртуализацию и гуманитаризацию общественной и государственной жизни. Соответственно, рассматриваются основные эффекты, которые Россия может получить от подготовки гуманитариев и обществоведов из числа иностранных студентов [12].

Перед тем, как мы приступим к выяснению сущности стратегического мышления и ее развития, попробуем найти ответ на очень распространенный вопрос, который, наверное, задает себе каждый, когда впервые сталкивается с этими понятиями. Если уделить данному вопросу недостаточно внимания, можно запутаться и получить размытые представления об этом понятии.

Для удовлетворяющего требованиям осмысления такого многосложного и многоаспектного явления, как стратегическое мышление, необходим содержательный анализ его разных толкований.

Попробуем с этим разобраться. Что такое стратегическое мышление? Общепринятого и устоявшегося определения, что такое «стратегическое мышление» на сегодняшний день нет. В Большой советской энциклопедии есть следующее трактовка: «Мышление – это высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. А с термином «стратегия» дела обстоят куда более неоднозначно. В Большой советской энциклопедии такое толкование «стратегия – (теории игр), возможный в соответствии с правилами стратегической игры способ действия игрока или коалиции» [13].
В словаре Ожегова стратегия – «Наука о ведении войны, искусство ведения войны. Теория военной стратегии. 2. Общий план ведения войны, боевых операций. Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах[8].

Профессор РАНХ и ГС О.С. Анисимов придерживается точки зрения, что стратегическое мышление представляет собой особый тип системного мышления, в котором объединены творческие и рациональные компоненты, также объективные и субъективные аспекты.

Другой отечественный ученый, профессор ВШЭ Г.Н. Константинов считает, что стратегическое мышление - это «совокупность личных и организационных навыков, позволяющих эффективно управлять потоком стратегических решении».

Профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале, Генри Минцберг определял стратегическое мышление как отличительный навык менеджера, позволяющий создавать новые стратегии, которые способны переписать правила конкурентной игры, опираясь на предвидение будущего [7].

Специалист из Японии в области стратегического мышления Кенич Омае, которого на родине называют «Мистер Стратегия» дает следующее определение, что стратегическое мышление, способность творчески и активно мыслить, рождать динамические идеи и цели [9]. В этой интерпретации стратегическое мышление это важнейший навык для тех, кто стремится к успеху.

В этой связи уместно будет процитировать легендарного хоккеиста Уейна Грецки который говорил - «Я мчусь туда, где будет шайба, а не туда, где она была несколько мгновений назад». Такого же девиза придерживался Стив Джобс основатель компании Apple и многие другие выдающиеся люди, достигшие невероятных успехов в спорте, бизнесе, политике. Руководители с стратегическим мышлением могут предвидеть конечные итоги развития ситуации, четко понимают свое место в коллективе и в другом окружении, правильно расставляют приоритеты и правильно понимают истинные ценности. На деловом языке «культура» часто означает «ориентация руководителей», или «образ мышления руководителей» [2].

Руководителю организации важным является умение формировать у сотрудников «командный дух», готовность и желание к совместному достижению целей. Сотрудники организации должны видеть картину, представлять ее в целом и понимать, что все они трудятся на общее дело. Без этого каждый сотрудник будет добиваться своего, нужного ему результата, без учета общего интереса, что приводит к разного рода конфликтным ситуациям. Еще к более серьезным последствиям может привести неумение руководителя просчитывать возможные последствия своих действий, это риск как минимум от упущенных возможностей, а в более широком понимании все это может обернуться крахом организации, бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическое мышление подразумевает способности мыслить и принимать решения, не следуя динамике внешней среды, а иногда вопреки, моделируя и используя ее особенности в интересах достижения своих целей. Идея, цель - это фундаментальные элементы стратегического мышления.

По стратегическому мышлению и по методам ее развития написано много научных книг, предложено множество различных тестов, занятий и упражнений. Главное, не запутаться в многообразии информации, оценить ее приемлемость и эффективность. Базовая задача большинства упражнении направлена на то, чтобы научить руководителя действовать осмыслено, предвидеть последствия и перспективу принимаемых решений. Не менее важно понимание конечной цели, того, насколько она удовлетворяет принимающего решение, и что необходимо предпринять, чтоб развернуть ситуацию в желаемое русло.

Рассмотрим некоторые упражнения, которые состоят, в основном, из вопросов, которые необходимо себе задавать, для развития стратегического мышления:

  • Что я хочу?
  • Для чего мне это нужно?
  • Что будет в конечном результате?
  • Действительно ли оно для меня очень важно?
  • Что будет если это не произойдет?
  • Какие ресурсы у меня есть и какие возможно понадобятся?

Для достижения поставленной цели необходимо прорабатывать несколько вариантов решения. Можно сказать, если не ключевым, то очень важным является умение видеть причинно-следственные связи, зависимости, факторы.

Для полноты картины рассмотрим отличие тактики от стратегии, в чем она? Если несколько упростить проблемную ситуацию и рассмотреть ее с точки зрения стратегической мысли школьника, будущего абитуриента, то очевидно, что высшее образование является важным и очень ответственным шагом в начале жизненного пути. Для того чтоб сделать правильный выбор, что нам необходимо сделать? Выбрать вуз, сдать ЕГЭ на максимально возможный балл и поступить в тот вуз, в который проходим по баллам. Это пример тактического мышления.

Стратегические мыслить это значит видеть, визуализировать всю картину со всеми возможностями, это умение понимать развитие событий в перспективе, не страшась краткосрочных вынужденных потерь и возможных стратегических рисков. Стратегическое мышление позволяет отказываться от стереотипов, изменять тип мышления, принимать нестандартные решения для достижения цели.

И так, что мы должны сделать в первую очередь?
В первую очередь (мысленно) необходимо выстроить модель, архитектуру, стратегическую цель, попробовать визуализировать ее. Для этого нужно:

  1. Проанализировать свои сильные и слабые стороны, в данном случае те предметы, которые легко даются и те, где есть определенные трудности, включить оба полушария головного мозга: левую –отвечающую за логику и правую отвечающую за креатив.
  2. Определится с направлением (юридическое, экономическое, медицинское и др.), к которому необходимо готовиться.
  3. Проанализировать вузы с выбранным направлением, просчитать экономическую целесообразность (т.е. поступать в вуз в том же городе где проживаешь или в столице, а может в другой стране), изучить востребованность выпускников выбранного вуза.
  4. Продумать тактику в случае неудачи, обобщить, систематизировать всю информацию касаемо выбранного направления.

Это далеко не исчерпывающий перечень основных мыслей, которые должны быть актуализированы для достижения намеченной цели.

После того как определяемся со стратегической целью, приступаем к стратегическому прогнозированию (здесь кроме научных знаний, необходимо задействовать креативность, уметь систематизировать факты и процессы.), затем, выносим решение, намечаем план и движемся к достижению цели. Важным является распределение имеющихся ресурсов и делегирование полномочии нашей команде (папа покупает необходимую литературу, старший брат помогает подготовиться к ЕГЭ по английскому языку, мама договаривается с репетиром по математике и т.д.). Затем для достижения стратегической цели, мы задействуем тактические действия (какие предметы можно подтянуть в школе, какие необходимо выучить самостоятельно, или посетить курсы, в том числе курсы при вузе и т.п.).

Также хотелось бы отметить необходимость единого понимания солидарности всех членов общества. Ведь сегодняшние школьники – это будущие участники общего трудового процесса и в том числе будущие руководители нашего государства. Если руководство страны желает повысить эффективность использования государственных средств, то, исходя из стратегических целей развития России, оно должно обеспечивать высокое качество подготовки молодого поколения. Ведь именно им предстоит перенять и развивать высокие стандарты стратегического управления, которые сформировались за последние десятилетия. Не важно кем будут работать молодые люди в будущем - экономистами, социологами, юристами, программистами, психологами, учителями, фрезеровщиками, важно что бы у них было единое понимание общности целей. Приступать к решению этой задачи нужно уже сегодня. Необходимо стремиться построить такую систему, чтобы все запланированное контролировалось и воплощалось, реализовывалось. Поэтому нужно формировать и четкую систему социальных индикаторов. Это задача как технократическая, так и экспертная. Изложенные в нашей работе замыслы и общественные изменения в жизни страны, ее укладе, вызывают необходимость перемен в нас самих. И прежде всего в новом поколении, которое не пережило травмирующие последствия разрушения той страны, правопреемницей которой стала Российская Федерация. Важно овладевать новыми знаниями, приобретать профессиональные умения и навыки, которые придется использовать в новых исторических условиях, в том числе и в политическом сегменте социального управления. В этом смысле стратегическое управление, в определенном смысле, становится не только наукой, но и искусством.

Подведем итог нашим размышлениям. Стратегическое мышление – это не столько интуитивное предвидение того, как будут разворачиваться события, но еще и умение креативно мыслить, уметь систематизировать факты и процессы. Развивать стратегическое мышление следует уже в старших классах, используя все наработки прошлого и экстраполируя полученные знания в будущее. Важно принимать во внимание, что общество развивается не всегда линейно. Необходимо всем интересоваться, отслеживать мировые тенденции, быть начитанным, знать иностранный язык, быть открытым для познания нового и смелым для выполнения практических действий. Успех, богатство, карьера — это не цели, а результаты стратегически правильно и системно организованной жизнедеятельности.

Strategic Thinking of High School Students (Future Leaders) as a Factor of Russia's General Growth

I.T. Dzhanteev
Pupil of the 10th grade of lyceum №19 of Korolev

Annotation: The paper comprehends and analyzes the strategic thinking of future leaders as a factor affecting the overall development of the country. Strategic thinking is understood not as an intuitive prediction of anything, but as the ability to think creatively, to be able to systematize facts and processes. Attention is drawn to the fact that such a quality of personality as strategic thinking should be developed already in high school. For this, it is important to accumulate a comprehensive vision of the country's development and understanding of its economy in conjunction with other areas of society. . Reliance on the data of various scientific studies allows us to see global trends, to be armed with modern methods of managerial influences, including using soft power. In conclusion, conclusions and generalizations are made.
Keywords: thinking, teaching high school students, goal setting.