Соавторы: Андреева Софья Андреевна бакалавр 4 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва / Бабченко Арина Викторовна бакалавр 4 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва / Золотаренко Екатерина Александровна бакалавр 4 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва / Минаева Ксения Александровна бакалавр 4 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва / Шарикова Наталья Геннадьевна бакалавр 4 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Научный руководитель: Гончарова Виктория Анатольевна, заведующая кафедрой методики обучения английскому языку и деловой коммуникации института иностранный языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 371

Аннотация. Актуальность широкоформатного использования проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях обусловлена социальным заказом общества на формирование проектно-исследовательских компетенций выпускников, готовых занять активную позицию в проектировании как собственной профессиональной траектории, так и жизни общества. Однако зачастую учителя сталкиваются с отсутствием технологии реализации проектно-исследовательской деятельности. В данной статье рассмотрено понятие проектно-исследовательской деятельности обучающихся, уточнена технология проектно-исследовательской деятельности в ходе обучения английскому языку в школе, а также представлены результаты исследования потенциала такой деятельности с точки зрения пяти разных аспектов. Исследование обусловлено опытом сотрудничества с лицеем № 1535 в рамках конкурса проектов «Lingua+».

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, английский язык, метапредметные умения, самостоятельная работа, социальный интеллект, межкультурная коммуникативная компетенция, гражданская идентичность

Процесс обучения иностранным языкам постоянно изменяется, совершенствуется в связи с появлением наиболее эффективных методов и подходов к обучению. Одно из стратегических направлений модернизации системы образования в целом – постепенный переход от репродуктивного метода обучения к новому, обеспечивающему не только познавательную активность обучающихся, а также самостоятельность мыслительной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность школьников приобретает всё более широкое применение в практике обучения иностранным языкам. Ярким подтверждением того, что проектно-исследовательская деятельность на иностранном языке интенсивно развивается? на сегодняшний день является наличие таких конкурсов как: Lingua+; международный творческий конкурс «My English Project», проводимый на образовательном портале дистанционных проектов по английскому языку «Англиус»; олимпиада «Мост-Bridge: Межкультурный диалог», которая проводится при поддержке Cambridge University Press, Cambridge Assessment English.

Так как проектно-исследовательская деятельность является сравнительно новой формой организации учебной деятельности, для начала рассмотрим последовательно понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность».

По А.В. Леонтовичу, проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Важным условием реализации проектной деятельности является чёткое, заранее сформулированное видение конечного продукта этой деятельности. Заранее определённые этапы проектирования (концепция, постановка целей и формулирование задач, определение ресурсов деятельности, построение плана, организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности также являются необходимыми условиями для реализации проектной деятельности. Много внимания уделяется проектной деятельности и другими учёными [2, с. 12]. В своих трудах, Евгения Семёновна Полат отмечает, что проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, который будет оформлен каким-то образом [4, с. 77]. По ведущему компоненту Е.С. Полат на первое место выделяет исследовательские проекты, которые в трудах зарубежных методистов определяются как «Information and Research projects».

В свою очередь, исследовательская деятельность обучающихся, как отмечает А.В. Леонтович, – это такая деятельность обучающихся, которая направлена на решение творческой, но в то же время исследовательской задачи, решение для которой заранее неизвестно. Такая деятельность, как и любое другое исследование, предполагает наличие определённой структуры и основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, а именно постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения [2, с. 13].

Что же представляет собой проектно-исследовательская деятельность школьника?

Исходя из сформулированных выше определений исследовательской и проектной детальности, можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность (далее ПИД) – это организованная творческая деятельность обучающегося по проектированию собственного исследования, направленная на решение исследовательской задачи, получение новых знаний из разных сфер деятельности, а также систематизацию данных знаний и получение конкретных продуктов, связанных с решением актуальных, часто междисциплинарных, проблем. Проектно-исследовательская деятельность является обязательной для выполнения всеми школьниками, что доказывает актуальность ее междисциплинарного исследования.

В 2019 г. стартовал экспериментально-исследовательский проект сотрудничества (Лицея №1535 и кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации МГПУ) в рамках темы «Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников на английском языке», в котором нам удалось принять участие. Проектно-исследовательская деятельность в лицее в 2019-2020 гг. проводилась в рамках конкурса проектных и исследовательских работ школьников на иностранных языках «LINGUA+», учредителями которого являлись ГАОУ ВО МГПУ и Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Анализ ресурсного потенциала проектно-исследовательской деятельности на английском языке являлся основной задачей нашего исследования.

Анализ опыта реализации проектно-исследовательской деятельности на английском языке в школе позволил выделить её ключевые особенности:

  • язык является средством общения, а ПИД раскрывает большие возможности для обучающихся для использования английского языка с целью его совершенствования и развития иноязычной коммуникативной компетенции;
  • ПИД является механизмом для создания ситуации реального межкультурного общения, в основу которого положена идея исследовательской деятельности на результат, который достигается благодаря решению проблемной задачи;
  • ПИД на английском языке подразумевает использование индивидуального подхода, т.е. учета уровня владения АЯ, предоставление обучающимся условий для выполнения работы, которые были бы посильны по сложности и объему.

На основе выявленных особенностях ПИД на английском языке, можно сказать, что проектная-исследовательская деятельность на английском языке представляет собой интеграцию образовательной и воспитательной задач обучения, позволяет использовать английский язык в качестве средства познания и выражения в уникальной ситуации языковой среды, которая является близкой к ситуации реального общения на английском языке и предоставляет обучающемуся возможность проявить свои творческие и коммуникативные способности в использовании английского языка за пределами учебных занятий.

В ходе участия в программе сотрудничества «Школа-ВУЗ» с лицеем № 1535 были выявлены некоторые недостатки в организации проектно-исследовательской деятельности школьников, в связи с чем было принято решение уточнить технологию организации проектно-исследовательской деятельности и изложить суть каждого из ее этапов в таблице 1.


Таблица 1. Организация проектно-исследовательской деятельности в школе

ЭтапКраткое содержание этапа
I. информационно-подготовительный этап обучающиеся получают общее представление о проектно-исследовательской деятельности, о структуре предстоящей работы
II. организационно-проектировочный этап на данном этапе происходит выбор темы, которая будет исследоваться в ходе дальнейшей ПИД; составляется краткий (сначала черновой) план структуры предстоящей работы
III. исследовательский этап обучающийся приступает к непосредственному сбору нужных материалов (литературы) по выбранной им теме и их анализу; оформляется введение к работе и её теоретическая часть; разработка практической части исследования
IV. презентационный этап презентация результата или продукта проекта на иностранном языке
V. рефлексивный этап оценка проделанной работы как путём коллективного обсуждения, так и путём самооценки

Так как проектно-исследовательская деятельность является многоаспектной деятельностью, было принято решение уточнить технологию организации ПИД на английском языке с точки зрения:

  • развития метапредметметных умений обучающихся;
  • формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся;
  • развития социального интеллекта обучающихся;
  • организации самостоятельной работы обучающихся;
  • формирования гражданской идентичности обучающихся.

Рассмотрим каждый аспект более подробно.

1. Развитие метапредметных умений обучающихся

Современное общество все чаще обращает свое внимание на развитие метапредметных умений, так как в современных реалиях человек каждый день обрабатывает огромное количество информации, самостоятельно планирует деятельность, сталкивается с различными проблемами, организовывает контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. Поэтому развитие метапредметных умений современного школьника становится векторной целью образования. Необходимо отметить, что существует целый перечень требований Федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам обучающихся. Таким образом, можно определить, что метапредметные умения - это сложные интеллектуальные умения, основанные на сформированных универсальных учебных действиях (далее УУД), направленных на достижение метапредметных результатов образовательной деятельности.

Одним из условий и возможностей для реализации метапредметных умений современного школьника является проектно-исследовательская деятельность на английском языке, т.к. проектно-исследовательская деятельность ориентирована на практическую деятельность. Это дает ресурс для развития метапредметных умений, которые обучающиеся смогут применять за рамками учебных предметов, то есть в реальной жизни. Для этого необходимо уточнить технологию, представленную нами в Таблице 1, с целью развития метапредметных умений на каждом из этапов с помощью добавления различных приемов [3]. Поскольку каждый этап имеет свою определенную цель, а соответственно применяются разные метапредметные умения, приемы были подобраны таким образом, чтобы направить обучающихся на использование конкретных метапредметных умений, что будет способствовать их развитию (см. Таблицу 2). Более того, путем данных приемов возможно минимизировать количество трудностей, с которыми могут столкнуться обучающиеся в ходе проектно-исследовательской деятельности на английском языке.


Таблица 2. Развитие метапредметных умений в ходе ПИД

ЭтапМетапредметные умения, развиваемые в ходе ПИД на конкретном этапеПриемы, нацеленные на развитие метапредметных умений
I. информационно-подготовительный этап - умение обобщить, выделить важную информацию;
- умение проанализировать полученную информацию с целью умозаключения.
- концептуальное колесо; - «знаю-хочу узнать-узнал»
II. организационно-проектировочный этап - умение сформулировать тему и проблему исследования, аргументированно обосновывать актуальность на иностранном языке;
- умение выбирать наиболее совершенные методы исследования для решения конкретных задач;
- умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
- диаграммы Ганта; - дерево целей
III. исследовательский этап - умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- умение самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
- умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- матрица распределения ответственности
IV. презентационный этап - умение успешного публичного выступления;
- умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- формула ПОПС
V. рефлексивный этап - умение адекватного оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности;
- умение организовывать контроль, самоконтроль, взаимоконтроль;
- умение выявлять проблемы собственной деятельности, найти их причины и смоделировать пути решения.
- кластеры; - Mind Map

Таким образом, развитие метапредметных умений необходимо для всестороннего развития личности, объединения и систематизации полученных знаний, целостности восприятия мира обучающимися. При использовании уточненной технологии проектно-исследовательская деятельность на английском языке становится источником для развития метапредметных умений на каждом из этапов, приведенных в таблице 2.

2. Организация самостоятельной работы обучающихся

В наши дни повышается тенденция к модернизации российского образования и одной из главных задач является ознакомление обучающихся с необходимыми навыками и умениями для самостоятельного приобретения знаний, а также предоставление возможности для развития их познавательной самостоятельности и активности. Так как умения самостоятельной работы напрямую связаны и являются составляющей метапредметных умений, которые требуются от школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности, можно сделать вывод, что такая деятельность обладает большим потенциалом для развития умений самостоятельной работы, поскольку предоставляет возможности для развития познавательной самостоятельности и активности обучающихся, а также позволяет им проявить творческий потенциал в ходе деятельности.

Самостоятельная работа – это деятельность, характеризующаяся самоконтролем учащегося, его возможностью самостоятельно определить режим и место работы, а также его мотивированной познавательной потребностью и отсутствием непосредственного контроля со стороны учителя. Самостоятельная работа обучающегося в процессе изучения английского языка оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний ученика по предмету, на развитие его познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Основным ресурсом для организации самостоятельной работы обучающихся в ходе проектно-исследовательской деятельности на английском языке может выступать дневник проектно-исследовательской деятельности, главной целью которого является систематизация индивидуальной работы ученика, его трудностей и достижений. Задания из дневника, выполняемые на каждом этапе, обеспечивают развитие навыков самостоятельного и творческого преобразования действительности. Также, обучающийся учится решать задачи, для которых готового решения ещё не существует. Так, например, заполняя на рефлексивном этапе разработанную нами таблицу «Can I be autonomous while doing research-project work?» (см. Таблицу 3) на стадии рефлексии, обучающийся может оценить свою готовность к автономному выполнению проектно-исследовательской деятельности. Стоит отметить, что проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся.


Таблица 3. Can I be autonomous while doing research-project work?

  Did absolutely autonomously Managed with the help of the teacher Teacher did instead of me
1. Defining «a research and project work» for myself      
2. Planning every stage      
3. Choosing a topic      
4. Finding literature and resources      
5. Writing an introductory part      
6. Writing a theoretical part      
7. Choosing the suitable research method      
8. Writing a practical part and the conclusion      
9. Choosing the format of the product      
10.Preparation of the final presentation      

4. Развитие социального интеллекта обучающихся

Несмотря на необходимость развития умений самостоятельности и автономности у обучающихся, современный востребованный человек – хороший командный игрок, который находится в балансе не только с собой, но и с обществом, в котором он живет, с его ценностями, традициями и культурой. Изучение взаимосвязи способов общественного сосуществования и роль интеллекта в нем привели к появлению понятия социального интеллекта в рамках психологии и в дальнейшем педагогики.

Проблема социального интеллекта как психологического явления является достаточно изученной на сегодняшний день. Под социальным интеллектом понимается вид общего интеллекта, отвечающий за успешность человека в межличностном общении, характеризующийся ситуативностью, т.е. способностью человека выбирать наиболее подходящую линию поведения в конкретной ситуации, способностью к анализу поведения окружающих и определению дальнейшей траектории, способностью человека к самопознанию себя как члена общества [1].

Однако, можно заметить немногочисленность работ по изучению способов развития социального интеллекта у обучающихся, особенно на уроках иностранного языка, особенно в ходе проектно-исследовательской деятельности. Так как социальный интеллект напрямую связан с коммуникативными умениями, которые требуются от школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности, можно проследить некоторые общие черты, что позволяет сделать вывод, что ПИД обладает большим потенциалом для развития социального интеллекта обучающихся. Необходимо организовать деятельность так, чтобы она стала социально-ориентированной. Социальное проектирование в школе является тем звеном, которое объединяет в себе особенности проектно-исследовательской деятельности и является социально-ориентированной деятельностью, так как ее итог представляет собой социальной проект. Социально-ориентированная ПИД имеет ряд особенностей. Тема проекта должна отражать реально существующую актуальную проблему и должна быть направлена на улучшение качества жизни общества. Примерами таких тем могут служить:

  • «The problem of the generation gap in Moscow»
  • «Price reduction in Moscow hypermarkets: benefits for money savers»
  • «Keep Moscow Green»

Любая ПИД может быть направлена на развитие социального интеллекта. Так как умение работать в команде, умение успешно заводить и вести конструктивный диалог, умение адекватно воспринимать критику и др. являются компонентами социального интеллекта, то необходимо при организации проектной деятельности отдать предпочтение групповой форме работы. Работа в микрогруппе позволит школьникам проявить навыки эффективного и продуктивного взаимодействия с членами группы.

Необходимо также включить в процесс исследования некоторые приемы социологической работы (опрос/ анкетирование), что позволит обучающимся непосредственно взаимодействовать с целевой аудиторией, социумом. Умение понимать посылы, эмоции, чувства других людей и строить свою деятельность исходя из них – важное умение, входящее в понятие социального интеллекта.

Таким образом, при особой организации проектно-исследовательская деятельность может быть направлена на развитие социального интеллекта школьников и носить социально-ориентированный характер.

4. Формирование основ межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся

В современном обществе молодежь существует в условиях открытости, возможности общения с представителями различных культур, поэтому социальный заказ обуславливает формирование коммуникативной компетенции как одной из главных целей обучения иностранным языкам во всех типах учебных заведений. В ходе формирования основ межкультурной коммуникативной компетенции акцентируется внимание на применении проектно-исследовательской деятельности.

Основы межкультурной коммуникативной компетенции – это минимально достаточный уровень и способность осуществлять иноязычное общение с представителями других культур с учетом национальных особенностей, владения фоновыми и социокультурными знаниями, инокультурными концептами, а также личностным ориентиром на более глубокое познание собственной культуры через призму культуры иноязычной. Именно такое сознательное и познавательное отношение к родной культуре позволяет стать участником диалога культур.

ПИД может реализовать основы межкультурной коммуникативной компетенции. Здесь необходимо принять во внимание 2 контура, через которые может быть реализована межкультурная коммуникативная компетенция в проектно-исследовательской деятельности:

  1. Внешний контур. В него входит формулировка самой темы, ее специфика и предмет изучения.
  2. Внутренний контур. Он включает в себя способы организации самой деятельности, ее процесса.

Главным ресурсом в этом является специально подобранная тема, которая может позволить изучить практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны на основе межкультурного взаимодействия.

Для успешного синтеза ПИД и межкультурной коммуникативной компетенции важно понимать процессуальные особенности межкультурной коммуникативной компетенции и определенные критерии и дескрипторы при подборе темы. Она должна содержать ту проблему, которая в итоге выведет к осознанию множественности мировосприятий. Для формирования основ межкультурной коммуникативной компетенции очень важны межкультурные умения и толерантность. Тема проектно-исследовательской деятельности должна содержать проблему на границе культур как разных мировоззрений. Такие темы, как «Национальная идентичность и космополитизм», «Британский след в истории Москвы», «Влияние трендов Лондона на моду в Москве» дают обучающимся возможность не только лучше узнать собственную культуру, взглянуть на нее и себя в ней по-новому, но и осуществить медиацию между культурами, которая играет важную роль в разрешении межкультурных конфликтов.

5. Формирование гражданской идентичности обучающихся

В настоящее время проблема формирования у молодого поколения гражданской идентичности является крайне актуальной. Воспитание у школьников таких качеств как патриотизм и отчизнолюбие определяется Законом РФ «Об образовании».

В настоящих условиях изменений системы образования все более значительной представляется задача воспитания молодого поколения в соответствии с ценностями гражданского общества. На первом плане выступает задача формирования человека, склонному к социализации, почитающего культурное достояние, приобщающегося к традициям и корням народной культуры. Современные реалии требуют от системы образования осуществление подготовки конкурентной личности, способной к решению жизненно важных проблем, готовой к исполнению гражданского долга, ответственной за собственное благополучие и благосостояние своей страны. Общеобразовательные органы должны осуществлять подготовку выпускников, обладающих навыками практической деятельности в конституционном государстве. Пропорционально на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности обучающихся общеобразовательных школ. У молодого поколения наблюдается недостаток гражданской, патриотической самоидентификации и целесообразного общественного образа действий.

Работа по высокопатриотическому воспитанию обучающихся с использованием проектно-исследовательской деятельности обеспечивает постоянность и взаимозависимость в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных предпочтений ученика, формирует мировоззренческие основы личности для плодотворного вступления в общество. Язык является инструментом общения, а иностранный язык – это инструмент социализации в рамках межкультурного общения. Соответственно, общаясь с представителями других культур, необходима устойчивая национальная и гражданская позиция.

Формирование гражданской идентичности личности составляет одну из основных задач российского образования, так как в образовательной организации сосредоточена и умственная, и общегражданская, и нравственная, и культурная жизнь детей и подрастающего поколения. Именно в школе проходит накопление социальной практики обучающихся, изменение ценностных установок.

Проектная деятельность на английском языке не только становится для обучающихся особой формой учебной работы и мотивирует их к дальнейшему изучению и совершенствованию языка, но и способствует воспитанию самостоятельности, инициативности и ответственности за свою деятельность, повышает эффективность учебной деятельности в целом. Таким образом, при использовании уточненной технологии проектно-исследовательская деятельность на английском языке становится источником для формирования гражданской идентичности на каждом из этапов.

Так, в рамках данной статьи, нами была изучена ресурсность проектно-исследовательской деятельности при обучения английскому языку с различных точек зрения. Действительно, в ходе выполнения проектно-исследовательской деятельности на английском языке неизбежно развиваются метапредметные умения на основе выполнения различных упражнений на каждом этапе, которые параллельно затрагивают умения самостоятельной работы, развивающиеся на основе выполнения различных заданий, в которых от обучающихся требуется принятие сложных интеллектуальных решений самостоятельно. Развитие метапредметных умений и умений самостоятельной работы в ходе проектно-исследовательской деятельности является хорошей базой для развития социального интеллекта на базе определённых социально-ориентированных тем, а также приёмов социологической работы. Также, исследования в рамках ориентированных тем, могут способствовать формированию основ межкультурной коммуникативной компетенции, а также формированию основ гражданской идентичности. Все изученные выше аспекты тем или иным способом связаны между собой и могут одновременно формироваться или развиваться в рамках проектно-исследовательской деятельности на английском языке.

Resource potential of the research and project work in teaching the English language

Talibova D.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthors:
Andreeva S.A.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Babchenko Arina Viktorovna
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Zolotarenko E.A.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Minaeva K.A.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Sharikova N.G.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Goncharova Victoria Anatolyevna,
Head of the Department of English Language Teaching and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation: The relevance of the widespread use of design and research activities in educational institutions is due to the social order to train highly qualified specialists with design thinking who are ready to be creative in solving professional problems of any complexity. However, teachers often face a shortage of technology for the implementation of the design and research activities. This article discusses the conceptual understanting of the problem of design and research activities of students, conducts a comparative analysis of the basic concepts, provides a brief overview of 6 different educational aspects studied by the design workshop in the framework of «the School-University program». During this project, our group faced a number of difficulties that caused the creation of technology for design and research activities.
Keywords: research and project work, English, meta-subject skills, independent work, social intelligence, intercultural communicative competence, civic identity