Аннотация. Рисование с натуры рассматривается как один из способов познания окружающего мира в системе дополнительного образования. Выявлена и обоснована необходимость обучения рисованию с натуры как основополагающего метода воспитания и развития личности учащегося. Статья представляет интерес для студентов педагогических вузов, художников, педагогов, родителей и читателей, интересующихся воспитанием и развитием детей.

 Ключевые слова: художественное образование, рисование с натуры, эстетическое воспитание, метод обучения, изобразительное искусство, художественная деятельность, развитие личности, познание, развитие личности.

Сложно представить освоение детьми изобразительной деятельности в отрыве от окружающей их действительности. Именно из жизни, из окружающего мира ребенок черпает знания об изображаемых им предметах и явлениях, а освоение материалов и приёмов изображения дополняют эти знания, помогают передать мысли и образы. А сам процесс изображения помогает ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, углубляет его знания о нем.

Один из наиболее оптимальных методов обучения изобразительному искусству является рисование с натуры – процесс изображения, основанный на непосредственном наблюдении объекта. К выполнению работы с натуры мы относим рисование натюрмортов, овощей и фруктов, предметов быта, пейзажей, животных, человека и т.д. Рисовать с натуры можно всё, что окружает учащегося в процессе обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Рисование с натуры помогает ребёнку учиться наблюдать за миром, видеть и выделять закономерности взаимодействия окружающих объектов, их взаимное влияние друг на друга. Работа с натуры является сложным и многогранным процессом, помогающим расширять научные знания, развивать эстетический вкус и творческое видение, а значит, способствует решению одной из ключевых педагогических задач дополнительного образования – творческому развитию личности ребёнка.

В отличие от школьного, в дополнительном образовании большее время возможно отвести на обучение детей работе с натурой, развитию творческих способностей. Также выполнение работы с натуры развивает и мышление учащегося. Для выполнения успешной работы с натуры, наравне с развитием наглядно-образного мышления, активно применяются методы абстрактно-логического мышления, которые используются для познания окружающего мира. Анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция и аналогия являются непременными условия выполнения работы с натуры. Например, моделирование используется, когда применяем полученные ранее знания на подобных объектах. Или, в более широком смысле, это наравне с анализом используется при разложении объекта на простые формы – разделяя вазу на цилиндр и шар, получают вазу из уже знакомых схожих с ней объектов.

Именно осознанное применение перечисленных методов при работе с натурой позволяет формировать навыки восприятия и познания окружающего мира. Недостаток работы с натурными объектами, заключается в неумении применять учащимся логические методы, которые впоследствии могут препятствовать воплощению творческих замыслов учащихся и убедительному изображению предметов и явлений окружающей действительности.

Но что мы подразумеваем, говоря о натуре, как о части окружающего мира? Для рисования могут быть использованы любые предметы окружающего мира, в том числе, в ходе обучения используются так называемые фотографии-референсы и копирование уже существующих произведений искусства. Однако, рисование с натуры не имеет ничего общего с копированием. Натурная работа даёт учащимся уникальный опыт, который нельзя получить путём копирования фотографий или чужих рисунков. Рисуя с натуры, мы анализируем, изучаем, сравниваем, устанавливаем черты сходства и определяем различия, получаем богатый зрительный опыт, развиваем творческий потенциал и художественно-образное мышление. Нарабатываем багаж умений и знаний, необходимых художнику. Всё вышеперечисленное тренируется длительное время и полезно для художников и учащихся любого уровня развития художественно-творческих способностей. В дальнейшем эти умения пригодится художнику для изображения предметного мира по памяти. Для человека, который занялся копированием, стоит совершенно иная задача. При копировании необходимо точное повторение оригинального изображения, в результате чего получается механическое копирование практически без какого-либо осмысления, к тому же процесс переноса трёхмерного образа на лист бумаги принципиально отличается от работы с уже готовым плоскостным изображением.

Одной из важных задач художественного развития детей является пробуждение у них эстетического отношения к действительности. Во время творческой деятельности идёт приобщение к истории, к духовному общению с природой, пониманию её ценности. Художник передаёт своё эмоциональное состояние через художественный образ, который складывается в воображении и осуществляется в ходе практической деятельности.

Дополнительное образование не является обязательным, но оно даёт намного больше возможностей для развития творческого потенциала, социальной адаптации, качественной организации свободного времени. В его основе лежит добровольное желание ученика использовать свободное от уроков время.

В системе дополнительного образования занятия должны быть интересными, привлекательными, оригинальными и инновационными. Обычно они проводятся в особенном образовательном пространстве: специально оборудованных помещениях – творческих студиях, в небольших группах учащихся, что позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении. Как известно, в школе на уроках изобразительного искусства не всегда есть возможность организовать сложную постановку ввиду отсутствия времени, а за пределами школы процесс обучения и воспитания менее регламентирован. Поэтому, дополнительное образование даёт прекрасную возможность получить углублённые знания и навыки по рисованию с натуры и художественному становлению личности учащегося.

Внутренний мир художника, его личные качества находят выражение в творчестве. Благодаря произведению искусства художник переносит нас в свой мир, и чтобы отразить этот мир ему необходимо обладать определёнными знаниями, которые возможно получить с помощью длительной натурной работы. Именно наблюдение за реальным объектом, столь необходимое при работе с натурой, развивается с каждой новой работой, выполненной учеником. Работа с натуры открывает для него новые черты в мире творчества, помогает познавать его. А система дополнительного образования оказывает в этом максимальную поддержку, обеспечивает дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, эстетического развития каждого ребёнка, удовлетворения его индивидуальных творческих и образовательных потребностей.

Drawing from nature as a way of knowledge of the real world in the system of additional education

Loginova E.S.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscowe
Goloshchapova L.V.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscowe

Research supervisor:
Semynova Maria Alexandrovna
Professor of the Department of Painting and Composition of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation: The article reveals the fundamental role of drawing from nature as an important component of fine art. Drawing from nature as one of the ways of knowing the world around us in the system of additional education. The necessity of teaching drawing from life as a fundamental factor in the education, development and formation of the student’s personality has been identified and justified. The article is of interest to students of pedagogical universities, artists, teachers, parents and readers interested in the upbringing and development of children.
Keywords: art education, drawing from nature, aesthetic education, teaching method, fine art, art, personality development, cognition, personality development.


  1. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография. М.: МГПУ, 2011. 320 с.
  2. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 126 с.
  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. М.: Агар, 1998. 336 с.
  4. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Ленинград: Издательство Областного союза советских художников, 1935. 91 с.
  5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 2000. 251 с.
  6. Рощин С.П., Хлебников А.С., Филиппова Л.С., Архипов А.А., Зинченко Н.В., Пензин И.С. / Рисунок. Монография / М.: 2019.
  7. Семенова М.А. Об индивидуально-творческом содействии становлению педагога-художника. (дата обращения: 20.04.2020)..
  8. Семенова М.А. Работа с натуры в аспекте формирования художественной культуры педагога-художника // В сборнике: Перспективы развития культуры и искусства в образовательном пространстве столичного мегаполиса материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. М.: МГПУ. 2017. С. 154-158.
  9. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: «Академия», 2012. 256 с.
  1. Burovkin L.A. Scientific and methodological conditions of artistic education of students in institutions of additional education: monograph. M.: MGPU, 2011. 320 pages.
  2. Goncharov I.F. Aesthetic education of schoolchildren by means of art and reality. M.: Pedagogics, 1986. 126 pages.
  3. Cousin V.S. Fine Arts and his teaching methodology at school. Textbook. The 3rd edition, reslave. And additional M.: Agar, 1998. 336 pages.
  4. Radlov N.E. Drawing from nature. Leningrad: Publishing House of the Regional Union of Soviet Artists, 1935. 91 pages.
  5. Rostov N. Methodology of teaching fine art in school: textbook for students of artists. Fak. пед. institutes. 3rd ed., additional. M.: AGAR, 2000. 251 pages.
  6. Roshchin S.P., Khvetnikov A.S., Filippov L.C., Archipelago A.A., Zinchenko N.V., Penzin I.S. / Drawing. Monograph. M.: 2019.
  7. Semenova M.A. On individual-creative assistance to the formation of a teacher-artist. (date of the address: 20.04.2020).
  8. Semenova M.A. Work from nature in the aspect of formation of artistic culture of the teacher-artist // In the collection: Prospects of development of culture and art in the educational space of the metropolitan metropolis materials of the scientific and practical conference of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City Pedagogical University. M.: MGPU. 2017. Page 154-158.
  9. Sokolnikov N.M. Methodology of Teaching Fine Art: Textbook for Students of Institutions High Prof. Education / N.M. Sokolnikov. - 5th Ed., Re. And additional M.: «Academy». 2012. 256 pages.