Аннотация. Статья посвящена одной из проблем в обучении иностранному языку, а именно – внедрению образовательных Интернет-ресурсов при обучении английскому языку. В статье рассматриваются основные направления использования образовательных Интернет-ресурсов на уроках английского языка. Особое внимание уделяется тем сторонам обучения, в ходе реализации которых, образовательные Интернет-ресурсы не внедряются учителем. В связи с этим отбирается база возможных образовательных ресурсов в данной области для дальнейшей разработки технологии их использования в ходе проведения урока по английскому языку с целью повышения мотивации, раскрытия творческих возможностей учащихся основной общеобразовательной школы.

Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии; образовательные Интернет-ресурсы; проектная деятельность; интерактивные технологии; модернизация образования.

Процесс глобализации и интеграции образования в мировое сообщество ставит перед современной системой образования новую задачу – внедрение образовательных Интернет-ресурсов в процесс обучения, представляющих собой инновационную форму организации учебного процесса. Как отмечает С.В. Мичугина, «наличие у человека такой способности как построения зеркальных сетей говорит о том, что он биологически запрограммирован на обучение. При этом всевозможные техники имитации и визуализации в учебных целях позволяют добиться высокого уровня освоения материала благодаря тому, что человек выстраивает аналогичные нейронные сети при просмотре выполнения действия другими. Никто не сможет отрицать невероятной популярности видео канала Youtube, где можно найти не только развлекательные видео, но и массу образовательных ресурсов по обучению не только иностранному языку, но и любого теоретического и практического предмета» [7, с. 61]. Это означает, что на данный момент особое внимание при планировании учебной деятельности уделяют тенденции повышения результативности образования за счет разработки и внедрения различных Интернет-ресурсов в образовательную среду. Иностранный язык как предмет предполагает использование различных методов и форм организации учебной деятельности обучающихся, большинство из которых практикуются с использованием ИКТ.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день система образования трансформируется по мере ускорения научно-технического прогресса. Большое внимание уделяется внедрению образовательных Интернет-ресурсов как средства модернизации образования. Их тенденция развития характеризуется масштабностью и разнообразием, гибкостью относительно времени и места организации учебной деятельности. Стоит обратить внимание на разработку концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, в которой особое внимание уделяется созданию и развитию информационных образовательных сред и систем, способствующих эффективному учебному процессу.

Образовательные Интернет-ресурсы могут идти вровень с традиционными методами обучения или даже иметь преимущества над ними. Так, под образовательными Интернет-ресурсами понимают «широкий спектр медиа проектов, направленных на расширение кругозора, повышение уровня грамотности, освоение прикладных навыков и умений в различных сферах человеческой деятельности» [3, с. 18]. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка позволяет учителям-предметникам наиболее полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.

С целью выявления наиболее распространенной сферы употребления Интернет-ресурсов на уроках английского языка в средней школе был проведен опрос учащихся 9 классов основной общеобразовательной школы № 1576. Результаты опроса представлены в виде диаграмм (см. рисунок 1-3).

Результаты опроса на предмет использования образовательных Интернет-ресурсов на уроках английского языка в основной школе (вопрос 1)

Рис.1. Результаты опроса на предмет использования образовательных Интернет-ресурсов на уроках английского языка в основной школе (вопрос 1)

Результаты опроса на предмет использования образовательных Интернет-ресурсов на уроках английского языка в основной школе (вопрос 2)

Рис.2. Результаты опроса на предмет использования образовательных Интернет-ресурсов на уроках английского языка в основной школе (вопрос 2)

Результаты опроса на предмет использования образовательных Интернет-ресурсов на уроках английского языка в основной школе (вопрос 3)

Рис.3. Результаты опроса на предмет использования образовательных Интернет-ресурсов на уроках английского языка в основной школе (вопрос 3)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на уроках английского языка Интернет-ресурсы используются в зависимости от типа урока. В основном они представляют собой видео и аудио материалы к учебнику, а также ресурсы для тренировки лексики и грамматики. Как видится, многие Интернет-ресурсы могут быть использованы при анализе таких сложных лингвистических явлений, как семантика слов, в том числе, синонимов [4; 5; 6; 8;].

Стоит обратить внимание на то, что на уроках английского языка ресурсы сети Интернет при проведении проектной деятельности практически не используются, при этом, учащиеся пожелали, чтобы образовательные Интернет-ресурсы использовались чаще именно при выполнении проектных работ и творческих заданий по английскому языку.

При анализе образовательных Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы в учебной деятельности, сайты для реализации проектной деятельности не были обнаружены. Говоря об ИКТ-технологиях, в основном используется компьютерная программа Power Point для создания практического результата в качестве проекта. Однако существуют различные ресурсы для создания квестов, игр, интерактивных визуальных историй, учебного видео по английскому языку, которые могут служить средством проведения проектной деятельности.

В ходе исследования была сформирована база Интернет-ресурсов (см. Таблицу 1-2), служащая источником и средством выполнения проектных работ в основной общеобразовательной школе. Она представляет собой ссылки на интересные и постоянно обновляющиеся газеты, статьи, новости, видео на английском языке, а также сервисы для создания наглядного продукта проектной деятельности (онлайн курса, музыкальных фотозарисовок, игр и тестов на английском языке, виртуальных открыток и экскурсий, видео квеста и интерактивного плаката).

Таблица 1. Образовательные ресурсы, служащие источником информации для создания проектных работ

Образовательные ресурсы, служащие источником информации для создания проектных работ:Описание ресурса:
https://junior.scholastic.com/ Школьный журнал для учащихся основной общеобразовательной школы. В журнале есть все, что нужно для того, чтобы рассказать о текущих событиях в своем классе: новости, соответствующие возрасту, связи по общественным наукам, медиа-грамотность, статьи для исследования на различные социокультурные темы и актуальные проблемы подростков.
https://www.bbc.co.uk/learningenglish/ Ресурс, позволяющий обучать английскому языку посредством видео и аудио материала, аутентичных текстов на английском языке, сгруппированных по уровням владения языком.
https://www.teenlife.com/ Ресурс, предоставляющий статьи, видео и аудио материалы для учащихся основной школы, содержащий информацию о возможности обучения подростков за пределами класса, аутентичные тексты и англоязычные видеоматериалы для расширения кругозора и развития коммуникативных умений учащихся.
http://www.abyznewslinks.com/ Ресурс, который предоставляет образовательные статьи, новости, видео того, что происходит в любой стране мира, а также возможность проходить игры и кроссворды на знание социокультурных аспектов той или иной страны по прочитанным статьям.
http://www.voanews.com/specialenglish/ Сайт, содержащий ежедневные радиопрограммы на английском языке, которые структурированы по разделам и позволяют не только слушать, но и смотреть передачи и новости на интересующую Вас тему.
http://english.language.ru/ Ресурс, содержащий в себе актуальную информацию об обучении в Великобритании, интересные факты в области лингвистики и страноведения.
http://www.onlinenewspapers.com/ Сайт, где представлены газеты на английском языке, об образовании и работе в разных странах мира.
https://learnenglishteens.britishcouncil.org/ Ресурс, в котором представлены новостные видео, статьи, игры, идеи для проектов, исследования для учащихся основной школы.

Таблица 2. Образовательные Интернет-ресурсы, служащие средством реализации проектной деятельности учащимися

Образовательные Интернет-ресурсы, служащие средством реализации проектной деятельности учащимися:Описание ресурса:
https://en.linoit.com/ Виртуальная онлайн доска совместного использования. Современный веб-сервис предоставляет огромные возможности для совместной (коллективной) работы учащихся как в школе, так и вне стен учебного кабинета.
http://classroom.google.com Платформа для создания собственного онлайн курса на любую тему, позволяющая загрузить фотографии и видео, создать тест по просмотренному видео.
https://photopeach.com/ С помощью этого инструмента можно создавать музыкальные фотозарисовки (слайд-шоу), загружая фотографии и печатая текст. Такие слайд-шоу в дальнейшем можно легко пересылать по электронной почте, а также вставлять в другую презентацию или блог.
https://learningapps.org/ Приложение, с помощью которого, учащиеся могут создавать свои задания, игры или тесты на любую интересную им тему, загружая в программу фотографии, видео.
https://www.epals.com/#/connections Сообщество, представляющее собой безопасную среду для межкультурного общения, позволяет создавать виртуальные открытки, письма друзьям по всему миру.
https://edpuzzle.com/ Ресурс, позволяющий работать с видео, изменяя его звуковое сопровождение.
http://www.adventr.tv/ Сервисы, позволяющие создавать интерактивный учебный ролик и видео-квест.
https://www.ispring.ru/ispring-suite Программа для создания видеокурсов, учебных видео, является альтернативой использования PowerPoint.
https://www.thinglink.com/ Сервис для создания интерактивных плакатов на социокультурные темы.
https://tourbuilder.withgoogle.com/ Ресурс для создания виртуальных экскурсии, виртуальные туры позволяют акцентировать внимание обучаемых на определенных моментах урока и делают его более ярким и запоминающимся.

Использование сформированной базы образовательных Интернет-ресурсов позволяет найти и проанализировать актуальный аутентичный материал (статьи, видео и аудио материалы по разной тематике), а также создать практический продукт − мультимедийный проект, который представляет собой программный продукт, где используется иллюстрированный материал, видео и аудио-эффекты. Данный проект реализуется с помощью разработанной технологии использования образовательных Интернет-ресурсов в проектной деятельности, состоящей из подготовительного, основного и заключительного этапов.

В рамках подготовительного этапа учитель знакомит с темой, проблемой, целью, задачами и образовательными Интернет-ресурсами, которые будут задействованы в реализации проекта; при реализации основного этапа учитель организует распределение учащихся по группам для выполнения проекта и более подробно знакомит с технологией создания конечного варианта проекта, информирует о критериях оценивания проекта. В ходе осуществления заключительного этапа учитель организует возможность представления проектов учащимися, оценивает проекты и подводит итоги.

Сформированная база образовательных Интернет-ресурсов позволяет реализовывать проектную деятельность в рамках любой тематики и для любых классов основной ступени обучения. Создание конечного практического продукта позволит учащимся раскрыть творческий потенциал, повысить мотивацию иноязычной деятельности и развить разные виды речевой деятельности. Анализ электронных журналов, газет позволит получить нужную для дальнейшего исследования информацию.

Features of use of educational Internet resources for teaching English language

Martynova T.V.,
bachelor of 4 year of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article is devoted to one of the problems in teaching a foreign language − the introduction of educational Internet resources while teaching English. The article deals with the main directions of the use of educational Internet resources during English lessons. Particular attention is paid to those aspects of education, during the implementation of which, educational Internet resources are not introduced by the teacher. In this regard, the base of possible educational resources in this aspect is selected for the further development of the technology of their use during English lessons in order to increase motivation, reveal creative abilities of pupils of secondary school.
Keywords: Information-communicational technologies; educational Internet resources; project activities; interactive technologies; modernization of education.


  1. Агарёва Л.А. Использование образовательных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку на среднем этапе обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. №2. С. 2-8.
  2. Александров К.В Информационно-коммуникационные технологии и обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностранные языки в школе. 2011. №5. С. 15-21.
  3. Жукова Е.А Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды // Молодой ученый. 2017. №19. С. 18-20.
  4. Лукошус О.Г. Особенности семантической структуры многозначного слова (на примере английского синонимичного ряда true, loyal, faithful) // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. №1. С. 53-61.
  5. Лукошус О.Г. Исследование инварианта и прототипа многозначного слова // Когнитивные исследования языка. 2016. №25. С. 293-298.
  6. Лукошус О.Г. Исследование семантики слов с позиций языковых категорий (на примере английских синонимов с общим значением хитрый) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. №4. С. 130-134.
  7. Мичугина С.В. Когнитивные основы обучения: зеркальные нейроны // Преподавание иностранных языков и новые подходы к академическому сотрудничеству в эпоху интернета. 2018. С. 60-64.
  8. Мичугина С.В. Модели лексикографического описания цветообозначений в английском языке // Проблемы и методы современной лингвистики. 2005. С. 86-98.
  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №2. С. 8-9.
  1. Agareva L.A. The use of educational Internet resources in teaching English during secondary school // Experiment and innovation in school. 2013. № 2. Page 2-8.
  2. Aleksandrov K.V Information and communication technologies and teaching foreign languages: from a new form to a new content // Foreign languages at school. 2011. № 5. Page 15-21.
  3. Zhukova E. A. Educational online resources: definition and types // Young scientist. 2017. № 19. Page 18-20.
  4. Lukoshus O.G. Features of the semantic structure of a multi-valued word (on the example of the English synonymous series true, loyal, faithful) // Bulletin of Moscow State Regional University. 2014. № 1. Page 53-61.
  5. Lukoshus OG The study of the invariant and prototype of a multi-valued word // Cognitive language studies. 2016. № 25. Page 293-298.
  6. Lukoshus O.G. The study of the semantics of words from the standpoint of linguistic categories (English synonyms with a common meaning tricky) // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2020. № 4. Page 130-134.
  7. Michugina S.V. Cognitive Foundations of Learning: Mirror Neurons // Teaching Foreign Languages and New Approaches to Academic Cooperation in the Internet Age. 2018. Page 60-64.
  8. Michugina S.V. Models of the lexicographic description of color designations in English // Problems and methods of modern linguistics. 2005. Page 86-98.
  9. Polat E.S. The method of projects in foreign language lessons // Foreign languages at school. 2000. № 2. Page 8-9.